Семейное воспитание в духе православной веры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 20:06, курсовая работа

Краткое описание

Так цель данной работы — раскрыть основные особенности православного воспитания в семье охарактеризовать задачи, способы и приемы такого воспитания.
Таким образом, проведение данной работы мы будем строить на доказательстве поставленной нами гипотезы: семейное воспитание в духе православной веры будет нести свою духовно-нравственную пользу и иметь свой положительный эффект в том случае, если сами родители будут знать и применять основополагающие принципы и средства такого воспитания.

Содержание

Введение……………………………………………………………….....................3-5
Глава I. Общие представления о воспитании, как о психолого-педагогическом и социальном феномене………………………………………………………………6
1.1. Что понимается под процессом воспитания…………………………7-12
1.2. Основные характеристики семейного воспитания………………...12-15
Глава II. Принципы организации семейного воспитания детей в духе православной веры:
2.1. Истоки православного воспитания в семье: воспитание детей первыми православными христианами…………………………………………….16-22
2.2 Семейное воспитание в духе православной веры: задачи, правила средства……………………………………………………………………22-31
Глава III. Опытно-педагогическая работа с родителя по использованию принципов православного воспитания в современной семье:
3.1. Диагностика отношения к воспитанию православием в современной молодой семье…………………………………………………………….32-35
3.2. Анализ результатов исследования состояния семейного православного воспитания………………………………………………………………...35-38
3.3. Программа семейного воспитания в русской православной культуре «Как передавать детям нашу веру или разговоры с детьми о Боге»…..38-43
Заключение……………………………………………………………………....44-45
Список литературы……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Соляник А. 21гр..doc

— 323.50 Кб (Скачать файл)

Беседа. 1. Уяснение детям некоторых свойств Божиих— Его невидимости и духовности, везде присутствия и всеведения, как условии молитвы. Беседа может начаться так: вы, дети, видели, как другие Богу молятся, молились, по примеру других, и сами. Подумаем же, что это значит "молиться Богу". Молиться Богу—можно иначе сказать—беседовать с Богом, а когда мы беседуем или разговариваем, то непременно должен быть кто либо другой, с которым мы говорим, а стало быть, когда мы молимся Богу или говорим с Ним, то представляем, что Он находится в то время с нами, слышит наши слова, принимает наши молитвы. Да, дети, хотя мы не видим того своими глазами, но Бог всегда близ нас и т. д.

Беседа 2. Всемогущество и благость Божия явлены в сотворении мира. (Начало: Бог наш свою силу и могущество проявил в сотворении мира. Вы, может быть, слышали, дети, что этот видимый нами мир, эта земля, по которой мы ходим, это солнце, которое дает нам свет, не всегда существовали; было время, когда мира не было, был только один Бог. Он захотел сотворить мир и дал ему устройство в шесть дней...).

Беседа 3. Правосудие Божие в наказании первых людей: жизнь первых людей в раю, история грехопадения.

Беседа 4, 5 и 6. Бог любит добро и наказывает зло. Каин и Авель; Сиим Хам и Иафет: потоп.

Беседа 7, 8 и 9. Бог промышляет о людях: судьба Иосифа и Моисея. (Детство последнего и чрез него данные заповеди. Последнее можно передать детям своими словами и заставить усвоить их содержание в применении к их жизни, приблизительно хотя бы так: 1 заповедь велит: любить и почитать Бога (чаще вспоминать про Него, начинать всякое дело, помолившись Богу); 2 — предписывает никакой твари не воздавать Божеского почитания: 3—требует произносить имя Его со вниманием и благоговением, напрасно Его не употреблять (не божиться); 4 — не лениться, а в праздники делать дела Божии, усиливать молитву дома, ходить в храм Божий, делать добро другим, а также соблюдать посты; 5 — любить и почитать родителей, начальников., духовного отца, всех старших по возрасту; 6—не вредить здоровью и жизни ближних (не драться); 7 — не быть бесстыдным, не сквернословить, не оскорблять ближних ни словом, ни делом; 8—не присваивать чужого; 9—не говорить неправды, не осуждать других; 10—не завидовать чужому счастью и их собственности, быть довольным тем, что имеем).

Беседа 10. Об обязанностях детей исполнять заповеди. (Как одна из переходных мыслей к этой беседе: нам теперь легче исполнять заповеди, сам Бог помогает нам при их исполнении, а святые люди подали пример их исполнения. Что тут трудного, например, нам с вами, дети, в праздник сходить в церковь, а было время, когда исполнить эту заповедь Божию было чрезвычайно затруднительно. Рассказываем о единстве храма для всех сынов израилевых и о трудностях путешествия в иерусалим). В эту же беседу может войти ознакомление детей с молениями о помощи, с молитвами пред началом и по окончании дела.

