Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 16:58, дипломная работа

Краткое описание

Предметом исследования избраны педагогические условия реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы.
Цель выявить педагогические условия реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы. Эту цель мы намерены достичь путем решения следующих задач:
1. Провести теоретический анализ научных подходов к реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы.
2. Выявить педагогические условия здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы.
3. Разработать проект реализации здоровьесберегающих технологий среди младших школьников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3.
Глава 1. Теоретические основы реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы …………………5.
1.1 Концептуальные идеи здоровьесберегающих технологий ………………..5.
1.2 Педагогические условия здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы ………………………………..13.
Выводы по первой главе ……………………………………………………….18.
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование процесса реализации здоровье сберегающих технологий в начальном образовании ……………. 20.
2.1 Организация опытно-экспериментального исследования процесса реализации здоровье сберегающих технологий в начальном образовании.. 20.
2.2 Анализ эффективности создания здоровьесберегающей среды в обучении и воспитании младших школьников ………………………………………… 23.
2.3 Проект реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы …………………………………………………....41.
Выводы по второй главе ……………………………………………………….47.
Вывод …… …………………………………………………………………….. 50.
Список литературы ……………………………………………………………. 53.

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.Тема-Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в начальной школе.doc

— 801.00 Кб (Скачать файл)

В Проекте несколько  составляющих: здоровьеформирующая, здоровьесберегающая, экологическая, биологическая, коммуникационная.

 

Структура проекта

Раздел 1. Самопознание и саморегуляция.

1. Я не похож  на других.

Я как индивидуальность. Внешние сходства и различия людей. Способы самопознания: определение ведущего глаза, уха. Определение индивидуального места посадки в классе как одни из приемов саморегуляции.

Практическая  работа: Оформление странички в дневнике «Я - первоклассник»

2. Моя семья.

Самое дорогое  у человека – семья. Значение семьи  в жизни человека. Что связывает членов семьи (любовь, нежность, забота друг о друге). Правила семейного общения.

Практическая  работа:

  • Диагностика взаимоотношений в семье: тест “Кинетический рисунок семьи”.

3. Я как член коллектива.

Мои друзья и  одноклассники. Правила знакомства. Здоровье зависит от микроклимата в классе.

Практическая  работа:

  • тест «Школа зверей»,
  • тест «Я в классе»
  • Диагностика межличностных отношений

4. Путешествие  в “Страну Здоровья”.

Что такое здоровье и что такое болезнь? Чтобы  сохранить здоровье, нужно хорошо узнать себя. Здоровье человека связано с его образом жизни, оно достояние каждого и богатство всей страны. Анализируем свой образ жизни. Правила и нормы здорового образа жизни.

Практическая  работа:

  • проект «Какие уроки дают нам сказки»
  • собери пословицу

5. Мои эмоции, чувства и здоровье.

Элементарные  эмоции в раннем детстве. Чувства  человека: любовь, радость, грусть, страх. Выражение чувств: мимика, слово, слезы, смех. Индивидуальные способы проявления эмоций и выражения чувств. Смех продлевает жизнь. Музыка лечит, музыка учит.

Практическая  работа: Организация шумового оркестра

6. Режим дня.

Есть ли режим  в природе? Необходим ли режим  дня человеку? Индивидуальность построения режима дня. Значение режима дня для  сохранения здоровья первоклассника и успешной работы в школе. Примерный режим дня для учащихся 2 класса.

Практическая  работа: Составление режима дня.

  • тест «Правильно ли я веду себя за столом»
  • фотовыставка «Мы в школьной столовой»

7. Учёба и  здоровье.

Правила рациональной организации учебной деятельности ученика: чередование видов деятельности, учебы и отдыха, чистота рабочего помещения, проветривание. Назначение и выполнение физкультминуток и минуток движения. Как нужно отдыхать на перемене и почему.

Практическая  работа: Разучивание физминуток в стихотворной форме.

8. Домашние задания  и здоровье.

