Ролевые игры, как технология обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 02:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – ролевая игра, как технология обучения.

Задача : на основе изученной литературы определить назначение игровой деятельности в учебном процессе, методику организации игровой деятельности на уроке;

Содержание

Ведение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …. . . . . . . . …..… 3
1) Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РОЛЕВОЙ ИГРЫ, КАК ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ . . . . . . . . …………………………………... .…… 5
1.1 Сущность ролевой игры……………………………………………………….……... . 5
1.2. Теоретические основы развития игровой деятельности учащихся. …………...9
1.3 Психолого-педагогические основы применения игр, как средства обучения ..12
2) Глава 2. Реализация ролевых игр в обучении…………......…………. .17
2.1. Методические принципы организации и проведения ролевых игр …………...17
2.2. Опытно – педагогическая работа по исследуемой теме. . . . . . . . . . . . . . . ….24
3) Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . .30
4) Литература.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . .32

Вложенные файлы: 1 файл

Боцык курсовая.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)

Министерство Просвещение ПМР

Приднестровский Государственный Университет

Им. Т.Г. Шевченко

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра Педагогики и

Методики начального

Образования

Факультета педагогики и психологии

 

 

 

 

Курсовая работа

 По  педагогике

На  тему : «Ролевые игры, как технология обучения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Выполнила:

Студентка 3-го курса

304 группы

Боцык А.В.

 

Проверила:

Ткачук  А.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тирасполь 2013 год.

Содержание

 

 

 

 

 

Ведение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …. . . . . . . . …..… 3

1) Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РОЛЕВОЙ ИГРЫ, КАК ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ . . . . . . . . …………………………………... .……   5

1.1 Сущность ролевой игры……………………………………………………….……... . 5

1.2. Теоретические основы развития игровой деятельности учащихся. …………...9

1.3 Психолого-педагогические основы применения игр, как средства обучения ..12

2) Глава 2.  Реализация ролевых игр в обучении…………......…………. .17

2.1. Методические принципы организации и проведения ролевых игр …………...17

2.2. Опытно – педагогическая работа по исследуемой теме. . . . . . . . . . . . . . . ….24

3) Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . .30

4) Литература.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . .32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одним из лучших способов организации активного  общения на уроке считается деловая, или ролевая игра (пресс–конференция, симпозиум, консультация и пр.). В такой игре, задаваемой и организуемой учителем, учащиеся имитируют некоторые профессиональные функции взрослых. В игре воспроизводится деятельность и отношения, которые складываются в некоторых реальных жизненных ситуациях.

    Известный психолог Л.С. Выготский объяснял игру как «царство произвольности, свободы и воображения», где за счет оперирования чистыми значениями и смыслами создаются «мнимые ситуации» и происходит «иллюзорная реализация нереализуемых желаний». Игра выступает как метод, с помощью которого педагог ускоряет, уплотняет и оживляет процесс практического усвоения знаний и навыков учащихся. Такие игры необычайно оживляют урок как вид общения. В игре осуществляется психологическая адаптация учащихся друг к другу, что способствует улучшению психологического климата коллектива, помогает формировать одновременно дух состязательности и взаимопомощи. Суть игры как вида общения состоит в том, что новые знания получаются в результате постоянного диалога, столкновения разных мнений и позиций, взаимной критики предположений, их обоснования и закрепления.

   Игровые формы обучения перспективны не только как средство оживления урока, а прежде всего как метод, с помощью которого педагог ускоряет, уплотняет и оживляет процесс практического усвоения знаний и навыков учащихся.

    Актуальность проведения ролевых игр на уроках объясняется тем, что – это метод, при котором участники игры с помощью проигрывания определенных ролей в свободной от риска ситуации обнаруживают свои значимые черты поведения, с помощью учителя, друг друга и самостоятельно критически анализируют их, обучаются более эффективному способу поведения и тренируются в его совершенствовании. Роли, используемые в играх этого типа, могут быть самые различные: пешехода, инспектора ГИБДД, сотрудника, преподавателя и т.д.

3

Цель исследования – ролевая игра, как технология обучения.

Объектом исследования ролевая игра на уроках .

Предмет исследования – влияние ролевой игры на формирование развитие способностей учащихся.

Задача : на основе изученной литературы определить назначение игровой деятельности в учебном процессе, методику организации игровой деятельности на уроке;

Теоретической основой настоящей работы являются психолого-педагогические, методические исследования по данной проблеме передовых преподавателей психологов.

