Семейное воспитание в духе православной веры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 20:06, курсовая работа

Краткое описание

Так цель данной работы — раскрыть основные особенности православного воспитания в семье охарактеризовать задачи, способы и приемы такого воспитания.
Таким образом, проведение данной работы мы будем строить на доказательстве поставленной нами гипотезы: семейное воспитание в духе православной веры будет нести свою духовно-нравственную пользу и иметь свой положительный эффект в том случае, если сами родители будут знать и применять основополагающие принципы и средства такого воспитания.

Содержание

Введение……………………………………………………………….....................3-5
Глава I. Общие представления о воспитании, как о психолого-педагогическом и социальном феномене………………………………………………………………6
1.1. Что понимается под процессом воспитания…………………………7-12
1.2. Основные характеристики семейного воспитания………………...12-15
Глава II. Принципы организации семейного воспитания детей в духе православной веры:
2.1. Истоки православного воспитания в семье: воспитание детей первыми православными христианами…………………………………………….16-22
2.2 Семейное воспитание в духе православной веры: задачи, правила средства……………………………………………………………………22-31
Глава III. Опытно-педагогическая работа с родителя по использованию принципов православного воспитания в современной семье:
3.1. Диагностика отношения к воспитанию православием в современной молодой семье…………………………………………………………….32-35
3.2. Анализ результатов исследования состояния семейного православного воспитания………………………………………………………………...35-38
3.3. Программа семейного воспитания в русской православной культуре «Как передавать детям нашу веру или разговоры с детьми о Боге»…..38-43
Заключение……………………………………………………………………....44-45
Список литературы……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Соляник А. 21гр..doc

— 323.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, наше исследование семейного религиозного воспитания в духе православия на ознакомлении с истоками христианского воспитания не завершается. Далее мы будем продолжать анализировать задачи и средства религиозного воспитания в православной семье, так как взгляд со стороны современности на те основополагающие религиозные заветы, которых придерживались ниши предшественники,  поможет нам в совокупности с практическим обоснованием наметить собственные способы и приемы организации семейного православного воспитания

Как уже стало понятно из первого  параграфа данной главы: христианское воспитание стремится дать ребенку духовное направление, чтобы он мог устоять перед разными соблазнами и идти в жизни правильным путем. А для этого нужно, чтобы он с детства не только знал правила поведения, но обладал внутренней целостностью, которая делала бы ясными для него различные проявления добра и зла.

По этому поводу хорошо сказал Священник Артемий Владимиров: «Все ли знают, что сказала святая праматерь Ева, когда впервые разрешилась от бремени чадом своим? "...Приобрела я человека от Господа!" - изрекла тогда первая мать на земле. И если чадо, дитя - от Бога, то и взращивание, дело воспитания без Божией помощи обойтись никак не может. Особенно это очевидно в наше время, быть может, гораздо более трудное для воспитания подрастающего поколения, чем предыдущее».

Итак, «общая задача религиозного воспитания, по В. В. Зеньковский, в том, чтобы вызвать к жизни духовные силы, духовные запросы у детей и подростков, дать им окрепнуть и созреть», а также  «в том, чтобы помочь душе "жить в Боге", раскрыть для нее путь свободного духовного развития, то эта задача будет достигнута и в случае бедности или сдержанности внешнего выражения религиозных движений - и наоборот, привычные формы таят в себе ту опасность, что привычки оттеснят внутренний мир». [8,23.]

Так как человек вынужден жить среди многих и различных соблазнов, то очень важно для него уметь самостоятельно разбираться в том, что правильно, а что нет. Для этого родители должны привить ребенку любовь к добру и внутреннее чутье, которое поможет ему распознавать и преодолевать соблазны. Причем очень важно привить любовь к Богу в самом раннем возрасте, раньше, чем ребенок утратит свою духовную восприимчивость.

Согласно содержанию книги «Христианское  воспитание детей» родители должны направлять, в первую очередь, на развитие главных сил души ребенка: ум, волю и сердце.

