Роль обучения танцевальным шагам в исполнении танцев детей шести лет на занятиях ритмики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 23:38, дипломная работа

Краткое описание

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.
В период от трех до семи лет ребенок интенсивно расчет и развивается, движения становятся его потребностям, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период.
В современных детских садах СЛАЙД 2 музыкально-ритмические движения являются составной частью музыкальных занятий, которые ведет музыкальный руководитель.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы обучения танцевальным шагам и танцам на занятиях ритмики.
1.1. Ритмика – один из видов музыкальной деятельности.
1.2. Понятие танца и танцевального шага.
1.3. Возрастные особенности двигательной деятельности детей
шести лет.
1.4. Методика проведение занятий по ритмике.
Глава 2. Танцевальные шаги как средство обучения ритмическим танцам детей шести лет.
2.1. Диагностика и анализ по выявлению уровня исполнения танцевальных шагов у детей 6 лет на занятиях ритмики группы общего развития ДШИ г.Кунгура (констатирующий эксперимент)
2.2. Разработка, проведение и анализ занятий ритмики с детьми 6 лет группы общего развития ДШИ г.Кунгура (формирующий эксперимент)
2.3. Анализ контрольного эксперимента по выполнению танцевальных шагов и танцев детьми 6 лет группы общего развития ДШИ г. Кунгура (контрольный эксперимент)
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

диплом2.doc

— 714.00 Кб (Скачать файл)


ГОУ СПО «Кунгурское педагогическое училище»

ПЦК дошкольной педагогики и частных  методик

 

 

 

 

Допущена к защите:

Зам директора по учебной работе

Л.А.Патракова

                 2009 г.

 

Председатель ПЦК дошкольной педагогики и частных методик

Т.Ф.Рачунь

                   2009 г.

 

 

Роль обучения танцевальным шагам в исполнении танцев детей шести лет на занятиях ритмики

 

 

 

 

Выпускная квалификационная работа по дополнительной подготовке в области музыкального образования

 

Симановой Вероники Викторовны

 

Специальность: 050704

Дошкольное образование

Группа Д-41       отделение: очное

 

Руководитель:

Преподаватель музыки

                                             Т.Ф.Жукова

 

 

Защита состоялась:

Отметка:

Председатель ГАК:

 

 

2009

 

Оглавление

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы обучения танцевальным шагам и танцам на занятиях ритмики.

1.1. Ритмика – один из видов  музыкальной деятельности.

1.2. Понятие танца и танцевального  шага.

1.3. Возрастные особенности двигательной  деятельности детей  

       шести лет. 

1.4. Методика проведение занятий по ритмике.

Глава 2. Танцевальные шаги как средство обучения ритмическим                 танцам детей шести лет.

2.1. Диагностика и  анализ по  выявлению уровня исполнения        танцевальных шагов у детей  6 лет на занятиях ритмики группы общего развития ДШИ г.Кунгура (констатирующий эксперимент)

2.2. Разработка, проведение и анализ  занятий ритмики с детьми 6 лет  группы общего развития ДШИ  г.Кунгура (формирующий эксперимент)

2.3. Анализ контрольного эксперимента  по выполнению танцевальных шагов и  танцев детьми 6 лет группы общего развития ДШИ г. Кунгура (контрольный  эксперимент)

Заключение

Список литературы

Приложения 

 

3

 

7

7

9

 

14

17

 

26

 

 

 

26

 

 

30

 

 

 

 

39

45

52

54


 

 

 

Введение 

Дошкольный   возраст -   один   из   наиболее  ответственных   периодов в   жизни  каждого человека.   Именно    в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.

В период от трех до семи лет ребенок  интенсивно расчет и развивается, движения становятся его потребностям, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период.

В современных детских садах  музыкально-ритмическое воспитание имеет устоявшиеся традиции: программу, методику. В последние годы настойчиво внедряется среди инноваций ритмика, как один из видов музыкальной деятельности старших дошкольников.

На музыкальных занятиях детей  учат слушать, воспринимать, любить и оценивать музыку и использовать танцевальные шаги.

