Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 16:58, дипломная работа

Краткое описание

Предметом исследования избраны педагогические условия реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы.
Цель выявить педагогические условия реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы. Эту цель мы намерены достичь путем решения следующих задач:
1. Провести теоретический анализ научных подходов к реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы.
2. Выявить педагогические условия здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы.
3. Разработать проект реализации здоровьесберегающих технологий среди младших школьников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3.
Глава 1. Теоретические основы реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы …………………5.
1.1 Концептуальные идеи здоровьесберегающих технологий ………………..5.
1.2 Педагогические условия здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы ………………………………..13.
Выводы по первой главе ……………………………………………………….18.
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование процесса реализации здоровье сберегающих технологий в начальном образовании ……………. 20.
2.1 Организация опытно-экспериментального исследования процесса реализации здоровье сберегающих технологий в начальном образовании.. 20.
2.2 Анализ эффективности создания здоровьесберегающей среды в обучении и воспитании младших школьников ………………………………………… 23.
2.3 Проект реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы …………………………………………………....41.
Выводы по второй главе ……………………………………………………….47.
Вывод …… …………………………………………………………………….. 50.
Список литературы ……………………………………………………………. 53.

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.Тема-Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в начальной школе.doc

— 801.00 Кб (Скачать файл)

6 этап - программа  здоровья учителя, которая включает  в себя:

- Творческую активность;

- Поддержание благоприятного  морально-психологического климата;

- Организацию здорового досуга;

- Занятия физической  культуры и спортом;

- Апробирование приемов  и средств оздоровления организма.

7 этап - пропаганда  здорового образа жизни:

- Формирование физиологии  здоровья;

- Обучение способам  оздоровления организма;

- Раскрытие значения взаимодействия человека с окружающей средой.

8 этап - установление  взаимосвязи с медицинскими учреждениями  для решения общих задач:

- Проведение медосмотров  врачами комплектующего центра;

- Профилактика инфекционных  заболеваний;

- Организация медицинского ликбеза через классные часы, встречи с медицинскими работниками;

- Обучение участников  образовательного процесса оказанию  первой медицинской помощи.

9 этап - работа  с родителями:

- проведение родительских  собраний, индивидуальной работы  с родителями по созданию установки на совместную деятельность с целью решения психолого-педагогических проблем развития ребенка;

- вооружение родителей  основами психолого-педагогических  знаний (семинары, консультации), оказание  помощи в создании благоприятной экологической и психологической среды в семье;

- включение родителей  в воспитательный процесс;

- привлечение внимания  обучающихся и их родителей  к проблемам здоровья (сочинения,  классные часы, конкурсы и т.д.).

Таким образом, проанализировав этапы реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе, мы выделили необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, склонностей.

 

Выводы  по первой главе.

Итак, проведя теоретический литературный обзор, касающийся основ реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в начальной школе, мы можем сделать следующие выводы:

1) воспитание у детей младшего  школьного возраста культуры  здоровогого образа жизни помогает расширить их представления о состоянии собственного тела, узнать свой организм, научить беречь свое здоровье и заботится о нем, помочь детям в формировании привычек здорового образа жизни, привитию стойких культурно - гигиенических навыков, расширить знания школьников о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания.

2) Настоящее время достаточно быстро характеризуется изменениями природной и социальной среды, а также ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным и другим переменам каждого человека. Поэтому самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей.

Здоровье рассматривается  как полное физическое, психическое  и социальное благополучие, как гармоничное  состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности.

Для достижения гармонии с природой, самим собой  необходимо учиться заботится о  своем здоровье с детства.

Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.