Образование ума у ребенка начинается со словом. Поэтому, когда родители говорят с детьми, они должны называть вещи своими именами, больше читать им рассказов, спрашивать, что думает ребенок о различных вещах.

На пути воспитания воли, важно приучить ребенка самостоятельно, без принуждения со стороны родителей, делать добрые дела: помогать другим, давать милостыню и т. д.

Евангелие учит, что главное  в жизни человека - правильное состояние его сердца. Под "сердцем" понимается тот центр внутренней жизни человека, в котором сосредоточиваются его желания и чувства, и который определяет его нравственную жизнь. Если Сам Спаситель сказал, что "от сердца исходят помышления злая" (Мт. 15:19), то, очевидно, что без воспитания сердца человек обойтись не может. Поэтому дать доброе направление сердцу ребенка является главной задачей воспитания.

Все изложенное можно сформулировать в следующих положениях, касающихся задач религиозного воспитания:

1. Каждый человек, будучи образом и подобием Божиим, по природе своей способен к внутреннему, опытному, непосредственному познанию Бога, то есть к вере в Бога. Религиозно неспособных людей, атеистов по природе, не существует. Таким образом, воспитывать детей необходимо на по пути развития познания Бога,  Его свойств и действий,  Его отношении к миру и отношении людей к Нему, что должно быть неразрывно связано с приобщением к Богу, то есть с живой верой в Него.

2. Познание Бога сохраняется  и возрастает в человеке при  условии правильного отношения к Богу, чистоты сердца и смирения, в благоприятной духовной среде, семейной и церковной. Поэтому и воспитывать нужно в подлинной религиозной жизни, которую олицетворял сом Бог в своих духовно-нравственных деяниях, следуя его заповедям и наставлениям.

Получается, что свою воспитательную деятельность родители должны направлять на гармоничное развитие детей, чему эффективно способствует воспитание в духе православия.

Теперь, определившись с основными задачами, которые решает православное семейное воспитание, мы раскроем чем же располагает и может пользоваться семья для религиозного воспитания своих детей.

Так Священник Питер Гиллквист  в статье «Воспитание детей: Пять практических правил для родителей  христиан» выделял следующие, соблюдение которых, на наш взгляд, поможет родителям найти правильные средства воспитания детей в православии. Вот они эти правила:

Отдаваите приоритет своей семье. «Самое важное после Царствия Божия это наша семья. Мне кажется, если мы хотим взращивать Православные христианские семьи, наши супруги и дети должны стать для нас превыше всего после Христа и Его Церкви. Для верующего человека наш путь во Христе и Его Церкви всегда на первом месте. В этом отношении Наши взаимоотношения с Богом стоят на первом месте, наша преданность семье на втором, а увлеченность нашей работой на третьем. Как родители мы должны принять на себя строжайшее обязательство, что прежде работы, прежде общественной жизни, прежде всех других дел, которые будут состязаться за пользование нашим временем, мы должны отдать приоритет семье».

Расскажите детям о любви Божией, научите молиться и понимать смысл молитв, ходите на воскресное богослужение, изучите церковный календарь, особенно обратите их внимание на посты, пусть не будут придерживаться ограничений в еде, куда главнее если они поймут сущность соблюдения «духовного поста» и т. д. 

Любите своих супругов. «Психологи говорят, что для детей важнее не столько ощущать любовь родителей к себе, а знать, что папа и мама любят друг друга. Дети инстинктивно чувствуют, что если любви в браке больше нет, то немного ее остается и для них самих. Красивый отрывок из Послания к Эфесянам описывает такую любовь. Это тот отрывок, который читается в качестве Апостольского послания на православном венчании. «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь»

Никогда не наказывайте  в гневе, помните, что и вы были такими как они сейчас и ваши дети ничем не отличаются от вас. А лучше во избежание обидных ошибок воспитания «полезно время от времени садиться со своими детьми и напоминать им, почему так важно слушаться родителей». «Потому что, если дети не научаться подчиняться своим родителям, они не научатся подчиняться Господу. А последствия этому ужасны, и в этой, и в будущей жизни. Поэтому одна их причин, почему мы слушаемся своих пап и мам, это то, что таким образом мы исполняем Господни заповеди».

