Развитие физических качеств на прогулке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 10:43, курсовая работа

Краткое описание

Целый ряд неблагоприятных социально-экономических изменений, которые произошли в нашей стране, затронули подрастающее поколение и особенно детей дошкольного возраста. По мнению ряда ученых (…) , в настоящее время возникли существенные противоречия между целями физического воспитания, физической подготовки подрастающего поколения и реальными возможностями их осуществления для каждого человека.

Вложенные файлы: 1 файл

черновик диплома.docx

— 50.10 Кб (Скачать файл)

 

 Осуществляя контроль, нужно  следить за тем, чтобы при  выполнении упражнений педагог  обращал внимание на воспитание  правильной осанки и формирование  свода стопы. 

 

Такие движения, как ходьба, бег, лазание  и т.д., если они выполняются правильно, способствуют формированию правильной осанки. Ряд упражнений специально используется для этой цели: упражнения для мышц плечевого пояса, спины  и живота. Развитие и укрепление этих групп мышц, в основном разгибателей, способствуют созданию так называемого "мышечного корсета", воспитанию правильной осанки. В каждом занятии  предлагаются упражнения для развития и укрепления свода стопы (ходьба на носках, пятках, лазание по лестнице, ходьба по уменьшенной площади опоры, бег и т.д.), но все эти упражнения должны выполняться методически правильно.

 

При выполнении физических упражнений следует приучать детей правильно  дышать, особенно это важно во время  занятий на открытом воздухе. Углубленное  дыхание, естественно, появляется в  процессе выполнения различных физических упражнений. В покое у дошкольников дыхание более поверхностное (это  объясняется анатомо-физиологическими особенностями органов дыхания), поэтому и доставка кислорода  органам и тканям меньше. При систематической  тренировке вырабатывается стереотип, обеспечивающий правильное, ритмичное  сочетание глубокого дыхания  с движениями. Во время занятий  на воздухе надо приучать детей к  дыханию через нос, рот и сочетанию  дыхания с движением.

 

В холодное время года (особенно зимой) больше внимания следует уделять  носовому дыханию, особенно в группах  детей, предварительно не закаленных. Но в то же время не надо бояться, когда при беге, ходьбе или выполнении других упражнений при произвольном дыхании дети дышат ртом. Как правило, дыхание через рот чередуется с носовым дыханием (если нос у ребенка очищен от слизи), и поток холодного воздуха сменяется теплым, согретым и очищенным при прохождении через носовые ходы воздухом. Это является хорошим закаливающим средством. Постепенно в процессе тренировки у детей вырабатывается ритмичное и глубокое дыхание; они дышат не только ртом, но и носом, и эффективность носового дыхания увеличивается.

 

Для оценки влияния физической нагрузки на организм ребенка, ее величины и  интенсивности определяют ответную реакцию основных энергообеспечивающих систем (сердечнососудистой и дыхательной). Частота сердечных сокращений является информативным показателем реакции организма на физическую нагрузку и характеризует расход энергии. По изменению частоты пульса в процессе физической нагрузки и в восстановительном периоде можно оценить правильность выбора и соответствие мышечной нагрузки функциональным возможностям детского организма.

Вывод по главе.

 

В общей системе образовательной  работы физическое воспитание детей  дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном детстве  в результате целенаправленного  педагогического воздействия укрепляется  здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые  для всестороннего гармоничного развития личности.

 

В первой главе нашего исследования мы теоретически обосновали проблемы развития физических качеств дошкольников в процессе физической подготовленности. Для этого мы охарактеризовали сущность развития физических качеств, двигательные навыки и возрастные анатомо-физиологические  особенности развития детей дошкольного  возраста, физическое развитие и физическую подготовленность в системе физического  воспитания.

 

Таким образом, рекомендованные Министерством  образования России программы по физическому воспитанию для дошкольного  образовательного учреждения ориентируют  инструктора на учёт индивидуальных особенностей дошкольников, связанных  с их темпами биологического созревания, уровнями физического развития и  двигательной подготовленности. Однако конкретные методические подходы, указания и разработки в данном направлении практически отсутствуют. Поэтому для достижения поставленной цели исследования необходимо перейти к практическому изучению данной проблемы. Одним из наиболее важных направлений деятельности старшего воспитателя является педагогический контроль над реализацией программы физического воспитания на основе анализа результатов диагностики физического состояния воспитанников.

 

Следующая глава раскрывает практическое исследование эффективности методики развития физических качеств дошкольников, где показаны результаты диагностики  экспериментальной работы по физическим качествам дошкольников в процессе физической подготовленности и сделан анализ и обработаны данные экспериментальной  работы.

