Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 14:33, дипломная работа
Цель исследования: выявление роли интерактивной доски при изучении нумерации чисел в 3-м классе на уроках математики.
Объект исследования: процесс обучения математике в начальных классах.
Предмет исследования: роль интерактивной доски при изучении нумерации чисел в 3-м классе на уроках математики.
Гипотеза исследования: если при изучении нумерации чисел на уроках математики целенаправленно и систематически использовать возможности интерактивной доски, то повысится уровень усвоения учебного материала, качество математических знаний, умений и навыков младших школьников, т.к. это будет способствовать эффективному восприятию учебного материала, формированию познавательного интереса и развитию познавательной активности третьеклассников.
Рисунок 2.6. Сравнительный анализ результатов обследования уровней сформированности математических знаний, умений и навыков по теме «Нумерация чисел» у учащихся экспериментального и контрольного классов на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.
Вывод: результаты констатирующего эксперимента доказали необходимость разработки уроков математики для 3 класса по теме «Нумерация чисел» с использованием интерактивной доски.
Сравнительный анализ результатов обследования уровня развития восприяти у учащихся 3 класса на констатирующем и контрольном этапах эксперимента доказал эффективность влияния разработанных нами уроков с использованием интерактивной доски на развитие восприятия и уровень сформированности их математических знаний, умений и навыков. После применения данных уроков в ходе формирующего этапа эксперимента в экспериментальном классе уровни развития восприятия и математических знаний, умений и навыков повысились, тогда как уровни развития восприятия и математических знаний, умений и навыков у учащихся контрольного класса остались без изменений. Следовательно, выдвинутая нами гипотеза о том, что если при изучении нумерации чисел на уроках математики целенаправленно и систематически использовать возможности интерактивной доски, то повысится уровень усвоения учебного материала, качество математических знаний, умений и навыков младших школьников, т.к. это будет способствовать эффективному восприятию учебного материала, формированию познавательного интереса и развитию познавательной активности третьеклассников, оказалась справедливой.
Целью дипломного исследования было выявление роли интерактивной доски при изучении нумерации чисел на уроках математики в 3 классе, а также ее влияние на качество математических знаний, умений и навыков учащихся.
В ходе дипломного исследования нами были изучены научные труды педагогов, психологов, математиков.
Возможность использования интерактивной доски на уроках математики в начальных классах отражены в трудах М. А. Абдирова, Б. А. Абдыкаримова, В. Х. Адиловой, Г. З. Адильгазинова, Н. А. Ахметовой, Т. Ж. Байдильдинова, Е. З. Батталханова, Г. Е. Берикхановой, А. Л. Вегнера, Н. А. Дарханова, Р. М. Дузбаевой, В. В. Егорова, Г. Д. Жангисиной, М. М. Жанпеисовой, К. Т. Искаковой, В. А. Канн-Калика, Ж. А. Карасева, В. П. Карибхановой, С. К. Кариева, Н. И. Каримбаева, И. Я. Лернера, А. К. Мендыбаевой, Ж. К. Нурбекова, Г. К. Нургалиева, Г. К. Нуртаевой, А. А. Ташева, А. Н. Тесленко, Д. Б. Эльконина и др.
В ходе исследования доказано: методически оптимальная работа учителей и учащихся начальных классов с интерактивной доской становится неотъемлемой частью обучения математике, имеющему целью формирования математической компетенции у учащихся.
Для формирования математических знаний, умений и навыков в исследуемом направлении нами разработаны уроки математики для 3 класса по разделу «Нумерация чисел» с использованием интерактивной доски; составленные анкеты для учителей и учащихся 3 класса с целью анализа состояния практики по использованию интерактивной доски на уроках математики; проведен контрольный срез знаний для выявления уровней сформированности математических знаний, умений и навыков у учащихся экспериментального и контрольного классов.
Нами практически подтверждена необходимость и эффективность использования интерактивной доски на уроках математики в 3 классе в ориентации на формирование математических знаний, умений и навыков младших школьников.
Исходя из анализа опытно-экспериментальной работы, мы пришли к следующим выводам: наша гипотеза о том, что если при изучении нумерации чисел на уроках математики целенаправленно и систематически использовать возможности интерактивной доски, то повысится уровень усвоения учебного материала, качество математических знаний, умений и навыков младших школьников, т.к. это будет способствовать эффективному восприятию учебного материала, формированию познавательного интереса и развитию познавательной активности третьеклассников, оказалась справедливой.
