Реализация идей гуманизации в современном дошкольном образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 17:25, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы - рассмотреть реализацию принципов гуманизации в образовании.
Для этого необходимо выполнить следующие задачи:
- раскрыть содержание идеи гуманизации в образовании;
- проанализировать понятия гуманизма, определить основные положения
гуманистической педагогики;
- осуществить анализ гуманизации содержания образования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Реализация идей гуманизации в современном дошкольном образовании…………………………………………………………………….6
1.1. Идеи и принципы гуманизации……………………………………6
1.2. Гуманизация воспитания и образования как нравственно-психологическая основа педагогического процесса…………………………9
ГЛАВА 2. Анализ реализации идей гуманизации в образовании………….13
Заключение……………………………………………………………………..
Библиографический список……………………………………………………18

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки РФ.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

Заключение

      На  сегодняшнем этапе развития общества особо актуальным представляется построение учебного и воспитательного процесса на основах гуманистической педагогики и гуманистического образования. Гуманистическая педагогика имеет в своей основе гуманистическое мировоззрение, которое признаёт своей главной и незыблемой ценностью человека как такового, ценность его свободы, его выбора и возможностей его развития.

      Педагогический  процесс, построенный на положениях гуманистической педагогики, опирается  на личность ребенка, основывается на конструктивной работе воспитанника и воспитателя, в процессе которой взрослый старается всемерно развивать инициативу своих подопечных и создать все условия для их личностного и творческого развития.

      Гуманизация современного образования связана, прежде всего, с изменением отношения  к воспитанию, в центре которого находится ребенок, становление его субъектности. Создание условий для поисковой и творческой деятельности детей, интеграция различных видов деятельности и их эмоциональная насыщенность способствуют переходу на новый стиль общения и игры с ребенком, развитию личностного взаимодействия педагога со своими воспитанниками.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

18 

Библиографический список  

1. Амонашвили, Ш. А. Размышления о гуманной педагогике [текст] / Ш. А. Амонашвили. – М.: 2000 – 464с.

2. Безрукова,  М. П. Гуманистические принципы и правила их осуществления [текст] / М. П. Безрукова. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 342с.

3. Дубровина, И. В. Психологическая служба в современном образовании [текст] / И. В. Дубровина. - Рабочая книга. – С-Пб.: ПИТЕР, 2009. – 400с.

4. Ефремов, Н. Н. Психологическое айкидо для детей и их родителей [текст] /

Н. Н. Ефремов. –  Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 320 с.

5. Идеи гуманизации дошкольного воспитания в трудах А. В. Запорожца [текст] // Культура и образование: материалы Всероссийской научно – практической конференции. – Смоленск: СГГИ, 1997. – С. 119-122.

6. Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика [текст] /С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – 10-е изд., стер.- М.: “Aкадемия” 2009г.

7. Комарова, Н. Ф., Новоселова С. П., Парамонова, Л. А. детский сад открытая система [текст] / Н. Ф. Комарова. -  М.: НМЦ «Дидактика», 1994. – 99с.

9. Михайленко, Н. Я., Короткова, Н. А., Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания [текст] // Дошкольное воспитание. – 1992. № 5 – 6. С. 17-27.

10. Стеркина Р., Князева О. Рекомендации по организации работы дошкольных учреждений [текст] // Дошкольное воспитание.-1992. №1. – С. 16-19.

11. Стеркина Р. Основные направления обновления нормативно-правовой базы системы дошкольного образования в РСФСР[текст] // Дошкольное воспитание. - 1991.№ 8. – С. 23-26.

12. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям [текст] / В. А. Сухомлинский. – К.: Рад. шк. - 1985. – 288с.

13. Шимов, Е. Н., Ромаева, Н. Б. гуманистическая педагогика России: становление и развитие [текст] / Е. Н. Шимов, Н. Б. Ромаева. – М.: Академия, 1999. – 243с.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Нормативно-правовые  основы вариативных подходов к организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении. 
 

