Разработка педагогического проекта внеучебной работы с учащимися учреждения НПО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2013 в 13:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - является система учебно-воспитательной работы педагога в профессиональных училищах.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что после внедрения программы по учебно-воспитательной работе педагогом, культура труда и поведения, учащихся у большинства учащихся будет выше.
Объект исследования – учебный процесс в учреждениях НПО.
Предмет исследования – организация внеучебной работы в профессиональном училище.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..4
Глава1.Теретические основы организации воспитательной работы в учреждениях начального профессионального образования……………….6
1.1 Воспитание – категория педагогической науки…………………………….
1.2. Теория и методика воспитания в гуманистической парадигме………….
1.3. Особенности организации внеучебной работы в учреждениях НПО ………….……………………………………………………………………………….
Выводы по главе 1.
Глава2. Разработка педагогического проекта внеучебной работы…………...........................................................................................
2.1. Разработка комплекса мероприятий внеучебной работы, нацеленных на развитие интеллекта…………………………………………………………….
2.2 Разработка комплекса мероприятий внеучебной работы, нацеленных на развитие здорового образа жизни……………………………………………..
2.3. Разработка комплекса мероприятий внеучебной работы, нацеленных на развитие межнациональной толерантности………………………………….
2.4. Практическое использование разработки внеучебной работы, нацеленных на развитие интеллекта………………………………………………
2.5. Практическое использование разработки внеучебной работы, нацеленных на развитие здорового образа жизни……………………………..
2.6. Практическое использование разработки внеучебной работы, нацеленных на развитие межнациональной толерантности…………………..
Выводы по главе 2.
Глава3. Расчет экономических затрат на проектирование педагогической разработки…………………………………………………………………………….
Глава4. Безопасность и экологичность дипломной работы…………………..
Заключение………………………………………………………………………......Список литературы………………………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Русанова М. - диплом.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

Воспитание осуществляется через воспитательный процесс –  целенаправленный процесс взаимодействия: индивид-идивид, индивид-группа, индивид-коллектив. Этот процесс организуется и осуществляется в различных социальных институтах: семье, воспитательных (детский дом, интернат), образовательных (школа, гимназия, лицей), профессионально-образовательных (колледж, профессиональное, художественное, музыкальное, медицинское училище) учреждениях, высших учебных заведениях, секциях, клубах, музеях, театрах, детских объединениях и организациях. Наиболее целенаправленно и эффективно воспитание осуществляется при специально организованном взаимодействии субъектов, направленном на осуществление педагогических идей, - воспитательном и педагогическом процессе.

Педагогический процесс  – это профессионально организованный целостный учебно-воспитательный процесс, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством, сотворчеством его субъектов, опосредованными культурным содержанием и методами освоения культуры и ее создания. В этом процессе необходимо соотносить руководящую роль педагога с развитием воспитанника, его активностью и самостоятельностью, тесно увязывая содержание осваиваемой культуры с наличием знаний воспитанника о себе и своем саморазвитии.

В традиционной педагогике существует условное разделение учебного и воспитательного процессов. Это разделение связано с представлением о ведущей роли обучения в развитии личности. Традиционная педагогика школу рассматривает, прежде всего, как «школу обучения». Гуманистическая педагогика выступает за  «школу развития», где понятия «педагогический» и «воспитательный» считаются близкими по значению, часто употребляется термин «воспитательно-образовательный процесс». Таким образом, воспитательный процесс – это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и учеников, сущностью которого является  создание условий для самореализации субъектов этого процесса.

Цель воспитательного процесса – ориентация учащихся на самовоспитание, саморазвитие, самореализацию.

Организация воспитательного  процесса как созидание и поддержание  условий для саморазвития осуществляется в тесном взаимодействии с воспитанником, с учетом его доброй воли.

Как отмечает Е. В. Бондаревская, в теории воспитания это требование выражается через личностно- ориентированный  подход, при котором воспитанник  признается полноправным партнером в условиях взаимодействия – сотрудничества. Этот подход позволяет реализовать идеи гуманистической педагогики при организации воспитательно-образовательного процесса в современных условиях.

Б. П. Битинас считает, что по своей структуре воспитательный процесс может рассматриваться как последовательная, непрерывная смена следующих друг за другом воспитательных ситуаций, которые являются основным элементом воспитательного процесса.

Воспитательная (педагогическая) ситуация – это конкретное состояние педагогической системы в определенный промежуток времени.

