Роль интерактивной доски при изучении нумерации чисел в 3 классе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 14:33, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление роли интерактивной доски при изучении нумерации чисел в 3-м классе на уроках математики.
Объект исследования: процесс обучения математике в начальных классах.
Предмет исследования: роль интерактивной доски при изучении нумерации чисел в 3-м классе на уроках математики.
Гипотеза исследования: если при изучении нумерации чисел на уроках математики целенаправленно и систематически использовать возможности интерактивной доски, то повысится уровень усвоения учебного материала, качество математических знаний, умений и навыков младших школьников, т.к. это будет способствовать эффективному восприятию учебного материала, формированию познавательного интереса и развитию познавательной активности третьеклассников.

Вложенные файлы: 1 файл

ИД.docx

— 1.37 Мб (Скачать файл)

А) презентации;

Б) создание схем, таблиц, рисунков, моделей;

В) видео-файлы;

Г) флип-чарты;

Д) наглядная подача учебной информации и дидактического материала;

Е)________________________________

 

  1. Какие трудности Вы испытываете при организации и проведении уроков математики с использованием ИД?:

А) недостаток учебного времени, отведенного для уроков;

Б) недостаточное методическое, техническое и дидактическое обеспечение;

В) недостаточная теоретическая информированность учителя по вопросам использования ИД;

Г) _______________________________

 

Также на констатирующем этапе эксперимента нами были разработаны вопросы для анкетирования учащихся 3 класса, целью которого было изучения отношения младших школьников к урокам математики вообще и к использованию интерактивной доски на уроках математики в частности.

Ниже приводятся вопросы анкеты для учащихся.

 

Анкета для учащихся

Ответь на вопросы. Подчеркни выбранный вариант ответа или допиши свой

 

  1. Я учусь в ________ классе
  2. Нравится ли тебе, как проводятся в твоем классе уроки математики?

А) да;

Б) нет;

В) иногда;

Г)__________

 

3. Часто ли на уроках  математики учитель предлагает  работу на интерактивной доске?:

А) часто;

Б) редко;

В) иногда;

Г) _________________________________________

 

5. Умеешь ли ты работать  на интерактивной доске?

А) да;

Б) нет;

В) _________________________________________

 

6. Почему тебе нравится (не нравится) работать с интерактивной  доской?

А) интересная (трудная) форма работы;

Б) лучше (хуже) усваивается новая тема;

В) быстрее проходит время на уроке;

Г) не умею работать с интерактивной доской;

Д) не всегда понимаю задание, данное учителем при работе с интерактивной доской;

Е)___________________________________________

 

Также в ходе констатирующего эксперимента нами было проведено обследование уровней развития восприятия у учащихся экспериментального и контрольного классов по методике Р. Римской и С. Римского «Методика обследования восприятия» [22, с. 61-62].

Процедура обследования уровней восприятия у учащихся экспериментального и контрольного классов осуществлялась следующим образом.

Учащимся предъявлялась таблица с числами и предлагалось в течение 20 секунд заполнить, а затем воспроизвести максимальное количество чисел из предъявленной ему таблицы (таблица 2.1) [22, с. 62].

 

Таблица 2.1

Числовой материал для оценки восприятия учащихся начальных классов по методике Р. Римской и С. Римского.

 

15

39

87

23

94

64

79

46

83

19

94

52


 

Уровень развития восприятия оценивался по количеству правильно воспроизведённых чисел. Максимальное количество воспроизведенной информации (10 единиц материала) соответствует высокому уровню развития восприятия; 6-8 единиц воспроизведенного материала соответствует уровню развития восприятия выше среднего; 3-5 воспроизведенных единиц материала соответствует среднему уровню; 0-2 воспроизведенные единицы материала – низкому уровню развития восприятия  [22, с. 62].

На констатирующем этапе эксперимента данная методика была проведена одновременно в экспериментальном и контрольном классе.

Описание методики обследования уровня развития восприятия младших школьников Р. Римской и С. Римского, инструкция к ее проведению и критерии для оценки уровней развития восприятия помещены в Приложении А.

Также на констатирующем этапе эксперимента нами были разработаны математические задания для оценки сформированности математических знаний, умений и навыков у учащихся 3 класса по теме «Нумерация чисел» констатирующего и контрольного этапов эксперимента.

Задания для оценки уровней сформированности математических знаний, умений и навыков у учащихся 3 класса по теме «Нумерация чисел», на констатирующем и контрольном этапах эксперимента представлены в Приложении Б  и в Приложении В.

Выполнение заданий контрольного среза математических знаний, умений и навыков по теме «Нумерация чисел» у учащихся экспериментального и контрольного классов осуществлялась нами следующим образом.

