Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 23:38, дипломная работа
Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.
В период от трех до семи лет ребенок интенсивно расчет и развивается, движения становятся его потребностям, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период.
В современных детских садах СЛАЙД 2 музыкально-ритмические движения являются составной частью музыкальных занятий, которые ведет музыкальный руководитель.
Введение
Глава 1. Теоретические основы обучения танцевальным шагам и танцам на занятиях ритмики.
1.1. Ритмика – один из видов музыкальной деятельности.
1.2. Понятие танца и танцевального шага.
1.3. Возрастные особенности двигательной деятельности детей
шести лет.
1.4. Методика проведение занятий по ритмике.
Глава 2. Танцевальные шаги как средство обучения ритмическим танцам детей шести лет.
2.1. Диагностика и анализ по выявлению уровня исполнения танцевальных шагов у детей 6 лет на занятиях ритмики группы общего развития ДШИ г.Кунгура (констатирующий эксперимент)
2.2. Разработка, проведение и анализ занятий ритмики с детьми 6 лет группы общего развития ДШИ г.Кунгура (формирующий эксперимент)
2.3. Анализ контрольного эксперимента по выполнению танцевальных шагов и танцев детьми 6 лет группы общего развития ДШИ г. Кунгура (контрольный эксперимент)
Заключение
Список литературы
Таким образом, ритмика – музыкально-педагогическая дисциплина, в основе которой лежит передача образов через ритмические движения под музыку – танце.
1.2. Понятие танца
Танец - один из видов музыкально-ритмической деятельности детей старшего дошкольного возраста. [9;14]
Танец (от польского taniec, от немецкого Tanz) - вид искусства, в котором средством создания художественного образа являются движения, жесты танцовщика и положения его тела. [15;749]
Танец - искусство пластических и ритмических движений.
Танец - ряд таких движений определенного темпа и формы, используемых в такт музыке, а также музыкального произведения в ритме и стиле таких движений (народный танец, современный танец). [9;749]
Танцы обычно делятся на две группы:
К зафиксированным относятся те. которые имеют авторскую композицию движений, и педагог точно следует ей при обучении. Здесь встречаются пляски разного жанра: с элементами народного танца, бального танца, хороводных построений ("пляска с платочками", хоровод "Елочка" и другие).
К свободным танцам относятся все те пляски и хороводы (Приложение 5), которые придумывают сами дети. в них используются в свободные элементы танцев. [19;113]
На занятиях по ритмике определенное место занимает изучение танцевальных элементов и несложных танцев, которые могут быть использованы в работе с детьми дошкольного возраста. Танцевальные движения могут включаться и в отдельные упражнения, игры и даже гимнастические комплексы.
Удовлетворяя естественную потребность в двигательной активности, танцы способствуют гармоническому развитию личности. В изящных или задорных движениях танца каждый имеет возможность выразить себя, раскрыть свою индивидуальность, передать чувства, мысли, настроение, проявит характер.
Соприкасаясь с танцевальным искусством в доступной для них форме, дети постепенно приобщаются к миру прекрасного. Через танец у них развивается эмоциональная восприимчивость к музыке, совершенствуются музыкальные способности, прививается хороший эстетический вкус.
Приобретая знания и навыки в области танца, дети начинают понимать, что каждый танец имеет свое содержание, характер, образ. Чтобы передать выразительность танцевальных образов, необходимо запомнить не только движения и их последовательность (что само по себе положительно влияет на развитие памяти и внимания), но и мобилизовать воображение, наблюдательность, творческие возможности.
Танец приучает к нормам культурного общения, воспитывает доброжелательность, приветливость, скромность, чувство взаимопомощи. Партнер вежливо приглашает партнершу на танец, подает ей руку. Во время танца. Бережно к ней относится, провожает ее на место после совместного исполнительства. Все проникаются общим настроением. Участие в коллективных действиях объединяют и сплачивают. Танец становится одним из средств не только эстетического, но и нравственного воспитания.
Систематические занятия танцами очень полезны для физического развития, улучшается осанка, устраняется ряд физических недостатков, укрепляются мышцы и связки, становятся подвижными суставы, совершенствуются движения. Постепенно все начинают легче и грациозней двигаться, становятся раскованными, приобретают свободу, координированность, выразительность движений. Все это требует известных усилий, но и доставляет большую радость, удовлетворяя потребность в эстетических переживаниях впечатлениях.