3) Условиями эффективной реализации  здоровьесберегающих технологий  в образовательном процессе являются:

- создание оптимальных санитарно-гигиенических условий на уроке с учетом вопросов здоровье сбережения;

- обеспечение необходимых условий  для продуктивной познавательной  деятельности учащихся с учетом  их состояния здоровья, особенностей  развития, интересов, склонностей;

- установление межпредметных связей;

- логичность  и эмоциональность всех этапов  учебной деятельности;

- эффективное  использование на уроках физкультминуток,  подвижных игр;

- формирование  умения учиться, заботясь о  своем здоровье;

- тщательная диагностика, планирование и контроль каждого урока с учетом особенностей развития учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Опытно-экспериментальное  исследование процесса реализации здоровьесберегающих  технологий в начальном образовании

2.1 Организация  опытно-эксперементального исследования процесса реализации здоровье сберегающих технологий в начальном образовании

Изучив теоретические  основы реализации, здоровьесберегающих  технологий в образовательном процессе в начальной школе, мы поставили  цель - определить степень сформированности культуры здорового образа жизни среди младших школьников и наметить мероприятия посредством приобщения их к дальнейшему здоровому образу жизни.

Для этого мы поставили задачу – провести диагностику.

Опытная работа проводилась на базе МБОУ СОШ №4 города Камышина, Волгоградской области Камышинского района, в период со 02 февраля 2013 г. по 07 марта 2013 г. В экспериментальном исследовании приняли участие 18 учеников (12 девочек и 6 мальчиков) 2-го класса и их родители (16 человек) и 1 учитель.

На первом этапе исследования детям была предложена анкета для выявления уровня знаний о ЗОЖ - Ю.В. Науменко, (Приложение №1), вопросы которой направлены на выявление представлений детей о ЗОЖ, их готовности к ведению собственного ЗОЖ, включая их представления о состоянии своего здоровья, отношение к физическим упражнениям и стремление к ЗОЖ.

Дети в процессе обучения, к сожалению, часто теряют свое здоровье, испытывая перегрузки – интеллектуальные, физические и  психические. Часто находятся в состоянии тревожности, что также отрицательно влияет на здоровье учащихся.

Для выявления  уровня тревожности, мы провели среди  учащихся исследуемого класса экспресс-диагностику личностной склонности к сниженному настроению - В.В. Бойко, (Приложение № 2), вопросы которой направлены на выявление положительных или отрицательных эмоций, связанных с учебой.

Для выявления  особенностей жизнедеятельности учащихся класса, направленных на сохранение и  укрепление здоровья, мы предложим  детям анкету «Расти здоровым» - В.С. Кукушин (Приложение № 3).

Так же был проведен опрос родителей, автор И.В. Чупаха, с целью выявления  их роли в формировании здоровья детей  и приобщении их к здоровому стилю  жизни (Приложении 4).

Кроме этого  совместно с учителем был разработан

Анализ  проведения урока с позиций здоровьесбережения

Педагогу в  организации и проведении урока  необходимо учитывать:

1) обстановку  и гигиенические условия в  классе (кабинете): температуру и  свежесть воздуха, рациональность  освещения класса и доски, наличие/отсутствие  монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;

2) число видов  учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание  наглядных пособий, ответы на  вопросы, решение примеров, задач  и др. Норма – 4-7 видов за  урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;

3) среднюю продолжительность  и частоту чередования различных  видов учебной деятельности. Ориентировочная  норма – 7-10 минут;

число видов  преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;

5) чередование  видов преподавания. Норма – не  позже чем через 10-15 минут;

6) наличие и  выбор места на уроке методов,  способствующих активизации инициативы  и творческого самовыражения  самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);

7) место и  длительность применения ТСО  (в соответствии с гигиеническими  нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;

8) позы учащихся, чередование поз;

9) физкультминутки  и другие оздоровительные моменты  на уроке – их место, содержание  и продолжительность. Норма –  на 15-20 минут урока по 1 минутке  из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;

10) наличие у  учащихся мотивации к учебной  деятельности на уроке (интерес  к занятиям, стремление больше  узнать, радость от активности, интерес  к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы  повышения этой мотивации;

11) наличие в  содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым  образом жизни; демонстрация, прослеживание  этих связей; формирование отношения  к человеку и его здоровью  как к ценности; выработка понимания  сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;

12) психологический  климат на уроке;

13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;

В конце урока  следует обратить внимание на следующее:

14) плотность  урока, т.е. количество времени,  затраченного школьниками на  учебную работу. Норма - не менее  60 % и не более 75-80 %;

15) момент наступления  утомления учащихся и снижения  их учебной активности. Определяется  в ходе наблюдения по возрастанию  двигательных и пассивных отвлечений  у детей в процессе учебной  работы;

16) темп и  особенности окончания урока:

- быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;

- спокойное  завершение урока: учащиеся имеют  возможность задать учителю вопросы,  учитель может прокомментировать  задание на дом, попрощаться с учащимися;

- задержка учащихся  в классе после звонка (на перемене).

 

2.2 Анализ эффективности  создания здоровьесберегающей среды  в обучении и воспитании младших  школьников

 

Проанализировав полученные результаты анкеты, вопросы  которой направлены на выявление представлений детей о ЗОЖ, их готовности к ведению собственного ЗОЖ, включая их представления о состоянии своего здоровья, отношение к физическим упражнениям и стремление к ЗОЖ., можно сделать следующие выводы:

Понятия о «ЗОЖ»  у учащихся отождествлено с понятием «здоровье», причем 23% учащихся считают, ЗОЖ – это «когда у тебя ничего не болит», т.е. не предусматривают никаких действий со своей стороны, направленных на укрепление и сохранение здоровья, это говорит о том, что они неправильно понимают, что входит в содержание понятия «ЗОЖ». То же самое можно сказать и о 15% учащихся, которые считают, что ЗОЖ – «нужно быть здоровым». Но 62% учащихся имеют элементарные представления о ЗОЖ, они называют некоторые компоненты ЗОЖ – «нужно заниматься спортом, есть фрукты, овощи, закаляться», но пока их знания еще не систематизированы и фрагментарны.

Отношение к  состоянию своего здоровья у учащихся следующее: 55% учащихся считают, что  у них здоровье «отличное», 11% учащихся считают свое здоровье «не очень хорошее» и лишь 33% считают, что у них здоровье «удовлетворительное».

«ЗОЖ» - это

 

 

 

К занятиям на уроках физкультуры учащиеся относятся  положительно, 55% детей занимаются спортом  «с полной отдачей»

 

 

Следовательно, большинство  – 83% учащихся класса склонны придерживаться ведущих принципов ЗОЖ, но реализуют их не всегда последовательно и постоянно, так всего лишь 66% учащихся делают по утрам зарядку каждый день, а 17% - лишь иногда, также 17% учащихся зарядку не делают совсем. Это говорит о том, что установка на самосовершенствование присутствует лишь у меньшинства учащихся исследуемого класса. Таким образом, на основе результатов анализа представлений учащихся о «ЗОЖ» мы выявили 4 уровня их решения.

Высокий уровень: характеризуется  наличием знаний о здоровье как физическом, психическом и нравственном благополучии, как о способности к саморазвитию потенциалов собственного организма и личности, о ЗОЖ как совокупности форм и способов жизнедеятельности, дающих возможность личности всесторонне развиваться и совершенствоваться. Присутствует интерес к проблемам валеологии и стремление к расширению знаний.

Средний уровень: изменяющиеся в области своего ЗОЖ и самосознания о здоровье и ЗОЖ на строго научны и не вполне систематизированы, но имеются элементарные представления о компонентах ЗОЖ, учащиеся лучше ориентируются в вопросах, связанных с практическим решением каких-либо проблем. Интерес к вопросам валеологии, к ЗОЖ носит систематический характер.

Поверхностный уровень: знания фрагментарны. В основных понятиях ориентируются с трудом, знания в основном бытового характера, приобретенные стихийно, не всегда соответствуют реальности, интереса к собственному ЗОЖ почти не проявляет.

Информация о работе Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в начальной школе