За каждое правильно выполненное задание учащиеся получали 2 балла; за задание, выполненное наполовину, учащиеся получали 1 балл; за неправильно выполненное или невыполненное задание учащиеся получали 0 баллов.

Исходя из данных критериев оценки, мы установили следующие уровни сформированности математических знаний, умений и навыков у учащихся 3 класса:

высокий уровень: 10 - 12 баллов;

средний уровень: 6 - 9 баллов;

низкий уровень: 0 - 5 баллов.

Также на констатирующем этапе эксперимента нами были разработаны 10 уроков математики для 3 класса с применением интерактивной доски по разделу «Нумерация чисел», составленные с учетом методических рекомендаций, описанных в подразделе 2.1

Уроки математики по разделу «Нумерация чисел» с использованием интерактивной доски, проведенные нами на формирующем этапе эксперимента в экспериментальном классе, помещены в Приложении Г.

В контрольном классе на формирующем этапе эксперимента уроки математики в процессе изучения темы «Нумерация чисел» проводились традиционными методами и приемами.

Контрольный этап эксперимента предполагает проведение исследования, повторяющего в основных своих моментах исследование констатирующего этапа. Степень различий в полученных показателях на первом и третьем этапах исследования – свидетельство адекватности избранных экспериментатором условий, способных оказать влияние на развитие тех или иных сторон детского развития.

Для проведения контрольного этапа эксперимента в экспериментальном и контрольном классах была повторно проведена методика обследования уровней развития восприятия у учащихся экспериментального и контрольного классов Р. Римской и С. Римского.

Также на контрольном этапе эксперимента нами был вновь проведен контрольный срез знаний по теме «Нумерация чисел» у учащихся экспериментального и контрольного классов с целью определения уровней сформированности у них математических знаний, умений и навыков.

 

Вывод: с целью подтверждения выдвинутой гипотезы исследования нами был проведен эксперимент, направленный на выявление влияния интерактивной доски на повышение  уровня восприятия учебной информации учащимися экспериментального и контрольного классов на уроках математики по теме «Нумерация чисел», а также на повышение уровня сформированности их математических знаний, умений и навыков.  Эксперимент осуществлялся в три этапа: I этап – констатирующий; II этап – формирующий; III этап – контрольный. В ходе констатирующего этапа эксперимента нами было проанализировано состояние практики по использованию учителями  интерактивной доски на уроках математики в начальных классах по теме «Нумерация чисел».  Для этого в течение некоторого времени мы наблюдали за особенностями проведения уроков математики в испытуемых классах, отмечая, какие виды работы с применением интерактивной доски и как часто используются учителями для лучшего восприятия детьми учебного материала, а также эффективность данного вида работы в развитии учащихся математических знаний, умений и навыков.  С этой целью на данном этапе эксперимента нами были разработаны вопросы для анкетирования учителей и учащихся 3 класса. Обследование уровней развития восприятия у учащихся экспериментального и контрольного классов было проведено с помощью методики Р. Римской и С. Римского «Методика обследования восприятия младших школьников». Обследование уровней сформированности математических знаний, умений и навыков у учащихся  испытуемых классов осуществлялось с помощью математических заданий по теме «Нумерация чисел» на констатирующем и контрольном этапах эксперимента. В ходе формирующего эксперимента в 3 экспериментальном классе были использованы разработанные нами уроки математики для 3 класса по теме «Нумерация чисел». В 3 контрольном классе уроки математики на формирующем этапе эксперимента проводились традиционными методами и приемами (без использования интерактивной доски). Контрольный этап эксперимента предполагает проведение исследования, повторяющего в основных своих моментах исследование констатирующего этапа. Степень различий в полученных показателях на первом и третьем этапах исследования – свидетельство адекватности избранных экспериментатором условий, способных оказать влияние на развитие тех или иных сторон детского развития.

 

 

2.3 Анализ основных результатов  эксперимента

 

Результаты анкетирования учителей, проведенного на констатирующем этапе эксперимента, оказались следующими.

Из 10 (100%) опрошенных учителей только 5 (50%) посещали курсы компьютерной грамотности. Остальные 5 (50%) учителей ПК владеют на уровне пользователя.

В процессе обучения на уроках математики чаще всего в качестве средства обучения только 2 (20%) из опрошенных учителей используют интерактивную доску; 3 (30%) учителей – ПК; 5 (50%) учителей – аудио- и видеозаписи.

На вопрос, нравится ли вашим детям на уроках математики работать с ИД, все 10 (100%) учителей ответили утвердительно.