Приобщение    детей   к  миру   прекрасного,   формирование  вкуса, общей культуры происходят при условии правильной организации педагогом художественно-музыкальной деятельности детей. Музыкальное развитие ребенка, его музыкальных способностей должно осуществляться естественно и непринужденно через разные виды деятельности. По своей природе ребенок очень активен, подвижен, деятелен, прост, трогателен и естественен в своих музыкальных выражениях. Поэтому во многом музыкальному воспитанию детей способствует такой вид деятельности, как музыкально-ритмические движения.

Основатель ритмики Э. Жак-Далькроз видел суть и задачи ритмического воспитания в «…общей подготовке к искусству». Само собой напрашивается определение ритмики как вспомогательной дисциплины.

В настоящее время существуют много ритмопластических направлений, и одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных - это танцевально-ритмическая гимнастика (ритмика). Доступность ее основывается на общеразвивающих упражнениях. Эффективность - в ее разностороннем воздействии на опорно-двиигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных.

Ритмика - музыкально-педагогическая дисциплина, в основе которой лежат идеи выдающегося швейцарского музыканта-педагога, композитора, пианиста и дирижера, профессора Женевской консерватории Эмиля Жака-Далькроза, получившие широкое распространение в начале XX века. Цель ритмики он сформулировал так: "подвести ее последователей к тому, чтобы они могли сказать к концу своих занятий - не столько "Я знаю", сколько "Я ощущаю",  и, прежде всего, создавать у них непреодолимое желание выражать себя, что можно делать после развития их эмоциональных способностей и творческого воображения". [9; 9]

Понимая, что ритм музыки теснейшим образом связан с моторикой, мышечной реактивностью человека, Далькроз попытался перевести музыкальный ритм в движение человеческого тела. Работа по созданию и оформлению данного метода длилась на протяжении двух лет (1900 - 1912 гг.). Эта система быстро приобрела популярность во всем мире.

Автор типовой программы воспитания детей дошкольного возраста Васильева рассматривает музыкально двигательные движения как отдельный раздел музыкального развития, разработанный по возрастам. Он включает в себя рекомендуемый танцевальный репертуар, различные танцевальные движения и танцевальные шаги, которые ребенок должен усвоить в том или ином возрасте.

      К.В. Тарасова, Т.В. Нестеренко и Т.Г. Рубан, авторы парциальной программы  «Гармония», построенной по возрастным группам, выделяют отдельный раздел «музыкальное движение».  Они считают его ведущим   видом музыкальной деятельности в дошкольном возрасте, так как оно «приносит ребенку ни с чем не сравнимую радость, развивает его физически, является наиболее адекватным возрасту способом становления музыкальности».  [23; 6]

Фирилева Ж.Е. разработала парциальную  программу по ритмике «СА-ФИ-ДАНСЕ» (Танцевально-игровая гимнастика). Как и Васильева, она указала те танцевальные движения и танцы, которые свойственны определенному детскому возрасту. Фирилева разработала перспективный план обучения детей танцевально-ритмическим движениям на три года.

Слутской С.Л. Разработана программа  «Танцевальная мозаика» (Хореография  в детском саду). В ней основной упор делается на развитие у детей  пластичности, даются подробные методические рекомендации по обучению детей музыкальным движениям, принципы и приемы обучения, разработаны занятия по формированию двигательных навыков.

В журнале «Музыкальный руководитель»  представлены статьи, описывающие проект «Танцы народов мира», разработанный Г.А. Портновым и Т.Ф. Кореневой. Он включает в себя описание работы с детьми над танцами в пять этапов, описание танцев различных национальностей, например: «Жанетта» - французский танец, «Люсия и Санчо» - испанский танец, «Фатима» - Восточный танец и другие; к ним так же предусмотрен нотный материал. [25; 29]

Автор    работы    рассматривает    данную   проблему    через   проведение    занятий    по       ритмике    с    углубленной    работой    над исполнением    танцевальных    шагов.

Изучив и проанализировав литературу по данному вопросу можно прийти к выводу, что актуальность работы обуславливается необходимостью приобщения детей к миру прекрасного, развитие музыкальных способностей, психического и физического развития детей.

Цель: определение влияние уровня выполнения танцевальных шагов на качество исполнения танцев.

Объект: процесс обучения танцам.

Предмет: танцевальные шаги как средство обучения танцам

Контингент: дети 6 лет.

