Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 17:25, контрольная работа
Цель данной работы - рассмотреть реализацию принципов гуманизации в образовании.
Для этого необходимо выполнить следующие задачи:
- раскрыть содержание идеи гуманизации в образовании;
- проанализировать понятия гуманизма, определить основные положения
гуманистической педагогики;
- осуществить анализ гуманизации содержания образования.
Введение……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Реализация идей гуманизации в современном дошкольном образовании…………………………………………………………………….6
1.1. Идеи и принципы гуманизации……………………………………6
1.2. Гуманизация воспитания и образования как нравственно-психологическая основа педагогического процесса…………………………9
ГЛАВА 2. Анализ реализации идей гуманизации в образовании………….13
Заключение……………………………………………………………………..
Библиографический список……………………………………………………18
Министерство образования и науки РФ
ГОУ ВПО
Калужский
государственный университет
Кафедра
педагогики начального обучения
Тема:
«Реализация идей гуманизации
в современном дошкольном
образовании».
Контрольная работа по
«Дошкольной педагогике»
студентки 3 курса, гр. ДПЗ-31
факультета начального образования
заочной формы обучения
Специальность «Дошкольная
педагогика и психология»
Падиной
Н. Г.
Проверил:
Гущина Н. А.
к. п. н.,
доцент
Калуга,
2010г.
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА 1. Реализация
идей гуманизации в современном дошкольном
образовании…………………………………………………
1.1.
Идеи и принципы гуманизации………
1.2. Гуманизация воспитания и образования как нравственно-психологическая основа педагогического процесса…………………………9
ГЛАВА 2. Анализ реализации идей гуманизации в образовании………….13
Заключение……………………………………………………
Библиографический
список……………………………………………………18
3
Введение
В последние несколько лет в выступлениях и публикациях российских философов, социологов, психологов и педагогов, а также - ученых, писателей, политиков и других представителей отечественной интеллигенции совершенно особую актуальность обнаруживает проблема образования. Вряд ли это можно счесть простой случайностью или новой интеллектуальной модой: скорее за этим стоят некие новые тенденции общемирового цивилизационного процесса.
Известная нам традиционная модель образования практически всегда представляет собой простую трансляцию культуры, притом, как правило - некоторой монокультуры, господствующей в данном обществе и государстве в определенное время. Основным смыслом такого образования обычно является обучение, понимаемое как простое усвоение учащимися некоторой суммы накопленных человечеством в различных областях, и, в значительной степени - разрозненных знаний, с целью подготовки специалиста, готового включиться в существующие социально-экономические институты и комплексы.
Конечно,
в таком образовании - обучении человек
не только не является субъектом образовательного
процесса, но и вообще отсутствует, как
персона, личность; он здесь всего лишь
объект обучения. Как известно, вполне
адекватны этим принципиальным установкам
и традиционные формы образовательной
деятельности: занятие, вопрос, ответ.
В этой связи оно авторитарно и тоталитарно,
как по содержанию, так и по форме, причем
авторитарность содержания образования
является ключевым моментом, предопределяющим
и все остальное в образовательных системах
и комплексах. В нем нет никакой установки
на личностное самоопределение, поиск
образов себя, своих образов мысли и чувства,
своей жизни в этом мире.
4
Сложившаяся ситуация решительно требует существенного пересмотра традиционных образовательных парадигм, которые сегодня оказываются уже несостоятельными в смысле обеспечения развития любого цивилизованного общества.
В настоящее время мы можем наблюдать нарастающий крах вообще любой тоталитарности и авторитаризма во всех сферах человеческой деятельности.
Этот процесс, конечно, не мог не затронуть и такую определяющую сферу жизни общества, как образование, сделав его привычные содержание и формы неприемлемыми. Уже сейчас мир в целом становится многополярным и поликультурным, а ведущими тенденциями современного образования являются его гуманизация и гуманитаризация, диалогизм и проектность.
Идеи гуманизма, рожденные эпохой Просвещения, получили дальнейшее развитие в трудах выдающихся русских философов, социологов, теологов конца XIX в. Они создали теории, по своему значению далеко выходившие за пределы России и ставшие предпосылками развития философско-гуманистических учений следующего столетия. Определив свое отношение к человеку, к жизни, они создали самобытное понимание личностно-гуманистической проблематики.
Идеи
гуманизации воспитания и обучения
детей, обсуждение которых в настоящее
время находит широкое
Идеи
гуманистического воспитания были предметом
научных исследований Г.С. Батищева,
Е.В. Бондаревской, Б.П. Битинаса, В.Ф. Володько,
К.В. Гавриловец, Б.С. Гершунского, Е.В. Петрушковой
и др.
5
Представления о гуманизации в современной теории образования разрабатываются В.В.Краевским, В.В.Давыдовым, Ш.А.Амонашвили, В.А.Сластениным, Е.Н.Шияновым, Ю.В.Сенько, В.Я.Синенко и др., и различаются, в основном, по отношению к интеллектуальному развитию человека. Гуманизация образования, становление современной гуманистической педагогики основывается на исследованиях гуманистической психологии, ее личностной ценностной ориентации.
