Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 15:22, дипломная работа
Игра становится для детей формой организации жизни, если она своим содержанием направляет детей на действие увлекательное, доброе и полезное, сплачивает и объединяет, доставляет радость. В игре наглядно обнаруживается единство всех сторон личности ребенка, а также единство психического и физического развития ребенка. Игра активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра необходима для того чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким.
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1.Игра как форма организации жизни и деятельности детей.
1.1 Игра - творческий процесс…………………………………………………..5
1.2 Психологическая характеристика игровой деятельности …….………....10
1.3 Классификация игр …………………………………………………………12
1.4 Значение и сущность игры в дошкольном возрасте…………...................26
1.5 Функции ролевой игры…………………………………………...................29
Вывод по 1-ой главе…………………………………………………………......32
Глава 2. Экспериментальное изучение использования сюжетно-ролевых игр в развитии детей дошкольного возраста.
2.1 Констатирующий эксперимент……………………………………….....35
2.2 Формирующий эксперимент……………………………………………...40
2.3 Контрольный эксперимент ……………………………………………….41
Выводы по 2-ой главе …………………………………………………….43
Заключение …………………………………………………………………….44
Список использованной литературы …………………
Влияние воспитателя
,,№ |
виды |
содержание |
1. |
аналитические |
умение анализировать
и диагностировать уровень |
2. |
проектированные |
умение проектировать уровень развития игровой деятельности детей, который воспитатель желал бы достигнуть как для группы, так и для каждого в отдельности. |
3. |
организаторские и коммуникативные |
умение организовывать детей, проявлять интерес к детский игре. |
Содержание |
||
1. |
планомерная, педагогически активная организация практического опыта ребенка, на основе жизненных впечатлений он осваивает действия людей, назначения предметов. |
|
2. |
воспитатель организовывает обучающие игры, в процессе которых выделяет для детей главное в событиях в которых берут участие или наблюдают. |
|
3. |
воспитатель меняет своевременно игровую среду, подбор игрушек и игрового материала, направляет на самостоятельное решение игровой задачи. |
|
4. |
в процессе игры воспитатель организовывает общение с детьми, создавая проблемные ситуации, не прямыми приемами влияет на замысел игры, развитие сюжета. |
Игры с правилами
Игры с правилами - особая группа игр, специально созданных народной или научной педагогикой для решения определенных задач обучения и воспитания детей. Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, являющимися непременным компонентом игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребенка при выполнении какого-либо задания(найти, сказать наоборот, поймать мяч и т.п.).В играх с правилами ребенка привлекает игровой процесс, желание выполнять игровые действия, добиваться результата, выигрывать. Как справедливо отмечал А.Н.Леонтьев, овладеть правилом игры- значит овладеть своим поведением. Именно в играх с правилами ребенок учится управлять своим поведением, определяет их воспитательное значение.
Подвижные игры
Подвижная игра- одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность-комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для развития физических качеств. Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействует воспитанию волевых качеств- выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями. В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Всё это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности.
Подвижные игры делятся на элементарные и сложные. Элементарные в свою очередь делятся на сюжетные и бессюжетные, игры-забавы, аттракционы.
Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила. Сюжет отражает явления окружающей жизни(трудовые действия людей, движение транспорта, движения и повадки животных, птиц и т.д),игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные(небольшими группами и всей группой).
Бессюжетные подвижные игры типа ловишек, перебежек( «Ловишки», «Перебежки»)не имеют сюжета, образов, но сходны с сюжетными наличием правил, ролей, взаимообусловленностью игровых действий всех участников. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве. К бессюжетным относятся также игры с использованием предметов(кегли, серсо, кольцеброс, бабки, «Школа мяча»и др.)Двигательные задания в этих играх требуют определенных условий, поэтому они проводятся с небольшими группами детей(двое, трое и т.д).
