Роль интерактивной доски при изучении нумерации чисел в 3 классе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 14:33, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление роли интерактивной доски при изучении нумерации чисел в 3-м классе на уроках математики.
Объект исследования: процесс обучения математике в начальных классах.
Предмет исследования: роль интерактивной доски при изучении нумерации чисел в 3-м классе на уроках математики.
Гипотеза исследования: если при изучении нумерации чисел на уроках математики целенаправленно и систематически использовать возможности интерактивной доски, то повысится уровень усвоения учебного материала, качество математических знаний, умений и навыков младших школьников, т.к. это будет способствовать эффективному восприятию учебного материала, формированию познавательного интереса и развитию познавательной активности третьеклассников.

Вложенные файлы: 1 файл

ИД.docx

— 1.37 Мб (Скачать файл)

 

Вывод: обучение с помощью интерактивных досок мало чем отличается от привычных методов преподавания. Однако урок с использованием интерактивной доски должен иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Преподавателям необходимо освоить специальное программное обеспечение для интерактивных досок и его основные возможности, определить, какие ресурсы могут помочь в работе с интерактивной доской. Использование интерактивной доски на уроке помогает решить такие задачи, как мобилизация психической активности учащихся, введение новизны в учебный процесс, повышение интереса к уроку, увеличение возможности непроизвольного запоминания материала, выделение в материале главного и его систематизации. Эффект от использования интерактивной доски технологий во многом зависит от самого преподавателя, от того, как он применяет те или иные возможности доски.

 

2 Методические аспекты использования  интерактивной доски при изучении  нумерации чисел на уроках  математики в 3 классе

 

2.1 Методы и приемы  изучения нумерации чисел на уроках математики в 3 классе

 

Математика на начальной ступени школы является органической частью курса математики основной ступени школы. Сказанным обусловлена необходимость достижения следующих целей в обучении математике, указанных в учебных программах для 1-4 классов по математике: «овладение знаниями, умениями и навыками на уровне, обусловленном требованиями государственного общеобязательного стандарта среднего общего образования; формирование личности ребенка через содержание предмета «Математика», формирование ознавательной и коммуникаитвной деятельности, готовности к самостоятельному добыванию знаний; осуществления всесторонней подготовки к обучению на основной ступени школы и использованию математических знаний в жизни»[18, с. 3].

Эти цели, определенные в соответствии с социальным заказом общества, предполагают разработку нового содержания начального математического образования и определение эффективных методов  и приемов, средств и организационных форм обучения.

Существенной особенностью программы по математике для 1-4 классов является завершение на начальной ступени школы изучения арифметики целых неотрицательных чисел, что является основной и конкретной задачей обучения математике на данном этапе. Поэтому работа, направленная на формирование у детей понятия о числе и арифметических действиях, ведется в течение всего начального обучения, и составляет основу всего курса.

Программа по математике включает целую систему специальной учебной работы по усвоению понятия числа как необходимого условия повышения теоретического уровня знаний учащихся 1 - 4 классов.

Программа определяет два уровня усвоения детьми теоретических знаний по математике:

  1. уровень конкретных знаний или представлений;
  2. уровень обобщенных знаний.

Усвоение понятия натурального числа учащимися, подчеркивает            П. У. Байрамукова, должно быть доведено до уровня конкретных знаний [19,   с. 34].

Формирование определенной системы знаний о натуральном числе начинается с 1 класса и проходит ряд этапов.

Счет - основной источник получения натурального числа в начальной школе. Считая, ученик действенно выделяет из окружающего его мира множества определенной численности. Процесс счета, таким образом, определяет числовые представления о множествах. Например, число 4 для ученика - это 1, 2, 3, 4. Теоретическая основа процесса счета далее несколько углубляется, и, в конечном счете, ученик начинает осознавать его как процесс установления взаимно-однозначного соответствия между элементами стандартной натуральной последовательности чисел с элементами данного множества.

На уроках подготовительного периода учащиеся должны усвоить, что на вопрос «сколько?» предметы можно считать в любом порядке, на вопрос «который по счету?» в определенном. Порядковые отношения, порядковые значения чисел демонстрируются на дидактическом материале, применяются элементы драматизации [19, с. 35].

Усвоение самих чисел и их отношений в отрезке натурального ряда          (1 - 10) проводится путем установления взаимно-однозначного соответствия между элементами соответствующих множеств. В дальнейшем сравнение чисел осуществляется на основе порядковых отношений на отрезке натурального ряда; число, встречающееся при счете позднее, больше числа, которое встречается раньше, и, наоборот, число, которое встречается раньше, меньше числа, которое встречается позже. Например, число 8 называют при счете после числа 7 и перед числом 9, значит, 8>7, а 7<8, 8>9 и т.д.

