Ролевые игры, как технология обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 02:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – ролевая игра, как технология обучения.

Задача : на основе изученной литературы определить назначение игровой деятельности в учебном процессе, методику организации игровой деятельности на уроке;

Содержание

Ведение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …. . . . . . . . …..… 3
1) Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РОЛЕВОЙ ИГРЫ, КАК ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ . . . . . . . . …………………………………... .…… 5
1.1 Сущность ролевой игры……………………………………………………….……... . 5
1.2. Теоретические основы развития игровой деятельности учащихся. …………...9
1.3 Психолого-педагогические основы применения игр, как средства обучения ..12
2) Глава 2. Реализация ролевых игр в обучении…………......…………. .17
2.1. Методические принципы организации и проведения ролевых игр …………...17
2.2. Опытно – педагогическая работа по исследуемой теме. . . . . . . . . . . . . . . ….24
3) Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . .30
4) Литература.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . .32

Вложенные файлы: 1 файл

Боцык курсовая.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)

Ролевая игра формирует  у учащихся способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует учащихся на

10

планирование  собственного речевого поведения и  поведения собеседника, развивает  умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других. Следовательно, ролевая игра выполняет ориентирующую функцию.

   Характеризуя детскую ролевую игру, А.Н. Леонтьев подчеркивает, что противоречие, несоответствие между потребностью действия у детей и невозможностью осуществить требуемые действием операции может разрешиться в одном-единственном типе деятельности – в игровой деятельности, в игре.

Таким образом, ролевая  игра выполняет в учебном процессе 5 основных функций: мотивационно-побудительную, обучающую, воспитательную, ориентирующую и компенсаторную .

Ролевые игры –  это игры высокого уровня, имитация какой-либо деятельности или поведения, по степени сложности моделируемого  мира сопоставимые с театральным  спектаклем, но отличающиеся от спектакля  отсутствием заданного сценария. Ролевые игры прочно вошли в инструментарий современной педагогики. Ролевые игры широко используются в учебном процессе в школах, колледжах разных городов (Казань, Москва и др.). Так, например, в Московском Центре Игрового Моделирования преподавание ряда учебных предметов ведется на основе ролевых игр.

Психологические особенности  ролевых игр, восприятие моделируемого  мира, может нести педагогическую нагрузку, оставаясь при этом игровым  процессом. Необходимо найти такую форму воспитательной и социальной работы с подростками, чтобы она являлась привлекательной для самих подростков. И этого возможно достичь с помощью ролевых игр. Игровые методы прекрасно зарекомендовали себя в работе как с интеллектуально ориентированными школьниками, так и с «трудными» подростками.

 

 

 

11

Психолого-педагогические основы применения игр, как средства обучения 

    Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, происходит формирование основных психических процессов и свойств личности, проявляются психические новообразования, характерные именно для данного конкретного возраста.

Так, в  период младенчества (до 1 года), ведущим видом деятельности является непосредственно-эмоциональное общение, в раннем детстве (от 1 года до 3-х лет) – предметная деятельность, в дошкольном – игра, в младшем школьном возрасте – учеба, в подростковом – общение со сверстниками. Игра в технических формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте начинает утрачивать свое развивающее значение и постепенно заменяется учением и трудом, суть которых состоит в том, что данные виды деятельности в отличие от игры, доставляющей просто удовольствие, имеют определенную цель. Да и сами по себе игры в этом возрасте становятся иными. Большой интерес для младших школьников представляют такие игры, в которые с удовольствием играют и взрослые. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие человеку возможность проверить и развить свои способности, включающие его в соревнование с другими людьми. Дети отражают в игре различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Участие детей в таких играх способствует их самоутверждению, развитию настойчивости, стремление к успеху и другие полезные мотивационные качества, которые детям могут понадобиться в их будущей взрослой жизни. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив и т.п. К новому типу игр, которые начинают привлекать повышенное внимание детей в младшем школьном возрасте, относятся и разнообразные спортивные игры, укрепляющие здоровье детей, вырабатывающие системность, настойчивость, другие полезные качества.

12

Р.С. Немов выделяет 4 основных вида деятельности, характерных для ребенка младшего школьного возраста, – учение, общение, труд и игра – выполняют специфические функции в его развитии. Учение способствует приобретению знаний, умений и навыков. Общение улучшает обмен информацией, совершенствует коммуникативную структуру интеллекта, учит правильно воспринимать, понимать и оценивать других людей. Труд улучшает ручные движения, укрепляет практическое, пространственное и образное мышление. Игра совершенствует предметную деятельность, логику и приемы мышления, формирует и развивает умения и навыки делового взаимодействия с людьми. Без активного участия ребенка в любом из этих видов деятельности его психическое развитие было бы односторонним и неполным.

