Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 15:22, дипломная работа
Игра становится для детей формой организации жизни, если она своим содержанием направляет детей на действие увлекательное, доброе и полезное, сплачивает и объединяет, доставляет радость. В игре наглядно обнаруживается единство всех сторон личности ребенка, а также единство психического и физического развития ребенка. Игра активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра необходима для того чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким.
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1.Игра как форма организации жизни и деятельности детей.
1.1 Игра - творческий процесс…………………………………………………..5
1.2 Психологическая характеристика игровой деятельности …….………....10
1.3 Классификация игр …………………………………………………………12
1.4 Значение и сущность игры в дошкольном возрасте…………...................26
1.5 Функции ролевой игры…………………………………………...................29
Вывод по 1-ой главе…………………………………………………………......32
Глава 2. Экспериментальное изучение использования сюжетно-ролевых игр в развитии детей дошкольного возраста.
2.1 Констатирующий эксперимент……………………………………….....35
2.2 Формирующий эксперимент……………………………………………...40
2.3 Контрольный эксперимент ……………………………………………….41
Выводы по 2-ой главе …………………………………………………….43
Заключение …………………………………………………………………….44
Список использованной литературы …………………
Преобразуя предметную
Игра концентрирует в себе все тенденции развития, и ребенок играя, как бы возносится над обычным уровнем своего мышления, своего поведения. Мышление дает возможность знать про то, что непосредственно невозможно наблюдать. Оно создает фундамент для творческих предпосылок
1.2 Психологическая характеристика игровой деятельности
Развитие игровых действий
обусловлено развитием
А.В.Запорожец писал: «Игра
позволяет воссоздать в активной,
наглядно-действенной форме
Сюжетно-ролевая игра имеет
социальную природу и строится на
все расширяющемся
Выполнение роли ставит ребенка перед необходимостью действовать не так, как он хочет, а так, как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения. Дошкольник встает на позицию другого человека, причем не одного, а разных. [3, с. 61- 62]
Существуют разные виды игр, характерных для детского возраста. Это подвижные игру (игры с правилами), дидактические, игры - драматизации, конструктивные игры. Особое значение для развития детей в возрасте от 2 до 7 лет имеют творческие или ролевые игры.
1.3 Классификация игр
В игре ребенок отражает два вида отношений:
-реальные отношения,
- игровые (ролевые) отношения.
Творческие игры
- сюжетно- ролевая - театрализованная - режиссерская - игры со строительным материалом |
- подвижные игры - дидактические игры а) по материалу с предметами, словесные. б) по методикам (развитие речи, математика) |
Сюжетно - ролевые игры дошкольников.
Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребёнок берёт на себя роль взрослого и выполняет её в созданной им самим игровой обстановке. Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре- одна из её характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии её развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру, и т.п.
Главное - в игре ребёнок воплощает свой взгляд, свои представления, своё отношение к тому событию, которое разыгрывает. На эту особенность игры указывал К.Д.Ушинский: «...в игре же дитя - зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями»(19).
Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль. Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры.
Сюжет игры - эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Игровые действия -одно из основных средств реализации сюжета.
Содержание игры- Д.Б.Эльконин отмечал -это то, что воспроизводится ребёнком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности. По содержанию игры детей младшего дошкольного возраста отличаются от игр детей более старшего возраста. Эти отличия связаны с относительной ограниченностью опыта, особенностями развития воображения, мышления, речи. Однако на границе третьего и четвёртого года жизни игры становятся более содержательными, что связано с расширением представлений детей об окружающем мире.
На четвёртом и пятом году жизни в играх детей наблюдаются целостность сюжета, взаимосвязанность отражаемых событий. У дошкольников складывается интерес к определённым сюжетам, в которые они играли и раньше(в семью, больницу, строителей, транспорт и др.).Дети живо откликаются на новые впечатления, вплетая их, как сюжетные линии, в знакомые игры. Обогащению содержания помогает взаимодействие детей в игре, когда каждый вносит что-то своё, индивидуальное.
Дети старшего дошкольного возраста обдуманно подходят к выбору сюжета, обсуждают его предварительно, на элементарном уровне планируют развитие содержания. Появляются новые сюжеты, которые навеяны впечатлениями, почерпнутыми за пределами дошкольного учреждения: по мотивам мультсериалов, прочитанных дома книг, рассказов родителей и др. Разнообразие содержания сюжетно-ролевых игр определяется знанием детей. Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребёнком с помощью роли, которую он берёт. Роль-средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры.
Роль в игре - для ребёнка роль это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребёнком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых.
Руководство сюжетно-ролевыми играми осуществляется в двух направлениях:
-формирование игры как деятельности
-использование игры как
средства воспитания ребёнка,
становления детского
Формирование игры как деятельности предполагает, что педагог влияет на расширение тематики сюжетно-ролевых игр, углубление их содержания, способствует овладению детьми ролевым поведением.
