Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 14:33, дипломная работа
Цель исследования: выявление роли интерактивной доски при изучении нумерации чисел в 3-м классе на уроках математики.
Объект исследования: процесс обучения математике в начальных классах.
Предмет исследования: роль интерактивной доски при изучении нумерации чисел в 3-м классе на уроках математики.
Гипотеза исследования: если при изучении нумерации чисел на уроках математики целенаправленно и систематически использовать возможности интерактивной доски, то повысится уровень усвоения учебного материала, качество математических знаний, умений и навыков младших школьников, т.к. это будет способствовать эффективному восприятию учебного материала, формированию познавательного интереса и развитию познавательной активности третьеклассников.
Письменные приемы сложения и вычитания в пределах 1000 раскрываются вслед за устными приемами. Усвоение письменных приемов сложения и вычитания трехзначных чисел является условием успешного применения их к числам любой величины. Сначала изучают письменные приемы сложения, а затем вычитания.
При сложении столбиком используется правило сложения суммы с суммой. Это правило повторяют перед тем, как ознакомить детей с письменным приемом сложения. Для этого решают примеры вида: (8+7)+ (2 + 3) или (20 + 4) и (10+6) [21, с. 122].
Учащиеся вспоминают, как можно по-разному вычислить результат. Затем правило применяется к сложению сумм нескольких слагаемых с числами в пределах 1000, например [21, с. 123]:
(300 + 40 + 5) + (200+20+4) =
= (300 + 200) + (40 + 20) + (5 + 4) =569
(300 + 40 + 5) + (200 + 4) = (300 + 200) +40+ (5 + 4) =549
(300 + 40 + 5) + (20 + 4) =300+ (40 + 20) + (5 + 4) =369
Решив несколько таких примеров, дети замечают, что удобнее складывать сотни с сотнями, десятки с десятками, единицы с единицами. При этом полезно установить, какие числа складывали (345 и 224, 345 и 204, 345 и 24).
Такой подготовительной работы вполне достаточно, чтобы ввести общеизвестную запись письменного приема сложения столбиком. Учащиеся понимают целесообразность такой записи - сложение при этом выполняется быстро, так как промежуточные результаты записываются по мере их получения каждый на своем месте.
Письменное сложение изучается в таком порядке: 1) случаи, где сумма единиц и сумма десятков меньше 10; 2) случаи, где гумма единиц или сумма десятков (либо и та, и другая) равны 10; 3) случаи, где сумма единиц или сумма десятков (либо и та, и другая) больше 10 [21, с. 123].
Прежде всего решаются примеры на сложение без перехода через десяток: 232 + 347, 235 + 43. Учащиеся решают их сначала устно с подробной записью в строчку приема вычисления, затем учитель показывает запись этих примеров в столбик, поясняя: числа записывают так, чтобы единицы второго числа были под единицами первого, десятки под десятками, сотни под сотнями. Дается объяснение приема сложения:
К 2 единицам прибавим 7 единиц, получится 9 единиц. Записываем 9 в сумме под чертой на месте единиц; к 3 десяткам прибавим 4 десятка, получится 7 десятков. На месте десятков в сумме пишем 7. К двум сотням прибавим 3 сотни, получится 5 сотен. На месте сотен в сумме пишем 5. Сумма равна 579 [21, с. 123].
Дети упражняются в записи и объяснении решений примеров, запоминают, что сложение в столбик начинают с единиц.
При решении примеров вида 427+133, 363+245, 236 + 464 легко показать, почему письменное сложение следует начинать не с высших разрядов, как устное сложение, а с единиц I разряда: пусть дети решат один из примеров (457+243), начиная сложение с сотен - они сами убедятся в неудобстве такой последовательности вычисления, поскольку цифру сотен и десятков придется исправлять [21, с. 123].
Перед решением примеров на сложение с переходом через десяток необходимо повторить таблицу сложения и включить подготовительные упражнения вида: 8 ед. + 6 ед., 6 дес.+ 7дес, и т, п., в которых требуется выразить результате более крупных единицах. Так же, как и на предыдущем этапе, сначала примеры решаются с подробным объяснением [21, с.123]:
К 4 единицам прибавим 8 единиц, получится 12 единиц, или 1 десяток и 2 единицы. 2 единицы пишем под единицами, а один десяток прибавим к десяткам и т. д.
Постепенно надо перейти к краткому пояснению: 4 да 8 - двенадцать, 2 пишу, 1 запоминаю; 4 да 1 - пять, да еще 1- шесть, 6 пишу; 5 и 2 - семь, всего 762. Подробного пояснения требуют от ученика, если он допустил ошибку.