Индивидуальный  режим дня и время приготовления  уроков. Правила организации дома рабочего места для выполнения домашнего  задания. Комнатные растения, как  одно из условий комфортности рабочего места. Правильная посадка за столом. Разнообразие поз и мест при выполнении домашних заданий.

Практическая  работа: Размножение комнатных растений отводками и листьями

9. Отдых для  здоровья.

Значение активного  отдыха после классных занятий для  снятия утомления. Индивидуальный подход к организации активного отдыха. Виды активного отдыха (подвижные игры, спортивные игры, прогулки) Рациональный отдых во время школьных каникул и в выходные дни.

Практическая  работа: памятка «Мои первые в жизни  каникулы»

Электронные физминутки для глаз

10. Зачем и как я одеваюсь?

Для чего человеку нужна одежда? Национальная русская  одежда. Гигиенические требования к  одежде. Соответствие одежды разным видам  деятельности (прогулка, учебные занятия, выход в театр, спортивные занятия.)

Практическая работа: Оформление раскладушки «Одевайся по погоде»

Раздел 2. Личная безопасность и профилактика травматизма

Я и опасность.

Факторы, влияющие на здоровье человека. Зависимость  здоровья человека от здоровья природы  в целом. Может ли Земля болеть? Правила личной безопасности и профилактики травматизма при взаимодействии с окружающей средой.

Практическая  работа: Защита проекта «Улица полна неожиданностей»

Раздел 3. Организм человека и охрана его здоровья

С чего все началось.

Библия о  возникновении жизни на земле. Ученые о зарождении жизни. Основа развития всего живого - клетка. Клетка – это маленький кирпичик в большом многоэтажном доме и мельчайшая часть целого организма. Элементарное строение и функции клетки. Меню из трех блюд на всю жизнь. Белки, жиры и углеводы – основа для роста и развития одной клетки и целого организма. Значение витаминов и микроэлементов для строительства организма человека.

Удивительные  превращения.

Появление человека. Роль родителей в нашей жизни. Мать с младенцем как источник вдохновения художников. Дарим мамам и папам добрые слова. Все живое в природе растет и изменяется.

Части тела человека. Органы и их роль в организме человека Основные части скелета и их назначение. Первая помощь при переломах. От чего зависит красивая осанка человека. Способы формирования правильной осанки. Индивидуальность роста и развития человека.

Отличие ребенка  от взрослого. Бережное отношение к  пожилым людям. Как сохранить  свое здоровье до самой старости? Правила  здорового образа жизни.

Физические  занятия и спорт, и их значение для укрепления здоровья, развития силы, выносливости, ловкости, быстроты, воспитания воли и характера, для бодрости и хорошего настроения. Я и моя физическая культура.

Практическая  работа:

  • оформление раскладушки «Здоровый образ жизни».
  • оформление слайд - фильма «Всё начинается со школьного звонка»
  • подготовка выставки фотографий: «Моя семья», «Наши мамы», «Наши папы».
  • освоение комплекса упражнений для формирования правильной осанки;
  • подготовка и проведение праздника «Мама, папа, я – дружная семья».

Раздел 4. Мой здоровый образ жизни и моя программа здоровья

Мой здоровый образ  жизни и образ жизни моей семьи. Правила здорового образа жизни. Программа здоровья и ее роль. Провести конкурс рабочих тетрадей.

Практическая  работа:

  • работа над проектом «Я и здоровье»
  • оформление рабочих тетрадей

Ожидаемые результаты:

  • положительная динамика состояния здоровья младших школьников, снижение заболеваемости;
  • повышение интереса к спортивным мероприятиям, мотивация к двигательной деятельности;
  • валеологическая просвещенность учащихся;
  • увеличение количества учащихся, занимающихся в спортивных секциях;
  • повышение уровня самостоятельности и активности школьников;
  • повышение приоритета здорового образа жизни.

 

Выводы по второй главе

Анкетирование родителей школьников позволило нам определить высокий уровень роли родителей в формировании здоровья детей и приобщении их к здоровому стилю жизни.

Ценностные ориентации респондентов относительно значимости здоровья актуализированы  и в этой связи реализованы  в повседневной жизнедеятельности.

