Ролевые игры как средство воспитания и развития детей в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 15:22, дипломная работа

Краткое описание

Игра становится для детей формой организации жизни, если она своим содержанием направляет детей на действие увлекательное, доброе и полезное, сплачивает и объединяет, доставляет радость. В игре наглядно обнаруживается единство всех сторон личности ребенка, а также единство психического и физического развития ребенка. Игра активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра необходима для того чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1.Игра как форма организации жизни и деятельности детей.
1.1 Игра - творческий процесс…………………………………………………..5
1.2 Психологическая характеристика игровой деятельности …….………....10
1.3 Классификация игр …………………………………………………………12
1.4 Значение и сущность игры в дошкольном возрасте…………...................26
1.5 Функции ролевой игры…………………………………………...................29
Вывод по 1-ой главе…………………………………………………………......32
Глава 2. Экспериментальное изучение использования сюжетно-ролевых игр в развитии детей дошкольного возраста.
2.1 Констатирующий эксперимент……………………………………….....35
2.2 Формирующий эксперимент……………………………………………...40
2.3 Контрольный эксперимент ……………………………………………….41
Выводы по 2-ой главе …………………………………………………….43
Заключение …………………………………………………………………….44
Список использованной литературы …………………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом сюжетно-ролеые игры.docx

— 127.23 Кб (Скачать файл)

Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования  города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

 

Институт  дополнительного образования 

 

 

 

 

Выпускная квалификационная работа

 

Тема: «Ролевые игры как средство воспитания и развития детей в дошкольном возрасте»

 

 

 

Выполнил:

Слушатель профессиональной переподготовки  по программе: «Содержание и методика современного дошкольного образования в деятельности воспитателя»

Хрусталёва Е.В.

 

Научный руководитель:

Семенина С.К. профессор, д.п.н.

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………………..3

Глава 1.Игра как  форма организации жизни и  деятельности детей.

1.1 Игра - творческий процесс…………………………………………………..5

1.2 Психологическая характеристика игровой деятельности …….………....10

1.3 Классификация игр …………………………………………………………12

1.4 Значение и сущность игры в дошкольном возрасте…………...................26

1.5 Функции ролевой игры…………………………………………...................29

Вывод по 1-ой главе…………………………………………………………......32

Глава 2. Экспериментальное изучение использования  сюжетно-ролевых  игр в развитии детей дошкольного возраста.

2.1 Констатирующий    эксперимент……………………………………….....35

2.2 Формирующий  эксперимент……………………………………………...40

2.3 Контрольный эксперимент ……………………………………………….41

Выводы по 2-ой главе …………………………………………………….43

Заключение …………………………………………………………………….44

Список использованной литературы …………………………………………..45

Приложения……………………………………………………………………...47

 

 

 

Введение

«Игра есть потребность растущего  детского организма…» Н.К.Крупская.  Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские  годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

Д.Б. Эльконин на основе анализа этнографического материала выдвинул гипотезу об историческом возникновении и развитии ролевой игры.

«ИГРА - основная деятельность детей. Л.С. Выготский писал « Через игровую деятельность и движение ребенок учится, и в этом смысле игра может называться ведущим видом деятельности, так как определяет развитие.» Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ,  дети создают игру. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети - творцы настоящего и будущего. В этом обаяние игры. В игре дети не ставят каких -то иных целей , чем играть.

Игра становится для детей формой организации жизни, если она своим  содержанием направляет детей на действие увлекательное, доброе и полезное, сплачивает и объединяет, доставляет радость. В игре наглядно обнаруживается единство всех сторон личности ребенка, а также единство психического и  физического развития ребенка. Игра активизирует ум и волю ребенка, глубоко  затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра необходима для того чтобы ребенок рос  здоровым,  жизнерадостным и крепким.

Игра  является эффективным средством  формирования личности дошкольника, его  морально - волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия  на мир. Она вызывает существенное изменение  в его психике. Известнейший в  нашей стране педагог А.С. Макаренко  так характеризовал роль детских  игр: " Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре... "

Современные условия характеризуются  гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. В наше время особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания детей.

  Цель игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра есть средство познания ребёнком действительности.

Цель работы: Теоретически обосновать и экспериментально опробовать систему развития детей дошкольного возраста в игре.

Объектом исследования является – игровая деятельность детей дошкольного возраста.

 Предметом исследования - развитие детей в сюжетно ролевой игре.

Задачи:

- Изучение и анализ методической  литературы

- Определение уровня развития  игровых ситуаций у детей

- Использование ролевых игр в собственной педагогической практике как средства развития воображения детей

 

 

 

 

 

 

 

Глава1.Игра как форма организации жизни и деятельности детей.

1.1 Игра - творческий процесс

 

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир  ребенка вливается удивительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. (В. А. Сухомлинский) [17, 33]

Как и любой другой вид деятельности, игра имеет свои задачи.

Задачи  игры :

- знания о людях, их действия, взаимоотношениях, переживаниях, выражение  в образах, речи, переживаниях  и действиях ребенка;

- способы действия с определенными  предметами в определенных жизненных  обстоятельствах;

- те нравственные оценки и  чувства, которые выступают в  суждениях о хорошем и плохом  поступке, о полезных и вредных  действиях людей.

В конце раннего детства малыш  включается в разные виды игр - подвижные, дидактические, строительные, сюжетно-ролевые. Игра становится основным видом деятельности дошкольника, отвечающим главной его  потребности войти в мир взрослых, вступить с ними в сотрудничество. В игре ребенок моделирует сначала действия с предметами, а затем взаимоотношения между людьми.