На заключительных уроках изучения письменного сложения учащиеся знакомятся с формой записи и рассуждением при сложении нескольких слагаемых.
Помимо усвоения учащимися приема выполнения письменного сложения, на всех этапах изучения данной темы необходимо добиваться выработки навыка быстрых и правильных вычислений. С этой целью включают в достаточном количестве разнообразные упражнения: решение примеров, задач, уравнений и др.
Чтобы учащиеся наряду с письменными упражнялись в устных вычислениях, полезно давать такие задания: «Записывайте решения примеров столбиком только тогда, когда устно решить трудно (например: 610 + 290, 638+294, 605 + 295)» [21, с. 123].
Работа над письменными приемами вычитания строится аналогично. Сначала рассматривают правило вычитания суммы из суммы, а затем раскрывают прием письменного вычитания. Первыми вводятся самые легкие случаи вычитания вида: 563 - 321. Детям предлагается вычислить результат устно и выполнить подробную запись приема вычисления [21, с. 124]:
563-321 = (500 + 60 + 3) - (300 + 20+ 1) = (500-300) + (60-20) + (3- 1) =242
Они сами догадываются, что проще и быстрее найти результат, если записать пример столбиком, как при сложении.
На первых порах вычитание выполняется с подробным пояснением, затем вводятся краткие пояснения.
Далее рассматривают случаи вычитания чисел с нулями в середине или на конце (547 - 304, 547 - 340, 507-304). Перед их включением целесообразно повторить действия с нулем (5 + 0, 5-0, 0-0, 7-0-0, 0:9 + 0 и т. п.) [21, с. 124].
Следующим рассматриваются случаи вида: 540-126 и 603-281.
Предварительно нужно повторить соотношение между разрядными единицами. (Сколько единиц в 1 десятке? Сколько десятков в 1 сотне?) Сначала решение примеров сопровождается подробным пояснением! «Из нуля не можем вычесть 6 единиц. Берем из 4 десятков 1 десяток. Чтобы не забыть об этом, ставим точку над цифрой 4. В 1 десятке 10 единиц. Из 10 вычтем 6 единиц, получится 4 единицы. Запишем ответ под единицами. Из 3 десятков вычитаем 2 десятка, получится 1 десяток и т. д.». Аналогично объясняется решение примера 603 - 281, когда приходится «занимать» 1 сотню, раздроблять ее в десятки и вычитать 8 десятков и.ч 10 десятков. Точка над цифрой сотен (6) показывает, что уже взяли одну сотню и осталось 5 сотен.
Затем вводятся примеры вида: 875 - 528, 628 - 365 и, наконец, примеры вида: 831-369. Во всех этих примерах приходится «занимать» (один или два раза) единицу соседнего высшего разряда. В качестве подготовительных упражнений полезно по- вторить табличные случаи вычитания и включить такие устные задания, как 1 дес. 6 ед. -7 ед., 1 сот. 5 дес, -8 дес. и т. п. Следует также повторить соотношение разрядных единиц и преобразование единиц высших разрядов в единицы соседних низших разрядов.
Решая пример 875 - 528, ученик рассуждает так: «Из 5 единиц не можем вычесть 8 единиц; берем 1 десяток 528 из 7 десятков (ставим точку над цифрой 7); 1 дес. и 5 ед.- это 15 единиц, из 15 единиц вычтем 8 единиц, получится 7 единиц, записываем ответ под единицами и т. д.» [21, с. 123].
На одном из подобных примеров можно пояснить, почему удобнее письменное вычитание начинать с единиц.
Наиболее трудным является решение примеров вида: 900-547, 906-547, 1000-456, которые рассматриваются в III классе. Затруднения здесь возникают в связи с тем, что преобразование одних разрядных единиц в другие приходится выполнять несколько раз (1000 - 456, так как единиц, десятков и сотен нет, берем 1 тысячу раздробляем ее в сотни, получаем 10 сотен; из 10 сотен берем одну сотню - ставим точку и запоминаем, что осталось 9 сотен; 1 сотню раздробляем в десятки, получаем 10 десятков и т. д.). Можно еще раз обратиться к наглядным пособиям (квадратам или счетам) и показать, что 1 сотня - это 9 десятков и 10 единиц, 1 тысяча - это 9 сотен, 9 десятков и 10 единиц.
