Ролевые игры как средство воспитания и развития детей в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 15:22, дипломная работа

Краткое описание

Игра становится для детей формой организации жизни, если она своим содержанием направляет детей на действие увлекательное, доброе и полезное, сплачивает и объединяет, доставляет радость. В игре наглядно обнаруживается единство всех сторон личности ребенка, а также единство психического и физического развития ребенка. Игра активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра необходима для того чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1.Игра как форма организации жизни и деятельности детей.
1.1 Игра - творческий процесс…………………………………………………..5
1.2 Психологическая характеристика игровой деятельности …….………....10
1.3 Классификация игр …………………………………………………………12
1.4 Значение и сущность игры в дошкольном возрасте…………...................26
1.5 Функции ролевой игры…………………………………………...................29
Вывод по 1-ой главе…………………………………………………………......32
Глава 2. Экспериментальное изучение использования сюжетно-ролевых игр в развитии детей дошкольного возраста.
2.1 Констатирующий эксперимент……………………………………….....35
2.2 Формирующий эксперимент……………………………………………...40
2.3 Контрольный эксперимент ……………………………………………….41
Выводы по 2-ой главе …………………………………………………….43
Заключение …………………………………………………………………….44
Список использованной литературы …………………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом сюжетно-ролеые игры.docx

— 127.23 Кб (Скачать файл)

 

Влияние воспитателя

 

,,№

виды

содержание

1.

аналитические

умение анализировать  и диагностировать уровень развития игровой деятельности детей, учитывать  группу и каждого ребенка.

2.

проектированные

умение проектировать  уровень развития игровой деятельности детей, который воспитатель желал  бы достигнуть как для группы, так  и для каждого в отдельности.

3.

организаторские

и коммуникативные

умение организовывать детей, проявлять интерес к детский игре.


 

 

Содержание

 

1.

планомерная, педагогически  активная организация практического  опыта ребенка, на основе жизненных  впечатлений он осваивает действия людей, назначения предметов.

 

2.

воспитатель организовывает обучающие игры, в процессе которых  выделяет для детей главное в  событиях в которых берут участие или наблюдают.

 

3.

воспитатель меняет своевременно игровую среду, подбор игрушек и  игрового материала, направляет на самостоятельное  решение игровой задачи.

 

4.

в процессе игры воспитатель  организовывает общение с детьми, создавая проблемные ситуации, не прямыми  приемами влияет на замысел игры, развитие сюжета.

 

Игры с правилами

Игры с правилами - особая группа игр, специально созданных народной или научной педагогикой для решения определенных задач обучения и воспитания детей. Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, являющимися непременным компонентом игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребенка при выполнении какого-либо задания(найти, сказать наоборот, поймать мяч и т.п.).В играх с правилами ребенка привлекает игровой процесс, желание выполнять игровые действия, добиваться результата, выигрывать. Как справедливо отмечал А.Н.Леонтьев, овладеть правилом игры- значит овладеть своим поведением. Именно в играх с правилами ребенок учится управлять своим поведением, определяет их воспитательное значение.

Подвижные игры

Подвижная игра- одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность-комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для развития физических качеств. Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействует воспитанию волевых качеств- выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями. В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Всё это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности.

Подвижные игры делятся на элементарные и сложные. Элементарные в свою очередь делятся на сюжетные и бессюжетные, игры-забавы, аттракционы. 

Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила. Сюжет отражает явления окружающей жизни(трудовые действия людей, движение транспорта, движения и повадки животных, птиц и т.д),игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Сюжетные  подвижные игры преимущественно коллективные(небольшими группами и всей группой).

Бессюжетные подвижные  игры типа ловишек, перебежек( «Ловишки», «Перебежки»)не имеют сюжета, образов, но сходны с сюжетными наличием правил, ролей, взаимообусловленностью игровых действий всех участников. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве. К бессюжетным относятся также игры с использованием предметов(кегли, серсо, кольцеброс, бабки, «Школа мяча»и др.)Двигательные задания в этих играх требуют определенных условий, поэтому они проводятся с небольшими группами детей(двое, трое и т.д).

В играх забавах, аттракционах  двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования, при этом несколько детей выполняют двигательные задания(бег в мешках и др.), остальные дети являются зрителями. Игры – забавы, аттракционы доставляют зрителям много радости.

К сложным играм относятся спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей).В дошкольном возрасте используются элементы этих игр и дети играют по упрощенным правилам.

 

Дидактические игры

Педагоги-практики разработали  принципы, содержание и методы экологического воспитания детей, позволяющие повысить обучающий эффект образования, что  по сути является дидактической игрой. традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившихся в народной педагоге, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов прошлого Ф. Фребеля, М. Мантессори, Е.И. Тихеева, А.И Сорокина и др. По существу в каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические игры, занимают особое место.  В настоящее время, как и в прошлом, дидактической игре придается большое значение.

Так, дидактическая игра способствует:

-  развитию познавательных способностей; получению новых знаний их  обобщению и закреплению; в  процессе игры усваивают общественно  выработанные средства и способы  умственной деятельности; в процессе  дидактических игр многие сложные  явления (в том числе, явления  природы) расчленятся на простые  и наоборот, единичные обобщаются; следовательно, осуществляется аналитическая  и синтетическая деятельность; некоторые дидактические игры как будто не вносят ничего нового в знания детей, однако они приносят большую пользу тем, что учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях. В процессе таких игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности; дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменение отдельных внешних признаков.

