Семейное воспитание в духе православной веры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 20:06, курсовая работа

Краткое описание

Так цель данной работы — раскрыть основные особенности православного воспитания в семье охарактеризовать задачи, способы и приемы такого воспитания.
Таким образом, проведение данной работы мы будем строить на доказательстве поставленной нами гипотезы: семейное воспитание в духе православной веры будет нести свою духовно-нравственную пользу и иметь свой положительный эффект в том случае, если сами родители будут знать и применять основополагающие принципы и средства такого воспитания.

Содержание

Введение……………………………………………………………….....................3-5
Глава I. Общие представления о воспитании, как о психолого-педагогическом и социальном феномене………………………………………………………………6
1.1. Что понимается под процессом воспитания…………………………7-12
1.2. Основные характеристики семейного воспитания………………...12-15
Глава II. Принципы организации семейного воспитания детей в духе православной веры:
2.1. Истоки православного воспитания в семье: воспитание детей первыми православными христианами…………………………………………….16-22
2.2 Семейное воспитание в духе православной веры: задачи, правила средства……………………………………………………………………22-31
Глава III. Опытно-педагогическая работа с родителя по использованию принципов православного воспитания в современной семье:
3.1. Диагностика отношения к воспитанию православием в современной молодой семье…………………………………………………………….32-35
3.2. Анализ результатов исследования состояния семейного православного воспитания………………………………………………………………...35-38
3.3. Программа семейного воспитания в русской православной культуре «Как передавать детям нашу веру или разговоры с детьми о Боге»…..38-43
Заключение……………………………………………………………………....44-45
Список литературы……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Соляник А. 21гр..doc

— 323.50 Кб (Скачать файл)

Личность человека формируется  и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям.

 

Этими факторами чаще всего выступают:

  • природная среда;
  • генетическая наследственность и состояние здоровья человека;
  • жизненный мир и иерархия общественных ценностей;
  • духовно-нравственное состояние современного общества, его отношение к вероисповеданию;
  • особенности страны и исторической эпохи;
  • семья, школа и вуз, детские и молодежные организации;
  • повседневная и профессиональная деятельность, искусство и средства массовой информации и т. д.

Воспитание начинается с определения его целей. Главная - формирование и развитие ребенка как личности, обладающей теми полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе. Общая цель современного воспитания состоит в том, чтобы сделать детей высоконравственными, духовно богатыми, внутренне свободными и ответственными личностями. Наряду с общей целью возникают и специальные социальные цели воспитания, которые мы в состоянии описать лишь приблизительно. Они соответствуют изменчивым требованиям текущего момента истории данного общества и определяют собой актуальное направление его прогресса. Специальные цели воспитания, отвечающие современным тенденциям общественного прогресса, состоят в том, чтобы вырастить школьников инициативными, предприимчивыми людьми, честолюбиво стремящимися к достижению успехов.

Кстати, на протяжении многих веков религиозное воспитание было единственной педагогически продуманной системой, со своими целями, задачами, содержанием, формами и методами работы. Эта система предусматривает определенную, жестко канонизированную организацию жизни верующих: обязательное посещение церкви, знание и исполнение молитв, соблюдение праздников и обрядов. В течение многих веков отрабатывались способы и приемы индивидуального и коллективного воздействия на личность, в том числе исповедь, отпущение грехов, благословение, причастие и др. Система религиозного воспитания дополняется не менее продуманными и эффективными методами самовоспитания и самоубеждения, такими как молитва, покаяние, воздержание, обет. Религиозное воспитание в достаточной мере психологизировано, оно учитывает особенности бессознательного и подсознательного, эмоционального и волевого в личности.

Следовательно, цели воспитания — это ожидаемые изменения в человеке (или группе людей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий. Эти действия могут носить социальный характер и выражаться в освоении ныне существующих в обществе правил и норм поведения, или религиозный – обеспечение духовно-нравственных и эстетических личностных качеств, которые и станут опорой, прочным фундаментом для социализирующейся личности.

Для решения воспитательных задач можно выбирать разные сочетания  методов, приемов и средств. Этот выбор прежде всего зависит от специфики поставленных целей и задач. Предпринимаются попытки систематизировать методы воспитания.

Так, например, выделяют три группы методов (Г. И. Щукина):

1) ориентированные  на формирование положительного опыта поведения воспитанников в общении и деятельности;

2) направленные  на достижение единства сознания  и поведения воспитанников;

3) использующие  поощрения и наказания. 

П. И. Пидкасистый предлагает другую группировку методов воспитания: 1) формирующие мировоззрение воспитанников и осуществляющие обмен информацией;                                               

2) организующие  деятельность воспитанников и  стимулирующие ее мотивы;

3) оказывающие  помощь воспитанникам и осуществляющие  оценку их поступков.                                                            

Сводная система общих  методов воспитания содержит следующие  пункты:

• методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера);

• методы организации  деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);

• методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения  личности

(соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие,

поощрение, наказание  и др.);

• методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

Вышеозначенные классификации  методов воспитания, подобно любым  другим, весьма условны. Воспитательная задача должна решаться посредством комплекса методов, которые удовлетворили бы предъявляемые требования.

Виды воспитания классифицируются по разным основаниям. Направление воспитания определяется единством целей и содержания.