Эксперимент проводился в МОУ ТСШК № 18 в 3 «а»  классе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Сущность ролевой  игры

 

Ролевая игра – это интерактивный метод, который позволяет обучаться на собственном опыте путем специально организованного и регулируемого “проживания” жизненной и профессиональной ситуации.

   Сценарий ролевой игры, словно сжимая время, сближает события в реальности значительно отдаленные, позволяя участникам увидеть и понять, “как слово наше отзовется”, и при желании апробировать иную стратегию поведения. Проигрывание определенной сценической роли, отождествление (идентификация) с ней, помогает учащемуся:

 

1. обрести эмоциональный  опыт взаимодействия с другими  людьми личностно и профессионально  значимых ситуациях;

2. установить связь между  своим поведением и его последствиями  на основе анализа своих переживаний,  а также переживаний партнера  по общению;

3. пойти на риск экспериментирования  с новыми моделями поведения  в аналогичных обстоятельствах. 

 

Таким образом, ролевая игра превращает обучение в творческую лабораторию самообразования. При этом стоит отметить, что несоблюдение психологических принципов, на которых базируется данный метод обучения, в лучшем случае, превратит ролевую игру возможную яркую драматизацию, представление, но без дидактических достижений, а можно получить и отрицательный результат, когда учащиеся пополнят свой негативный опыт и надолго откажутся от подобных экспериментов.Потому так велика значимость психологической компетентности преподавателя, организующего ролевую игру, к которой необходимо отнести, в первую очередь:

 

- психологическую наблюдательность;

- способность к анализу ситуации и эмоциональных переживаний участников;

- умение прогнозировать последствия разворачивающихся событий;

способность гибко и оперативно реагировать на происходящее;

навык руководства процессами без оценочных суждений.

5

Определить  сущность ролевой игры не просто. Эта  деятельность содержит в себе несовместимые  противоречивые начала. Она является одновременно свободной и жестко регламентированной, непосредственной и опосредованной, фантастической и реальной, эмоциональной и рациональной.

     Согласно концепции детской игры Д.Б.Эльконина, ролевая игра является выражением возрастающей связи ребёнка с обществом – особой связи, характерной для детского возраста. Ее возникновение связано не с действием каких-то внутренних, врожденных, инстинктивных сил, а с вполне определенными условиями жизни ребенка в обществе.

    Ролевая игра служит важным источником формирования социального сознания ребенка, ибо в ней отождествляет себя со взрослым, воспроизводит функции, копирует отношения в специально создаваемых им самим же условиях.

 

Ролевая игра – форма  моделирования ребенком социальных отношений: свободная импровизация, не подчиненная жестким правилам и неизменным условиям. Тем не менее, произвольно разыгрывая различные ситуации, дети чувствуют и поступают так, как должны поступать люди, чьи роли они берут на себя. В ролевых играх дети вступают в разнообразные контакты между собой и по собственной инициативе имеют возможность строить свои взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с интересами своих партнеров и приучаясь считаться с ними в совместной деятельности.

     Свойство ролевой игры – улавливать и отражать жизнь, изменения в развитии общества. В играх формируется и проявляется потребность ребёнка воздействовать на мир активно, переосмысливать его.

   Ролевые игры – всегда игры “во что-то” или “в кого-то”. Известный детский психолог Д.Б.Эльконин подчеркивал социальную природу игры. Проанализировав структуру ролевой игры, он выделил единицу игры – роль, которую берёт на себя ребёнок. Содержание роли – основа ролевой игры. Роль есть тот образ, который ребенок принимает на себя добровольно, по жребию или по воле случая. Она становится для ребёнка его новой позицией в жизни. Желание выразить себя, занять те или иные роли свойственно активной натуре детей.

 

 

6

Установлены следующие  разновидности ролей, которые принимают  на себя дети в ролевых играх:

 

- роль конкретного взрослого;

- роль профессии обобщенного типа;

- роль детей;

- этнографические роли;

- семейные роли;

- роли сказочного, карнавального характера.

  

     Наиболее характерным моментом роли является то, что она не может осуществляться вне практического игрового действия. Между ролью и игровыми действиями имеется тесная взаимосвязь и противоречивое единство. Чем обобщеннее и сокращеннее игровое действие, тем глубже отражена в игре система отношений деятельности взрослых. И, наоборот, чем конкретнее и развернутое игровое действие, тем больше на первый план выходит предметное содержание воссоздаваемой деятельности, а на второй план уходят отношения между людьми.