Обучение танцам расширяет кругозор. Дети знакомятся с разными видами танцев. Начинают различать их особенности.
В народных танцах и хороводах выражен народный темперамент. Смелый и вольный дух. Широта натуры, гуманизм и оптимизм. Народные танцы помогают формировать чувство гордости, приобщают к фольклору и художественным традициям разных народов.
Историко-бытовые танцы
Бальные танцы, как один из разделов массовой танцевальной культуры, являются активной формой самовыражения, настоящей школой общения. Приобретение красивых манер и изящных жестов. (Приложение 5)
Современные танцы развивают свободную пластику, эмоциональность, живость, раскрепощенность движений, они отличаются импровизационным характером, оригинальностью подбора разнообразных современных танцевальных ритмов и стилей. (Приложение 5)
Важно осознать необходимость танцевальной подготовки. Научиться любить танец, понимать красоту правильных, ловких, гармоничных движений. Можно знать много танцев, но если они будут исполняться небрежно и неряшливо, они никому не доставят удовольствия. Живое эмоциональное отношение к занятиям, несомненно, дает положительный результат. [18;112]
Танец возник из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями человека от окружающего мира (Приложение 5). Движения постепенно подвергались художественному обобщению, в результате сформировалось искусство танца. Одним из таких движения являются танцевальные шаги.
Шаг – это одно движение ногой вперед, назад, в сторону, а также одно движение ногой при ходьбе. [5;670]
Шаг – ступать ногами, переступить, идти, ходить, переставлять ноги [3;41]
Танцевальный шаг – это ходьба, преставление ног в соответствии с музыкой. [5;339]
Танцевальные шаги предназначены для исполнения танцев.
Хороводный шаг (Приложение 5)
Это шаг, при котором, в отличии от естественного шага, нога ставится на пол с вытянутого носка, а не с пятки. Хороводный шаг может быть исполнен из первой, третьей и шестой позиций ног под музыкальное сопровождение на 2/4, 3/4, 4/4.
Шаг польки (Приложение 5)
Музыкальный размер: 2/4. Исходное положении: ноги в третьей позиции, правая нога впереди.
«И» - исполнить маленький скользящий подскок на левой ноге вперед, правую ногу слегка приподнять вперед с выпрямленным коленом и оттянутым носком.
«Раз» - исполнить шаг вперед правой ногой, ставя ее на низкие полупальцы.
«И» - приставить левую ногу на низкие полупальцы позади правой в третью позицию.
«Два» - исполнить шаг вперед правой ногой, ставя ее на низкие полупальцы. Левую ногу отделить от пола и, слегка согнув в колене, подвести к правой.
Затем все, перечисленные движения, начиная с подскока на правой ноге.
Боковой галоп (Приложение 5)
Музыкальный размер – 2/4.
Движение занимает половину такта.
Исходное положение: ноги в естественной первой позиции, руки на поясе.
«Раз» - исполнить небольшой шаг правой ногой вправо, слегка приседая на обеих ногах.
«и» - левую ногу скользящим движением подтянуть к правой в первую естественную позицию. В момент соединения ног исполняется небольшой прыжок вверх.
«Два - и» - движение повторяется вновь и т.д.
С левой ноги в левую сторону движение исполняется аналогично.
Шаг с притопом (Приложение5 )
Музыкальный размер 2/4.
Занимает половину такта.
Исходное положение: ноги в шестой позиции, руки на поясе.
«Раз» - сделать шаг вперед правой ногой.
«И» - левую ногу акцентируя приставить к правой в исходное положение.
«Два – и» - шаг повторяется с левой ноги.
Приставной шаг с приседанием (Приложение 5)
Музыкальный размер: 2/4.
Исходное положение: руки на поясе, ноги в естественной позиции.
«Раз» - шаг правой ногой вправо.
«И» - левую ногу приставить к правой, одновременно исполнить полуприседание.
«Два - и» - шаг повторяется в левую сторону с левой ноги.
Переменный шаг (Приложение 5)
Музыкальный размер – 2/3
Занимает один такт.
Исходное положение: ноги в естественной первой позиции, руки на поясе.
«Раз» - небольшой танцевальный шаг вперед правой ногой;
«И» - небольшой танцевальный шаг вперед левой ногой.