Знакомство с печатной и письменной формой записи цифр дает возможность воспринимать число в виде зрительного образа. В этом смысле последовательность цифр 1, 2, 3, ..., 10 осознается учащимися как последовательность натуральных чисел от 1 до 10. Работа по соотнесению цифры и числа предметов как раз и преследует эту цель [19, с. 36].

Например, классу показывают цифру - учащиеся поднимают соответствующие этому знаку число палочек, и, наоборот, демонстрируется числовая фигура - учащиеся показывают соответствующую этому множеству цифру [19, с. 37].

Дальнейшее осознанное представление о числе формируется в процессе счета, с которым учащиеся к этому времени осваиваются. Упражнения в счете убеждают ученика в том, что при многократном пересчитывании элементов одного и того же множества счет всегда заканчивается на одном и том же члене стандартной последовательности слов, которые и характеризуют его численность. Уже на вводных уроках математики в 1 классе закладываются начальные элементы порядковых отношений: стоять перед, находиться между, следовать за, знакомят с порядковым значением чисел. По мере накопления знаний учащемуся становится доступно отношение меньше, которое устанавливает определенный порядок в конечном множестве натуральных чисел.

Устная и письменная нумерация чисел от 1 до 10 изучается совместно. В большинстве случаев знакомству подлежат сразу два последовательных числа. Такая методика положительно влияет на отработку навыков счета, помогает раскрыть структуру последовательности натуральных чисел и способствует более быстрому запоминанию цифр. Изучение каждого числа ведется в определенной последовательности.

  1. Образование числа.
  2. Отыскание единичных предметов и групп, которые характеризуются

данным числом.

Материал по нумерации изучается по концентрам. Всего выделяется четыре концентра: десяток, сотня, тысяча, многозначные числа [19, с. 38].

Учебная программа по математике для 3 класса предусматривает изучение нумерации чисел в пределах 1000 [20].

Нумерация чисел в пределах 1000 и арифметические действия над ними выделяются в особый концентр по следующим причинам.

Здесь заканчивается изучение нумерации чисел первого класса - класса единиц, что является основой для усвоения нумерации многозначных чисел, так как следующие классы: второй класс - класс тысяч, третий класс - класс миллионов и т.д., строятся по аналогии с первым классом. Поэтому устная и письменная нумерация трехзначных чисел должна быть прочно и осознанно усвоена детьми.

В концентре «Тысяча» закрепляются знания устных приемов исчислений. Как и раньше, приемы вычислений раскрываются с опорой на теорию арифметических действий (свойства, взаимосвязь прямых и обратных действий). Это дает возможность учащимся не только самостоятельно объяснять ранее изученные приемы вычислений, применяемые теперь к трехзначным числам, но и «открывать» новые вычислительные приемы.

В этом концентре начинается работа над письменными приемами сложения и вычитания, поскольку здесь можно рассмотреть важнейшие случаи и раскрыть письменные приемы этих действий, а также показать преимущество письменных приемов над устными при вычислениях с многозначными числами.

Тема «Тысяча» изучается во втором полугодии 3 класса. Материал рассматривается в таком порядке: нумерация, сложение и вычитание (устные, а затем письменные приемы вычислений), умножение и деление (устные приемы вычислений). Одновременно ведется работа над составными задачами, продолжаемся работа над числовыми и буквенными выражениями, над равенствами и неравенствами, уравнениями, а также над геометрическим материалом (закрепляются умения измерять и вычислять периметр фигур, чертить круг и называть его элементы).

При изучении нумерации задача учителя- научить детей считать предметы в пределах 1000 (путем присчитывания по одному и используя группировку предметов в десятки и сотни). Необходимо научить детей называть, записывать и читать трехзначные числа. Дети должны понять образование этих чисел из сотен, десятков и единиц, а также усвоить названия разрядных единиц и их соотношение, уметь представлять число как сумму разрядных слагаемых, находить общее число единиц любого разряда в данном числе. Надо закрепить также знания учащихся о натуральной последовательности чисел.

Подготовительную работу к изучению нумерации целесообразно начинать заранее, до перехода к концентру «Тысяча», систематически включая устные упражнения на повторение нумерации чисел первой сотни:

  1. Сколько десятков в сотне? Во сколько раз десяток больше единицы?

На сколько десяток меньше, чем сотня?

  1. Какое число состоит из 5 десятков и 7 единиц; из 6 единиц II разряда и

единиц I разряда? Сколько единиц каждого разряда в числах 49, 94?

  1. Присчитывайте по 1 (по 5, по 10), начиная с числа 10 (20 и т. п.);

назовите еще несколько чисел, следующих в ряду 34, 35, 36, ...; назовите соседей числа 99 при счете. Как образуются эти числа? [21, с. 112]

Кроме того, рекомендуется создать у детей интерес к «большим числам». Названия новых чисел должны зазвучать на уроках прежде, чем эти числа станут предметом специального изучения. С этой целью на заключительном этапе работы над первой сотней полезно выяснить, кто из детей умеет считать «дальше ста». Можно также включить упражнения по называнию чисел, выходящих за пределы первой сотни; например, предложить назвать еще 5-7 чисел в каждом ряду: а) 95, 96, 97, ...; б) 50, 60, 70, ...; в) 92, 94, 96. Это поможет учащимся осознать, что существуют числа больше ста, что они имеют сходство с числами, которые известны детям [21, с. 112].

