Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 16:16, курсовая работа
Урок как форма организации учебной работы существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается самой распространенной организационной формой учебно-воспитательного процесса в школе. Основные положения, характеризующие урок, заложены в 17 –19 века в трудах Я. А. Коменского, И. Ф. Гербарта, А. Дистервега, К. Д. Ушинского. Классно-урочная система, первоначально разработанна и описанна Яном Амосом Коменским (1592 – 1670, чешский мыслитель-гуманист, педагог) в его книге «Великая дидактика».
Введение. 4
Глава 1. Психолого-педагогические основы современного урока. 9
§1. Современный урок. Понятие и особенности. 9
1.1. Определение понятия «современный урок». 9
1.2. Общая характеристика и особенности современного урока. 11
1.3. Структура современного урока. 14
1.5. Типология современного урока. 19
1.6. Современный урок как целостная система. 21
§2. Требования к современному уроку. 25
2.1. Различные системы требований к уроку. 25
2.2. Конструирование «современной» системы требований к современному уроку. 31
Глава 2. Реализация требований к современному уроку математики. 39
§1. Реализация требований к современному уроку в опыте работы учителей математики. 39
§2. Реализация требований к современному уроку в личном опыте преподавания математики. 48
2.1 Подготовка к проведению эксперимента. 48
2.2. О проведенных современных уроках. 50
2.3. Итоговый контроль. Анализ результатов эксперимента. 55
Заключение. 58
Четвертый уровень
обученности – умений и навыков.
Это наиболее высокий
уровень обученности. Умения – закрепленные
на практике способы применения знаний.
Навык – умение, доведенное до автоматизма.
Этот уровень обученности
Пятый уровень обученности
– перенос знаний, умений и навыков
в новую ситуацию. Обладающие этой
степенью обученности умеют обобщать,
применять полученные знания в новой
ситуации.
Для определения
обученности обычно используют самостоятельные
работы, составленные в соответствии
с уровнями обученности. Приведем ключевые
слова для заданий
I уровень - различение:
сравни, выбери, сопоставь, найди
лишнее…
II уровень - воспроизведение:
воспроизведи, нарисуй, напиши, перескажи
товарищу…
III уровень – понимание:
отчего, почему, зачем, в связи
с чем, установи причинно-
IV уровень – умений
и навыков: выполни по образцу,
V уровень – перенос:
сочини, придумай, спроектируй, смоделируй,
докажи, разыграй, выведи…
Диагностирование
обученности включало в себя предварительный
контроль, текущий контроль и итоговый
контроль.
Предварительный контроль
проводился с целью фиксации исходного
уровня обученности (реально усвоенные
знания, умения, навыки) и осуществлялся
с помощью специально организованной
самостоятельной работы по определению
уровня обученности.
Текущий контроль необходим
для диагностирования хода дидактического
процесса, выявления динамики последнего;
осуществлялся с помощью
Итоговый контроль
проводился с целью фиксации конечного
уровня обученности и осуществлялся
с помощью специально организованной
самостоятельной работы по определению
уровня обученности.
Сравнение исходного
уровня обученности с конечным
уровнем обученности позволяет
судить об эффективности
На момент
проведения эксперимента класс
изучил тему «Показательная
Предварительный контроль.
Самостоятельная работа на тему «Показательная
функция, ее свойства и график» (см.
Приложение № 1).
Результаты предварительного контроля (см. Приложение № 2).
2.2. О проведенных
современных уроках.
Далее, было запланировано
4 урока алгебры и начал анализа,
на которых были осуществлены попытки
реализации требований к современному
уроку на практике:
1 урок.
Показательные уравнения.
2 урок.
Показательные уравнения.
3 урок.
Показательные неравенства.
4 урок.
Показательные неравенства.
Сейчас о каждом
уроке более подробно.
1 УРОК
Первый урок проводился
по технологии проблемного обучения.
Немного об этой технологии.
Проблемное обучение
– это обучение, при котором
преподаватель, систематически создавая
проблемные ситуации и организуя
деятельность учащихся по решению учебных
проблем, обеспечивает оптимальное
сочетание их самостоятельной поисковой
деятельности с усвоением готовых
выводов науки.
Проблемное обучение
направлено на формирование познавательной
самостоятельности учащихся, развитие
их логического, рационального, критического
и творческого мышления и познавательных
способностей.
Проблемная ситуация
– это состояние умственного
затруднения, вызванного в определенной
учебной ситуации объективной недостаточностью
ранее усвоенных учащимися
В процессе обучения
математике существуют разные возможности
создания проблемных ситуаций ([60],[75]).
Можно выделить практические
этапы деятельности учащихся при
использовании технологии проблемного
обучения. На первом этапе происходит
осознание проблемы, учащиеся вскрывают
противоречие, заложенное в вопросе.
Это противоречие может быть разрешено
с помощью гипотезы. Формулирование
гипотезы составляет второй этап. Третий
этап решения проблемы доказательство
гипотезы. Заканчивается решение
проблемы общим выводом, в котором
изучаемые причинно-
Урок по теме «Показательные
уравнения» (см. Приложение № 3).