   Игра есть средство познания ребенком действительности. Известный детский психолог Д.Б. Эльконин подчеркивал социальную природу игры. Он проанализировал структуру развернутой ролевой игры, выделил единицу игры – роль, которую берет на себя ребенок. С ролью связаны игровые действия. Это – действия со значениями, они носят изобразительный характер. Другой компонент игры – правила. Благодаря им, возникает новая форма удовольствия ребенка – радость от того, что он действует так, как требуют правила.

   Содержанием развитой формы ролевой игры является не предмет и его употребление, а отношения между людьми; содержанием игр старших дошкольников является подчинением правилам в соответствии с поставленной целью. Результатом игры являются более глубокие представления о жизни и деятельности взрослых людей.

Таким образом, игра – это деятельность по ориентации в смыслах человеческой деятельности. В целом игра рассматривается  как:

1) особое отношение личности к окружающему миру,

2) особая  деятельность ребенка, которая  изменяется и развертывается  как его субъективная деятельность,

3) социально  заданный ребенку и усвоенный  им вид деятельности (или отношение  к миру),

13

4) особое  содержание усвоения,

5) деятельность, в ходе которой происходит  развитие психики ребенка,

6) социально-педагогическая  форма организации детской жизни  и «детского общества».

Игра  – это сложное социально-психологическое  явление. Являясь ведущей деятельностью  дошкольного периода, она обеспечивает существенные новообразования в физической, психической и личностной сферах, дает эффект общего психического развития. В игре ребенок учится управлять собой.

К началу младшего школьного возраста игровая  деятельность не теряет своей роли, но содержание и направленность игры меняется. В это время большое место начинают занимать игры с правилами и дидактическими играми. В них ребенок учится подчинять свое поведение правилам, формируются его движения, внимание, умение сосредоточиться, то есть развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе.

Играя, школьники стремятся брать на себя роли, которые привлекают их в  реальной жизни; как правило, связанные  с проявлением смелости, мужества и т.д.

В игровой  деятельности ученик познает мир через его восприятие. Именно игра включает в этот процесс все органы чувств. В связи с этим считаем важным рассмотреть психологические особенности процесса восприятия.

Восприятие  – ведущий познавательный процесс  учащегося, который выполняет объединяющую функцию:

1.    восприятие объединяет свойства предметов в целостный образ предмета;

2.    оно объединяет все познавательные процессы в совместной согласованной работе по переработке и получению информации;

3.    восприятие объединяет весь полученный опыт об окружающем мире в форме представлений и образов предметов и формирует целостную картину мира в соответствии с уровнем развития ученика.

 

14

Правильное  представление о действительности обеспечивает успешное накопление новых  знаний, быстрое освоение новых видов деятельности, адаптацию в любой новой обстановке, уверенность учащегося в себе и высокий уровень активности, ускоренное физическое и психическое развитие.

  Сущность процесса восприятия заключается в том, что оно обеспечивает получение и первичную переработку информации из внешнего мира: узнавание и различение отдельных свойств предметов, самих предметов, их особенностей и назначения. Восприятие помогает отличить один предмет от других, выделить какие-то предметы или явления из ряда других, похожих или не похожих на него.

Как же это происходит?

Любая информация поступает к нам через  органы чувств: глаза, уши, нос, язык, поверхность  тела. Каждый орган чувств получает свой специфический для него вид  информации. А в реальном мире каждый предмет может обладать разными видами информации (разными свойствами). Роль восприятия заключается в том, что оно объединяет все свойства предмета и формирует у нас представление о целом предмете со всеми его свойствами. Даже когда предмет убирают от нас, мы по одному только запаху можем представить его вновь. При первой встрече с предметом формируется его «образ», который мы можем мысленно воссоздать. Он будет не очень точным, а схематичным или выделится какое-то одно свойство – тогда «образ» предмета будет называться представлением. По мере накопления знаний о предмете, представление будут уточняться, как бы восстанавливаться и приближаться по точности к самому предмету. Когда представления неточные, неполные, человек может путать предметы, не узнавать их, не сможет правильно ими пользоваться. Задача развития восприятия заключается в том, чтобы сформировать у ребенка правильное представление об окружающем мире. Как это сделать?

   Главным условием является обучение учащегося действиям с этими предметами. И не любые действия, а такие, которые помогают учащемуся обнаружить основные свойства предмета, его назначение, особенности. Эти действия называются перцептивными или воспринимающими, обследовательскими.

15

В мире существует огромное количество предметов и явлений, они обладают самыми разнообразными свойствами. Для того, чтобы облегчить и ускорить процесс формирования представления об окружающем мире, необходимо обучить учащегося основным действиям и правилам восприятия. Когда он их освоит, он сам, без помощи взрослых, будет изучать предметы и явления и получать представление о них.

У учащегося возрастное восприятие предметов и явлений  опирается на систему перцептивных действий и систему эталонов (принятых образцов), с которыми ребенок сравнивает предметы. Характер перцептивных действий меняется, в них увеличивается доля зрительного обследования, и только в затруднительных случаях и с незнакомыми объектами в обследовании участвует рука.

Перцептивные действия, которые выполняются в уме, создают  условия для формирования мышления. Мышление уже направлено на познание не внешних особенностей предметов и явлений, а на познание скрытых связей между предметами и явлениями, их внутренних особенностей, сложных отношений между ними, таких как причина и следствие, функции предметов, родовые и видовые связи и другие.

   Таким образом, игра способствует освоению учебной деятельности, которая складывается постепенно и в наиболее полном виде. Применение игр и игровых ситуаций в процессе обучения вообще и в преподавании отдельных предметов в частности обосновано психо-физиологическими особенностями и доказано в психологических и дидактических исследованиях.

 

 

 

 

 

 

 

16

Глава 2 .  Реализация ролевых игр в обучении.

2.1 Методические принципы организации и проведения ролевых игр

Структурная схема, предложенная ниже, является условным алгоритмом разработки и проведения и анализа ролевых игр. Естественно, не все пункты приведённой схемы обязательны для применения, однако, авторы данной работы, опираясь на личный опыт, постарались как можно более полно изложить методические принципы организации и проведения ролевых игр на уроках. Отметим, что наиболее глубоко технология ролевых игр, как формы организации и совершенствования учебного процесса, рассмотрена С.Ф. Занько, Ю.С. Тюнниковым и С.М. Тюнниковой, которые полагают, что: «до развития теории проблемного обучения, её основных понятий, принципов и методов игра не могла получить и не имела педагогической логики своего построения ни в аспекте дидактической интерпретации структуры и содержания проблем ни в аспекте организации и осуществления процесса игры».

Организация игры начинается с её замысла. Здесь необходимо представить  условия и законы существования  игрового мира. Схема описания такова: место действия, время действия, действующие лица и занимаемое ими положение, важные события предшествующие игровому периоду времени, ситуация сложившаяся до начала игры.

При этом основное внимание нужно уделить следующим  моментам:

«Во-первых, задуманный мир должен быть целостным и полным, и допускать множество различных ситуаций, в том числе заранее не заданных. Чем полнее и больше задуманный мир, тем лучше. Однако здесь следует делать поправку на опыт игроков.

Во-вторых, определяется продолжительность игры. Мир для  однодневной игры существенно отличается от мира для многодневной и тем более для повторяющейся игры. Слишком широко задуманный мир, создать практически невозможно, а слишком узко задуманный будет исчерпан до заданного лимита игрового времени. И то, и другое одинаково плохо.

В-третьих, определяется форма проведения игры: кабинетная или полигонная».

17

Следующий этап организации игры, разработка правил игры. При этом следует учесть следующий момент: во избежание разногласий  в процессе игры правила должны быть зафиксированы в письменном виде. Все участники игры должны быть ознакомлены  с правилами до начала игры, и каждая команда должна иметь хотя бы один экземпляр.

В правилах должна содержатся следующая информация:

·     общее описание игрового мира и ситуации на момент начала игры;

·     перечень участников и основных команд с указанием их имиджа;

·     правила пересчёта реального и игрового времени;

·     отдельные сведения по экономике, культуре, религии, государственному устройству и другим сторонам жизни игрового мира.

Естественно, к этому минимальному списку можно  добавить и другие разделы. Так, например, желательно включить в правила игры перечень прав и обязанностей игрока и мастера (организатора) игры.

В настоящее  время при составлении правил проведения ролевых игр наблюдается  два абсолютно противоположных  подхода: «Одни предпочитают максимально  короткие правила, содержащие только самую необходимую информацию. Главный принцип при этом – разрешено всё, что не запрещено. В этом случае, игровые ситуации отсутствующие в правилах, разрешаются мастером игры по своей воле, что может вызвать нарекание игроков и накладывает на мастера дополнительную ответственность. Второй подход предполагает детальное описание игрового мира и всех возможных игровых ситуаций. Это уменьшает произвол мастера, но создаёт другую проблему: слишком объёмные правила плохо запоминаются игроками, да и мастеру очень трудно запомнить все возможные нюансы». По нашему же мнению, при составлении правил проведения ролевых игр лучше всего придерживаться середины и составлять правила по принципу: не больше, чем нужно.

Информация о работе Ролевые игры, как технология обучения