Роль интерактивной доски при изучении нумерации чисел в 3 классе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 14:33, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление роли интерактивной доски при изучении нумерации чисел в 3-м классе на уроках математики.
Объект исследования: процесс обучения математике в начальных классах.
Предмет исследования: роль интерактивной доски при изучении нумерации чисел в 3-м классе на уроках математики.
Гипотеза исследования: если при изучении нумерации чисел на уроках математики целенаправленно и систематически использовать возможности интерактивной доски, то повысится уровень усвоения учебного материала, качество математических знаний, умений и навыков младших школьников, т.к. это будет способствовать эффективному восприятию учебного материала, формированию познавательного интереса и развитию познавательной активности третьеклассников.

Вложенные файлы: 1 файл

ИД.docx

— 1.37 Мб (Скачать файл)

 

 

Рисунок 2.6. Сравнительный анализ результатов обследования уровней сформированности математических знаний, умений и навыков по теме «Нумерация чисел» у учащихся экспериментального и контрольного классов на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.

 

Вывод: результаты констатирующего эксперимента доказали необходимость разработки уроков математики для 3 класса по теме «Нумерация чисел» с использованием интерактивной доски.

Сравнительный анализ результатов обследования уровня развития восприяти у учащихся 3 класса на констатирующем и контрольном этапах эксперимента доказал эффективность влияния разработанных нами уроков с использованием интерактивной доски на развитие восприятия и уровень сформированности их математических знаний, умений и навыков. После применения данных уроков в ходе формирующего этапа эксперимента в экспериментальном классе уровни развития восприятия и математических знаний, умений и навыков повысились, тогда как уровни развития восприятия и математических знаний, умений и навыков у учащихся контрольного класса остались без изменений. Следовательно, выдвинутая нами гипотеза о том, что если при изучении нумерации чисел на уроках математики целенаправленно и систематически использовать возможности интерактивной доски, то повысится уровень усвоения учебного материала, качество математических знаний, умений и навыков младших школьников, т.к. это будет способствовать эффективному восприятию учебного материала, формированию познавательного интереса и развитию познавательной активности третьеклассников, оказалась справедливой.

 

 

 

 

Заключение

 

Целью дипломного исследования было выявление роли интерактивной доски при изучении нумерации чисел на уроках математики в 3 классе, а также ее влияние на качество математических знаний, умений и навыков учащихся.

В ходе дипломного исследования нами были изучены научные труды педагогов, психологов, математиков.

Возможность использования интерактивной доски на уроках математики в начальных классах отражены в трудах М. А. Абдирова, Б. А. Абдыкаримова, В. Х. Адиловой, Г. З. Адильгазинова, Н. А. Ахметовой, Т. Ж. Байдильдинова, Е. З. Батталханова, Г. Е. Берикхановой, А. Л. Вегнера, Н. А. Дарханова,           Р. М. Дузбаевой, В. В. Егорова, Г. Д. Жангисиной, М. М. Жанпеисовой,            К. Т. Искаковой, В. А. Канн-Калика, Ж. А. Карасева, В. П. Карибхановой,        С. К. Кариева, Н. И. Каримбаева, И. Я. Лернера, А. К. Мендыбаевой,                Ж. К. Нурбекова, Г. К. Нургалиева, Г. К. Нуртаевой, А. А. Ташева,                    А. Н. Тесленко, Д. Б. Эльконина и др.

В ходе исследования доказано:  методически оптимальная работа учителей и учащихся начальных классов с интерактивной доской становится неотъемлемой частью обучения математике, имеющему целью формирования математической компетенции у учащихся.

Для формирования математических знаний, умений и навыков в исследуемом направлении нами разработаны уроки математики для 3 класса по разделу «Нумерация чисел» с использованием интерактивной доски; составленные анкеты для учителей и учащихся 3 класса с целью анализа состояния практики по использованию интерактивной доски на уроках математики; проведен контрольный срез знаний для выявления уровней сформированности математических знаний, умений и навыков у учащихся экспериментального и контрольного классов.

Нами практически подтверждена необходимость и эффективность использования интерактивной доски на уроках математики в 3 классе в ориентации на формирование математических знаний, умений и навыков младших школьников.

Исходя из анализа опытно-экспериментальной работы, мы пришли к следующим выводам: наша гипотеза о том, что если при изучении нумерации чисел на уроках математики целенаправленно и систематически использовать возможности интерактивной доски, то повысится уровень усвоения учебного материала, качество математических знаний, умений и навыков младших школьников, т.к. это будет способствовать эффективному восприятию учебного материала, формированию познавательного интереса и развитию познавательной активности третьеклассников, оказалась справедливой.