 

В 1989 году Государственным комитетом по народному образованию СССР была утверждена новая Концепция дошкольного воспитания (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский и др.). Впервые публично были серьезно проанализированы отрицательные стороны состояния общественного дошкольного воспитания в нашей стране. В качестве основного недостатка указывалось использование учебно-дисциплинарной модели при организации педагогического процесса в детских садах. Отмечалось, что цель дошкольного воспитания по существу сводилась к оснащению их суммой конкретных знаний, умений, навыков; недостаточно учитывалась специфика развития в дошкольном возрасте, самоценность этого периода жизни ребенка.

Концепция наметила новые общие подходы к дошкольному  воспитанию. Основные идеи концепции — гуманизация и деидеологизация дошкольного образования, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей; самоценность дошкольного детства.

Концепция дошкольного  воспитания излагала систему взглядов на педагогическое явление — основные идеи и главные направления перестройки системы образования и воспитания дошкольников, но не содержала конкретных программ реализации этих идей.

В 1991 году было утверждено «Временное положение о дошкольном учреждении». В нем в частности  отмечалось, что единая программа  неизбежно приводила к единообразию форм, содержания и методов педагогического процесса без учета индивидуальных особенностей детей; был отменен порядок действия Программы как обязательного единого документа.

Сегодня ДОУ  России работают по программам, созданным научными коллективами и педагогами-исследователями ( Закон РФ «Об образовании»,1991 г. ).

В 1995 г ., постановлением Правительства РФ было утверждено «Типовое положение о дошкольном образовательном  учреждении», в котором отмечалось, что дошкольное учреждение имеет право самостоятельно выбирать программы из комплекса вариативных программ и технологий, рекомендованными органами управления образованием, вносить изменения в них, а также разрабатывать собственные (авторские) программы. Этот пункт закона конкретизируется в письме Минобразования РФ от 02.06.98 № 89-34-16 «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педагогических технологий». Также в 1995 г . было подготовлено методическое письмо «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для ДОУ РФ». В этом документе указаны основные требования и принципы, которым должны отвечать программы.

Таким образом, в условиях модернизации образования  плюрализм (многообразие) программ рассматривается  как важнейшее условие соблюдения Закона РФ «Об образовании». Только реализация принципов образования дифференциации и вариативности его содержания может обеспечить развитие индивидуальности ребенка, учесть образовательные запросы каждой семьи, уровень и направленность работы ДОУ, способствовать развитию инициативы и творчества воспитателей. 

На основе анализа  существующих концепций развития дошкольного  образования к ведущим направлениям инноваций в ДОУ можно отнести  утверждение гуманных субъект-субъектных отношений, развитие творческих возможностей, интеллектуальных сил детей; индивидуальное творческое развитие личности ребенка; развитие связи практиков и исследователей в области инноватики [17; 41]. 

Социальные, экономические  и идеологические изменения, про-исходящие  за пределами системы образования, не могут оставить без изменения систему образования и воспитания подрастающего поколения. 

За 30 лет после  принятия ООН «Декларации прав ребенка» мно-гие представления изменились. Возникла необходимость принятия нового документа, в котором не просто декларировались права де-тей, а на основе юридических норм предлагались меры для защиты этих прав. «Конвенция о правах ребенка» (1989) не только разви-вает, но и конкретизирует положения Декларации. Государства, ко-торые присоединяются к Конвенции, должны нести юридическую ответственность перед международным сообществом за свои дей-ствия в отношении детей. 

Основная идея Конвенции заключается в обязательном обеспе-чении интересов и прав детей, создании необходимых мер  для вы-живания, развития, защиты и обеспечения активного участия под-растающего поколения в жизни общества. Важнейший правовой принцип, утвержденный в Конвенции, - признание ребенка полно-ценной и полноправной личностью, как самостоятельного субъек-та общества во всем комплексе гражданских, политических, эко-номических, социальных и культурных прав. 

Анализируя современное  состояние организации педагогичес-кого процесса и нормативно-программное  обеспечение дошколь-ных учреждений, целесообразно сделать небольшой  экскурс в ис-торию. 

