Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 16:58, дипломная работа

Краткое описание

Предметом исследования избраны педагогические условия реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы.
Цель выявить педагогические условия реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы. Эту цель мы намерены достичь путем решения следующих задач:
1. Провести теоретический анализ научных подходов к реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы.
2. Выявить педагогические условия здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы.
3. Разработать проект реализации здоровьесберегающих технологий среди младших школьников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3.
Глава 1. Теоретические основы реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы …………………5.
1.1 Концептуальные идеи здоровьесберегающих технологий ………………..5.
1.2 Педагогические условия здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы ………………………………..13.
Выводы по первой главе ……………………………………………………….18.
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование процесса реализации здоровье сберегающих технологий в начальном образовании ……………. 20.
2.1 Организация опытно-экспериментального исследования процесса реализации здоровье сберегающих технологий в начальном образовании.. 20.
2.2 Анализ эффективности создания здоровьесберегающей среды в обучении и воспитании младших школьников ………………………………………… 23.
2.3 Проект реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы …………………………………………………....41.
Выводы по второй главе ……………………………………………………….47.
Вывод …… …………………………………………………………………….. 50.
Список литературы ……………………………………………………………. 53.

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.Тема-Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в начальной школе.doc

— 801.00 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 

ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального  образования

«Камышинский  педагогический колледж»

 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 050709 «ПРЕПОДАВАНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ  КЛАССАХ»

 

Квалификационная работа

 

Реализация  здоровьесберегающих технологий в  образовательном процессе в начальной  школе.

 

 

Исполнитель:

Плетнёва А. А.

студентка 32 группы

____________________

Руководитель:

Давыденко О.В.

преподаватель высшей

категории

____________________

Зам. директора

I квалификационной  категории

Гонова Н.Е.

                                                                              _________________________

 

Камышин – 2013.

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3.

Глава 1. Теоретические  основы реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы  …………………5.

1.1 Концептуальные идеи  здоровьесберегающих технологий ………………..5.

1.2 Педагогические условия  здоровьесберегающих технологий  в образовательном процессе начальной школы ………………………………..13.

Выводы по первой главе ……………………………………………………….18.

Глава 2. Опытно-экспериментальное  исследование процесса реализации здоровье сберегающих технологий в начальном  образовании  ……………. 20.

2.1 Организация опытно-экспериментального  исследования процесса реализации здоровье сберегающих технологий в начальном образовании.. 20.

2.2 Анализ эффективности  создания здоровьесберегающей среды  в обучении и воспитании младших  школьников ………………………………………… 23.

2.3 Проект реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы …………………………………………………....41.

Выводы по второй главе ……………………………………………………….47.

Вывод …… …………………………………………………………………….. 50.

Список литературы ……………………………………………………………. 53.

Приложение 1 ………………………………………………………………….. 56.

Приложение 2 ………………………………………………………………….. 58.

Приложение 3 ………………………………………………………………….. 60.

Приложение 4 ………………………………………………………………….. 62.

 

 

 

 

 

Введение

 

Проблемы сохранения здоровья учащихся и педагогов, привитие навыков  здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление и сохранение физического, психического и духовного здоровья, очень актуальны сегодня. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Почему в начальной школе важно реализовывать здоровьесберегающие технологии?

Проблема воспитания культуры здорового  образа жизни у младших школьников рассматривается в исследованиях Г.Л. Апанасенко, М.В. Антроповой, В.Ф. Базарного, Н.В. Смирнова и других.

Несмотря на значимость рассматриваемой проблемы, наблюдается противоречие между  объективной необходимостью в воспитании культуры здорового образа жизни  младших школьников и условиями организации воспитательной работы в этом направлении.

Таким образом, проблема исследования заключается  в том, какие педагогические условия  будут способствовать реализации здоровьесберегающих  технологий в начальной школе.

Объектом исследования является образовательный процесс в начальной школе.

Предметом исследования избраны педагогические условия реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы.

Цель выявить педагогические условия реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы. Эту цель мы намерены достичь путем решения следующих задач:

1. Провести теоретический анализ  научных подходов к реализации  здоровьесберегающих технологий  в образовательном процессе начальной школы.

2. Выявить педагогические условия  здоровьесберегающих технологий  в образовательном процессе начальной  школы.

3. Разработать проект реализации  здоровьесберегающих технологий  среди младших школьников.

Гипотеза исследования. Если в образовательном процессе начальной школы будут созданы следующие педагогические условия:

- построение урока на основе  закономерностей учебно-воспитательного  процесса с учетом вопросов  здоровьесбережения младших школьников.

- обеспечение  необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, склонностей;

- формирование умения  учиться, заботясь о своем здоровье;

- тщательная диагностика,  планирование и контроль каждого  урока с учетом особенностей развития учащихся, то это будет способствовать эффективности реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе.

Для решения поставленных задач  и проверки гипотезы использовался  комплекс методов психолого-педагогического исследования:

1. Теоретические  методы: теоретический анализ психолого-педагогической  литературы;

2. Эмпирические методы: анкетирование  (младших школьников и родителей), наблюдение, беседа с учителями  начальных классов, анализ документации, продуктов деятельности детей.