Усвоение понятия натурального числа учащимися должно быть доведено до уровня конкретных знаний. На уроках математики в 3-м классе приемы вычислений раскрываются с опорой на теорию арифметических действий. Это дает возможность учащимся не только самостоятельно объяснять ранее изученные приемы вычислений, применяемые теперь к трехзначным числам, но и «открывать» новые вычислительные приемы. В результате изучения действий над числами в пределах 1000 учащиеся должны овладеть навыками устных вычислений, а также усвоить алгоритмы письменного сложения и вычитания.

С целью подтверждения выдвинутой гипотезы исследования нами был проведен эксперимент, направленный на выявление влияния интерактивной доски на повышение  уровня восприятия учебной информации учащимися экспериментального и контрольного классов на уроках математики по теме «Нумерация чисел», а также на повышение уровня сформированности их математических знаний, умений и навыков.  Эксперимент осуществлялся в три этапа: I этап – констатирующий; II этап – формирующий; III этап – контрольный. В ходе констатирующего этапа эксперимента нами было проанализировано состояние практики по использованию учителями  интерактивной доски на уроках математики в начальных классах по теме «Нумерация чисел».  Для этого в течение некоторого времени мы наблюдали за особенностями проведения уроков математики в испытуемых классах, отмечая, какие виды работы с применением интерактивной доски и как часто используются учителями для лучшего восприятия детьми учебного материала, а также эффективность данного вида работы в развитии учащихся математических знаний, умений и навыков.  С этой целью на данном этапе эксперимента нами были разработаны вопросы для анкетирования учителей и учащихся 3 класса.

Результаты констатирующего эксперимента доказали необходимость разработки уроков математики для 3 класса по теме «Нумерация чисел» с использованием интерактивной доски.

Сравнительный анализ результатов обследования уровня развития восприяти у учащихся 3 класса на констатирующем и контрольном этапах эксперимента доказал эффективность влияния разработанных нами уроков с использованием интерактивной доски на развитие восприятия и уровень сформированности их математических знаний, умений и навыков. После применения данных уроков в ходе формирующего этапа эксперимента в экспериментальном классе уровни развития восприятия и математических знаний, умений и навыков повысились, тогда как уровни развития восприятия и математических знаний, умений и навыков у учащихся контрольного класса остались без изменений. Следовательно, выдвинутая нами гипотеза о том, что если при изучении нумерации чисел на уроках математики целенаправленно и систематически использовать возможности интерактивной доски, то повысится уровень усвоения учебного материала, качество математических знаний, умений и навыков младших школьников, т.к. это будет способствовать эффективному восприятию учебного материала, формированию познавательного интереса и развитию познавательной активности третьеклассников, оказалась справедливой.

Список использованной литературы

 