В играх забавах, аттракционах двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования, при этом несколько детей выполняют двигательные задания(бег в мешках и др.), остальные дети являются зрителями. Игры – забавы, аттракционы доставляют зрителям много радости.
К сложным играм относятся спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей).В дошкольном возрасте используются элементы этих игр и дети играют по упрощенным правилам.
Дидактические игры
Педагоги-практики разработали принципы, содержание и методы экологического воспитания детей, позволяющие повысить обучающий эффект образования, что по сути является дидактической игрой. традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившихся в народной педагоге, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов прошлого Ф. Фребеля, М. Мантессори, Е.И. Тихеева, А.И Сорокина и др. По существу в каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические игры, занимают особое место. В настоящее время, как и в прошлом, дидактической игре придается большое значение.
Так, дидактическая игра способствует:
- развитию познавательных
- обогащению чувственного опыта
ребенка, вызывают
- развитию речи детей:
- социально-нравственному
- художественно-эстетическому
Главная цель любой дидактической игры обучающая, именно поэтому основным компонентом в ней является дидактическая задача, которая скрыта от дошкольника игровой. Ребенок просто играет, но по внутреннему психологическому значению - это процесс непосредственного обучения.
В дошкольной педагогике все многообразие дидактических игр объединяется в три основных вида: игры с предметами (игрушками), здесь, игры с природным материалом, настольно-печатные и словесные игры.
--Игры с предметами - в таких играх используются как игрушки, так и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом
-- Настольно - печатные игры - интересное занятие для детей при ознакомлении с миром животных Они разнообразны по видам: «лото», «домино», парные картинки».
-- Словесные игры. Построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия.
Проведение дидактических игры включает: ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картин, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них); объяснения хода игры и правил игры.
При руководстве дидактическими играми необходимо учитывать принципы формирования игровой деятельности у дошкольников (предложены Н. Михаленко, Н. Короткова):
1. Для того чтобы дети овладели игровыми умениями, взрослому следует играть вместе с ними.
2. Начиная с раннего возраста
и далее на каждом этапе
дошкольного детства при
3. Взрослый, играя с детьми вместе
на протяжении всего
Приемы руководства игрой
-- Прямое руководство предполагает непосредственное вмешательство взрослого в игру детей.
-- Косвенное руководство игрой особенно плодотворно в работе с детьми дошкольного возраста. Свои суждения в процессе игры с детьми педагог выражает исключительно в форме советов, не требуя жесткого подчинения.
Виды игр
Педагоги и воспитатели
рассматривают игру как средство
всестороннего воспитания личности
ребенка и форму организации
жизни детей, средство формирования
детского общества. Все эти функции
игры взаимосвязаны и
В свою очередь, обе группы
игр имеют свои разновидности. Группу
творческих игр составляют сюжетно-ролевые
игры (это основной вид творческих
игр), строительно-конструктивные, в
которых дети специфическим образом
отражают свои впечатления об окружающей
жизни, игры-драматизации, в которых
дети творчески воспроизводят
Игры с готовым содержанием
и правилами по своему воспитательному
воздействию условно
Различают также игры-развлечения, игры-забавы. Понятие «творческая игра» охватывает сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, строительно-конструктивные игры. В творческих играх отражаются впечатления детей об окружающей жизни, глубина понимания ими тех или иных жизненных явлений. Каждому виду игры свойственны свои специфические черты, однако игра в целом имеет ряд общих особенностей.
В играх разного вида правила
различны. В творческих ролевых играх
правила заключаются в самом
содержании игры - в роли, в сюжете.
Приняв на себя роль взрослого, ребенок
действует в соответствии с логикой
его поведения в тех или
иных обстоятельствах (например, врач
осматривает заболевшую дочку, которую
мама принесла на прием; шофер в машине
отвозит их домой). Наиболее общим
правилом для детей в коллективной
творческой игре является признание
всеми играющими условного
Информация о работе Ролевые игры как средство воспитания и развития детей в дошкольном возрасте