Усвоение понятия натурального числа учащимися должно быть доведено до уровня конкретных знаний. На уроках математики в 3-м классе приемы вычислений раскрываются с опорой на теорию арифметических действий. Это дает возможность учащимся не только самостоятельно объяснять ранее изученные приемы вычислений, применяемые теперь к трехзначным числам, но и «открывать» новые вычислительные приемы. В результате изучения действий над числами в пределах 1000 учащиеся должны овладеть навыками устных вычислений, а также усвоить алгоритмы письменного сложения и вычитания.
С целью подтверждения выдвинутой гипотезы исследования нами был проведен эксперимент, направленный на выявление влияния интерактивной доски на повышение уровня восприятия учебной информации учащимися экспериментального и контрольного классов на уроках математики по теме «Нумерация чисел», а также на повышение уровня сформированности их математических знаний, умений и навыков. Эксперимент осуществлялся в три этапа: I этап – констатирующий; II этап – формирующий; III этап – контрольный. В ходе констатирующего этапа эксперимента нами было проанализировано состояние практики по использованию учителями интерактивной доски на уроках математики в начальных классах по теме «Нумерация чисел». Для этого в течение некоторого времени мы наблюдали за особенностями проведения уроков математики в испытуемых классах, отмечая, какие виды работы с применением интерактивной доски и как часто используются учителями для лучшего восприятия детьми учебного материала, а также эффективность данного вида работы в развитии учащихся математических знаний, умений и навыков. С этой целью на данном этапе эксперимента нами были разработаны вопросы для анкетирования учителей и учащихся 3 класса.
Результаты констатирующего эксперимента доказали необходимость разработки уроков математики для 3 класса по теме «Нумерация чисел» с использованием интерактивной доски.
Сравнительный анализ результатов обследования уровня развития восприяти у учащихся 3 класса на констатирующем и контрольном этапах эксперимента доказал эффективность влияния разработанных нами уроков с использованием интерактивной доски на развитие восприятия и уровень сформированности их математических знаний, умений и навыков. После применения данных уроков в ходе формирующего этапа эксперимента в экспериментальном классе уровни развития восприятия и математических знаний, умений и навыков повысились, тогда как уровни развития восприятия и математических знаний, умений и навыков у учащихся контрольного класса остались без изменений. Следовательно, выдвинутая нами гипотеза о том, что если при изучении нумерации чисел на уроках математики целенаправленно и систематически использовать возможности интерактивной доски, то повысится уровень усвоения учебного материала, качество математических знаний, умений и навыков младших школьников, т.к. это будет способствовать эффективному восприятию учебного материала, формированию познавательного интереса и развитию познавательной активности третьеклассников, оказалась справедливой.
Инструкция: «Посмотри внимательно на таблицу и постарайся запомнить как можно большее количество чисел. Внимание, начали!»
15 |
39 |
87 |
23 |
94 |
64 |
79 |
46 |
83 |
19 |
94 |
52 |
1. Вставь пропущенные числа:
475, ……,482 695,…..,703 846,……,854.
2. Вычисли сумму трёх слагаемых:
200+70+8=… 400+50+9=… 800+40+2=…
3. Сравни числа. Поставь знаки <, >, =.
36…63; 59…61; 474…531; 820…280
4. Запиши числа в виде суммы разрядных слагаемых:
362= ; 547= ; 809= .
5. Вырази в метрах:
4км 7м 80см= ;
200см 30мм 9м= ;
50дм 6дм 100мм = .
6. Вычисли:
500 + 100 = ; 700 – 200= ; 300 + 400=
Приложение В
1. Запиши числа от 697 до 703.
2. Преобразуй:
4ц = …кг ; 1км = …м; 2т = …ц ; 5м = …см
3. Реши задачу:
На уроке математики Аскар решил 24 примера, Оля – на 6 примеров больше, а Ануар решил на 10 примеров меньше, чем Оля. Сколько примеров решил Ануар?
4.Запиши примеры столбиком и реши их:
613 + 28 = ; 346 + 54 = ; 624 + 368 = .
5. Реши примеры с проверкой:
345 + 428 = ;736 – 543 = ; 456 + 387 = ; 805 – 368 = .
6. Реши уравнение:
934 – Х = 586
Информация о работе Роль интерактивной доски при изучении нумерации чисел в 3 классе