Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 16:16, курсовая работа
Урок как форма организации учебной работы существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается самой распространенной организационной формой учебно-воспитательного процесса в школе. Основные положения, характеризующие урок, заложены в 17 –19 века в трудах Я. А. Коменского, И. Ф. Гербарта, А. Дистервега, К. Д. Ушинского. Классно-урочная система, первоначально разработанна и описанна Яном Амосом Коменским (1592 – 1670, чешский мыслитель-гуманист, педагог) в его книге «Великая дидактика».
Введение. 4
Глава 1. Психолого-педагогические основы современного урока. 9
§1. Современный урок. Понятие и особенности. 9
1.1. Определение понятия «современный урок». 9
1.2. Общая характеристика и особенности современного урока. 11
1.3. Структура современного урока. 14
1.5. Типология современного урока. 19
1.6. Современный урок как целостная система. 21
§2. Требования к современному уроку. 25
2.1. Различные системы требований к уроку. 25
2.2. Конструирование «современной» системы требований к современному уроку. 31
Глава 2. Реализация требований к современному уроку математики. 39
§1. Реализация требований к современному уроку в опыте работы учителей математики. 39
§2. Реализация требований к современному уроку в личном опыте преподавания математики. 48
2.1 Подготовка к проведению эксперимента. 48
2.2. О проведенных современных уроках. 50
2.3. Итоговый контроль. Анализ результатов эксперимента. 55
Заключение. 58
2.
Творческое отношение к
Стремление заинтересовать
учащихся, разнообразить ход урока
ведут к тому, что учителя включают
в урок различные игровые методики.
Как показывает педагогическая практика
и анализ педагогической литературы,
до недавнего времени игру использовали
лишь на занятиях математического кружка,
при проведении тематических вечеров
и др., а возможности использования
дидактической игры в учебном
процессе недооценивались.
В настоящее время
игру используют при организации
начала урока, при изучении нового материала,
при организации контроля, при
окончании урока. Часто проводятся
и игровые уроки.
Приведем пример
использования элементов игры при
организации контроля. Миненкова
М. и Широкова О. [45] несколько лет
подряд проводили комбинированные
зачеты по теме «Решение уравнений
и координатная плоскость», для которых
разработали карточки с индивидуальными
заданиями. Например, в каждой карточке
для 6-ого класса содержится несколько
уравнений и пара чисел, одно из которых
– буква. Ученики решают уравнение,
находят соответствующую
Приведем пример
одной из карточек для 6-ого класса.
Решите уравнения,
и построить по точкам соответствующий
рисунок.
1.
6х+10=4х+12.
(х;3)
2.
7х+25=10х+6.
(х;6)
3.
3у+16=8у-9.
(5;у)
4.
0,4(6у-7)=0,5(3у+7). (5;у)
5.
4(3-х)=7(2х-5).
(х;8)
6.
9,6-(2,6+х)=4.
(х;8)
7.
1,7-0,6а=0,3-0,4а.
(-6;а)
8.
17-4х=5-6х.
(х;5)
9.
2,8-3,2х=-4,8-5,1х.
(х;6)
10.
0,2(5х-2)=0,3(2х-1)-0,9. (х;3)
11.
5м+27=4м+21.
(м;-4)
12.
4(1-0,5а)=-2(3+2а). (а;-7)
13.
3у-17=8у+18.
(4;у)
14.
1-5(1,5+х)=6-7,5х.
(х;-4)
15.
2у-1,5(у-1)=3.
(1;у)
Очень важен творческий
подход учителя к организации
урока, в частности к организации
начала урока. «Как правило, удачно выбранный
вид деятельности учащихся вначале
урока настраивает их на плодотворную
работу на протяжении всех 45 минут»[50,
с.18]. Новое начало урока позволяет
избежать однообразия в построении
занятия, обеспечивает интерес учащихся.
Как известно,
предварительная
Рассмотрим пример
организации начала урока в
6-ом классе, приведенный Манвеловым
С. Г. в [37]. На уроке предстоит
отработка умений складывать
числа с разными знаками.
Раскрывается одно
из крыльев доски с таблицей
2
-3
4
-12
-5
3
-2
-8
-7
6
-5
4
Учитель ставит задачу:
найти правило, по которому составлена
таблица, и вписать пропущенные
числа. Выясняется, что числа верхней
и нижней строк таблицы есть слагаемые,
а средней – их сумма. Учитель
предлагает обосновать это предположение,
в ходе чего проверяет знания и понимание
учащимися правила сложения двух чисел
с разными знаками на конкретны примерах.
Необычность упражнения
захватывает ребят, класс получает
положительный заряд эмоций на весь
оставшийся урок.
Традиционно, конец
урока предвещает постановку домашнего
задания. Однако способы окончания
урока также полезно
Конечно это неполный
список. Этот список может пополниться
в результате вашего творчества!!!