Приведем замечание
по проведенному уроку. В практической
реализации урока при общих выводах
по решенной проблеме желательно было
бы провести с учащимися некоторую
(хотя еще не совсем полную) классификацию
показательных уравнений и
Классификация показательных
уравнений.
I тип.
Простейшие показательные
II тип.
Показательные уравнения,
где - некоторые
функции зависящие от (одна из них может
быть константой).
III тип.
Показательные уравнения вида:
Уравнение (*) приводится
к уравнению типа II или может
не иметь решений, если .
IV тип.
Показательные уравнения вида:
(отличительная особенность:
наличие одного и того же
коэффициента перед ), где и - постоянные
величины. Для решения этого уравнения
вынесем за скобки общий множитель
, где , наименьшее из чисел . После этого
уравнение примет вид
Выражение стоящее в
скобках уравнения (1) является постоянной
величиной. Обозначим эту величину буквой
, тогда уравнение (1) примет вид
, откуда имеем
при
Уравнение (2) является
уравнением типа III.
V тип.
Показательные уравнения вида:
С помощью подстановки
приводятся к квадратному уравнению
. Решив последнее, найдем его корни и
. После этого уравнение (*) сводится к решению
следующих двух показательных уравнений
и . Эти уравнения приводятся к I типу.
В психологии считается,
что разбиение рассматриваемых
объектов на виды, типы (т.е. их классификация)
сохраняется в памяти намного
дольше и воспринимается более осознано,
чем рассмотрение отдельных объектов.
Поэтому классификация
2 УРОК
Проводился с использованием
технологии группового обучения, в
начале урока была проведена дидактическая
игра.
Технология группового
обучения - это такая технология
обучения, при которой ведущей
формой учебно-познавательной деятельности
учащихся является групповая. При групповой
форме деятельности класс делится
на группы для решения конкретных
учебных задач, каждая группа получает
определенное задание (либо одинаковое,
либо дифференцированное) и выполняет
его сообща под непосредственным
руководством лидера группы или учителя.
Цель технологии группового обучения
– создать условия для развития
познавательной самостоятельности
учащихся, их коммуникативных умений и
интеллектуальных способностей посредством
взаимодействия в процессе выполнения
группового задания для самостоятельной
работы.
Немного о дидактической
игре. Дидактическая игра – это
игра, используемая в целях обучения,
воспитания и развития. В отличие
от игр вообще дидактическая игра
обладает существенным признаком –
наличием четко поставленной цели обучения
и соответствующего ей педагогического
результата.
Урок по теме «Показательные
уравнения» (см. Приложение № 4).
Несколько замечаний
по проведенному уроку. При проведении
дидактической игры правила игры
оглашались преподавателем. Учащиеся
плохо восприняли правила игры на
слух. Оптимальнее написать правила
игры на карточке для игры «Конь», и
дать учащимся самим разобраться
с ними. Также можно было продолжить
классификацию показательных
3 – 4 УРОКИ
Проводились по технологии
модульного обучения.
Сущность модульного
обучения состоит в том, что обучающийся
более самостоятельно или полностью
самостоятельно может работать с
предложенной ему программой, включающей
в себя: • целевой план действий;
• банк информации; •
методическое руководство по достижению
поставленных дидактических целей
([41]).
Функции педагога могут
варьироваться от информационно-контролирующей
до консультативно-координирующей.
Основное средство
модульного обучения - модульная программа.
Она состоит из отдельных модулей.
В модульной программе
необходимо учитывать ([41]): целевое
назначение информационного материала;
сочетание комплексных
Урок по теме «Показательные
неравенства» (см. Приложение № 5).
Приведем некоторые
замечания по проведенному уроку. В
приведенном в Приложении № 6 модуле
самостоятельная работа находится
в самом модуле, в результате многие
учащиеся торопились изучить теорию
и приступить к самостоятельной
работе. Лучше было бы оформить самостоятельную
работу на отдельном листе, который
выдавался бы учащимся всем одновременно
на втором уроке за двадцать минут
до звонка.
При работе с модулем многие учащиеся испытали затруднение при решении показательного уравнения . Поэтому желательно было бы включить в модуль некоторые методические рекомендации для учащихся по решению уравнения .
2.3. Итоговый контроль.
Анализ результатов
В процессе проведения
уроков осуществлялся текущий
Далее был организован
итоговый контроль.
Итоговый контроль.
Самостоятельная работа на тему «Показательные
уравнения и неравенства» (см. Приложение
№ 6).
Результаты итогового
контроля (см. Приложение № 7).
Наглядное сравнение
результатов предварительного и
итогового контроля мы видим на диаграмме
«Сравнение результатов предварительного
и итогового контроля».
На диаграмме показаны
в сравнении результаты предварительного
и итогового контроля. Столбцы
диаграммы показывают процент учеников
выполнивших верно
Попытаемся проанализировать
полученные результаты.
На диаграмме видно,
что достаточно высок процент
выполнения второго и четвертого
задания (и в предварительном
и в итоговом контроле), которые
отвечают соответственно за второй уровень
обученности (запоминание) и четвертый
уровень обученности (умений и навыков).
То есть можно говорить о достаточно
хорошем развитии у учащихся опытного
класса таких показателей обученности,
как запоминание, умения и навыки.
Высокий процент
выполнения второго и
Информация о работе Реализация требований к современному уроку математики