 

 

Глава 2. Мониторинг.

 

2.1. Диагностика уровня развития  физических качеств старших дошкольников на констатирующем этапе исследования.

 

В данном параграфе мы описываем  экспериментальную работу, проведенную  в ДОУ по проблеме развития физических качеств дошкольников в процессе физической подготовленности, но для  этого, в начале, обращаем внимание на группы здоровья каждого ребенка. А затем, используя методы исследования, применяемые в экспериментальной  работе, такие как: контрольные испытания (тесты), педагогический эксперимент  и математико-статистические методы, мы анализируем и обрабатываем полученные данные, что полностью соответствует  логике исследования.

 

Поскольку невозможно осуществлять развитие физических качеств детей только педагогическим мерами, совместно с медицинскими работниками необходимо оценить здоровье детей и выявить группы здоровья детей. Каждая группа здоровья характеризуется следующим образом.

 

К первой группе здоровья относятся  здоровые дети и хорошими функциональными  показателями, нормальным физическим развитием. Дети этой группы редко болеют, быстро без последствий справляются  с заболеванием и имеют минимальное  число пропусков по болезни.

 

Ко второй группе относятся тоже здоровые дети, не имеющие хронических  заболеваний. Однако у них низкие показатели мышечной силы, жизнеспособности легких, содержания гемоглобина в  крови, могут наблюдаться небольшие  отклонения со стороны зрения, речи, физического развития, осанки, сердечнососудистой системы, частые или длительные заболевания из-за сниженной сопротивляемости.

 

К третьей группе относятся дети с хроническими заболеваниями в  компенсированном состоянии. Эти дети состоят на диспансерном учете у  педиатра или специалиста и получают регулярное лечение.

 

К четвертой и пятой группе относятся  дети с тяжелыми органическими нарушениями  и тяжелыми хроническими заболеваниями. Массовые дошкольные учреждения дети этих групп не посещают.

 

Прежде чем соотнести детей  к той или иной группе здоровья, необходимо изучить и оценить  их состояние по четырем основным критериям: наличие или отсутствие заболеваний; уровень физического  и психического развития, гармоничность  развития; уровень физических систем организма; устойчивость к воздействию  вредных факторов среды (в том  числе и к заболеваниям).

Таблица 2 - Состав экспериментальной  группы.

 

 

№ п/п 

Фамилия, имя 

Возраст 

Рост, см 

Вес, кг

 

1.  

Тюменцев Женя 

5 л. 

97,5 

19

 

2. 

Иванов Фёдор 

5 л. 

103 

21

 

3.   

Ключник Регина 

4,5 л. 

100 

23

 

4. 

Вагин Артём 

5л. 

104 

20,5

 

5.      

Висковатова Лиля 

5 л. 

99 

18

 

6. 

Петухин Сергей 

5 л. 

102 

21

 

7.      

Пономарёва Полина 

4,5 л. 

95 

19,5

 

8. 

Тюменцев Женя 

4 л. 

95 

17

 

9. 

Степаненко Вика 

5 л. 

100 

20

 

10.  

Ашин Иван 

5 л. 

101 

17

 

 

 

 

Из данных таблицы видно, что  рост дошкольников 4-5 лет колеблется от 93 до 104 см, что близко к норме. Вес дошкольников также является нормальным и колеблется от 17 до 23 кг. В группе 54% практически здоровых детей и 46% детей, имеющих отклонения в состоянии развития. У 23% детей есть нарушение осанки.

 

Наиболее распространенными заболеваниями  являются: инфекции дыхательных путей  и желудочно-кишечные расстройства.

 

 

2.2. Описание применяемого диагностического  инструментария.

 

Методы исследования, применяемые  в экспериментальной работе:

 

1. Контрольные испытания (тесты).

 

2. Педагогический эксперимент.

 

3. Математико-статистические методы.

 

Контрольные испытания (тесты).

 

Успешное решение задач развития физических качеств многом зависит от возможностей осуществления своевременного и правильного контроля за подготовленностью занимающихся. В связи с этим широкое распространение получила методика контрольных испытаний, проводимых с помощью различных нормативов, проб, упражнений и тестов. Их применение позволяет преподавателям определить состояние тренированности у занимающихся, уровень развития физических качеств и других показателей, позволяет, в конечном итоге, судить об эффективности применяемого метода развития физических качеств. В своём педагогическом исследовании мы выявили степени физического состояния дошкольников.

 

Педагогический эксперимент.