Результативность воспитательного  процесса зависит от мастерства педагога, от его способности грамотно анализировать  педагогическую ситуацию и решать возникающие  педагогические задачи с учетом главной цели воспитания, а также от методик и технологий воспитательного процесса.

Организация воспитательного  процесса на основе идей гуманистической  педагогики – сложная задача, ибо  от педагогов  требуется не только знание  этих идей, но и принятие их как собственных убеждений, на которых базируется мастерство организации взаимодействия с воспитанниками.

Гуманизация воспитательного  процесса возможна при реализации целого комплекса следующих принципов:

    • Безоговорочное принятие ребенка, устойчиво положительное отношение к нему.
    • Проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом.
    • Осознание и признание права личности быть не похожей на других.
    • Предоставление права на собственный выбор.
    • Оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков.
    • Владение способностью «чувствовать» (эмпатия) каждого конкретного ребенка, умение смотреть на проблему его глазами, с его позиции.
    • Учет индивидуально-психологических и личностных особенностей ребенка (тип нервной системы, темперамент, особенности восприятия, памяти и мышления, способности, интересы, потребности, мотивы, направленность, статус в коллективе, самооценка, сформированность положительной Я-концепции, активность и.т.д.).

Выводы по первой главе

 

Существенные  трудности, неизбежно возникающие при намерении оптимизировать управление воспитательным процессом, в значительной степени, связаны не с ее структурно-функциональными особенностями, а с более глобальными вопросами, затрагивающими место и роль воспитания в обществе, неопределенность его перспективной стратегии. Важнейшее значение для управления воспитательным пространством имеет обоснование целей воспитательной деятельности, которые определяют функции всех ее значимых компонентов. В то же время структура целевых ориентации является одной из наименее разработанных проблем современной теории воспитания в России.

В настоящее  время в отечественной литературе преобладает подход к ее решению  с позиций концепции воспитания жизнеспособной личности (жизнеспособных поколений), разработанной учеными из Института молодежи. При всех позитивных чертах (учет современного состояния российского общества, особенностей нынешней молодежи) этот подход целиком ориентирован на современную социальную ситуацию и слабо учитывает как российские культурно-исторические традиции, так и перспективы России. Ориентация на данную модель придает воспитательной работе ситуативный характер, вынуждает субъекта воспитательной деятельности адаптироваться к наличным, далеко не благоприятным общественным отношениям, репродуцировать, главным образом, вестернизированные, не связанные с отечественной традицией установки и мифы.

Представляется  целесообразным в качестве исходного  основания определения целей  воспитания рассматривать нормативную  модель личности, которая может быть полной лишь при условии определения целей развития всего общества, общенациональной идеи. Только данная модель, построенная с учетом социальной перспективы, отраженной и обобщенной в концепции социального развития и структурированной в виде системы социальных целей, способна выступить в качестве ориентира всей воспитательной деятельности.

В силу недостаточной  разработанности проблемы перспективных  целей социального развития России сегодня можно лишь в предельно  общем виде определить главную цель, которая связана с обеспечением развития российской цивилизации и культуры на основе преемственности и развития национальных культурно-исторических традиций. Такой подход дает основания сформулировать основные качества нормативной личности, на которые должна ориентироваться система воспитания. Это - гуманизм, гражданственность, патриотизм, нравственность, сочетание свободы и ответственности, инновационный и творческий потенциал. Соответственно им определяются и цели воспитания: гуманистическое, гражданское и патриотическое воспитание, воспитание свободолюбия и социальной ответственности, а также воспитание нравственных качеств, инновационной готовности и способности к творческой деятельности. Наряду с качествами нормативной личности при формулировке целей воспитания в НПО необходимо учитывать: специфику современной социальной ситуации; особенности объекта воспитательной работы; готовность субъекта к реализации целевых установок, степень его солидарности с ними.

 

Глава 2. Разработка педагогического проекта       внеучебной работы

 

Воспитание  – это целенаправленное управление процессом развития личности, целенаправленное, построенное на научных основах, окружающих природу ребенка, природу  развития личности, организованное профессионалом – педагогом, вхождение ребенком в общество и развитие способности жить в современном обществе, сознательно строить свою жизнь, достойную человека.

Жить и  быть свободным в обществе нельзя. Нельзя организовать воспитание, не принимая во внимание изменений в окружающем мире. Подростки, миновав границу среднего звена, поступают учиться в ПЛ. Меняется образ жизни, стиль жизни, происходит переход из подросткового периода в юность – прекраснейшую пору жизни человека.

