Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 23:38, дипломная работа
Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.
В период от трех до семи лет ребенок интенсивно расчет и развивается, движения становятся его потребностям, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период.
В современных детских садах СЛАЙД 2 музыкально-ритмические движения являются составной частью музыкальных занятий, которые ведет музыкальный руководитель.
Введение
Глава 1. Теоретические основы обучения танцевальным шагам и танцам на занятиях ритмики.
1.1. Ритмика – один из видов музыкальной деятельности.
1.2. Понятие танца и танцевального шага.
1.3. Возрастные особенности двигательной деятельности детей
шести лет.
1.4. Методика проведение занятий по ритмике.
Глава 2. Танцевальные шаги как средство обучения ритмическим танцам детей шести лет.
2.1. Диагностика и анализ по выявлению уровня исполнения танцевальных шагов у детей 6 лет на занятиях ритмики группы общего развития ДШИ г.Кунгура (констатирующий эксперимент)
2.2. Разработка, проведение и анализ занятий ритмики с детьми 6 лет группы общего развития ДШИ г.Кунгура (формирующий эксперимент)
2.3. Анализ контрольного эксперимента по выполнению танцевальных шагов и танцев детьми 6 лет группы общего развития ДШИ г. Кунгура (контрольный эксперимент)
Заключение
Список литературы
Принцип постепенного повышения требований, заключается в постановке перед ребенком и выполнении им все более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок.
Обязательным условием
Принцип систематичности – один из ведущих. Имеются в виду непрерывность и регулярность занятий. В противном случае наблюдается снижение уже достигнутого уровня умелости. (Приложение6,7,8,9,10,11)
Принцип сознательности и активности, предполагает обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям. Для успешного достижения цели ребенку необходимо ясно представлять, что и как нужно выполнить и почему именно так, а не иначе. (Приложение 6,7,8,9,10,11)
Принцип повторяемости материала, занятия ритмики требуют повторения вырабатываемых двигательных навыков. Только при многократных повторениях образуется двигательный стереотип. Если повторение вариативно, то есть в упражнения вносятся какие-то изменения и предполагаются разнообразные методы и приемы их выполнения, то эффективность таких занятий выше, так как они вызывают интерес, привлекают внимание детей, создают положительные эмоции. (Приложение 7,8,10,11)
Принцип наглядности в обучении ритмики понимается как широкое взаимодействие всех внешних и внутренних анализаторов, непосредственно связывающих ребенка с окружающей действительностью. (Приложение 6,9)
Организация занятий ритмики обеспечивается рядом методических приемов, которые вызывают у детей желание творчества.
Преподаватель для каждого
Метод показа. Разучивание нового движения, позы педагог предваряет точным показом. Это необходимо и потому, что в исполнении педагога движение предстает в законченном варианте. Ребята сразу видят художественное воплощение образа, что будит воображение. (Приложение 6, 9)
Словесный метод. Методический показ не может обойтись без словесных пояснений. Разговорная речь, будучи тесно связанной с движением, жестом и музыкальной интонацией, оказывается тем самым мостиком, который служит соединительным звеном между движением и музыкой. (Приложение 6,7,8,9,10,11 )
Музыкальное сопровождение как методический прием. Рассчитывать на то, что ребята сами научатся чувствовать музыку, вряд ли возможно. Педагог своими пояснениями должен помочь детям приобрести умение согласовывать движения с музыкой. (Приложение 6,7,8,9,10,11)
Правильно выбранная музыка несет в себе все те эмоции, которые затем маленькие исполнители проявляют в танце.
Импровизационный метод. На занятиях ритмикой имеет смысл постепенно подводить детей к возможности импровизации, то есть свободного, непринужденного движения, такого, как подсказывает музыка.
Но вначале педагог
зачастую сталкивается с
Метод иллюстративной наглядности (Приложение 6). Занятие с дошкольниками вовсе не исчерпывается только задачами физической и музыкальной тренировки. Полноценная творческая деятельность не может протекать без рассказа о танцевальной культуре прошлых столетий, без знакомства с репродукциями, книжными иллюстрациями, фотографиями и видеофильмами. Конечно, это не должно быть лишь пассивным созерцанием предложенного для просмотра материала. Необходимо выяснить, понятен ли он детям, понравился или нет и почему, а может быть, и помочь разобраться в увиденном.
Игровой метод. У детей четырех-шести лет игровой рефлекс доминирует, малыш лучше всё воспринимает через игру, поэтому игровой метод в обучении так близок к ведущей деятельности дошкольника.
Суть игрового метода в том, что педагог подбирает для детей такую игру, которая отвечает задачам и содержанию занятия, возрасту и подготовленности занимающихся.