Этот сложный вид деятельности состоит из многих компонентов: игровые  действия, игровые предметы, правила, ролевые взаимоотношения.    Основные принципы игры - роль взрослого, которую выполняет малыш. Игра оказывает огромное влияние на все стороны психики детей, а главным образом на развитие личности. Здесь формируется иерархия мотивов, то есть умение подчиняться требованию «надо», а не «хочу», подавить свои сиюминутные желания. В игре малыш учится устанавливать взаимоотношения со сверстниками, планировать свои действия, оценивать свое поведение и поведение партнера, контролировать его. В игре развивается интеллект ребенка, в частности знаково-символическая функция сознания. [18, 145]

Но особое значение в развитии детей  от 2 до 7 лет имеют сюжетно-ролевые  игры. А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец называют ролевую игру ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Ролевая игра возникает и существует в связи с другими видами детской практики: в первую очередь с наблюдениями окружающей жизни, слушанием рассказов и беседами со взрослыми.

Творческие (ролевые) игры детей характеризуются  следующими особенностями:

1. Игра представляет собой форму  активного отражения ребенком  окружающей его жизни людей.  В игре ребенок отражает жизнь  взрослых. И чем больше возможностей  для активного действия, тем интереснее  игра.

2. Отличительной особенностью игры  является и сам способ, которым  ребенок пользуется в этой  деятельности. Игра осуществляется  комплексными действиями, а не  отдельными движениями.

3. Игра, как и всякая другая  человеческая деятельность, имеет  общественный характер, поэтому  она меняется с изменением  исторических условий жизни людей. 

4. Игра является формой творческого  отражения ребенком действительности. Играя, дети не стремятся к  точному и бездумному копированию  действительности, но вносят в  свои игры много собственных  выдумок, фантазий, комбинирования. Свобода выдумок, безграничные  возможности комбинирования, подчиняющегося  интересам, желаниям и воле  ребенка, являются источником  той глубокой и неиссякаемой  радости, которую творческая игра  обычно приносит детям. Нет  предела для живого детского  воображения. Поэтому в игре  ребенку все доступно, и он  все может.

В творческой игре детей в удивительных сочетаниях сплетаются реальность и  вымысел, стремление к точному воспроизведению  действительности с самыми вольными нарушениями этой реальности. И чем  больше возможности для такой  выдумки, творческого преобразования отражаемой действительности, тем радостнее  игра, тем больше удовлетворяет она  самих играющих.

5. Игра есть оперирование знаниями, средство их уточнения и обогащения, а  значит, и развития познавательных  и нравственных способностей  и сил ребенка. Игре предшествуют  наблюдения детей за жизнью  и трудом взрослых. И средством  анализа полученных впечатлений  является для детей игра. Педагогически  хорошо организованная игра является  эффективным средством развития  у детей наблюдательности и  памяти, мышления, творческого воображения  и воли.

6. В развернутой форме игра  представляет собой коллективную  деятельность. Все участники игры  находятся в отношениях сотрудничества. Каждый из играющих вносит свою долю фантазии, опыта, активности в развитии принятого всей группой замысла. И в то же время каждый ребенок строго подчиняется правилам, которые диктует ему взятая на себя роль. Общими являются и переживания детей, увлеченных совместной творческой деятельностью, игрой, отражающей жизни, с её приключениями, опасностями, радостями и открытиями.

7. Разносторонне развивая детей,  сама игра тоже изменяется  и развивается. При систематическом  руководстве педагога игра может  изменяться:

а) от начала к концу. Последовательность отдельных эпизодов, воссоздаваемых детьми в игре, не всегда связана  с предварительным замыслом игры.

б) от первой игры к последующим  играм той же группы детей. повторяя много раз даже одну и ту же игру, дети никогда не копируют ее. Каждый раз они играют по-новому, с новыми вариантами, что-то пропускают, что-то обыгрывают, детализируют.

в) наиболее существенными изменениями  в играх происходят по мере развития детей от младшего возраста к старшим. Эту перестановку можно проследить и в содержании игр, ив их структуре, то есть в способах отражения действительности, и в расстановке сил самих  играющих.

Таким образом, сложность и противоречивость игры не перестают привлекать к себе внимание исследователей. Однако уже  известные закономерности игры позволяют  педагогам широко использовать эту  ценную деятельность детей для успешного  решения многих образовательно-воспитательных задач. [13, 106]

В работах Л. С. Выготского, Д. В. Менджерицкой, В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева и многих других авторов игра рассматривается как деятельность творческая, а значит, в ней развивается креативность как способность к творчеству.

В психолого-педагогической литературе в качестве компонентов структуры  сюжетно-ролевой игры называют игровое  действие, воображаемую ситуацию, сюжет  и роль. Эти компоненты характеризуются, в частности, функциональной взаимообусловленностью, то есть выступают не автономно, а  в обязательной взаимосвязи и  взаимодействии. Так, А. Н. Леонтьев в своих работах неоднократно подчеркивает неразрывность игрового действия и воображаемой ситуации. Само игровое действие, как утверждает А. Н. Леонтьев, исходит из практического действия - рождается не из воображаемой ситуации, а, напротив, воображаемая ситуация рождается из несовпадения игрового действия. Предметы и действия с ними в игре приобретают особый «личностный смысл», поскольку ребенок опирается на прошлый эмоциональный опыт, на знание из реальной жизни, о реальном назначении предметов. Так, сначала игровые действия с игрушками носят развернутый характер, повторяясь многократно, они переносятся на предметы-заместители и воображаемые предметы. В старшем дошкольном возрасте игровые действия начинают сокращаться и обобщаться, снижается значение материальной опоры, что способствует переносу их на новые предметы и в новые ситуации. На особую значимость возникновения воображаемой ситуации для дальнейшего развития игры указывал и Л. С. Выготский. [16, 12]

Информация о работе Ролевые игры как средство воспитания и развития детей в дошкольном возрасте