Дошкольные учреждения руководствовались в своей работе «Программой воспитания и обучения в детском саду», которая с 1962 по 1982 г. была переиздана 9 раз и являлась единым государ-ственным обязательным документом. В ней был определен  объем представлений, знаний, умений и навыков, которые необходимо было воспитать у каждого ребенка. Работа по жестко регламенти-рованной программе неизбежно ограничивала возможности для пе-дагогического творчества, недостаточно учитывала индивидуаль-ные особенности детей, подавляла естественную любознательность ребенка, приводила к формализму. 

Многие педагоги и ученые были обеспокоены реальным поло-жением дел в системе общественного  дошкольного воспитания, хотя само наличие развитой системы являлось несомненным достоин-ством, на что неоднократно указывали наши зарубежные коллеги. 

В 1989 г. Государственным  комитетом по народному образова-нию  СССР - центральным органом, направляющим и регламенти-рующим в тот период работу всех учреждений образования  в стра-не, - была утверждена новая «Концепция дошкольного воспита-ния» (авторы В.В.Давыдов, В.А.Петровский и др.). Следует отметить, что впервые публично был дан серьезный анализ отри-цательных сторон современного состояния общественного дош-кольного воспитания в стране. В качестве главного недостатка ука-зывалось на использование учебно-дисциплинарной модели при организации педагогического процесса в детских садах. Отмеча-лось, что в основном дошкольное воспитание по существу своди-лось лишь к подготовке детей к школе, к оснащению их суммой конкретных знании, умений, навыков, но при этом недостаточно учитывалась специфика развития детей дошкольного возраста, са-моценность этого периода жизни ребенка. Концепция наметила новые общие подходы к дошкольному воспитанию. Важные идеи концепции - гуманизация и деидеологизация дошкольного обра-зования, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей: доб-ра, красоты, истины, самоценности дошкольного детства. 

Ключевые позиции  обновления дошкольного учреждения состо-яли в следующем: 

охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так и психического); 

гуманизация целей  и принципов образовательной  работы с детьми; 

раскрепощение условий жизни детей и работы педагогов в до- школьном учреждении; 

обеспечение преемственности  между всеми сферами социаль-ного становления ребенка; 

радикальные изменения  характера подготовки педагогических кадров, условий финансирования дошкольного  образования и перестройка системы  управления. 

В Концепции  раскрывалась сущность учебно-дисциплинарной и личностно-ориентированной моделей построения педагогичес-кой работы с детьми, каждая из которых альтернативна. Вторая модель способствует становлению ребенка как личности, обеспе-чивает чувство психологической защищенности, развитие индиви-дуальности, предупреждает возникновение возможных тупиков личностного развития, т. е. способствует гуманизации целей и прин-ципов педагогической работы с детьми. Основное внимание уде-лялось приемам и методам общения взрослого с ребенком через понимание, признание и принятие личности ребенка, умение взрос-лого стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, уважать чувство достоинства ребенка. 

Концепция отразила мысли передовых педагогов-практиков  и ученых, вобрала в себя взгляды  педагогической общественности, т. е. показала то, как говорится, что «носилось в воздухе», - необ-ходимость коренной перестройки дошкольного воспитания и об-разования. Именно поэтому Концепция была одобрена съездом ра-ботников народного образования. Концепция дошкольного воспитания излагала систему взглядов на педагогическое явление -основные идеи и главные направления перестройки системы обра-зования и воспитания дошкольников. Но в то же время она не со-держала конкретных программ реализации намеченных целей. Этому мешало существование единой государственной програм-мы и сложившаяся система финансирования дошкольного воспи-тания. Необходимо было сделать следующий шаг. И он был пред-принят. 

В 1991 г. постановлением Совмина РСФСР утверждено «Вре-менное положение о дошкольном учреждении». В нем, в частно-сти, отмечалось, что программа, как обязательный документ для всех дошкольных учреждений, неизбежно приводит к единообра-зию форм, содержания и методов педагогического процесса, не учи-тывает индивидуальные особенности детей. Положение давало воз-можность каждому дошкольному учреждению выбирать из имею-щихся программу обучения и воспитания, вносить в нее собственные дополнения, создавать авторские программы, исполь-зовать разнообразные формы работы. 

Информация о работе Реализация идей гуманизации в современном дошкольном образовании