Изучение устной нумерации в пределах 1000 начинается с формирования у детей понятия о сотне как о новой счетной единице. Для этого считают какие-либо предметы по одному, десятками, сотнями. В практике часто используют палочки и пучки палочек, можно также использовать наглядное пособие «Квадраты и полоски». Оно изготовляется из плотной бумаги, единицы обозначаются квадратами (квадратный сантиметр), десятки - полосками, по 10 квадратов в каждой, а сотни- квадратами, по 10 полосок в каждом (квадратный децилитр). Такое пособие для индивидуального пользования можно изготовить с детьми на уроках труда. С этой же целью можно использовать кубики и бруски «арифметического ящика».

С помощью наглядных пособий учащиеся отсчитывают 10 десятков и заменяют их одной сотней, затем отсчитывают 10 сотен п заменяют их одной тысячей. Под руководством учителя дети устанавливают и записывают соотношения между разрядными единицами:

10 единиц составляют 1 десяток,

10 десятков составляют 1 сотню,

10 сотен составляют 1 тысячу [21, с. 113].

Далее идет счет сотен (1 сот., 2 сот., 3 сот. и т. д.), сложение и вычитание сотен (3 сот. + 4 сот., 8 сот.- 5 сот. и т. п.). 11а основе этих упражнений делается вывод о том, что сотни считают так же, как десятки или простые единицы.

Затем вводят названия новых разрядных чисел - круглых сотен (1 сотня квадратов - это сто квадратов, 2 сотни квадратов- двести квадратов и т. д.).

Чтобы у детей не сложилось неправильное представление о натуральной последовательности чисел за пределами первой сотни (будто после числа 100 сразу при счете идет число 200, а за ним сразу 300 и т. д.), следует включать упражнения в счете предметов или в присчитывании по одному. В последнем случае используют наглядное пособие, иллюстрирующее натуральную последовательность чисел (так называемая «лента тысячи»). Лента шириной 3-5 см и длиной 10 м изготавливается из плотной бумаги, на ней различным цветом обозначены метры (сотни), дециметры (десятки) и сантиметры (единицы). Можно 1ак же использовать рулетку.

После того как учащиеся установят, что длина ленты 10 м, молено предложить им узнать, сколько это составляет сантиметров. Поскольку дети уже знают, что в 1 м содержится 100 см, то к этому числу и начинают присчитывать сантиметры: сначала по 1 см (101 см, 102 см, ...), затем по 10 см (110 см, 120 см, ...). При переходе через сотню целесообразно вновь присчитывать но одному (198 см, 199 см, 200 см, 201 см, ...) [21, с. 113].

На следующем этапе учащиеся знакомятся с образованием чисел из сотен, десятков, единиц. Используя наглядные пособия, дети изображают числа, которые состоят из разрядных чисел (например, 2 сотни, 3 десятка, 5 единиц; 2 сотни 5 единиц; 2 сотни 3 десятка и т. п.), и учатся называть такие числа. Предлагаются и обратные упражнения - указать, сколько сотен, десятков и единиц содержится в названных числах.

Знания десятичного состава трехзначных чисел применяются также при устном решении примеров вида: 100+20+5, 125 - 5, 125 - 20, 125 - 20 - 5 и т. п., которые выполняются сначала с использованием наглядных пособий: квадратов или «ленты тысячи». Важно, чтобы учащиеся не просто называли результат, а объясняли прием вычисления, что послужит закреплением знаний по нумерации. Например: 300+50; 300 - это три сотни, 50- это 5 десятков; 3 сотни и 5 десятков составляют число 350.

При изучении устной нумерации дети учатся устанавливать общее число единиц и общее число десятков, содержащихся в числе. Опираясь на наглядные пособия, учитель показывает, что, например, в числе 345 имеется 4 десятка, но если сосчитать все десятки, т. е. и те, которые сгруппированы в сотни, то в данном числе всего содержится 34 десятка (в 3 сотнях 30 десятков, да еще отдельные 4 десятка). Аналогично разъясняется, что в этом числе 5 единиц, а если сосчитать все единицы, содержащиеся в сотнях и десятках, то всего получится 345 единиц. Необходимо добиться того, чтобы дети быстро и безошибочно устанавливали, сколько всего единиц и сколько всего десятков в том или ином числе.

Одновременно с рассмотрением десятичного состава чисел ведется работа над натуральной последовательностью. С этой целью включают упражнения, выполняемые сначала с опорой на наглядность, например:

Информация о работе Роль интерактивной доски при изучении нумерации чисел в 3 классе