  1. Послание Президента РК Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» - Петропавловск, 2012. – 28 с.
  2. Соловьева А.Р. Интерактивность в условиях системного подхода к обучению как дидактическое средство достижения его целей: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Астана, 2008. – 26 с.
  3. Закон РК «Об образовании» - в кн.: «Законодательство «Об образовании» в РК. – Алматы, 2009. – 256 с.
  4. Государственная программа развития  образования  в Республике Казахстан до 2020 года//<http://www.edu.gov.kz/fileadmin/user_upload/np/ /gosprogramma/Ukaz_1118.doc>
  5. Концепция развития образования в Республике Казахстан до 2020 г. // Северный Казахстан, 2010. – 9 октября.
  6. Саржанова А. Н.,  Пустовалова В. Г. Использование информационно-коммуникативных технологий в начальных классах // Начальная школа Казахстан. – 2011. - №1. – С. 6 – 8.
  7. Акпаева А.Б. Методика формирования математических понятий у младших школьников: Автореф. дис. … канд. пед. наук. 13. 00. 01. – Алматы, 2000. – 26 с.
  8. Альжанов А.К. Дидактические основы использование электронного обучения математике в образовательной школе: Автореф. дис. … кан. пед. наук. 13. 00. 03. – Астана, 2006. – 24 с.
  9. Адилова В.Х. Использование инновационных технологий обучения в развитии интеллектуальной культуры учащихся: Автореф. дис. … канд. пед. наук. 12. 00. 01. – Алматы, 2010. – 26 с.
  10. Каримова Я. Г. Инновационные методы преподавания с использованием интерактивной доски и флипчартов как средств мотивации учащихся // Творческая педагогика. – 2011. - №3. – С. 94 – 99.
  11. Ибраева С.З. Формирование знаний посредством информационно-коммуникативных технологий в начальных классах // Начальная школа Казахстана. – 2011. - №10. – С. 9 – 10.
  12. Кабулова Г.С., Ефимова И.И., Тороян С.В. Использование интерактивной доски на уроках в начальной школе // Школьные технологии . – 2011. - №9. –   С. 11 – 18.
  13. Лось Т. Н. Интерактивная доска на уроках  русского языка // Творческая педагогика. – 2011. - №3. – С. 85 – 93.
  14. Гирич Е.В. Программа мультимедиа в развитии интеллектуальных способностей младшего школьников // Начальная школа Казахстана. - 2010. - №1. - С. 15 – 17.
  15. Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс // Начальная школа. - 2008. - №1. - С. 31 - 33.
  16. Алексеева И.В., Винникова Л.А., Плотникова А.А. Формирование ключевых компетенций у учащихся через применение ИКТ на уроках в начальной школе // Начальная школа Казахстана. – 2010. - №6. – С. 36 - 40
  17. Крушинская Т.Ф. Интерактивная доска на уроках математики // Математика в школе. - 2009. - №7. -С. 17 – 23.
  18. Пономаренко Е. В. Методические основы интерактивного обучения как средства активизации деятельности учащихся: Автореф. дис…. кан. пед. наук. -13. 00. 01. - Алматы, 2000. - 26 с.
  19. Байрамукова П. У., Уртенова А. У. Методика обучения математике в начальных классах. Курс лекций. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 299 с.
  20. Оспанов Т.К., Калыбаев Ж.Т., Ералиева М. Е., Курманалина Ш. Х. Программы по математике для 1-4 класса общеобразовательной школы с русским языком обучения. – Алматы: Атамұра, 2003. – 32 с.
  21. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах / Под ред.М.А.Бантовой. –М.: Флинта, 2004.  – 335 с.
  22. Римская Р., Римский С. Практическая психология в текстах, или как научиться понимать себя и других. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2004. – 400 с.
  23. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.: Владос, 2005. – 394 с.
  24. Бурлакова А. А. Компьютер на уроках в начальных классах //Начальная школа плюс: До и После. – 2007. - №7. – С. 32 – 34.
  25. Гуненкова Е. В. Для чего на уроке компьютер? //Начальная школа плюс: До и После. – 2007. - №7. – С. 37 - 39.
  26. Горячев А. В. Программа по информатике и ИКТ для начальной школы в образовательной системе «Школа 2100» //Информатика и образование. – 2007. - №10. – С. 3 – 13.
  27. Кехтер Т. А. Необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий // kexter@mail.ru www. om sk. edu.ru/_vmo/ elem entary/
  28. Колесникова Ю. А. Первое место - компьютеру //Начальная школа плюс: До и После. – 2007. - №7. – С. 34 – 37.
  29. Руденко Н. Н. Использование ИКТ в процессе обучения в начальной школе // natalirudenko@mail.ru hsportal.ru/…shola/…/ispolz ovanie – ikt-v…
  30. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. - М.:НИИ школьных технологий. – 2005. – 58 с.
  31. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии // Народное образование. – 2008. - №7. – С. 114 – 119.
  32. Суровцева И. В. Добываем знания с помощью компьютера // Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №7. – С. 30 – 32.
  33. Веряев А.А., Ушаков А.А. Интерактивная доска в современной школе: проблемы выбора и использование // Школьные  технологии. – 2011. - №1. –    С. 132 – 139.
  34. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса образования. – М.: Академия, 2007. – 450 с.

 