Беседа 11. Беседа о Божией Матери, как образце для нашей жизни, Рождестве Богородицы и Введении ее во храм. Беседа 12. Благовещение.

Беседа 13. Молитва: Богородице Дево, радуйся.

Беседа 14. Рождество Христово.

Беседа 15. Беседа об Ангелах и знакомство с молитвою Ангелу Хранителю.

Беседа 16. Сретение Господне.

Беседа 17. 0 Крещении Господнем. О св. Троице и молитве в честь ея. О св. богоявленской воде.

Беседа 18. Весьма кратко и по картинке: о жизни Христа Спасителя после Крещения, о Его чудесах и учении.

Беседа 19. Молитва Господня.

Беседа 20. Преображение Господне.

Беседа 21. Воскрешение Лазаря.

Беседа 22. Вход Господень в иерусалим.

Беседа 23. Страдания и смерть Христовы.

Беседа 24. Воскресение Христово.

Беседа 25. Явление воскресшего Господа ученикам.

Беседа 26. Вознесение Господне.

Беседа 27. Сошествие св. Духа на Апостолов.

Беседа 28 и 29. Ознакомление с молитвою Духу Святому.

Беседа 30. Успение Божией Матери.

Беседа 31. Беседа о святых их мощах, и молитвенном заступлении за нас. Молитва святому, имя которого носим, и краткое жизнеописание его.

Беседа 32. Воздвижевие креста Господня.

Беседа 33. О крестном знамении, сложении перстов и поклонах. Почитание Креста Господня и св. икон.

Изложенную программу можно  сокращенно выразить так: предметом  религиозных бесед должны быть три  христианские добродетели: вера, любовь и надежда. Есть Бог, — это корень веры, с которым человек родится на свет; есть Спаситель Иисус Христос,—это семя всей любви Божией к нам и нашей к Богу, положение также благодатию в душу возрожденного, но требующее пробуждения к жизни со вне; есть жизнь вечная,—это пища надежды, без которой невозможно возрастание семени христианства в душе верующего.

Как конспект для родителей пришлось изложить содержание бесед в последовательном порядке и даже с разделением  на принятую у нас единицу, называемую уроком, на деле же строго держаться  системы последовательности далеко не всегда придется. Забота родителей выбирать для беседы такой предмет, который легче всего в данную минуту может быть понят и усвоен дитятею, который ближе всего отвечает его настроению; таким образом у одних родителей последовательность бесед будет соответствовать течению событий церковной жизни, у других какая-либо другая. Равно как не в том дело родителей, чтобы вышепредложенную программу с детьми исполнить с такою же добросовестностию, как то делается в школе, где нужно и учителю и ученику непременно сдать экзамен по пройденному, а в том, чтоб из указанного материала хотя одно какое-нибудь священно-историческое событие или религиозное верование и представление сделать любимым детьми. Религиозные воспоминания, чувствования и представления, которые чаще других бывают предметом нашего внимания, становятся корнем, из которого выростает вся наша религиозная жизнь, отсюда развивается теплота религиозного чувства, отсюда благоговейные размышления, склонность к молитве и добрым делам. Такими любимыми представлениями для взрослых служат — Голгофа, будущая жизнь, конец мира и страшный суд, для детей — живое представление вездеприсутствия и всеведения Божия, или благость Божия и Его правосудие. Есть глубокий смысл в обычае нашей церкви избирать из сонма святых угодников Божьих одного в ближайшие руководители людей; жизнь соименного себе святого всякий должен знать и стараться ей подражать. Не позволит ли нам благосклонный читатель усматривать в этом обстоятельстве указание на то, что хоть один образ религиозного подвижничества должен, как путеводная звезда, предносится в сознании дитяти? Этим соображением, во-первых дополняется приведенная выше программа бесед, во вторых, родители направляются к заимствованию материала для бесед с детьми к богатому источнику жизни святых.

Долг родителей также указать  детям пути Промысла Божия. Случаев  здесь может быть весьма много. Каждое особенное обстоятельство, возвышение счастья, удаление опасностей, защита и покровительство в нужде, избавление от врагов, успех или неудачи в  предприятиях, различные общественные бедствия и прочее, все должно обращать в предмет благоговейного размышления о Боге и Его промысле.

