Ролевые игры как средство воспитания и развития детей в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 15:22, дипломная работа

Краткое описание

Игра становится для детей формой организации жизни, если она своим содержанием направляет детей на действие увлекательное, доброе и полезное, сплачивает и объединяет, доставляет радость. В игре наглядно обнаруживается единство всех сторон личности ребенка, а также единство психического и физического развития ребенка. Игра активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра необходима для того чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1.Игра как форма организации жизни и деятельности детей.
1.1 Игра - творческий процесс…………………………………………………..5
1.2 Психологическая характеристика игровой деятельности …….………....10
1.3 Классификация игр …………………………………………………………12
1.4 Значение и сущность игры в дошкольном возрасте…………...................26
1.5 Функции ролевой игры…………………………………………...................29
Вывод по 1-ой главе…………………………………………………………......32
Глава 2. Экспериментальное изучение использования сюжетно-ролевых игр в развитии детей дошкольного возраста.
2.1 Констатирующий эксперимент……………………………………….....35
2.2 Формирующий эксперимент……………………………………………...40
2.3 Контрольный эксперимент ……………………………………………….41
Выводы по 2-ой главе …………………………………………………….43
Заключение …………………………………………………………………….44
Список использованной литературы …………………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом сюжетно-ролеые игры.docx

— 127.23 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Значение и сущность игры в дошкольном возрасте 

Многие исследователи детских  игр отмечают силу и подлинность  чувств, переживаемых ребенком в игре. Эти чувства богаты и разнообразны. В творческих ролевых играх дети переживают чувства, связанные с выполняемыми ролями: заботу, теплоту, нежность мамы, ответственность шофера или доктора и т. д. В коллективных играх проявляются общественные чувства детей дружбы, товарищества). Ребенку доставляют радость достижение в игре результата, преодоление трудностей. В подвижных играх дети получают радость от ритма движений, их согласованности, от сознания проявленной ловкости, смелости, от достигнутого успеха. В играх, требующих сообразительности, находчивости, смекалки, радость носит интеллектуальный характер. В большинстве игр проявляются эстетические эмоции, вызываемые привлекательностью используемых игрушек, красотой игровых движений, элементами художественного творчества. А. С. Макаренко писал о радости в игре как радости «творчества, радости победы, радости эстетической, радости качества». 
 В игре ребенок переживает не только положительные эмоции. Он переживает и горечь неудачи, поражения, неудовлетворенность достигнутыми результатами, обиду и т. д. Однако, несмотря на наличие в отдельных случаях отрицательных эмоций и переживаний, игра всегда приносит ребенку радость, удовольствие, наслаждение. Игра без радости перестает быть игрой.

Игра любого вида протекает как  деятельность осмысленная и целенаправленная. В каждой игре есть значимая для  ребенка цель: накормить дочку, полететь в космос, запятнать играющих, увернуться от «ловишки» и т. д.

Цели не являются постоянными. Н. К. Крупская указывала, что по мере развития ребенка меняется характер целей, которые  он ставит себе в игре: от подражательных целей дети постепенно переходят  к обдуманным, мотивированным целям.

Для реализации своих игровых целей  ребенок подбирает себе товарищей, отбирает необходимые игрушки, по ходу игры совершает определенные действия и поступки, вступает в разнообразные  отношения с играющими. 
 К старшему дошкольному возрасту дети приобретают умение договариваться о теме и содержании игры, распределять роли, в известной степени планировать свою игровую деятельность.В процесс игры, как и в другие виды деятельности, вовлекается вся личность ребенка: его психические познавательные процессы, воля, чувства и эмоции, потребности и интересы; в игре ребенок активно действует, говорит, использует свои знания. 
 Игра обладает и специфическими чертами. Среди них основным является своеобразие мотивов. Игра это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по личной инициативе ребенка, отличающаяся активным творческим характером, высокой эмоциональной насыщенностью. По мере становления личности ребенка происходит развитие игры. 
Свобода и самостоятельность ребенка проявляются: а) в выборе игры или ее содержания, б) в добровольности объединения с другими детьми, в) в свободе вхождения и выхода из игры и т. д. В играх разного вида свобода и самостоятельность детей проявляются по-разному. Однако для играющего она «субъективно абсолютна» и несовместима ни с какой внешней необходимостью. 
 На самостоятельность детей в игре как на специфическую особенность указывал еще К.Д. Ушинский: «Игра потому и игра, что она самостоятельна для ребенка...». По мнению К. Д. Ушинского, особый интерес ребенка к игре, глубина воздействия ее на ребенка связаны с самостоятельностью ребенка: «Для дитяти игра - действительность, и действительность, гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что понятнее, а понятнее она ему потому, что отчасти есть его собственное создание... В действительной жизни дитя не более, как дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями» (20.). 
 Для игры характерна саморегуляция действий, поступков и поведения играющих. Проявления играющих детей регулируются определенными требованиями и правилами, заключенными в игре. Общие особенности игры как деятельности своеобразно проявляются в играх разного вида, сочетаясь с особенностями, присущими данному виду игры.