Третье направление
совершенствования урока
3. Развитие технологического
подхода к обучению математике.
К сожалению, в нашей
педагогической, и особенно методической
литературе, мало уделено внимания
данной теме (именно использованию
педагогических технологий на уроках
математики).
Отметим, основные
известные сегодня, частно-педагогические
технологии обучения
1. Технология
«Укрупнения дидактических
2. Технология,
направленная на формирование
общих подходов к организации
усвоения вычислительных
3. Технология
обучения математики на основе
решения задач (Р. Хазанкин).
Эта технология основана
на следующих концептуальных положениях:
1) личностный подход, педагогика успеха,
педагогика сотрудничества; 2) обучать
математике = обучать решению задач;
3) обучать решению задач = обучать умениям
типизации + умение решать типовые задачи;
4) индивидуализация обучения «трудных»
и «одаренных»; 5) органическая связь индивидуальной
и коллективной деятельности; 6) управление
общением старших и младших школьников;
7) сочетание урочной и внеурочной работы.
4. Технология
на основе системы эффективных
уроков (А. Окунев).
5. Парковая
технология обучения математике
(А. Гольдин).
6. Технология
мастерских построения знаний
по математике (А. Окунев).
Применяются на уроках
математики и различные личностно-
Рассмотрим, для примера,
более подробно технологию интегрированного
урока. Цели интегрированных курсов
– формирование целостного и гармоничного
понимания и восприятия мира. Так,
интересен опыт проведения интегрированного
преподавания информатики и спецкурсов
по математике Брейтигама Э. К. и Тевса
Д. П. В статье [6] они приводят схему
проведения интегрированных уроков,
посвященных выполнению творческого
задания по исследованию функции
и построению ее графика. Авторы статьи
предлагают провести 6 уроков. На совместном
вводном уроке преподаватели
информатики и спецкурса по алгебре
и началам анализа определяют
цель, план, этапы выполнения задания.
Каждому ученику предлагается свое
задание: устанавливаются сроки
и требования к выполнению и защите
творческого задания. На этом же уроке
проводится первичная консультация
по индивидуальным заданиям. Математическая
составляющая этого урока включает
разбор схемы исследования функции,
работу с параметром. Составляющая
по информатике включает построение
алгоритма для решения задачи,
схему реализации алгоритма с
помощью языка
4.
Развитие способностей к
Развитие творческих
способностей – это необходимый
элемент современного урока математики.
Воспитанию стремления к творчеству
следует уделять пристальное
внимание на всех этапах обучения. Каждый
предмет школьного курса способен внести
свою долю воздействия на творческий облик
учащегося. Математика представляет для
этого исключительные возможности.
Способности к математическому
творчеству, и конечно творчеству
вообще, развиваются в результате:
ü поиска
решения нестандартных задач;
ü решения
задач и упражнений, включающих элементы
исследования;
ü решения
задач на доказательство;
ü решения
задач и упражнений в отыскании
ошибок;
ü решения
занимательных задач;
ü в
отыскании различных вариантов
решения одной задачи и выбора
лучшего из них;
ü при
решении задач, в которых применяются
сведения из всех математических дисциплин
(комбинированных задач);
ü при
решении синтетических задач.
Важно и то, что
от степени творческой активности учащихся
зависит эффективность учебной
деятельности по развитию мышления.
Подробнее о развитии
способностей к математическому
творчеству можно найти в статье
Канина Е.С. «Некоторые вопросы психологии
обучения решению математических задач»
([24]).
Итак, основные идеи
современного урока, требования к современному
уроку на уроке математики в опыте
работы учителей находят свое отражение.
§2. Реализация требований
к современному уроку в личном
опыте преподавания математики.
2.1 Подготовка к
проведению эксперимента.
Мною была проведена
опытно-экспериментальная
Эксперимент проводился
в школе № 27 г. Кирова, в 10 “б”
физико-математическом классе. Обучение
в данном классе велось по учебнику
Алимова М. А. «Алгебра и начала анализа
10-11».
Для достижения цели
опытно-экспериментальной
Приведем методику
определения уровня обученности
по П.И. Третьякову [74].
Обученность – это
уровень реально усвоенных
Существует пять
уровней обученности.
Первый уровень
обученности – различение. Он характеризуется
тем, что ученик может отличить объект,
процесс по наиболее существенным признакам
от их аналогов.
Второй уровень
обученности – запоминание. При
этой степени обученности ученик
может пересказать содержание текста,
правила, положения, теоретические
утверждения, но это не является доказательством
его понимания, т. е. это только воспроизведение.
Третий уровень
обученности – понимание. Ученик
может находить существенные признаки
и связи предметов и явлений, вычленять
их из несущественных на основе анализа
и синтеза; применять правила логического
умозаключения, устанавливать сходства
и различия.
Информация о работе Реализация требований к современному уроку математики