В педагогической теории гуманизацию связывают с эволюцией современных философских воззрений, ставящих человека в центр своего внимания. [1, 24]
Цель данной работы - рассмотреть реализацию принципов гуманизации в образовании.
Для этого необходимо выполнить следующие задачи:
- раскрыть содержание идеи гуманизации в образовании;
- проанализировать понятия гуманизма, определить основные положения
гуманистической педагогики;
- осуществить анализ
гуманизации содержания образования.
6
ГЛАВА 1.
РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ ГУМАНИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ
ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
1.1. Идеи
и принципы гуманизации
Гуманизация (от лат. (humanus) — человеческий, свойственный человеку, человеколюбивый) — принцип, основан на отношении к человеку как к высшей ценности, на признании права ребенка на свободное развитие и проявление своих способностей. Реализация принципа гуманизации требует от педагога:
- гуманного отношения к личности воспитанника;
- уважения его прав и свобод;
- предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных
требований;
- ненасильственное формирование требуемых качеств;
- уважения права человека быть самим собой;
- уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается
выполнять предъявляемые требования;
- уважения прав и свобод воспитанника.
Гуманистическая направленность дошкольного воспитания предполагает уважение к ребенку, глубокое понимание неповторимости его личности, учет потребностей и возрастных особенностей.
Гуманизация педагогического
процесса предполагает построение личностно
ориентированной модели воспитания, изменение
формы общения воспитателя с детьми в
процессе традиционных видов детской
деятельности и в повседневной жизни.
В большей степени учитывать интересы,
желания, способности ребенка, стремиться
к сотрудничеству в познавательном, продуктивном,
трудовом, бытовом взаимодействии, к партнерству
в играх.
7
Гуманизация
образования — это процесс, направленный
на развитие личности как субъекта
творческой деятельности, что составляет
и важнейшую характеристику образа
жизни педагогов и
Ведущим направлением гуманизации образования считается - самоопределение личности в культуре, ее приобщение к национально-культурным традициям, обогащенным человеческим содержанием гуманизации — усиление внимания к личности каждого ребенка как высшей социальной ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами
В общем смысле гуманизм понимается как исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободе, счастье, развитие и проявление своих способностей. Гуманизм обычно выступает как мировоззрение, основными принципами которого являются любовь к людям, уважение человеческого достоинства, забота о благе людей. В самом общем смысле слова гуманизм означает ориентацию на самого человека, на его нужды и его потребности. В гуманизме воплощается стремление личности, коллектива и социума к счастью и совершенству. [2, 37]
Как теоретическая
концепция гуманизм признаёт право
человека на свободу, счастье, беспрепятственное
развитие и проявление своих способностей,
творческого потенциала. Эти черты выступают
в гуманистической концепции в качестве
основных критериев оценки в деятельности
основных социальных институтов, целевых
общественных установок и направленности
общественного развития. В отношениях
между членами общества, гуманизм
8
признаёт в качестве нормы принципы равных возможностей, социальной справедливости, проявления высокой культуры общения и человечности.
О содержании гуманизма говорят различные исследования. В частности, Е.В. Петрушкова указывает, что сегодня идеалы содержания гуманизма наполняются новым смыслом, обогатившим их содержание.
Одним из важнейших проявлений и показаний гуманности являются человеческие отношения между людьми. К основным понятиям, которые способны раскрыть человеческие отношения с другими людьми, по мнению Н.Ю. Алексашиной, относятся:
- забота и
взаимопонимание, т.е.
- взаимоуважение, т.е. способность принимать человека таким, какой он есть, признавать его право иметь собственные убеждения и развиваться по собственному пути;
- взаимодействие,
т.е. способность к
Таким образом,
гуманизм предполагает отказ от идеи насилия,
подавления, господства, причём не только
над человеком, но и человека над природой.
Гуманизм рассматривает свободу как такое
отношение, когда партнёры принимают друг
друга и признают ценности взаимовлияний
и взаимоизменений. Ядром гуманистического
мировоззрения и его системообразующим
фактором выступает человек. Это проявляется
в многообразии отношений к человеку,
обществу, его духовным ценностям, к деятельности
и соответственно к миру в целом. Во всём
этом и проявляется гуманность личности.
9
1.2.
Гуманизация воспитания и образования
как нравственно-психологическая основа
педагогического процесса
Гуманистическая педагогика представляет собой одно из направлений в теории и практике воспитания, которое возникло в конце 50-х - начале 60-х годов в США, как педагогическое воплощение идей гуманистической психологии. Основные тенденции, которые характеризуют данное направление в педагогике - это придание образовательному процессу личностно-ориентированного характера, преодоление авторитаризма в воспитании и обучении, попытки сделать процесс освоения учащимися знаний, умений и навыков эмоционально окрашенным.
Гуманизация
воспитания и образования, по мнению
учёных-педагогов, выступает нравственно-
Информация о работе Реализация идей гуманизации в современном дошкольном образовании