Большое своеобразие представляют и игры каждого ребенка, т. к. на них  оказывает воздействие то окружение, в котором он живет (жизнь взрослых, детского коллектива, отношение взрослых к его играм и т. д.); в них  отражается своеобразие личности ребенка, его индивидуальность (потребности, интересы, опыт и даже тип нервной  деятельности) и т. д. 
Однако наличие общих черт игровой деятельности позволяет определить общие пути и приемы руководства играми детей.

Игра как деятельность ребенка  или группы детей не остается неизменной. По мере роста и развития дети переходят  от игр со скрытыми правилами (творческих) к играм с открытыми правилами (играм с готовым содержанием  и правилами). Этот переход от одного вида игры к другому обнаруживается лишь как общая тенденция: оба  вида длительно сосуществуют в жизни  детей, меняется лишь их соотношение.

 

 

1.5 Функции ролевой игры

 

  Одной из особенностей сюжетно-ролевой игры является принятие детьми роли взрослых. Поэтому детей интересуют иные, чем в сюжетно- отобразительной игре, стороны окружающей действительности. Сначала детей интересуют действия, которые выполняют взрослые, а потом - взаимоотношения и общение людей.

В сюжетно-ролевой игре у  детей хорошо формируются предметные способы решения игровых задач. Становятся все разнообразнее игровые  действия с игрушками. Если для решения  игровой задачи дети не могут найти  нужную игрушку или в игре им требуется  какой-то необычный предмет, то они  легко используют предметы-заместители. Причем, в качестве заместителей могут  брать как знакомые, так и новые  предметы. По мере необходимости дети включают в игры воображаемые предметы, а иногда отсутствующие предметы или невыполненные действия они  заменяют словом. 
 Таким образом, в сюжетно-ролевой игре дети легко варьируют освоенные на предыдущем этапе развития игры предметные способы решения игровых задач. У детей развивается эмоциональная выразительность движения, жестов, мимики.

           Ролевые действия в играх сопровождаются ролевыми высказываниями, с помощью которых ребенок обращается к игрушке-партнеру, к воображаемому собеседнику, к взрослому, к сверстнику. 
 Постепенно от ролевых высказываний дети переходят к беседе, она отличается тем, что играющие обмениваются логически связанными по содержанию фразами. Сначала ролевая беседа возникает по инициативе взрослого. Получив опыт общения, дети включаются в ролевую беседу друг с другом. С обогащением жизненного опыта детей беседа становится все разнообразнее и длительнее. Но в практике наблюдается такая пагубная тенденция: чем старше становятся дети, тем меньше они разговаривают в игре или их общение остается на примитивном уровне. Причина этого в том, что дети порой не знают, о чем можно поговорить, поэтому во время формирования ролевой беседы обязательно нужно демонстрировать взаимодействие и общение взрослых.

Итак, сюжетно-ролевая игра отличается тем, что у детей происходит формирование ролевых способов решения  игровых задач. 
В сюжетно-ролевой игре дети вступают во взаимодействие с взрослыми и со сверстниками. Это становится возможным, так как дети уже умеют самостоятельно ставить игровые задачи. Значительно труднее играющим принимать игровые задачи, поставленные сверстниками. Неумение детей принимать игровые задачи часто приводит к конфликтам. 
 С обогащением игрового опыта возрастает длительность взаимодействия. Сначала играющие вступают в кратковременное взаимодействие, потом оно становится более длительным. 
В сюжетно-ролевой игре дети становятся более самостоятельными, они придумывают, во что будут играть, то есть определяют замысел. Для его реализации самостоятельно ставят разнообразные игровые задачи. В практике порой и в старших группах воспитатели обращаются к детям с предложениями: '' Давайте сыграем в ...''. Это свидетельствует либо о том, что у детей еще в младшем дошкольном возрасте не развивали самостоятельность, поэтому им и требуется помощь, либо о том, что педагоги не ставят перед собой задачу развивать у воспитанников самостоятельность в игре.

Кроме этого, дети могут самостоятельно выбирать предметные и ролевые способы  отображения окружающего в игре. Они сами подбирают необходимые  игрушки, если требуется какой-то предмет, которого нет, то легко используют для  его замены предметы-заместители  или воображаемые предметы. Традиционное оформление по сюжетам, когда весь игровой  материал, например, для игры в больницу, сосредоточен в одном месте, не способствует развитию у детей самостоятельности в выборе предметных способов, так как все игрушки уже приготовлены заранее. 
 Приняв роль, дети сами придумывают, что можно сказать от имени того человека, чью роль они выполняют, какие средства выразительности использовать, чтобы быть похожим на него, то есть самостоятельно выбирают ролевые способы отображения окружающего. Дети должны быть самостоятельны и в выборе партнеров по игре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод по 1-ой главе

 

Изучив актуальность ролевой игры в дошкольном возрасте, можно сделать следующие выводы:

1. Ролевая игра выступает как  вид активности, объединяющий общение  и предметную деятельность и  обеспечивающий их совместное влияние на развитие ребенка.