«Два» - небольшой танцевальный шаг правой ногой;
«И» - пауза.
Таким образом, при обучении детей шести лет следует учитывать их возрастные особенности.
1.3. Возрастные особенности двигательной деятельности детей шести лет.
,,… От пятилетнего ребенка до меня только шаг, а от новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние…’’
Л.Н.Толстой [22;16]
Потребность в двигательной активности у детей данного возраста настолько велика, что врачи и физиологи называют этот период «возрастом двигательной расточительности».
И именно занятия ритмикой помогают реализовать эту потребность, ибо бесконечное разнообразие движений позволяет развивать не только чувство ритма, укреплять скелет и мускулатуру, но и стимулирует память, внимание, мышление и воображение ребенка.
Педагог должен контролировать двигательную
нагрузку детей с учетом их индивидуальных
особенностей, предупреждать случаи
гиппердинамии и
Момент, с которого начинается осмысление
движений, у каждого ребенка свой.
Исследователи анатомо-
В этом возрасте у детей наблюдается незавершенность строения скелета, интенсивное развитие и формирование мышечной и сердечно-сосудистой систем.
У 6-летнего ребенка созревают лобные доли мозга, благодаря чему ему удается управлять своими движениями, действием, поведением. Одновременно совершенствуются основные нервные процессы: возбуждение и особенно – торможение.
Задания, основанные на торможении, следует разумно дозировать, так как выработка тормозных реакций сопровождается изменением частоты сердечных сокращений, дыхания, что свидетельствует о значительной нагрузке на нервную систему.
Характер в этом возрасте только складывается, но дети уже обладают некоторой настойчивостью в достижении желаемого, способны ставить перед собой определенные цели.
Они осваивают право- и леворукость и могут ориентироваться в направлении движений: вниз, вверх, влево, вправо. При правильной физической нагрузке старший дошкольник в состоянии без особого напряжения заниматься в течение 30-35 минут.
В связи с этим для развития гибкости, силы, ловкости и крепкого здоровья детям очень важно заниматься ритмикой.
При регулярном занятии ритмикой у детей в шесть лет развиваются крупные мышцы туловища и конечностей. Ребенок способен выполнять упражнения с различной амплитудой переходить от медленных движений к более быстрым. Но если не уделять внимания мелким мышцам (например, кисти рук), они так и останутся слабыми.
Детям относительно легко даются бег, ходьба, прыжки, поэтому именно в этом возрасте их нужно обучать различным танцевальным шагам. К тому же это способствует развитию мелкой мускулатуры ступней и пальцев ног, а значит и развитию детской речи. [22;13]
Анализ программ показал, что дети шести лет, благодаря своим возрастным особенностям двигательной активности, могут выполнять следующие танцевальные шаги:
Программа Васильевой |
Программа «СА-ФИ-ДАНСЕ» |
|
|
Таким образом, исходя из возрастных особенностей двигательной активности детей шести лет и анализа программ, обучение детей танцевальным шагам, а, следовательно, и танцам, не возможно без методов и приемов.
1.4. Методика проведения занятий по ритмике
В совершенстве овладеть огромным разнообразием движений, комбинаций и целых комплексов упражнений, входящих в танцевально-игровую гимнастику, возможно лишь при условии правильной методики обучения. [25;352]
В дошкольной педагогике определение понятия метод давалось по-разному: как способы работы учителя и учеников, как путь для достижения цели. [19;41]
Исходя из специфики основных задач музыкального воспитания дошкольников, методы и приемы музыкального воспитания можно определить как способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, направление на развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры. [3;59]
Успешное решение поставленных задач на занятиях ритмики в дошкольном учреждении возможно только при использовании открытых педагогикой принципов и методов обучения. Наиболее близкими к предмету следующие:
Принцип доступности и
Оптимальная мера доступности определяется соответствием возрастных возможностей ребенка, степени сложности заданий. Доступность означает не отсутствие трудностей, а возможность их успешного преодоления путем физических и психических усилий занимающегося.
Индивидуализация подразумевает учет индивидуальных особенностей ребенка. У каждого имеются своеобразные функциональные возможности, поэтому по-разному протекает процесс усвоения движений, организм различно реагирует на физическую нагрузку. Задача состоит в том, чтобы улучшить врожденные способности, задатки малыша.