     Другой компонент игры – правила. Благодаря им возникает новая форма удовольствия ребёнка – радость оттого, что он действует так, как требуют правила. Игра с правилами даёт ребёнку две необходимые (для школы и для жизни в целом) способности: во-первых, выполнение правил в игре всегда связано с их осмыслением и воспроизведением воображаемой ситуации; во-вторых, коллективная игра с правилами учит общаться. (Слайд 8)

    Отличительным признаком ролевой игры является наличие сюжета. Сюжет – предмет игрового изображения, последовательность и связь изображаемых событий, их совокупность, способ развёртывания темы игры. Сюжет ролевой игры узнаваем, но вместе с тем в нём присутствуют условия преодоления стереотипов поведения в повседневной жизни, к которым можно отнести неопределённость, самостоятельный выбор, риск, неожиданность, эмоциональную увлечённость. Поскольку деятельность людей и их отношения, которые являются содержанием сюжетно-ролевой игры детей, чрезвычайно разнообразны, то и сюжеты детских игр разнообразны и изменчивы.

7

К наиболее распространённым сюжетам игр детей младшего школьного возраста можно отнести:

 

-  созидательные сюжеты;

-  сюжеты поиска и открытия;

-  сюжеты, связанные с романтикой профессий;

-  военные и военизированные сюжеты;

-  сюжеты, связанные с искусством;

-  этнические и сказочные сюжеты;

-  фантастические сюжеты по мотивам книг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

Теоретические основы развития игровой  деятельности учащихся

 

В отечественной  психологии и педагогике существуют богатые традиции изучения ролевой  игры, опирающиеся на работы А.Н. Леонтьева, А.П. Усовой, Р.И. Жуковской, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Д.В. Менджерицкой, А.В. Запорожца. Сегодня научный уровень исследования игрового творчества характеризуется наличием сложившейся общей теории ролевой игры, возможности дальнейшего развития которой во многом обусловлены стремлением исследователей разрешить исходные противоречия, заложенные в фундаментальных основаниях этой теории (Выготский Л.С., Поддъяков Н.Н., Эльконин Д.Б., Запорожец А.В., Михайленко Н.Я. и др.)

Одно  из таких противоречий – между  пониманием сущности ролевой игры как  формы организации жизни учащихся и установкой на ее (игры) использование  как средства влияния на жизнь  учащихся (Усова А.П.).                                        Исследования психологов и педагогов убедительно показали существенное влияние ролевых игр на формирование отдельных психических функций и личности учащегося в целом (Усова А.П., Выготский Л.С., Бюлер К., Запорожец А.В. и др.)

   Современные исследователи показывают, что ролевая игра возникает у нормально развивающихся детей на пороге третьего года на основе предметных игр. Предметные игры представляют генетические истоки ролевой игры. Развитие предметной игры проходит ряд этапов: сначала в совместной игре со взрослым дети подражают действиям взрослого с игрушками, а затем начинают самостоятельно выполнять усвоенные действия с игрушкой, перенося их на действия с другими предметами и игрушками. Затем у детей появляется изобразительная игра. Ее содержание – условно-орудийные действия. Ребенок подражает действиям взрослого с предметами, производимым взрослым, которые он наблюдал в повседневной жизни. Все это создает условия для возникновения ролевой игры. В предметные игры ребенок чаще играет в одиночку или рядом со взрослым или с другим ребенком (Фрадкина Ф.И., Эльконин Д.Б., Зворыгина Е.В., Новоселова С.Л. и др.).

9

Появление ролевой игры связано с рядом  условий: наличием разнообразных впечатлений  от окружающего, накоплением предметных игровых действий, наличием игрушек, частотой общения со взрослыми. Применение ролевой игры в обучении – яркий пример двуплановости, когда педагогическая цель скрыта и выступает в завуалированной форме. Анализ литературы по использованию ролевой игры в обучении показывает, что игра – явление полифункциональное. Рассмотрим, какие же функции она может выполнять.

    Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении и в этом смысле она выполняет мотивационно-побудительную функцию.

   Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени определяет выбор средств, способствует развитию навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных ситуациях другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.

   Трудно переоценить воспитательное значение ролевой игры, ее всестороннее влияние на младшего школьника. Игра помогает сплотить детский коллектив, в активную деятельность вовлекаются застенчивые и робкие, и это способствует самоутверждению каждого в коллективе. В ролевых играх воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность подростка, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях. Как показывает практика обучения и специальные исследования, учащимся импонируют положительные роли. Вместе с тем дети с удовольствием играют роли отрицательных персонажей с целью высмеять их отрицательные черты. То есть, мы говорим о воспитательной функции ролевых игр.

Информация о работе Ролевые игры, как технология обучения