 Наиболее обобщенная  классификация включает в себя умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание. В зависимости от различных направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях выделяют гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание.

По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства (общинное в американской педагогике), воспитание в детских, юношеских организациях, воспитание в специальных образовательных учреждениях.

По стилю отношений  между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание; в зависимости от той или иной философской концепции выделяются прагматическое, аксиологическое, коллективистское, индивидуалистическое и другие виды воспитания.

Наибольший интерес  для нас представляет духовно-нравственное воспитание, а также семья как  институт воспитания. Это связано  с тем, что фундаментом религиозного воспитания является семья, под влиянием которой первоначально в человеке и закладываются духовно-нравственные и эстетические ценности. 

Задачи и содержание нравственного воспитания молодого поколения определяются посредством  этических требований общества. В письменной традиции человечества основные постулаты нравственного поведения человека были представлены в Библии и Коране.

В процессе духовно-нравственного воспитания широко применяются такие методы, как убеждение и личный пример, совет, пожелание и одобрительный отзыв, положительная оценка действий и поступков, общественное признание достижений и достоинств человека. Также целесообразно проведение этических бесед и диспутов на примерах художественных произведений и практических ситуаций. Одновременно спектр нравственного воспитания предполагает как общественное порицание, так и возможность дисциплинарных и отсроченных наказаний.

Духовное или конфессиональное воспитание реализуется посредством  религиозных традиций и обрядов, приобщения к системе религиозных ценностей и конфессиональной культуре, обращенных к «сердцу», к вере в божественное происхождение человека.

 

    1. Основные характеристики семейного воспитания.

 

Духовное, нравственное начало в человеке формируется в семье. И именно семья должна дать старт развитию личности ребенка  и привить ей первоначальное понимание таких жизненноважных категорий, как добро и зло, порядочность и честность, скромность и бескорыстие гуманность и любовь к природе, духовность и чувство свободы, а еще ответственность за то, что происходит с ней и вокруг нее.

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется  и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность. Статистика свидетельствует, что переход к рыночной системе хозяйствования весьма болезненно отразился на состоянии семьи как социального института. Демографы фиксируют катастрофическое падение рождаемости, социологи отмечают рост числа асоциальных семей и предсказывают снижение жизненного уровня, падение нравственных устоев семейного воспитания. [16; 17.]

 К определению понятия  современная семья подходят с  нескольких позиций:

Во-первых, семья — это основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.

Во-вторых, семьей называется социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания и т. д. [4; 10; 11.]

Соответственно этим понятиям можно выделить факторы, под влиянием которых осуществляется воспитание в семье:

    • Структура и состав семьи (полная или неполная, однодетная или многодетная и т. п.);
    • Жизненные условия, включающие состояние места проживания, материальное положение и занятость родителей на работе, особенности образа жизни и психологический климат семьи;
    • Социально-педагогические воспитательные возможности родителей (наличие определенного образовательного и культурного уровня, усвоенный опыт воспитания от своих родителей, собственная психолого-педагогическая подготовка, т. е. готовность и способность родителей к воспитанию и т. д.);
    • Психологически детерминированные условия воспитательной деятельности родителей (родительская любовь, авторитет родителей, стиль семейного воспитания, преодоление типичных ошибок семейного воспитания, индивидуально-свеобразные особенности ребенка и т. д.)

Сегодняшняя семья весьма не похожа и существенно отличается от семьи прошлых времен. Особенно парадоксально то, что дети либо становятся одной из главных ценностей  жизни родителей, их смыслом, либо вообще никому не нужны. Но и в тех семьях, в которых отношения детей и родителей определяются глубиной их эмоционально-психологической привязанности друг к другу, возникают проблемы, связанные с реализацией функций семейного воспитания. Это связано с тем, что приходится решать совершенно иные воспитательные задачи не только по обеспечению ребенка вещами первой необходимости, но способствовать его духовно-нравственному развитию.

Ученые выделяют различные  функции семьи. Мы остановимся на тех, которые касаются, прежде всего, воспитания и развития ребенка.

  • Репродуктивная функция (от лат. самовоспроизведение, размножение, производство потомства) обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода.
  • Экономическая и хозяйственно-бытовая функция.
  • Функция первичной социализации.
  • Воспитательная функция.
  • Рекреационная и психотерапевтическая функция.

Таким образом, мы подошли  к определению понятия «семейное  воспитание».

Семейное  воспитание – это воспитание детей на основании более или менее осознаваемых усилий по взращиванию ребенка, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть и стать ребенок, подросток, юноша. В зависимости от содержания, целей и характерологических черт воспитания в семье различают: светское, маргинальное, национальное, религиозное, партийное, авторитарное, гуманистическое, нравственное воспитание и др. [10; 11.]

Именно религиозное (конфессиональное) воспитание, т. е. воспитание в соответствии с канонами конфессионального  учения и опыта, сложившегося в определенной религиозной среде и конфессии, к которой принадлежат родители, мы рассмотрим более подробно в рамках интересующей темы. Наш выбор, как уже наверно стало понятно, пришелся на православное воспитание, которое наиболее близко русскому человеку по духовно-нравственному мироощущению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II.  Принципы организации семейного воспитания детей в духе православной веры.

 

2.1. Истоки православного воспитания  в семье: воспитание детей первыми православными христианами.

Информация о работе Семейное воспитание в духе православной веры