- обогащению чувственного опыта  ребенка, вызывают определенное  эмоциональное отношение к природе,  развивая при этом его умственные  способности (умения сравнивать, обогащать, вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать предметы и явления окружающего мира по определенным общим признакам, чертам, высказывать свои суждения, делать умозаключения).

- развитию речи детей: пополняется  и активизируется словарь, развивается  связная речь; ряд игр с успехом используется для развития фонематической стороны языка: так, увлекательное игровое действие побуждает детей к многократному повторению одного и того же звукосочетания, такое повторение звуков не утомляет детей, потому что они заинтересованы самой игрой, то они выполняют роль птицы, то роль движущего автомобиля, и чем больше увлечен ребенок, тем активнее он воспроизводит нужные звуки, тем полнее педагогический эффект.

- социально-нравственному развитию  ребенка-дошкольника: в такой  игре происходит познание взаимоотношений  между детьми, взрослыми, объектами  живой и неживой природы, в  ней ребенок проявляет чуткое  отношение к товариществу, учится  быть справедливым, уступать в  случае необходимости, помогать  в беде, учится сочувствовать  и т.д.

- художественно-эстетическому воспитанию - совершая действие, ребенок думает, насколько оно красиво, элегантно,  насколько правильно оно и  вообще уместно ли оно в  конкретной ситуации, следит за  выразительностью своей речи  и речи окружающих речи, происходит  развитие творческой фантазии  при яркой проникновенной передаче  художественного образа.

Главная цель любой дидактической  игры обучающая, именно поэтому основным компонентом в ней является дидактическая  задача, которая скрыта от дошкольника  игровой. Ребенок просто играет, но по внутреннему психологическому значению - это процесс непосредственного  обучения.

В дошкольной педагогике все многообразие дидактических игр объединяется в три основных вида: игры с предметами (игрушками), здесь, игры с природным  материалом, настольно-печатные и словесные  игры.

--Игры с предметами - в таких играх используются как игрушки, так и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом

-- Настольно - печатные  игры - интересное занятие для детей при ознакомлении с миром животных Они разнообразны по видам: «лото», «домино», парные картинки».

 -- Словесные игры. Построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия.

Проведение дидактических  игры включает: ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картин, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них); объяснения хода игры и правил игры.

При руководстве дидактическими играми необходимо учитывать принципы формирования игровой деятельности у дошкольников (предложены Н. Михаленко, Н. Короткова):

1. Для того чтобы дети овладели  игровыми умениями, взрослому следует  играть вместе с ними.

2. Начиная с раннего возраста  и далее на каждом этапе  дошкольного детства при формировании  у ребенка игровые умений необходимо  ориентировать его на возможное  взаимодействие с партнером - сверстником.

3. Взрослый, играя с детьми вместе  на протяжении всего дошкольного  периода, должен на каком его  этапе развертывать игру т.д., чтобы ребенок открывал, усваивал  специфические, постепенно усложняющиеся  способы построении игры

Приемы руководства игрой могут  быть прямыми и косвенными.

-- Прямое руководство предполагает непосредственное вмешательство взрослого в игру детей.

-- Косвенное руководство игрой особенно плодотворно в работе с детьми дошкольного возраста. Свои суждения в процессе игры с детьми педагог выражает исключительно в форме советов, не требуя жесткого подчинения.

Виды игр

Педагоги и воспитатели  рассматривают игру как средство всестороннего воспитания личности ребенка и форму организации  жизни детей, средство формирования детского общества. Все эти функции  игры взаимосвязаны и взаимообусловлены. Игры с правилами создаются и  вносятся в жизнь детей взрослыми. В зависимости от сложности содержания и правил они предназначаются для детей разного возраста. Среди игр с готовыми правилами большую группу составляют народные игры, многие из которых переходят от поколения к поколению.

В свою очередь, обе группы игр имеют свои разновидности. Группу творческих игр составляют сюжетно-ролевые  игры (это основной вид творческих игр), строительно-конструктивные, в  которых дети специфическим образом  отражают свои впечатления об окружающей жизни, игры-драматизации, в которых  дети творчески воспроизводят содержание литературных произведений, и др.

Игры с готовым содержанием  и правилами по своему воспитательному  воздействию условно подразделяются на игры дидактические, в которых прежде всего развивается умственная деятельность детей, углубляются и расширяются их знания; игры подвижные, в которых совершенствуются различные движения; игры музыкальные, развивающие музыкальные способности, и т. д.

Различают также игры-развлечения, игры-забавы. Понятие «творческая  игра» охватывает сюжетно-ролевые  игры, игры-драматизации, строительно-конструктивные игры. В творческих играх отражаются впечатления детей об окружающей жизни, глубина понимания ими тех или иных жизненных явлений. Каждому виду игры свойственны свои специфические черты, однако игра в целом имеет ряд общих особенностей.

В играх разного вида правила  различны. В творческих ролевых играх  правила заключаются в самом  содержании игры - в роли, в сюжете. Приняв на себя роль взрослого, ребенок  действует в соответствии с логикой  его поведения в тех или  иных обстоятельствах (например, врач осматривает заболевшую дочку, которую  мама принесла на прием; шофер в машине отвозит их домой). Наиболее общим  правилом для детей в коллективной творческой игре является признание  всеми играющими условного значения предметов, принятых ролей и действий. Без этого игра не может состояться.

Информация о работе Ролевые игры как средство воспитания и развития детей в дошкольном возрасте