 

Педагогический эксперимент –  это специально организуемое исследование, проводимое с целью выяснения  эффективности применения тех или  иных методов, средств, форм, видов, приемов  иного содержания, обучения и физической подготовки. В отличие от изучения сложившегося опыта с применением  методов, регистрирующих лишь то, что  уже существует в практике, эксперимент  всегда предполагает создание нового опыта, в котором активную роль должно играть проверяемое нововведение.

 

Математико-статистические методы.

 

В большинстве случаев в исследованиях, решаются задачи выявления эффективности  той или иной методики обучения и  тренировки с применением определенных средств, приёмов и способов организации  занятий. Эти задачи обычно решаются путем проведения сравнительного педагогического  эксперимента с выделением экспериментальных  и контрольных групп, результатами которых в теории статистики принято называть независимыми. В подобных случаях исследованию прежде всего необходимо ответить на вопрос: оказалась ли эффективной применяемая экспериментальная методика? С этой целью рассчитывается достоверность различий между полученными в итоге проведения сравнительного педагогического эксперимента результатами экспериментальных и контрольных групп.

 

Полученные в ходе эксперимента данные были подвергнуты статистико-математической обработке.

 

Физическая подготовленность детей  оценивалась по следующим параметрам: бег 10 м с хода (с), бег 30 м со старта (с), челночный бег (с), прыжок с места (см), прыжок с разбега (см), количество приседаний за 30 с.

 

Для оценки результатов тестирования применялась оценочная шкала  физической подготовки – Таблица 3.

Таблица 3 – Оценочная шкала  физической подготовки.

 

 

Возраст, лет, месяц 

Уровень физической подготовки

 

высший 

выше сред. 

средний 

ниже сред. 

низкий

 

100% и выше 

85-99% 

70-84% 

51-69% 

50% и ниже

 

5 баллов 

4 балла 

3 балла 

2 балла 

1 балл

 

Подтягивание мальчиков

 

6,0-6,5 

3 и выше 

1,5 

0

 

6,6-6,11 

4 и выше 

0,5 и ниже

 

7,0-7,5 

4 и выше 

1,5 

1 и ниже

 

Подъем туловища в сек, раз за 30 сек.  Девочки

 

6,0-6,5 

24 и выше 

20-23 

16-19 

10-15 

9 и ниже

 

6,6-6,11 

25 и выше 

21-24 

16-20 

11--15 

10 и ниже

 

7,0-7,5 

28 и выше 

23-27 

18-22 

12--17 

11 и ниже

 

Прыжок в длину с места (см).  Девочки

 

6,0-6,5 

110 и выше 

99-109 

88-98 

74-87 

73 и ниже

 

6,6-6,11 

120 и выше 

109-119 

98-108 

84-97 

83 и ниже

 

7,0-7,5 

123 и выше 

111-122 

99-110 

81-98 

90 и ниже

 

Прыжок в длину с места (см).  Мальчики

 

6,0-6,5 

122 и выше 

109-121 

96-108 

80-95 

79 и ниже

 

6,6-6,11 

128 и выше 

115-127 

102-114 

86-101 

85 и ниже

 

7,0-7,5 

130 и выше 

117-129 

104-116 

88-103 

87    ниже

 

 

 

2.3. Диагностика уровня развития  физических качеств и подготовленности  старших дошкольников на контрольном  этапе исследования.

 

В обеих группах перед началом  экспериментом было проведено тестирование, результаты занесены в протокол, группы подобраны так, что их данные примерно одинаковы.

 

Для выявления эффективности развития физических качеств дошкольников обеих  групп после шести месячного  периода проводится контрольное  тестирование, с помощью которого предполагается выявить уровень  развития физических качеств дошкольников в контрольной и экспериментальной  группах.

 

После проведения процесса в контрольной  и экспериментальной группе наблюдается  повышение развития физических качеств.

 

Однако, в контрольной группе, результаты тестирования показывают, что развитие физических качеств в этой группе ниже, нежели в экспериментальной  группе.

 

Следовательно, различия между полученными  в эксперименте средними арифметическими  значениями говорят о том, что  экспериментальная методика развития физических качеств оказалась эффективней  другой, по которой занималась контрольная  группа.

 

По результатам расчётов просматривается  тенденция роста развития физических качеств дошкольников в обеих  группах, однако в экспериментальной  группе по всем трём тестам рост физических качеств дошкольников значительно  выше в процентном содержанию. Наиболее значительный прирост на 12% произошёл при определении коэффициента выносливости.

Информация о работе Развитие физических качеств на прогулке