Поиск эффективных  способов сохранения и укрепления здоровья школьников должен предусматривать  повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому  образу жизни, создание традиций семейного  физического воспитания. Важное место в решении этих социально значимых задач занимает школа, которая может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей ЗУНов по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья как детей, так и взрослых. Лишь при условии реализации преемственности физкультурно-оздоровительной работы в МБОУ и семье, совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.

Сегодня нельзя ограничиваться только пропагандой педагогических знаний, в которой родители - лишь пассивные  участники. Эффективнее использовать формы, на которых знания преподносятся  в процессе сотрудничества педагога и родителей, активного взаимодействия взрослого и ребенка. Отношения семьи и школы определяются понятиями: - сотрудничество: общение «на равных», когда никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать; - взаимодействие: способ организации совместной деятельности на основании социальной перцепции и с помощью общения.

Таким образом, проследив динамику процесса формирования ЗОЖ учащихся класса при помощи анализа  выше приведенных результатов анкетирования, а также при помощи распределения учащихся по выделенным нами уровням, можно сделать следующие выводы: валеологизация обучения и воспитания в исследуемом нами классе способствовала улучшению общего состояния здоровья детей.

Результаты  исследования уровня соответствия индивидуального стиля учащихся класса ЗОЖ свидетельствует о возросшем количестве детей, придерживающихся ведущих принципов ЗОЖ (режим, дня, рациональное питание, оптимальный двигательный режим и др.). Позитивные привычки доминируют у большинства учащихся класса, осознаются негативные и ведется работа по их устранению.

Осознание детьми ценности здоровья явилось стимулом осознания личной потребности в  здоровье и увеличения стремления следовать  основным принципам ЗОЖ. Результаты исследования уровня развития мотивации свидетельствует о возросшем количестве детей, осознающих личную и общественную значимость ЗОЖ и уверенных в его необходимости. Теперь большая часть учащихся класса приписывает ответственность за отклонение от норм ЗОЖ только самим себе, а не своим родителям, врачам или окружающей среде.

Общий вывод: В исследуемом нами классе построение учебного процесса осуществлялось с учетом не только возросших, но и индивидуальных морфофункциональных и психофизических особенностей учащихся. Обучение строилось в соответствии с научно-обоснованным режимом дня, который нашел отражение в расписании учебных занятий. Это благоприятствовало развитию детского организма в условиях процесса обучения и воспитания в школе. Стиль педагогической деятельности учителя исследуемого класса способствовал формированию высокого уровня учебной мотивации учащихся к снятию психической напряженности, приводящий к переутомлению.

Это удалось  достигнуть благодаря использованию  здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания, которые применялись на валеологической основе и имели следующие особенности.

Итак, общие  выводы таковы:

- каждый учебный  предмет содержит в себе элементы  валеологического воспитания;

- существуют  трудности реализации данного  вида воспитания в учебно-воспитательном процессе;

- учащиеся достаточно  хорошо информированы в этом  вопросе;

- актуальность  проблемы подтверждается статьями  и разработками занятий, которые  в последнее время всё чаще  и чаще появляются на страницах  периодической печати и методической  литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

Проведя теоретический литературный обзор, касающийся основ реализации здоровье сберегающих технологий в  образовательном процессе в начальной  школе, мы можем сделать следующие  выводы:

1) воспитание у детей младшего  школьного возраста культуры здорового образа жизни помогает расширить их представления о состоянии собственного тела, узнать свой организм, научить беречь свое здоровье и заботится о нем, помочь детям в формировании привычек здорового образа жизни, привитию стойких культурно - гигиенических навыков, расширить знания школьников о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания.

2) Настоящее время достаточно быстро характеризуется изменениями природной и социальной среды, а также ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным и другим переменам каждого человека. Поэтому самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей.

3) Условиями эффективной реализации  здоровьесберегающих технологий  в образовательном процессе являются:

- создание оптимальных санитарно-гигиенических  условий на уроке с учетом  вопросов здоровье сбережения;

Информация о работе Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в начальной школе