Реализация идей гуманизации в современном дошкольном образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 17:25, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы - рассмотреть реализацию принципов гуманизации в образовании.
Для этого необходимо выполнить следующие задачи:
- раскрыть содержание идеи гуманизации в образовании;
- проанализировать понятия гуманизма, определить основные положения
гуманистической педагогики;
- осуществить анализ гуманизации содержания образования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Реализация идей гуманизации в современном дошкольном образовании…………………………………………………………………….6
1.1. Идеи и принципы гуманизации……………………………………6
1.2. Гуманизация воспитания и образования как нравственно-психологическая основа педагогического процесса…………………………9
ГЛАВА 2. Анализ реализации идей гуманизации в образовании………….13
Заключение……………………………………………………………………..
Библиографический список……………………………………………………18

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки РФ.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

ГОУ ВПО

Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского 
 
 

Кафедра педагогики начального обучения 
 
 
 
 
 

Тема: «Реализация идей гуманизации в современном дошкольном образовании». 
 

Контрольная работа по

«Дошкольной педагогике»

студентки 3 курса, гр. ДПЗ-31

факультета  начального образования 

заочной формы обучения

Специальность «Дошкольная 

педагогика  и психология»

Падиной Н. Г. 
 

Проверил:

Гущина  Н. А.

к. п. н., доцент 
 

Калуга, 2010г. 

                                                                    

2 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. Реализация идей гуманизации в современном дошкольном образовании…………………………………………………………………….6

      1.1. Идеи и принципы гуманизации……………………………………6

      1.2. Гуманизация воспитания и образования как нравственно-психологическая основа педагогического процесса…………………………9

ГЛАВА 2. Анализ реализации идей гуманизации в образовании………….13

Заключение……………………………………………………………………..17

Библиографический список……………………………………………………18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3

Введение

      В последние несколько лет в  выступлениях и публикациях российских философов, социологов, психологов и  педагогов, а также - ученых, писателей, политиков и других представителей отечественной интеллигенции совершенно особую актуальность обнаруживает проблема образования. Вряд ли это можно счесть простой случайностью или новой интеллектуальной модой: скорее за этим стоят некие новые тенденции общемирового цивилизационного процесса.

      Известная нам традиционная модель образования практически всегда представляет собой простую трансляцию культуры, притом, как правило - некоторой монокультуры, господствующей в данном обществе и государстве в определенное время. Основным смыслом такого образования обычно является обучение, понимаемое как простое усвоение учащимися некоторой суммы накопленных человечеством в различных областях, и, в значительной степени - разрозненных знаний, с целью подготовки специалиста, готового включиться в существующие социально-экономические институты и комплексы.

      Конечно, в таком образовании - обучении человек не только не является субъектом образовательного процесса, но и вообще отсутствует, как персона, личность; он здесь всего лишь объект обучения. Как известно, вполне адекватны этим принципиальным установкам и традиционные формы образовательной деятельности: занятие, вопрос, ответ. В этой связи оно авторитарно и тоталитарно, как по содержанию, так и по форме, причем авторитарность содержания образования является ключевым моментом, предопределяющим и все остальное в образовательных системах и комплексах. В нем нет никакой установки на личностное самоопределение, поиск образов себя, своих образов мысли и чувства, своей жизни в этом мире. 

4

Сложившаяся ситуация решительно требует существенного пересмотра традиционных образовательных парадигм, которые сегодня оказываются уже несостоятельными в смысле обеспечения развития любого цивилизованного общества.

      В настоящее время мы можем наблюдать  нарастающий крах вообще любой тоталитарности и авторитаризма во всех сферах человеческой деятельности.

      Этот  процесс, конечно, не мог не затронуть  и такую определяющую сферу жизни  общества, как образование, сделав его  привычные содержание и формы  неприемлемыми. Уже сейчас мир в  целом становится многополярным  и поликультурным, а ведущими тенденциями современного образования являются его гуманизация и гуманитаризация, диалогизм и проектность.

      Идеи  гуманизма, рожденные эпохой Просвещения, получили дальнейшее развитие в трудах выдающихся русских философов, социологов, теологов конца XIX в. Они создали теории, по своему значению далеко выходившие за пределы России и ставшие предпосылками развития философско-гуманистических учений следующего столетия. Определив свое отношение к человеку, к жизни, они создали самобытное понимание личностно-гуманистической проблематики.

      Идеи  гуманизации воспитания и обучения детей, обсуждение которых в настоящее  время находит широкое отражение  в дошкольной педагогике, пронизывают  труды Я. А. Коменского. Ж.-Ж. Руссо, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко, Я. Корчака, В. А. Сухомлинского, А. В. Запорожца и др.

      Идеи  гуманистического воспитания были предметом  научных исследований Г.С. Батищева, Е.В. Бондаревской, Б.П. Битинаса, В.Ф. Володько, К.В. Гавриловец, Б.С. Гершунского, Е.В. Петрушковой и др.  
 

5

Представления о гуманизации в современной  теории образования разрабатываются  В.В.Краевским, В.В.Давыдовым, Ш.А.Амонашвили, В.А.Сластениным, Е.Н.Шияновым, Ю.В.Сенько, В.Я.Синенко и др., и различаются, в основном, по отношению к интеллектуальному развитию человека. Гуманизация образования, становление современной гуманистической педагогики основывается на исследованиях гуманистической психологии, ее личностной ценностной ориентации.

В педагогической теории гуманизацию связывают с эволюцией современных философских воззрений, ставящих человека в центр своего внимания. [1, 24]

Цель данной работы - рассмотреть реализацию принципов  гуманизации в образовании.