Театрализованные игры.
Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений(сказки, рассказы, специально написанные инсценировки).Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, изменённые детской фантазией, -сюжетом игры. Несложно увидеть особенность театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребёнка во многом предопределена текстом произведения. Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Психологи уверяют что, любовь к актерству, театрализованным играм присуща всем детям без исключения, эти игры(настоящие игры, а не инсценировки, которые показывают на детских утренниках)не столь распространены, как это должно быть, учитывая их особое влияние на развитие личности ребёнка. Полноценное участие детей в игре это умение представить героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребёнка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувств, способность мыслить. Для исполнения роли ребёнок должен владеть разнообразными изобразительными средствами(мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т.п).
Режиссерские игры
Режиссерские игры являются разновидностью творческих игр. В них, как и во всех творческих играх, есть мнимая или воображаемая ситуация. Ребёнок проявляет творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя её участников(роли, « которые исполняют» игрушки, предметы).Предметы и игрушки используются не только в своём непосредственном значении, но и в переносном, когда они выполняют функцию, не закреплённую за ними общечеловеческим опытом (диванная подушка становится бегемотом, а пояс от маминого махрового халата- змеей в режиссёрской игре в зоопарк; кубики разных размеров превращаются в учителей и детей в игре в школу; из карандаша получается дирижерская палочка или микрофон для куклы-певицы).К игрушкам-заместителям дети охотно прибегают и в сюжетно-ролевых играх, что говорит о развитии воображения.
В режиссерской игре речь-главный компонент. В ролевых режиссерских играх ребенок использует речевые выразительные средства для создания образа каждого персонажа: меняются интонация, громкость, темп, ритм высказываний, логические ударения, эмоциональная окрашенность, употребление различных суффиксов, звукоподражаний. В жизни ребенка режиссерская игра возникает раньше, чем сюжетно-ролевая. Но у той и другой общие корни, а именно: сюжетно - отобразительная игра, в процессе которой ребенок раннего возраста усваивает способы действия с предметами, овладевает последовательностью игровых действий при изображении какого-либо знакомого ему по личному опыту события (кормление куклы, укладывание спать, купание, осмотр доктором и т.п.). С помощью взрослых ребенок обогащается простейшими игровыми сюжетами, начинает отражать не только действия с предметами, но и такие, которые связаны с выполнением роли.
Важнейшее условие для развития режиссерских игр - создание детям индивидуального пространства, обеспечение места и времени для игры. Однако следует помнить, что вмешательство в режиссерскую игру должно быть тактичным, учитывающим особенности ребенка, чтобы не привести его игру к разрушению.
Игры со строительным материалом.
Этот вид игры обстоятельно изучен в отечественной дошкольной педагогике(В.Г.Нечаева, З.В. Лиштван, А.Н. Давидчук, Л.А.Парамонова). Особенностью игр со строительным материалом является то, что в их основе лежат конструктивные умения и способности, вследствие чего они в большей степени, чем какие-либо другие виды детской игры, приближаются к созидательной продуктивной человеческой деятельности. Содержанием игр со строительным материалом является созидание, воспроизведение окружающей действительности с помощью различных материалов. Игры со строительным материалом тесно связаны с другими видами игр (сюжетно-ролевыми, театрализованными, подвижными, дидактическими). Особенностью игр со строительными материалами является то, что для усвоения конструктивных умений необходимо специальное обучение. Между тем в дошкольной педагогике разработана методика формирования у детей конструктивных умений (Е.А. Флерина, З.В. Лиштван, А.Н. Давидчук, Л.А. Парамонова). Главная идея этой методики заключается в том, чтобы вести ребенка от подражания действиям взрослого к самостоятельному решению конструктивных задач возрастающей трудности.
Творческие игры
К творческим играм относятся игры, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением.
№ |
виды |
характеристика |
1. |
отображают |
Отношения, связанные с ролью, с позиции собственного опыта, который может быть негативным, уклоняется от нежелательного действия. |
2. |
связанные с детским трудом |
в игре объединяется изобразительная, конструктивная и др. виды деятельности, воспитывается интерес к труду, дети принимают в ней активное участие. |
3. |
Умственное воспитание |
формирование фундаментальных психических процессов (мышления, восприятия, памяти, воображения, речи). |
4. |
умственная активность |
связана с работой воображения, выбрать роль, вообразить, как действует человек, которому подражает, что говорит, как себя ведет. Открывает возможность для перехода мышления на новый уровень. |
5. |
систематическое воспитание |
способствует развитию художественных интересов, проявляются и развиваются способности к музыке, танцам. |
6. |
двигательная деятельность |
быстрое развитие, осуществляемое в паре, является настоящим прологом к сознательным физическим упражнениям школьника. |
Информация о работе Ролевые игры как средство воспитания и развития детей в дошкольном возрасте