Для выработки вычислительных навыков на каждом этапе изучения вычитания необходимо давать достаточное количество упражнений тренировочного характера. В процессе выполнения этих упражнений рассуждения учащихся должны становиться более краткими, а вычисления выполняться быстрее.
М.А. Бантова и Г.В. Бельтюкова предлагают следующие примеры упражнений [21, с. 124]:
567 - 209 478 - 89 538 - 229
684 - 406 234 - 65 465 - 156
395 - 107 356 - 78 644 - 335
Позднее включаются упражнения с равенствами, неравенствами, уравнениями, в которых приходится применять письменные вычисления.
В концентре «Тысяча» рассматривают только устные приемы умножения и деления, при этом ограничиваются следующими случаями: 1) умножение и деление круглых сотен на однозначное число (например, 200-3, 800:4); 2) умножение круглых десятков на однозначное число и соответствующие случаи деления (например, 60-7, 240:3) [21, с. 124].
Приемы вычислений в примерах первой группы сводятся к табличному умножению и делению круглых сотен [21, с. 124]:
Решение примеров второй группы сводится к табличному умножению и делению круглых десятков. Пояснить решение примеров можно так [21, с. 124]:
Вычислительный прием учащиеся могут дать сами. В случае затруднений надо включать упражнения на преобразование чисел, например: «Сколько всего десятков в числах 60, 90, 120, 240?» Полезно сопоставить данные примеры с примерами на табличное умножение и деление: 6-4, 60-4, а также 32:8 и 320:8.
Для выработки вычислительных навыков устного умножения п деления включаются разнообразные тренировочные упражнения, аналогичные упражнениям для сложения и вычитания.
Вывод: усвоение понятия натурального числа учащимися должно быть доведено до уровня конкретных знаний. На уроках математики в 3-м классе приемы вычислений раскрываются с опорой на теорию арифметических действий. Это дает возможность учащимся не только самостоятельно объяснять ранее изученные приемы вычислений, применяемые теперь к трехзначным числам, но и «открывать» новые вычислительные приемы. В результате изучения действий над числами в пределах 1000 учащиеся должны овладеть навыками устных вычислений, а также усвоить алгоритмы письменного сложения и вычитания. Кроме того, более прочными и более обобщенными должны стать их знания об арифметических действиях (смысл действий, свойства, взаимосвязь результатов и компонентов).
С целью подтверждения выдвинутой гипотезы исследования нами был проведен эксперимент, который осуществлялся в три этапа:
I этап – констатирующий;
II этап – формирующий;
III этап – контрольный.
Цель эксперимента – выявление роли интерактивной доски на уроках математики в 3 классе при изучении нумерации чисел.
В эксперименте принимали участие 18 учащихся 3-х классов. 3 класс Новоузенской основной школы Есильского района Северо-Казахстанской области (9 учащихся) был определен как экспериментальный, 3 класс Леонидовской начальной школы Есильского района Северо-Казахстанской области (9 учащихся) – как контрольный.
I этап эксперимента – констатирующий, цель которого:
1) выявление уровней восприятия у учащихся экспериментального и контрольного классов;
2) выявление уровней
3) сопоставление между собой полученных показателей.
Проведение данного этапа эксперимента было необходимо также для того, чтобы впоследствии констатировать какие-либо произошедшие изменения в уровнях восприятия учебного материала на уроках математики учащимися экспериментального и контрольного классов, а также в уровнях сформированности их математических знаний, умений и навыков.
В ходе констатирующего этапа эксперимента нами было проанализировано состояние практики по использованию учителями интерактивной доски на уроках математики в начальных классах.
Для этого в течение некоторого времени мы наблюдали за особенностями проведения уроков математики в испытуемых классах, отмечая, какие виды работы с применением интерактивной доски и как часто используются учителями для лучшего восприятия детьми учебного материала, а также эффективность данного вида работы в развитии у учащихся математических знаний, умений и навыков.
С этой целью на данном этапе эксперимента нами были разработаны вопросы для анкетирования учителей Новоузенской основной школы и Леонидовской начальной школы Есильского района Северо-Казахстанской области, в котором принимали участие 10 человек.
Ниже приводятся вопросы анкеты для учителей.
Анкета для учителей
Выберите один из предложенных вариантов ответа на вопросы анкеты или допишите свой
А) да;
Б) нет;
В) ______________________________
А) ПК;
Б) интерактивную доску (ИД);
В) аудиозаписи;
Г) видеозаписи;
Д) ______________________________
А) да;
Б) нет;
В) не всегда;
Г) _____________________________
Информация о работе Роль интерактивной доски при изучении нумерации чисел в 3 классе