Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 10:43, курсовая работа
Целый ряд неблагоприятных социально-экономических изменений, которые произошли в нашей стране, затронули подрастающее поколение и особенно детей дошкольного возраста. По мнению ряда ученых (…) , в настоящее время возникли существенные противоречия между целями физического воспитания, физической подготовки подрастающего поколения и реальными возможностями их осуществления для каждого человека.
Осуществляя контроль, нужно
следить за тем, чтобы при
выполнении упражнений педагог
обращал внимание на
Такие движения, как ходьба, бег, лазание и т.д., если они выполняются правильно, способствуют формированию правильной осанки. Ряд упражнений специально используется для этой цели: упражнения для мышц плечевого пояса, спины и живота. Развитие и укрепление этих групп мышц, в основном разгибателей, способствуют созданию так называемого "мышечного корсета", воспитанию правильной осанки. В каждом занятии предлагаются упражнения для развития и укрепления свода стопы (ходьба на носках, пятках, лазание по лестнице, ходьба по уменьшенной площади опоры, бег и т.д.), но все эти упражнения должны выполняться методически правильно.
При выполнении физических упражнений
следует приучать детей правильно
дышать, особенно это важно во время
занятий на открытом воздухе. Углубленное
дыхание, естественно, появляется в
процессе выполнения различных физических
упражнений. В покое у дошкольников
дыхание более поверхностное (это
объясняется анатомо-
В холодное время года (особенно зимой) больше внимания следует уделять носовому дыханию, особенно в группах детей, предварительно не закаленных. Но в то же время не надо бояться, когда при беге, ходьбе или выполнении других упражнений при произвольном дыхании дети дышат ртом. Как правило, дыхание через рот чередуется с носовым дыханием (если нос у ребенка очищен от слизи), и поток холодного воздуха сменяется теплым, согретым и очищенным при прохождении через носовые ходы воздухом. Это является хорошим закаливающим средством. Постепенно в процессе тренировки у детей вырабатывается ритмичное и глубокое дыхание; они дышат не только ртом, но и носом, и эффективность носового дыхания увеличивается.
Для оценки влияния физической нагрузки на организм ребенка, ее величины и интенсивности определяют ответную реакцию основных энергообеспечивающих систем (сердечнососудистой и дыхательной). Частота сердечных сокращений является информативным показателем реакции организма на физическую нагрузку и характеризует расход энергии. По изменению частоты пульса в процессе физической нагрузки и в восстановительном периоде можно оценить правильность выбора и соответствие мышечной нагрузки функциональным возможностям детского организма.
Вывод по главе.
В общей системе образовательной
работы физическое воспитание детей
дошкольного возраста занимает особое
место. Именно в дошкольном детстве
в результате целенаправленного
педагогического воздействия
В первой главе нашего исследования мы теоретически обосновали проблемы развития физических качеств дошкольников в процессе физической подготовленности. Для этого мы охарактеризовали сущность развития физических качеств, двигательные навыки и возрастные анатомо-физиологические особенности развития детей дошкольного возраста, физическое развитие и физическую подготовленность в системе физического воспитания.
Таким образом, рекомендованные Министерством образования России программы по физическому воспитанию для дошкольного образовательного учреждения ориентируют инструктора на учёт индивидуальных особенностей дошкольников, связанных с их темпами биологического созревания, уровнями физического развития и двигательной подготовленности. Однако конкретные методические подходы, указания и разработки в данном направлении практически отсутствуют. Поэтому для достижения поставленной цели исследования необходимо перейти к практическому изучению данной проблемы. Одним из наиболее важных направлений деятельности старшего воспитателя является педагогический контроль над реализацией программы физического воспитания на основе анализа результатов диагностики физического состояния воспитанников.
Следующая глава раскрывает практическое исследование эффективности методики развития физических качеств дошкольников, где показаны результаты диагностики экспериментальной работы по физическим качествам дошкольников в процессе физической подготовленности и сделан анализ и обработаны данные экспериментальной работы.
Глава 2. Мониторинг.
2.1. Диагностика уровня развития физических качеств старших дошкольников на констатирующем этапе исследования.
В данном параграфе мы описываем
экспериментальную работу, проведенную
в ДОУ по проблеме развития физических
качеств дошкольников в процессе
физической подготовленности, но для
этого, в начале, обращаем внимание
на группы здоровья каждого ребенка.
А затем, используя методы исследования,
применяемые в
Поскольку невозможно осуществлять развитие физических качеств детей только педагогическим мерами, совместно с медицинскими работниками необходимо оценить здоровье детей и выявить группы здоровья детей. Каждая группа здоровья характеризуется следующим образом.
К первой группе здоровья относятся здоровые дети и хорошими функциональными показателями, нормальным физическим развитием. Дети этой группы редко болеют, быстро без последствий справляются с заболеванием и имеют минимальное число пропусков по болезни.
Ко второй группе относятся тоже здоровые дети, не имеющие хронических заболеваний. Однако у них низкие показатели мышечной силы, жизнеспособности легких, содержания гемоглобина в крови, могут наблюдаться небольшие отклонения со стороны зрения, речи, физического развития, осанки, сердечнососудистой системы, частые или длительные заболевания из-за сниженной сопротивляемости.