В качестве базы исследования выступит МБОУ СОШ №4 города Камышина, Волгоградской области Камышинского района. В экспериментальном исследовании приняли участие 18 первоклассников, 16 родителей и 1 педагог.

 

 

Глава 1. Теоретические  основы реализации здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы

 

1.1 Концептуальные  идеи здоровьесберегающих технологий

Задача здоровьесберегающей  педагогики в рамках образовательного процесса - обеспечить выпускнику школы  высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья, тогда аттестат о среднем образовании будет действительной путёвкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своём здоровье и бережно относиться к здоровью других людей

Творческий характер образовательного процесса, как считает Л.С. Выготский,  крайне необходимое условие здоровьесбережения. Включение ребёнка в творческий процесс не только природосообразно, служит реализацией той поисковой активности, от которой зависит развитие человека, его адаптационный потенциал, способствует достижению цели работы школы – развитию личности учащегося, но и снижает вероятность наступления утомления. Цепочка взаимосвязи здесь простая: обучение без творческого заряда – неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Насилие же разрушительно для здоровья, как через формирование усталости, так и само по себе.

Как правило, возможности  для реализации творческих задач  достигаются использованием на уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения. В качестве примера эффективных и доступных форм работы можно привести дискуссию, психолого-педагогический тренинг. К сожалению, для использования их в повседневном учебном процессе необходима не только корректировка учебных программ, но и соответствующая подготовка педагогов. Фактически, это смещение традиционного методического репертуара учителя в сторону психологических технологий. Именно этот вектор профессионального развития учителя позволяет ему не только получить удовольствие от своей работы, в большей степени реализовать индивидуальный подход к учащимся, но и превратить используемые педагогические технологии в здоровьесберегающие. Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы, как указывают в своих работах Л.А.Обухова, Н.А. Лемяскина – это рациональная организация урока.

От соблюдения гигиенических  и психолого-педагогических условий  проведения урока в основном и  зависит функциональное состояние  школьников в процессе учебной деятельности.

Центральным в категориальном аппарате психологии здоровья является понятие здоровья. На сегодняшний день существует множество определений этого понятия. Так, в словаре С.И. Ожегова под здоровьем понимается «правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое и психическое благополучие». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

По мнению Т.В. Карасевой, здоровье - это комплексное и, при этом, целостное, многомерное динамическое состояние, развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его социальные функции. Большинство авторов, изучающих феномен здоровья, соглашаются с тем, что это сложное, многокомпонентное явление и выделяют соматический, психический и социальный его уровень. О.Л. Трещева не соглашаясь с этим, утверждает: «характер проявления психофизических качеств индивида, степень его социальной адаптации не могут не зависеть от личностных качеств человека, осознанности поведения, либо укрепляющего собственное здоровье, либо наносящее ему вред. Поэтому здоровье человека должно определяться и личным уровнем его проявления».

Н.К. Смирнов  дает следующее определение: «Здоровьесберегающие образовательные технологии это  комплексная, построенная на единой методологической основе, система организационных  и психолого-педагогических приемов, методов, технологий, направленных на охрану и укрепление здоровья учащихся, формирования у них культуры здоровья, а также на заботу о здоровье педагогов».

Н.И. Соловьева  под здоровьесберегающей образовательной  технологией понимает функциональную систему организационных способов управления учебно-познавательной и практической деятельностью, учащихся, научно и инструментально обеспечивающая сохранение и укрепление их здоровья.

Н.Т. Рылова определяет здоровьесберегающую среду образовательных учреждений как совокупность управленческих, организационных, обучающих и оздоровительных условий, направленных на формирование, укрепление и сохранение социального, физического, психического здоровья обучающихся, педагогов на основе психолого-педагогических и медико-физиологических средств м методов сопровождения образовательного процесса, профилактики факторов «риска», реализации комплекса межведомственных мероприятий по созданию социально-адаптированной образовательной среды.

В настоящее  время принято выделять несколько компонентов (видов) здоровья (М.В. Антропова, В.Р. Кучма, Н.Н. Куинджи):

- Соматическое здоровье - текущее состояние органов и  систем организма человека, основу  которого составляет биологическая  программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а, во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

- Физическое  здоровье – уровень роста и развития органов и систем

организма, основу которого составляют функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

- Психическое здоровье  – состояние психической сферы,  основу которого составляет состояние  общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.

- Нравственное здоровье  – комплекс характеристик мотивационной  и потребностно-информационной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра и красоты.

В упрощённом виде можно  считать, что критериями здоровья являются:

  • для соматического и физического здоровья - я могу;
  • для психического - я хочу;
  • для нравственного - я должен.

Признаками здоровья являются:

  • специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов;
  • показатели роста и развития;
  • функциональное состояние и резервные возможности организма;
  • наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;
  • уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

Под здоровьесберегающими технологиями будем понимать систему  мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие  характеристики образовательной среды  и условия жизни ребенка, воздействие  на здоровье.

Цель современной  школы, считает Т. Григорьева,- подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни. Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами - планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.

Информация о работе Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в начальной школе