Начально-жизненным  и гармоничным будет этот период, насколько подготовленным, особенно духовно вступит подросток в эту пору жизни, во многом зависит от преподавателей и мастеров производственного обучения.

Большинство семей заняты проблемами зарабатывания  денег, карьеры, семейного благополучия, а иногда просто безразличие к  детям, также ослабили свое воспитательное воздействие на собственных детей, утратили духовный контакт с ними. Все это приводит к отклонении в поведении, в психическом развитии детей. Растет их жестокость, растет преступность. Вызывает тревогу распространение наркомании и алкоголизма среди учащихся.

В целостном  формировании личности ребенка, воспитание этичной культуры имеет существенное значение, так как в правилах этического поведения закрепленные отработанные опытом, формы контакта и взаимодействия с людьми, выражены нравственные правила общения, которые основаны на принципах уважения к человеку, здравого смысла, стремления к красоте.

К сожалению, в учащихся, пришедших учиться  в ПЛ, просматривается грубость в  общении, жестокость, неадекватное поведение  в обществе. Дети курят, распивают спиртные напитки.

Все это наталкивает  на мысль на введение дополнительных средств воспитательного воздействия  на учащихся. Программы основываются на учении об общечеловеческих ценностях, несут развивающий характер и  ведут к цели через преодоление учащимися сложных жизненных ситуаций.

На выбор  направления в воспитании повлияли также интересы и потребности  учащихся, среди них можно отметить следующие:

- проблемы, существующие  в общении между людьми;

- безнравственность  и бездуховность, появления в обществе;

- падения  интереса к знаниям;

- желание  родителей видеть своих детей  добрыми, духовно-богатыми, физически  здоровыми, интеллектуально развитыми.

Программы рассчитаны на новый подход к организации  творческих дел для учащихся, развивающих  интеллект, искренность чувств и ответственность личности. Важно, чтобы знания стали убеждениями, которые помогли бы учащимся в любой момент времени сделать правильный выбор.

Цели программ:

- создание  в лицее единого воспитательного  пространства, главной ценностью  которого является личность каждого учащегося, ее развитие и самоопределение в обществе;

- воспитание  личности целостно-ориентированной  на знание культуры этики, творчества, постоянно стремящейся к самовоспитанию, самоуправлению и саморазвитию;

Задачи:

- создание условий для творческого самовыражения личности подростка;

- координация  и укрепление взаимодействия  всех участников воспитательного  процесса: учащихся, педагогов, родителей;

-совершенствование  содержания и механизмов интеллектуального,  нравственного и физического воспитания;

- физическое развитие, гигиеническая культура соблюдения элементарных правил – естественных норм культурного человека.

Условия успешной реализации программ.

  1. Аналитическо-диагностическая деятельность, мониторинг различных аспектов воспитательного процесса ПЛ №15, инвентаризация и паспортизация опыта воспитательной работы в лицее.
  2. Определение темы и тактики деятельности.
  3. Кадровое обеспечение воспитательного процесса.
  4. Мониторинг инновационной деятельности.
  5. Создание условий для самореализации личности обучающихся в различных сферах (клубная деятельность, кружки, секции и т. д.).

Организация и контроль за выполнением программы.

Внутрилицейский контроль – это наблюдение, изучение, проверка, мониторинг, сбор, обработка  информации, ее анализ, систематизация, выявление состояния системы с целью дальнейшего совершенствования деятельности.

 

2.3 Разработка комплекса мероприятий  внеучебной работы, нацеленных на  развитие межнациональной толерантности

В нашей стране издавна живут люди самых разных национальностей, живут мирно и дружно, но в последнее время после распада СССР и с началом локальных военных конфликтов хлынул поток беженцев и процессы миграции стали более интенсивными. Появились межнациональные противоречия, которые проникают и учебно-образовательную среду. Такие занятия, по межнациональной толерантности помогут ребятам учиться сотрудничать, жить в мире и согласии между разными людьми, разными по своим взглядам и убеждениям, национальным признакам. Эти занятия дают не только конкретные знания по правам человека, но и умения по решению некоторых межличностных проблем, пути выхода из возникающих конфликтов, возможность их предотвратить.

Информация о работе Разработка педагогического проекта внеучебной работы с учащимися учреждения НПО