При работе с интерактивной доской на уроках математики все (10 (100%)) учителя в первую очередь используют презентации. 4 (40%) из них создают схемы, таблицы, рисунки, модели; 2 (20%) – используют флипчарты; 4 (40%) – наглядную подачу учебной информации и дидактического материала.

При использовании интерактивной доски в процессе обучения на уроках математики учителя испытывают определенные трудности следующего характера. Недостаточное методическое, техническое дидактическое обеспечение - 7 (70%); недостаточная теоретическая информированность использования интерактивной доски - 3 (30%).

Таким образом, анализ результатов ответов учителей на вопросы анкеты позволил сделать следующие выводы:

  1. Не все опрошенные педагоги достаточно профессионально умеют

работать на ПК.

  1. Наиболее распространенным техническим средством обучения

математике у учителей, принимавших участие в анкетировании, является ПК и аудио- и видеозаписи, но не интерактивная доска.

  1. Все из опрошенных учителей (10 (100%)) отмечают, что всем без

исключения учащимся начальных классов нравится когда на уроках математики применяется интерактивная доска.

  1. На уроках математики как разновидность использования             интерактивной доски педагоги чаще всего применяют презентации и наглядную подачу учебной информации и дидактического материала, а также создание схем и таблиц.
  2. При работе с интерактивной доской учителя испытывают            определенные трудности, причинами которых являются недостаток профессионализма в работе с компьютерными средствами обучения, а также методической, технической и дидактической поддержки.

Таким образом, большинство из опрошенных учителей считают использование интерактивной доски на уроках математики эффективным средством обучения, поэтому уроки математики с использованием интерактивной доски очень нравятся детям. Однако педагоги используют данное средство обучения не так часто, как им хотелось бы, потому что для этого им не хватает должного профессионализма в этой области, а также методической, технической и дидактической поддержки.

Результаты анкетирования учащихся экспериментального и контрольного классов, проведенного на констатирующем этапе эксперимента, оказались следующими.

На вопрос, нравится ли тебе, как проводятся уроки математики, 15 (83%) ответили утвердительно; 3 (17%) - ответили отрицательно.

Все 18 (100%) учащихся отметили, что работать с интерактивной доской на уроках математики учителя предлагают им крайне редко.

Поэтому работать на интерактивной доске умеют лишь 9 (50%) учащихся; плохо справляются с этим видом работы - 9 (50%) учащихся.

Для 15 (83%) учащихся работа с интерактивной доской привлекательна тем, что она делает урок более разнообразным, увлекательным; 3 (17%) учащихся осознают, что именно данный вид работы помогает им лучше усвоить учебную программу по математике.

Анализ ответов учащихся экспериментального и контрольного классов показал, что уроки математики в том виде, в каком они проходят в настоящее время, нравятся многим учащимся экспериментального и контрольного классов. Однако дети огорчены тем, что в процессе математики учителя редко предлагают им работать с интерактивной доской. Тогда как данный вид работы повышает у школьников интерес к изучению предмета «Математика», а также помогает им лучше усвоить учебный материал. Именно по причине редкого использования интерактивной доски в процессе обучения, многие из опрошенных учащихся экспериментального и контрольного классов плохо владеют приемами работы с интерактивной доской.

Результаты обследования уровней развития восприятия у учащихся экспериментального и контрольного классов на констатирующем этапе эксперимента позволили сделать следующие выводы.

В экспериментальном классе высоким уровнем развития восприятия обладал 1  (11%) учащийся; средним уровнем развития восприятия обладали – 3 (33%) учащихся; низким уровнем развития восприятия обладали – 5 (56%) учащихся.

В контрольном классе высоким уровнем развития восприятия на констатирующем этапе эксперимента не обладал ни один 0 (0%) учащийся; средним уровнем развития восприятия обладали – 4 (44%) учащихся; низким уровнем развития восприятия обладали – 5 (56%) учащихся.

Результаты обследования уровней развития восприятия у учащихся экспериментального и контрольного классов на констатирующем этапе эксперимента отражены в таблице 2.2 и на рисунке 2.1

 

Таблица 2.2

Результаты обследования уровней развития восприятия у учащихся экспериментального и контрольного классов на констатирующем этапе эксперимента.

 

Экспериментальный класс

Контрольный класс

Уровни развития математических способностей учащихся

Кол-во учащих-ся

В%

Уровни развития математических способностей учащихся

Кол-во учащих-ся

В%

высокий

1

(11%)

высокий

0

(0%)

средний

3

(33%)

средний

4

(44%)

низкий

5

(56%)

низкий

5

(56%)

Информация о работе Роль интерактивной доски при изучении нумерации чисел в 3 классе