Для этого необходимо выполнить следующие задачи:

- раскрыть содержание идеи гуманизации в образовании;

- проанализировать  понятия гуманизма, определить  основные положения

  гуманистической  педагогики;

- осуществить анализ гуманизации содержания образования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6 

ГЛАВА 1. РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ ГУМАНИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 

1.1. Идеи и принципы гуманизации  

Гуманизация (от лат. (humanus) — человеческий, свойственный человеку, человеколюбивый) — принцип, основан на отношении к человеку как к высшей ценности, на признании  права ребенка на свободное развитие и проявление своих способностей. Реализация принципа гуманизации требует от педагога:

- гуманного отношения к личности воспитанника;

- уважения его прав и свобод;

- предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных

   требований;

- ненасильственное формирование требуемых качеств;

- уважения права человека быть самим собой;

- уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается

   выполнять предъявляемые требования;

- уважения прав и свобод воспитанника.

Гуманистическая направленность дошкольного воспитания предполагает уважение к ребенку, глубокое понимание неповторимости его личности, учет потребностей и возрастных особенностей.

Гуманизация педагогического  процесса предполагает построение личностно  ориентированной модели воспитания, изменение формы общения воспитателя с детьми в процессе традиционных видов детской деятельности и в повседневной жизни. В большей степени учитывать интересы, желания, способности ребенка, стремиться к сотрудничеству в познавательном, продуктивном, трудовом, бытовом взаимодействии, к партнерству в играх. 

7

      Гуманизация образования — это процесс, направленный на развитие личности как субъекта творческой деятельности, что составляет и важнейшую характеристику образа жизни педагогов и воспитанников, предполагающую установление подлинно человеческих, гуманных отношений между ними в педагогическом процессе и является ключевым компонентом нового педагогического мышления, сфокусированного вокруг идеи развития личности.

      Ведущим направлением гуманизации образования считается - самоопределение личности в культуре, ее приобщение к национально-культурным традициям, обогащенным человеческим содержанием гуманизации — усиление внимания к личности каждого ребенка как высшей социальной ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами

В общем смысле гуманизм понимается как исторически  изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его  право на свободе, счастье, развитие и проявление своих способностей. Гуманизм обычно выступает как мировоззрение, основными принципами которого являются любовь к людям, уважение человеческого достоинства, забота о благе людей. В самом общем смысле слова гуманизм означает ориентацию на самого человека, на его нужды и его потребности. В гуманизме воплощается стремление личности, коллектива и социума к счастью и совершенству. [2, 37]

Как теоретическая  концепция гуманизм признаёт право  человека на свободу, счастье, беспрепятственное  развитие и проявление своих способностей, творческого потенциала. Эти черты выступают в гуманистической концепции в качестве основных критериев оценки в деятельности основных социальных институтов, целевых общественных установок и направленности общественного развития. В отношениях между членами общества, гуманизм  

8

признаёт в  качестве нормы принципы равных возможностей, социальной справедливости, проявления высокой культуры общения и человечности.

      О содержании гуманизма говорят различные  исследования. В частности, Е.В. Петрушкова указывает, что сегодня идеалы содержания гуманизма наполняются новым смыслом, обогатившим их содержание.

Одним из важнейших  проявлений и показаний гуманности являются человеческие отношения между  людьми. К основным понятиям, которые способны раскрыть человеческие отношения с другими людьми, по мнению Н.Ю. Алексашиной, относятся:

- забота и  взаимопонимание, т.е. эмоциональная  отзывчивость, сострадание, способность  разделять чувства и мысли  другого, его печаль и радость;

- взаимоуважение, т.е. способность принимать человека таким, какой он есть, признавать его право иметь собственные убеждения и развиваться по собственному пути;

- взаимодействие, т.е. способность к сотрудничеству, взаимопомощь и содействие, принципы  ненасилия в разрешении конфликтов.

Таким образом, гуманизм предполагает отказ от идеи насилия, подавления, господства, причём не только над человеком, но и человека над природой. Гуманизм рассматривает свободу как такое отношение, когда партнёры принимают друг друга и признают ценности взаимовлияний и взаимоизменений. Ядром гуманистического мировоззрения и его системообразующим фактором выступает человек. Это проявляется в многообразии отношений к человеку, обществу, его духовным ценностям, к деятельности и соответственно к миру в целом. Во всём этом и проявляется гуманность личности. 
 
 
 

      9

      1.2. Гуманизация воспитания и образования как нравственно-психологическая основа педагогического процесса 

      Гуманистическая педагогика представляет собой одно из направлений в теории и практике воспитания, которое возникло в конце 50-х - начале 60-х годов в США, как педагогическое воплощение идей гуманистической психологии. Основные тенденции, которые характеризуют данное направление в педагогике - это придание образовательному процессу личностно-ориентированного характера, преодоление авторитаризма в воспитании и обучении, попытки сделать процесс освоения учащимися знаний, умений и навыков эмоционально окрашенным.

      Гуманизация воспитания и образования, по мнению учёных-педагогов, выступает нравственно-психологической основой протекания педагогического процесса. Это - социально-педагогическая характеристика самого процесса воспитания и обучения. Она представляет собой процесс, направленный на развитие личности как активного субъекта творческой учебной деятельности, познания и общения. По своим целям гуманизация выступает условием гармонического развития личности, обогащения её творческого потенциала, реализации творческих возможностей и стремлений личности, установления гармонического взаимодействия с миром: природой обществом и другими людьми. Как отмечает Е.Н. Шиянов, гуманизация является ключевым элементом нового педагогического мышления, в котором и педагоги, и воспитанники выступают как субъекты развития творческой индивидуальности.

Информация о работе Реализация идей гуманизации в современном дошкольном образовании