К третьей группе относятся дети с хроническими заболеваниями в компенсированном состоянии. Эти дети состоят на диспансерном учете у педиатра или специалиста и получают регулярное лечение.
К четвертой и пятой группе относятся дети с тяжелыми органическими нарушениями и тяжелыми хроническими заболеваниями. Массовые дошкольные учреждения дети этих групп не посещают.
Прежде чем соотнести детей к той или иной группе здоровья, необходимо изучить и оценить их состояние по четырем основным критериям: наличие или отсутствие заболеваний; уровень физического и психического развития, гармоничность развития; уровень физических систем организма; устойчивость к воздействию вредных факторов среды (в том числе и к заболеваниям).
Таблица 2 - Состав экспериментальной группы.
№ п/п
Фамилия, имя
Возраст
Рост, см
Вес, кг
1.
Тюменцев Женя
5 л.
97,5
19
2.
Иванов Фёдор
5 л.
103
21
3.
Ключник Регина
4,5 л.
100
23
4.
Вагин Артём
5л.
104
20,5
5.
Висковатова Лиля
5 л.
99
18
6.
Петухин Сергей
5 л.
102
21
7.
Пономарёва Полина
4,5 л.
95
19,5
8.
Тюменцев Женя
4 л.
95
17
9.
Степаненко Вика
5 л.
100
20
10.
Ашин Иван
5 л.
101
17
Из данных таблицы видно, что рост дошкольников 4-5 лет колеблется от 93 до 104 см, что близко к норме. Вес дошкольников также является нормальным и колеблется от 17 до 23 кг. В группе 54% практически здоровых детей и 46% детей, имеющих отклонения в состоянии развития. У 23% детей есть нарушение осанки.
Наиболее распространенными
2.2. Описание применяемого
Методы исследования, применяемые в экспериментальной работе:
1. Контрольные испытания (тесты).
2. Педагогический эксперимент.
3. Математико-статистические
Контрольные испытания (тесты).
Успешное решение задач
Педагогический эксперимент.
Педагогический эксперимент – это специально организуемое исследование, проводимое с целью выяснения эффективности применения тех или иных методов, средств, форм, видов, приемов иного содержания, обучения и физической подготовки. В отличие от изучения сложившегося опыта с применением методов, регистрирующих лишь то, что уже существует в практике, эксперимент всегда предполагает создание нового опыта, в котором активную роль должно играть проверяемое нововведение.
Математико-статистические методы.
В большинстве случаев в
Полученные в ходе эксперимента
данные были подвергнуты статистико-
Физическая подготовленность детей оценивалась по следующим параметрам: бег 10 м с хода (с), бег 30 м со старта (с), челночный бег (с), прыжок с места (см), прыжок с разбега (см), количество приседаний за 30 с.
Для оценки результатов тестирования применялась оценочная шкала физической подготовки – Таблица 3.
Таблица 3 – Оценочная шкала физической подготовки.
Возраст, лет, месяц
Уровень физической подготовки
высший
выше сред.
средний
ниже сред.
низкий
100% и выше
85-99%
70-84%
51-69%
50% и ниже
5 баллов
4 балла
3 балла
2 балла
1 балл
Подтягивание мальчиков
6,0-6,5
3 и выше
2
1,5
1
0
6,6-6,11
4 и выше
3
2
1
0,5 и ниже
7,0-7,5
4 и выше
3
4
1,5
1 и ниже
Подъем туловища в сек, раз за 30 сек. Девочки
6,0-6,5
24 и выше
20-23
16-19
10-15
9 и ниже
6,6-6,11
25 и выше
21-24
16-20
11--15
10 и ниже
7,0-7,5
28 и выше
23-27
18-22
12--17
11 и ниже
Прыжок в длину с места (см). Девочки
6,0-6,5
110 и выше
99-109
88-98
74-87
73 и ниже
6,6-6,11
120 и выше
109-119
98-108
84-97
83 и ниже
7,0-7,5
123 и выше
111-122
99-110
81-98
90 и ниже
Прыжок в длину с места (см). Мальчики
6,0-6,5
122 и выше
109-121
96-108
80-95
79 и ниже
6,6-6,11
128 и выше
115-127
102-114
86-101
85 и ниже
7,0-7,5
130 и выше
117-129
104-116
88-103
87 ниже
2.3. Диагностика уровня развития
физических качеств и
В обеих группах перед началом экспериментом было проведено тестирование, результаты занесены в протокол, группы подобраны так, что их данные примерно одинаковы.
Для выявления эффективности
После проведения процесса в контрольной и экспериментальной группе наблюдается повышение развития физических качеств.
Однако, в контрольной группе, результаты тестирования показывают, что развитие физических качеств в этой группе ниже, нежели в экспериментальной группе.
Следовательно, различия между полученными в эксперименте средними арифметическими значениями говорят о том, что экспериментальная методика развития физических качеств оказалась эффективней другой, по которой занималась контрольная группа.
По результатам расчётов просматривается тенденция роста развития физических качеств дошкольников в обеих группах, однако в экспериментальной группе по всем трём тестам рост физических качеств дошкольников значительно выше в процентном содержанию. Наиболее значительный прирост на 12% произошёл при определении коэффициента выносливости.