  1. Касенова А.С. Использование современных информационных технологий на уроках математики // Творческая педагогика. – 2011. - №4. –     С. 102 – 106.
  2. Власова Ю. Ю. Личностный аспект проблемы восприятия информации // Информатика и образование. – 2008. - №1. – С. 13 – 16.
  3. Гиркин И.В. Новые подходы к организации учебного процесса с использованием современных компьютерных технологий // Информационные технологии. – 2008. - №6. –С. 9 – 14.
  4. Бокарева О.П. Применение ИКТ на уроках в начальной школе // Начальная школа Казахстан. – 2010. - №9. – С. 13 – 18.
  5. Гридасова Н.В. Влияние ИКТ на активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся начальных классов // Творческая педагогика. – 2011. - №2. – С. 85 – 92.
  6. Истомина Н. Б., Латохина Л. Г., Шмырева Г. Г. Практикум по методике преподавания математики в начальных классах. – М.: Академия, 2006. – 176 с.
  7. Ефимов В. Ф. Использование информационно - коммуникативных технологий в начальном образовании // Начальная школа Казахстана. – 2009. - №2. – С. 32 – 35.
  8. Захарова В.А. Интерактивные комплексы в учебно-воспитательном процессе // Начальная школа Казахстана. – 2011. - №1. – С. 34 – 35.
  9. Казенцева И. Н. Особенности использования современных технологий в работе учителя начальных классов // Начальная школа Казахстана. - 2011. - №3. - С. 14 – 15.
  10. Гирич Е.В. Программа мультимедиа в развитии интеллектуальных способностей младшего школьников // Начальная школа Казахстана. - 2010. - №1. - С.15 – 17.
  11. Лебедева Л.А. Особенности использования средств мультимедиа для обучения математике в условиях малокомплектной школы // Начальная школа Казахстана. - 2009. - №3. - С. 36 – 41.
  12. Козырская И. Н. Есимова Г.С. Инновационная деятельность как необходимость преобразования педагогической системы школы // Открытая школа. - 2008. - №5. - С.33 – 35.
  13. Касенова Г.Ю. Использование интерактивных средств обучения // Математика в школе. - 2011. - №1. - С. 29 – 32.
  14. Государственный общеобязательный стандарт среднего общего образования Республики Казахстан. Начальное общее образование /  ГОСО РК  2.3.4.01-2010. – Астана: МОНРК – с. 25
  15. Пустовалова Н.И., Кучер Т.П. Методические рекомендации и организации контроля и оценивания математических знаний учащихся начальных классов: Учебное метод. пособие. – Петропавловск: СКГУ              им. М. Козыбаева, 2009. – 158 с.
  16. Пчелко А. С. Методика обучения математике. – М.: Академия, 2009. -265с.
  17. Подласый И. П. Педагогика. В 2 томах. Том 1. Общие основы. Процесс обучения. – М.:  Владос,1999.  - 574 с.
  18. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. – М.: Академия, 2002. – 192с.
  19. Методика начального обучения математике / Под ред. Л. Н. Скаткина. – М.: Академия, 2002. – 320 с.
  20. Практикум по методике преподавания математики в начальных классах: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Н. Б. Истомина, Л. Г. Латохина,   Г. Г. Шмырёва. М.: Просвещение, 1986. - 176 с.
  21. Психология / Под ред. Петровского А. В. – М., 2000. – 640 с.
  22. Козырская И.Н., Есимова Г.С. Инновационная деятельность как необходимость преобразования педагогической системы школы // Открытая школа. – 2008. - №5. – С.33 – 35.
  23. Щукина Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. – М., 2000. – 159 с.

 

 

 

 

Приложение А

Методика обследования уровня восприятия младших школьников  Р. Римской и С. Римского

 

Инструкция: «Посмотри внимательно на таблицу и постарайся запомнить как можно большее количество чисел. Внимание, начали!»

 

15

39

87

23

94

64

79

46

83

19

94

52


 

 

Приложение Б

Задания для оценки сформированности математических знаний, умений и навыков у учащихся 3-го класса при изучении темы «Нумерация чисел» на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы

 

1. Вставь пропущенные  числа:

475, ……,482 695,…..,703 846,……,854.

 

2. Вычисли сумму трёх  слагаемых:

200+70+8=… 400+50+9=… 800+40+2=…

3. Сравни числа. Поставь  знаки <, >, =.

36…63;   59…61;   474…531;    820…280

 

4. Запиши числа в виде  суммы разрядных слагаемых:

362=   ;            547=    ;         809=     .

 

5. Вырази  в метрах:

4км 7м 80см=     ;

200см 30мм 9м=     ;

50дм 6дм 100мм =     .

 

6. Вычисли:

500 + 100 =     ;     700 – 200=      ;       300 + 400=

 

 

 

Приложение В

Задания для оценки сформированности математических знаний, умений и навыков у учащихся 3-го класса при изучении темы «Нумерация чисел» на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы

 

1. Запиши числа от 697 до 703.

 

2. Преобразуй:

4ц = …кг ;        1км = …м;         2т = …ц ;           5м = …см

 

3. Реши задачу:

На уроке математики Аскар решил 24 примера, Оля – на 6 примеров больше, а Ануар решил на 10 примеров меньше, чем Оля. Сколько примеров решил Ануар?

 

4.Запиши примеры столбиком  и реши их:

613 + 28 =      ;       346 + 54 =    ;        624 + 368 =    .

 

5. Реши примеры с проверкой:

345 + 428 =   ;736 – 543 =   ;       456 + 387 =   ;      805 – 368 =   .

 

6. Реши уравнение:

934 – Х = 586

 

Приложение Г

Конспекты уроков математики для 3 класса с использованием интерактивной доски по разделу «Нумерация чисел»

Информация о работе Роль интерактивной доски при изучении нумерации чисел в 3 классе