Задачи:

  • Изучить и проанализировать литературу по данному вопросу.
  • Раскрыть основные понятия темы
    • Определить уровень выполнения танцевальных шагов у детей 6    лет и проанализировать результаты диагностики.
    • Разработать и провести с детьми 5-6 лет ряд занятий ритмики по обучению танцам с использованием танцевальных шагов.
  • Провести контрольный эксперимент.

Гипотеза: если на занятиях ритмики систематически работать над техникой выполнения танцевальных шагов, то качество исполнения танцев улучшится.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы обучения танцевальным шагам и танцам

1.1. Ритмика  – один из видов музыкальной  деятельности

Ритмика - (от греческого rhthmikos - относящийся к ритму) теория ритма.

Ритмика - система физических упражнений под музыку для развития чувства ритма. [15;390]

Ритмика - система и характер ритма.

Ритмика - учение о ритме.

Ритмика - ритмические движения с музыкальным сопровождением. [24;1362]

Ритмика – один из видов музыкальной  деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средство более глубокого ее восприятия и понимания. [9;104]

Каждое направление ритмики имеет свою специфику и в то же время их объединяет одна цель - активизация музыкального восприятия через движение. Двигаться, как показывает музыка, идти от музыки к движению, творчески отображая музыкальные впечатления, - вот основной девиз любого ритмического занятия. [9;6]

Преподавая гармонию и сольфеджио, Далькроз выявил, что многие ученики затрудняются в передаче временных делений - то есть ритма при написании музыкальных диктантов или исполнении произведений. Чтобы физически прочувствовать ритм, он предложил им выполнять некоторые несложные движения (дирижирование, простукивание или похлопывание ритмического рисунка, пройти его шагами или проделать простые движения всем телом и т.д.). После такой деятельности даже самые неспособные ученики быстро продвинулись в развитии чувства ритма. Это и было началом системы, названной ритмической гимнастикой, позднее - ритмикой. [9;5]

С первых занятий дети должны приобрести необходимые музыкально-двигательные навыки, привыкнуть внимательно слушать  музыку во время движения, начинать или оканчивать движение вместе с  музыкой.

       Музыка и движение  являются основными средствами ритмической тренировки. Передача в движении ритма сменяющихся разнохарактерные тем – ведущий метод ритмической тренировки.

       Движения на  ритмических занятиях могут применяться  самые разнообразные: и гимнастические, и бытовые, и танцевальные.

       Музыкальные произведения, подбираемые для занятий ритмикой, должны быть доступны для восприятия  и соответствовать возрасту детей.

       Использование  музыкально-ритмических упражнений  на занятиях основами хореографии  в детском саду весьма целесообразно, и особенно на первом году обучения. Ибо сама природа ритмических упражнений – передача в движении ритма прослушанного музыкального произведения – требует от детей постоянного сосредоточения внимания.

       Ритмические задания  могут решать несколько задач одновременно. Например, ребятам предлагается шагами передать ритмический рисунок музыкальной темы, а руками – дирижировать в данном метре. Это развивает не только музыкальность, но и координацию движений.

Характерная черта ритмических  занятий – большое количество заданий для коллективного выполнения – помогает детям ориентироваться в пространстве.

Цель ритмики состоит в углублении и дифференциации восприятия музыки (выделение средств выразительности  музыки), ее образов и формировании на этой основе навыков выразительного движения.

Задачи ритмики:

    • учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности;
    • развивать основы музыкальной культуры;
    • развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма);
    • учить определять музыкальные жанры, виды ритмики (игра, пляска, упражнение), различать простейшие музыкальные понятия;
    • развивать творческие способности: учить оценивать собственное движение и товарища, придумывать «свой» игровой образ, персонаж и «свою» пляску, комбинируя различные элементы физкультурных упражнений, танцевальных и сюжетно-образных движений;
    • формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям в игре, танце, хороводе и упражнении и танце. [19;107]

Эти задачи успешно решаются при  использовании подлинно художественных произведений. Репертуар может быть самым разнообразным (фольклор, классическая музыка всех эпох, современная музыка).

Делая музыкальный ритм организатором  и регулятором движения, ритмика  активизирует внимание, требует внутренней собранности, помогает ориентироваться  в пространстве.

Информация о работе Роль обучения танцевальным шагам в исполнении танцев детей шести лет на занятиях ритмики