При обучении детей
движениям хорошо использовать
игровые приемы, способствующие
эмоционально-образному
Концентрический метод заключается в том, что педагог по мере усвоения детьми определенных движений, танцевальных композиций вновь возвращается к пройденному материалу, но уже предлагает все более сложные упражнения и задания. (Приложение 9) [22;32]
Конечно, не все
дети в течение занятия
Целостный процесс обучения гимнастическим упражнениям, танцам можно условно разделить на три этапа:
* начальный этап – обучение упражнению (отдельному движению);
* этап углубленного разучивания упражнения;
* этап закрепления и
Начальный этап обучения характеризуется созданием предварительного представления об упражнении (Приложение 6,9). На этом этапе обучения педагог рассказывает, объясняет и демонстрирует упражнения, а дети пытаются воссоздать увиденное, опробывают упражнение.[25;352]
Это необходимо для создания зрительного образа и последующего осмысления движений.
Название упражнения, вводимое педагогом на начальном этапе, создает условия для формирования его образа, активизирует работу центральной нервной системы детей. [25;352]
Показ упражнения или отдельного движения должен быть ярким, выразительным и понятным, желательно в зеркальном изображении. Данный прием является наиболее существенным звеном процесса обучения, особенно для дошкольников, так как восприятие движений связано со зрительным анализатором.
Вначале второстепенные детали и тонкости движения опускаются. Первый раз движение показывается с полной амплитудой, с соблюдением всех требований, предъявляемых к его характеру и форме. Это нужно для того, чтобы занимающиеся поняли, каков идеал, к которому они должны стремиться. При несовершенном показе у детей создается неверное представление о движении, и оно заучивается с ошибками, которые могут закрепиться и перейти в навык.
Далее можно демонстрировать
отдельные части движения с
меньшей амплитудой или в
После первого исполнения упражнения детьми преподаватель разъясняет, были ли допущены ошибки и какие. Затем следует вторичный образцовый показ. [22; 35]
Объяснение техники должно быть лаконичным, целенаправленным, понятным. Этот прием дополняет информацию, которую ребенок получил при просмотре. Объяснение должно быть образным и кратким, с использованием терминологии. [22;35]
Первые выполнения упражнений имеют большое значение в формировании двигательного навыка.
При обучении движениям педагог должен выбрать наиболее подходящие методы и приемы о формировании представлений и технике выполнения. Во время разучивания упражнений целесообразно применять расчлененный метод. Например: сначала изучить только движения ног, затеи рук, далее их соединение и дальнейшее разучивание.
Разучивая упражнения, следует их выполнять в медленном темпе, под музыку на 2\4, 4\4 8\4.
Для начального обучения упражнения используются ориентиры, например: кегли, кубики и т.д.
Для активации двигательной деятельности детей следует:
Успех начального этапа обучения зависит от умелого и своевременного предотвращения ошибок. Если таковые имеются, то исправлять их следует, начиная с самых грубых. [25; 22]
Этап углубленного разучивания (Приложение 7,10). Основная задача данного этапа – уточнение двигательных действий, понимание закономерностей движений, усовершенствование ритма, свободного и слитного выполнения упражнений.
Основной метод – выполнение упражнений. Расчленение движений применяется для уточнения деталей.
Предпочитаемые приемы: выполнение движений перед зеркалом, использование звуковых ориентиров (хлопки, музыкальный размер).
Успех зависит от активности обучаемых детей. Повышению активности детей способствует изменение условий выполнения упражнений, постановка определенных двигательных задач. Методы: установка на лучшее использование, запоминание упражнений с помощью представления.
Этап закрепления и совершенствования (Приложение 8, 11). Двигательный навык переходит в умение.
Применяются все ранее использованные методы, но ведущими являются методы разучивания в целом – соревновательной и игровой.
Задача педагога – закрепление двигательного навыка, создание условий для формирования движений более высокого уровня
В занятии лучше включать такие движения и упражнения, которые оказывают разностороннее воздействие на организм занимающихся детей. Это построения и перестроения групп; разновидности ходьбы, бега, прыжков; общеразвивающие и специальные упражнения на активизацию мышечного чувства, на тренировку отдельных групп мышц и подвижности суставов.
На протяжении всего
занятия и особенно на его
начальных этапах очень важно
следить за формированием
Для развития у детей
выразительности,
Заканчивать занятие
следует заданиями на
Занятия ритмикой предусматривают избежание таких типичных ошибок.
Таким образом, в обучении танцевальным шагам и танцам все методы и приемы помогают учителю ритмики на занятиях осуществлять все поставленные задачи.
Вывод: Ритмика – один из видов музыкальной деятельности детей, в котором содержание музыки, ее характер и образы передаются в движениях: танцевальных шагах, включенных в танцы. Эти движения включены в танцы, которые способствуют гармоническому и физическому развитию личности. Занятия ритмикой помогают реализовать потребность в двигательной активности детей шести лет, что возможно при условии правильной методики обучения.
Автор выпускной квалификационной работы провел исследования по данному вопросу: