Семейная педагогика и семейное воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 18:16, курсовая работа

Краткое описание

Концепция семейной педагогики, её научные теории и основные направления в различные исторические периоды и при различных общественных условиях внешне оставались неизменными, потому, что они включали формирование общественных ценностей.
Современная педагогическая наука располагает многочисленными свидетельствами приоритета семейного воспитания в развитии личности ребенка.

Содержание

Введение……………………………………………………...…………...…..….3
I. Семейная педагогика………..………………………………..……...…....….4
1. Семейная педагогика как наука……………….………………….…..4
2. Задачи и методы семейной педагогики……...………………….……5
3. Связь семейной педагогики с другими науками...............................7
4. Источники семейной педагогики......................................................11
II. Семейное воспитание……………………………………………....….……20
1. Роль семьи в воспитании и развитии ребенка.................................20
2. Основные функции семьи.................................................................23
3. Воспитание детей в различных по структуре семьях.....................27
4. Роль родителей в развитии ребенка, принципы семейного
воспитания…………………………………………………………...…..32
5. Требования в семейном воспитании………………………....…..….38
6. Ошибки семейного воспитания........................................................42
Заключение.....................................................................................................48
Список литературы………………………...…………………………….…....50
Приложения………...……………………………………………..……...…....51
Приложение 1 Тесты………………………….….……………….…….51
Приложение 2 Рабочая тетрадь................………………………….....60
Приложение 3 Схемы и таблицы.....…………….…………...…..…....65
Приложение 4 Педагогические ситуации..…….…..............................70
Приложение 5 Педагогические задачи...……………..........................72
Приложение 6 Методики.....…………………………….......................74
Приложение 7 Тренинги..…..…………………..…………………..…..78
Приложение 8 Цитаты..…………………………………..………..…....80
Приложение 9 Ответы..………………………………….…………....…81

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 138.24 Кб (Скачать файл)

     Подсистема "братья —сестры". Социальный педагог  концентрирует внимание на отношениях детей, особенностях исполнения социальной роли каждым ребенком, установившимся в семье разделении обязанностей между братьями — сестрами. Отношения  между детьми в семье — незаменимый  опыт общения и взаимодействия длительного  характера, когда обязательны распределение  обязанностей, терпимость, умение разрешать  и предупреждать конфликты, делить проявляемую по отношению к ним  заботу и внимание взрослых и многое другое. Для большинства детей  данные отношения на длительный период приобретают характер наиболее значимых. Однако здесь скрыт значительный потенциал десоциализирующего влияния  (отношения подчинения, "семейная дедовщина", моральное и психологическое насилие, конкурентное противостояние и многое другое). Для изучения системы отношений и взаимодействий "братья-сестры" также могут быть использованы психологические и педагогические методики межличностного общения.

     Подсистема "родители —дети". Социальный педагог  стремится определить специфические  черты взаимодействия между родителями и детьми, границы власти, свободы  и ответственности, ставшие нормой этих отношений. 
Взаимодействие и отношения ребенка с родителями — один из наиболее частых предметов социально-педагогической заботы и внимания. Именно здесь скрыт источник большинства конфликтов, нарушающих нормальное течение как семейной жизни в целом, так и жизнедеятельности ребенка как самостоятельного существа. Вместе с тем эти отношения допускают возможность косвенного влияния на ребенка со стороны социального педагога (например, в ситуациях коррекции поведения, социальной реабилитации и др.). Необходимо сочетать методы прямого действия (преимущественно психологические методики) и косвенного (например, метод экспертных оценок, игровые методики моделирования отношений, решения жизненно смысловых задач и ситуаций в рамках специальных занятий, биографический метод и др.). Важно учитывать роль родственников, которые могут и не жить с семьей под одной крышей (бабушка, дед, тетя и т.д.), и лиц, которые не являются родственниками по крови, но оказывают влияние на семью и отдельных ее членов. В ходе изучения отдельной семьи социальный педагог может составить своеобразную "карту семьи", куда желательно включить:

     список  всех членов семьи с указанием  их имен, дат рождения (смерти);

     краткие характеристики членов семьи;

     наиболее  важные для каждого члена семьи  события;

     анализ  того, чем держится семья (сплоченность и разделенность ее членов, внутрисемейные правила и нормы, эмоциональный  климат);

     описание  и анализ внешней среды (жилищные условия, соседство, местная демографическая, экономическая, экологическая, коммуникативная  ситуация);

     сведения  о социальном статусе семьи и  ее членов, об их национальной и религиозной  принадлежности, образовательном и  социокультурном уровне;

     анализ  проблем и потребностей семьи (реалистичны  ли ожидания перемен, каковы возможности  и ограничения в удовлетворении потребностей и решении проблем);

     оценку  и заключение, почему семья нуждается  в социальной 
помощи, в какой именно.

     В практике работы социальных педагогов  сложился опыт социально-педагогической паспортизации семей. "Паспорт" выступает одной из форм "карты  семьи", позволяющей систематизировать  базовую информацию о семье в  лаконичной (стандартизированной) форме (см. приложение). В отличие от "карты" он не предполагает регулярного обновления (за исключением каких-либо кардинальных изменений в структуре и характеристиках  семьи), вся оперативная информация накапливается в приложениях  к паспорту.

     Основное  назначение диагностики и мониторинга (как системной формы) — составление  заключения о состоянии конкретной семьи и тенденциях, свойственных семьям, обслуживаемым социальным педагогом. Используемые диагностические методики традиционны: наблюдение, анкетирование, опросы, тестирование и т.п. На основе полученной информации осуществляется дифференциация семей, позволяющая  разработать стратегию и тактику  социально-педагогической работы в  отношении конкретной семьи и  с семьями в целом, обеспечить адресность и результативность социально  педагогической поддержки и помощи.

 
 
 
 
 
 
 
 

     Приложение 7

     Педагогические  тренинги

     Упражнение  «Круги внимания» (по К.С. Станиславскому)

     Цель  упражнения: тренировка функции внимания, умения оперативно сосредоточиваться  и концентрироваться в процессе обучения.

     Из  группы по желанию выбирается один участник, которому надо справиться со следующим заданием. Учителя встают перед ним в случайном порядке. Водящий должен определить для себя внутренние ощущения, соответствующие  «малому», «среднему» и «большому» кругам внимания. Сначала ему предлагается при помощи взгляда сосредоточиться  на каком-либо одном участнике группы, затем расширить свое видение  до объема «среднего» круга, включающего 5-7 участников. Как только водящий  почувствует, что его внимание стало  устойчивым, он может перейти к  «большому» кругу, в который входит вся группа. При возникновении  ощущения, что внимание рассеивается и теряет свою устойчивость, следует  вернуться к предыдущему кругу  и повторить упражнение.

     В группе обсуждаются ощущения водящего, которые он испытал при выполнении упражнения: какие внутренние средства он применял для удержания устойчивости своего внимания, как добивался высокой  концентрации внимания, какие у него были трудности при переходах  от одного круга внимания к другому. Полезно организовать также коллективный обмен психотехническим профессиональным опытом между учителями.

 

     Упражнение  «Аквариум»

     Цель  упражнения: тренировка наиболее успешных в коммуникативном отношении  форм поведения участников группы, поиск средств эффективного индивидуального  стиля профессиональной деятельности.

     Группа  делится на две равные подгруппы, одна из которых садится в центре круга, а другая - располагается вокруг нее. Образуются два круга - внутренний и внешний, наподобие аквариума. Участникам, находящимся во внутреннем круге, психолог дает тему для дискуссии. Подходят конкретные, реальные и актуальные для учителей темы, взятые из школьной жизни: «Ученик сорвал урок», «В классе трудно наладить хорошую дисциплину», «Дети не хотят учиться» и др. Тема обсуждается по принципу «здесь и теперь», в соответствии с которым участники внутреннего круга реагируют на слова и формы поведения своих партнеров, возникающие в данную минуту, в данный момент. Участники внешнего круга ничего не говорят. Их задача: каждый должен выбрать кого-нибудь из участников внутреннего круга и наблюдать за ним. Они подмечают, как их «объект» ведет себя в дискуссии, какие коммуникативные средства применяет, оказывает ли поддержку партнерам по общению, активен или пассивен, лидирует или стремится занять позицию ведомого.

     Примерно  через 15-20 минут участники меняются местами. Психолог может либо предложить новую тему, либо продолжить старую, если возникла интересная и содержательная дискуссия.

     На  общем обсуждении вся группа садится  в круг и анализирует различные  формы поведения участников, происходившие  в группе события, выделяет наиболее эффективные коммуникативные средства.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Приложение 8

 
     
  1. Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего  узнать его тоже во всех отношениях... Константин Ушинский
 
     
  1. Одной из наиболее злостных ошибок является суждение, что педагогика - это наука о  ребенке, а не о человеке. Нет детей - есть люди, но с другим масштабом  понятий, другими источниками опыта, другими стремлениями, другой игрой  чувств. Сто детей - сто людей, которое  не когда-то там завтра, но уже теперь, сегодня уже люди. Януш Корчак
 
     
  1. Чем легче  учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем  легче ученику. Чем больше будет  учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить  за ходом мысли ученика, чем больше вызывать на ответы и вопросы, тем  легче будет учиться ученик. Лев  Толстой
 
     
  1. Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. В. Ключевский
 
     
  1. Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать  его так, чтобы он был счастливым, можно. Макаренко Антон Семёнович
 
 
 
 
 
 
 
 

     Приложение 9

     Ответы  к приложению 1

Тест  №1 Тест  №2
1 e 11 a 1 e 11 c
2 a 12 b 2 d 12 e
3 c 13 b 3 c 13 d
4 c 14 c 4 e 14 c
5 b 15 d 5 c 15 e
6 c 16 e 6 b 16 c
7 e 17 c 7 a 17 a
8 c 18 c 8 a 18 b
9 a 19 d 9 c 19 d
10 c 20 e 10 e 20 b

 

     Ответы  к приложению 2

  1. Педагогика – это наука о воспитании, образовании и обучении людей.
  2. Семейная педагогика – это наука о воспитании в семье, изучающая специфику условий семейного воспитания, их потенциальные возможности, разрабатывающая научно обоснованные рекомендации родителям по формированию личности ребенка.
  3. Предметом семейной педагогики является сущность, механизмы воспитания в семье, влияние этого процесса на становлении личности ребенка.
  4. Объектом семейной педагогики является состояние и основные тенденции развития семьи как воспитательного института.
  5. Перечислите основные задачи семейной педагогики:

     - разработка теоретических проблем  семейного воспитания;

     - изучение опыта семейного воспитания;

    - внедрение  научных достижений в практику  семейного воспитания;

     - исследование путей повышения  педагогической культуры родителей;

     - обоснование целесообразного соотношения  семейного и общественного воспитания  и технологии взаимодействия  родителей и профессиональных  педагогов.

       6. Назовите методы  семейной педагогики:

       1) методы воспитания и обучения, с помощью которых осуществляется  домашнее воспитание;

       2) исследовательские методы, которые  используются для изучения семьи  как воспитательного института.

       7. С какими науками  тесно связана  семейная педагогика?

       Философия, демография, социология, экономика, история, юриспруденция, психология, физиология, генетика.

     8. Семейное воспитание  – это часть общественного воспитания, уникальность которого состоит в том, что:

  • cемья дает «первые уроки жизни», которые закладывают основу для руководства к действиям и поведению в будущем;
  • cемейное воспитание весьма результативно, т.к. осуществляется непрерывно, одновременно охватывая все стороны формирующейся личности.

       9. Основная цель  семейного воспитания  формирование личности ребенка в зависимости от культурного, социального и духовного уровня семьи.

Информация о работе Семейная педагогика и семейное воспитание