Беседы должны быть просты по содержанию, ясны и картинны по изложению, выводы же, делаемые из них, равно как и  все наставления в истинах веры и обязанностях, преподаваемые детям младшего возраста, должны отличаться краткостью, ибо нежные умы, говорит св. Зтатоуст, не могут усвоять пространного учения. Старинная, установившаяся у нас форма обращения к детскому религиозному чувству «грех». «Это грешно, за это Бог накажет» говорят родители-христиане ребенку, когда он делает что-либо дурное, и этим способствуют развитию в нем сознания долга, приучают его бояться греха, полагают начало той чуткости его совести, той стыдливости, которая препятствует ему решиться на дурной поступок. Дитяти говорят, когда оно позволяет себе неприличные движения во время молитвы: «грех»; это значит — учись благоговению; небрежко обращается с хлебом: «грех»,—невнимание к дару Божию; упрямится исполнять приказание отца или матери: «грех»; это значит—повинуйся законной власти.

Главная забота воспитателя заключается  теперь в том, чтобы результаты, добытые  беседами в виде той или иной религиозной  мысли и чувства, закрепить в  душе ребенка, сделать их достоянием слабой детской воли. Для этой цели весьма пригодны краткие молитвословия, которыми так богато наше Богослужение и священные книги. Являясь вполне доступными детям по содержанию, имея в тоже время принятую у нас молитвенную форму, молитвословия эти легко детьми запоминаются; повторяемые же по тем или другим поводам часто, приобретают господствующее положение среди других их мыслей и в состоянии придать всей жизни известное направление. Кроме того, они служат прекрасным средством для приучения и упражнения детей в молитве.

 

Заключение.

Итак, данное исследование позволяет нам сделать следующие  выводы:

Во-первых, проблема нашего исследования в рамках этой конкретной курсовой работы (а именно, четко обозначить базовые принципы семейного воспитания в русской православной культуре, а также характерные пути религиозного воспитания детей  по направлению улучшения его эффективности) была нами освящена в полной мере в контексте основных ключевых категорий нашего исследования: воспитание в широко смысле, семейное воспитание как более узкое понятие, и собственно православное воспитание в семье в частности. Для более полного представления о роли православной веры в воспитании детей, мы обратились к истокам воспитания в православной культуре, тем самым увеличили степень значимости такого воспитания в современных семьях.

Таким образом, во-вторых, цель данной работы была достигнута: теоретически обосновав и практически доказав, мы раскрыли основные особенности православного воспитания в семье и охарактеризовали задачи, способы и приемы такого воспитания.

В-третьих, нашло свое подтверждение поставленная нами гипотеза о том, что семейное воспитание в духе православной веры будет нести свою духовно-нравственную пользу и иметь свой положительный эффект в том случае, если сами родители будут знать  и применять основополагающие принципы и средства такого воспитания. Доказательством нашего предположения стали результаты диагностики и анализа состояния семейного православного воспитания в практической части работы.

И наконец, в-четвертых, были решены все задачи, стоящие перед нами в начале исследования.

1. ознакомиться с основными общими понятиями такого психолого-педагогического и социального явления, как  воспитание, которые также включали бы в себя сведения о специфике семейного воспитания;

2. изучить принципы организации семейного воспитания детей в духе православной веры (истоки, цели, задачи и средства);

3. показать на практике способы и приемы православного воспитания в современной семье, для чего проанализировать результаты заранее проведенного опроса среди молодых семей;

4. проанализировать результаты практической части и  объяснить возможности улучшения эффективности семейного православного воспитания на примере рекомендаций, которые будут предложены родителям.

Итогом всей нашей исследовательской работы стала программа семейного воспитания в православной культуре «Как передавать детям нашу веру или разговоры с детьми о Боге», состоящая из конспекта 33 бесед с пояснением некоторых из них и рекомендациями по их проведению. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