2. Формирует деловые личностные  качества ребёнка, более или  менее устойчивые моральные представления,  способности к нравственной саморегуляции, а также ролевых способов отображения окружающего. 
3. Развивает организаторские умения и навыки, способности к межличностному сотрудничеству, развитию речи, памяти, мышления, воображения. Развитие умения своих собственных действий. 
4. Игра выступает, как средство удовлетворения разнообразить потребности ребенка и развития его мотивационной сферы.

5. Ролевая игра выступает также  как образная и понятийная  репрезентация мира, замена предметов,  используемых в игре, условными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Экспериментальное изучение использования  сюжетно-ролевых  игр в развитии детей дошкольного возраста.

 

В процессе образования  и воспитания как неотъемлемой составляющей всестороннего развития личности дошкольника необходимо создать такие условия для его развития, в которых интеллектуальные и духовные возможности ребенка раскроются во всей полноте.

 Все это  должно сочетаться с   их   умственным развитием,     нравственным,     эстетическим    и    трудовым    воспитанием.   С профессиональной   заинтересованностью,   выдумкой  и  фантазией    следует подходить к определению тематики и отбору содержания различных сюжетно-ролевых игр. Особое внимание  уделять возможностям ощущения детьми радости от активного участия  в различных игровых ситуациях.

Таким образом, актуальными  являются рассмотрение сюжетно-ролевых  игр в качестве деятельности, способствующей развитию дружеских отношений у дошкольников.

Поэтому задача нашего исследования - проведения сюжетно-ролевых игр в педагогическом процессе детского сада.

Данная задача предлагает решение следующих задач:

  • выявить уровень развития у детей
  • выявить влияние сюжетно ролевых игр на развитие детей;
  • подобрать сюжетно-ролевые игры.

Опытно — экспериментальная  работа состоит из трех этапов:

1этап: констатирующий  эксперимент в ходе, которого  был выявлен уровень  развития игровых навыков у детей старшего дошкольного возраста.

  1. этап: формирующий эксперимент, который был направлен на использование 
    сюжетно-ролевых игр в повседневной жизни  и самостоятельной деятельности как средство  развития дошкольников.
  2. этап: контрольный эксперимент, который позволил доказать, что сюжетно-ролевые игры стали частью самостоятельной деятельности детей, в которой развиваются игровые навыки старших дошкольников.

Экспериментальная   работа  проводилась  на базе  ГОУ д/с № 1118 ЮВАО города Москвы. В эксперименте принимали участие 10 человек, старшего дошкольного возраста 6-7 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Констатирующий    эксперимент

Содержание  экспериментальной работы.

 

Цель: определить уровень игрового взаимодействия у  детей старшего дошкольного возраста.

План работы:

1. Наблюдение  за  игровой  активностью старших  дошкольников   и выявление специфики использования сюжетно-ролевых  игр детьми.

Данные наблюдения показали, что сюжетно-ролевые игры имеют место в педагогическом процессе детского сада, однако возникают они исключительно по инициативе воспитателя и используются как средства для организации досуговой деятельности детей. Им принадлежит инициатива выбора игры и время ее проведения. Педагог не побуждает детей к подвижным играм в самостоятельной деятельности детей и не формирует у них необходимые для этого умения.

Диагностика:  Уровни развития сюжетно-ролевой игры. (по Д.Б.Эльконину)

Показатель

игры

Низкий

Средний

Высокий

Основное содержание игры

Действия с  определёнными предметами, направленные на соучастника игры.

В действиях с  предметами на первый план выдвигается соответствие игрового действия реальному.

Выполнение роли и вытекающих из неё действий, среди  которых начинают выделяться действия, передающие характер отношений к  другим участникам игры.

Характер игровой  роли

Роли есть фактически, но они не называются и определяются характером действий, а не определяют действие. При ролевых разделениях  функций в игре дети не становятся друг к другу в типичные для  реальной жизни отношения.

Роли называются. Намечается разделение функций. Выполнение роли сводится к реализации действий, связанных с данной ролью.

Роли ясно очерчены и выделены, называются до начала игры. Появляется ролевая речь, обращённая к товарищу по игре, но иногда прорываются  обычные вне- игровые отношения

Характер 

игровых

действий

Действия однообразны  и состоят из ряда повторяющихся  операций

Логика действия определяется

жизненной последовательностью. Расширяет число 

действий и  выходит 

за пределы  какого-либо одного типа действий

Логика и характер

действий определяются ролью. Действия очень разнообразны.

Отношение

 к правилам

Логика действий легко нарушается без протестов  со стороны детей. Правила отсутствуют.

Нарушение последовательности действий не принимается фактически, но не опротестовывается, неприятие  ничем не мотивируется. Правило явно ещё не вычленяется, но оно уже  может победить непосредственное желание  в случае конфликта.

Нарушение логики действий опротестовывается ссылкой  на то, «что так не бывает». Вычленяется  правило поведения, которому дети подчиняют  свои действия. Оно ещё не полностью  определяет  поведение, но может  победить возникшее непосредственное желание. Нарушение правил лучше замечается со стороны.

Информация о работе Ролевые игры как средство воспитания и развития детей в дошкольном возрасте