  1. Антология педагогической мысли христианского средневековья: Пособие для учащ. пед. колледжей и студентов вузов: В двух томах. Т.1. /Сост., ст. к разделам и коммент. В.Г. Безрогова, О.И. Варьяш. – М.: АО «Аспект Пресс», 1994. – 400 с.
  2. Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика.  Учебник для вузов - СПб:  Издательство  “ Питер”, 2000.- 304 с. - (Серия «Учебник нового века»)
  3. Библия. Книги священного писания ветхого и нового завета. Канонические.
  4. Васильков Ю. В. Социальная педагогика: курс лекций: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 448с.
  5. Даведьянова Н.С. О понимании духовности в современном обществе.// Православная педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000.-128с.
  6. Дорошенко Ю.И. Христианство и русское национальное образование.// Православная педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000.-128с.
  7. Дорошенко С.И. Духовно-нравственное воспитание в истории отечественной педагогики.// Православная педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000.-128с.
  8. Зеньковский В.В. Антология гуманной педагогики. М., 2000.
  9. Измайлова А.Б. Православная педагогическая мысль о почитании родителей (русские народные традиции воспитания)// Православная педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000.-128с.
  10. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика.: Учебник. – М.:  Гардарики, 2005. – 269с.
  11. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. – 3-е изд. ипр. И доп.- М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 200с.
  12. Немов Р.С.. Психология: В трех книгах. Книга 2 Психология образования. - 2-е издание. – М. «ПРОСВЕЩЕНИЕ»,  1995
  13. Пидкасистый П.И. Педагогика: учебное пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2008. – 430с. – (Основы наук);
  14. Священник Артемий Владимиров. Учебник жизни. Книга для чтения в семье и школе. По благос ловению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Издательство Православного Братства Святителя Филарета Митрополита Московского Москва, 1998 г.
  15. Сластенин В.А. и др. Педагогика: И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб заведений - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
  16. "Социальная педагогика: курс лекций (введение в профессию "социальный педагог", основы социальной педагогики, основы социально-педагогической деятельности)" Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений  - М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 416 с.Авторы: Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н., Штинова Г.Н., Тищенко Е.Я., Дьяконов Б.П.
  17. Социальная педагогика.: Учеб. пособ. для студ. высш. Учеб. завед. / Под ред. В. Н. Никишина. – М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос»., 2002. – 272с.
  18. Харламов И. Ф. Педагогика: Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Гардарики, 1999. - 520 с.
  19. Воспитание детей: Пять практических правил для родителей-христиан. Священник Питер Гиллквист. http://www.pravmir.ru
  20. Диакон Александр Шумский – Ушинский против Спока. http://catacomb.org.ua/rubr08/
  21. Иерей Алексий Янг – Православный брак. http://catacomb.org.ua/rubr08/
  22. Игумен Иоасаф (Полуянов) – Задачи воскресной школы и семейного воспитания. http://www.wco.ru/biblio/books/pedagog2/
  23. О религиозном воспитании в семье. Протоиерей Василий Зеньковский. http://www.pravmir.ru
  24. Протоиерей Сергий Четвериков – Как воспитать и сохранить веру в бога у детей. http://catacomb.org.ua/rubr08/
  25. Сурова Л. В. - Православная педагогика как общественное и духовное явление. http://pedagog.eparhia.ru/for_pedagog/
  26. Священник Алексий Уминский – Размышления о школе и детях. http://www.wco.ru/biblio/books/pedagog1/
  27. Энциклопедия семейного воспитания и обучения - протоиерей А.И. Маляревский 1899 г. http://pedagog.eparhia.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение.

 

Приложение  №1

Методика  «Отношение к христианству»

1. Верите ли вы, что  для того, чтобы прожить хорошую жизнь, необходимо быть верующим человеком?

2. Как часто вы посещаете церковь?

3. Как часто вы изучаете  религиозные тексты?

4. Как часто вы молитесь?

5. Могли бы вы сказать,  что лично пережили религиозный  опыт?;

6. Я знаю, что Иисус помогает мне,

7. Я (не) думаю, что Библия устарела.

8. Свершались ли реально чудеса, описанные в Библии?

9. Помогаете ли вы вашей церкви-приходу?

10. Прежде чем принять важное решение, молитесь ли вы и сверяетесь с Библией?

Ответы: - ежедневно - каждую неделю - ежемесячно - изредка – никогда

 

Приложение  № 2.

  «Молитва о детях» 

Боже, наш милостивый небесный Отец! Помилуй наших детей (имена), за которых мы смиренно молим Тебя и которых предаем на Твое попечение и защиту. Вложи в них крепкую веру, научи их благоговеть перед Тобой и удостой их крепко любить Тебя, нашего Создателя и Спасителя. Направь их, Боже, на путь истины и добра, чтобы они все делали во славу Твоего имени. Научи их благочестиво и добродетельно жить, быть добрыми христианами и полезными людьми. Дай им здравие душевное и телесное и успех в трудах. Избавь их от хитрых козней дьявола, от многочисленных соблазнов, от скверных страстей и от всяких нечестивых и беспорядочных людей. Ради Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, по молитвам Его Пречистой Матери и всех святых приведи их к тихой пристани Твоего вечного Царства, чтобы они, вместе со всеми праведными всегда благодарили Тебя с единородным Твоим Сыном и животворящим Твоим Духом. Аминь.




Информация о работе Семейное воспитание в духе православной веры