Помогите вашим  детям распознавать Божию волю, «другими словами, принимая во внимание дарования ребенка, его эмоциональный склад, его личность, его интеллект, его призвание, вы должны помочь ему распознать тот путь, который Господь для него определил». [19.]

Знать правила это безусловно хорошо и необходимо родителям, но бывает и так, что одних правил не достаточно, если не применять какие-либо способы и приемы воспитания детей.

Итак, воспитание нужно начинать еще самых маленьких детей.

Среди средств, пригодных для религиозного воспитания детей самого малого возраста, можно указать: 1) на окружающую дитя внешнюю обстановку, 2) на образ жизни взрослых, поскольку они соприкасаются с детьми, 3) на частое благоговейное осенение детей крестным знамением, 4) на посещение с детьми храма и богуслужений и 5) на причащение их Телом и Кровию Христовою.

Из внешней обстановки, окружающей ребенка, останавливает на себе внимание, прежде всего, детская. Чтоб удовлетворить  целям религиозного воспитания, от детской требуется не многое, а  именно, чтоб в ней была икона, перед которой бы теплилась по временам лампадка.

Уместней всего в детской  комнате изображение Спасителя, благословляющего детей, или Божией Матери с Превечным Младенцем  на руках. Изображение на иконе должно быть достаточной величины и хорошей работы, чтобы привлекать внимание детей и художественной своею стороной. Икону следует устанавливать, по возможности, в восточном углу (или стене) комнаты (а не над кроватью, как принято в учебных заведениях), на достаточной высоте, чтобы с самых ранних лет внедрить в детях этот обычай православной церкви, сделавшийся добрым преданием русской народности. Это маловажное, с виду, обстоятельство впоследствии даст повод к обстоятельной беседе о разумном почитании икон, об обычае строить храмы алтарем на восток и т. д.

Для большего привлечения внимания ребенка к иконе, пред нею зажигают лампаду. Дети любят огонек и тянутся  к блестящим вещам; пусть же такою  вещию будет не скоро подвергающаяся ломке игрушка, а на недосягаемой для дитяти высоте, как-бы на небе, висящая с лампадою икона; пусть наши дети приучаются с первых дней не к капризу, непостоянству и своеволию, а к постоянству, благоговейной настроенности, к чистой и святой вере.

Среди других религиозно-воспитательных средств для самых малых детей  заслуживает внимания обычай осенять их крестным знамением во всех тех случаях, когда взрослые сами крестятся, а именно: утром по пробуждении детей, при вставании их с постели, по умывании лица, пред началом и по окончании кормления, пред отправлением на гулянье и всяким выходом из дома, пред укладыванием спать, когда дитя засыпает и во многих других случаях, особенно во время нездоровья или болезни детей. При этом родители твердо веруют, что своим благословением они низводят на детей благословение Божие, испрашивают помощь свыше и, вместе с тем, с первых же дней приучают детей проводить жизнь с Богом и в Боге.

К благотворным влияниям храма самого по себе должно присоединиться влияние  богатого у нас священными действиями богослужения. Опять, если свет одной  лампады, образ одной молящейся матери может благотворно действовать на душу дитяти, то тем больше может повлиять на ребенка свет от множества лампад, сотен свечей, разнообразные действия служащих.

В церкви может подействовать на ребенка и то чувство благоговения, которым исполнены взрослые молящиеся. Известию, что чувство одного человека иногда неотразимо действует на другого, даже на целое общество. Доказывается это впечатлением ораторских речей, воодушевленной проповеди, артистической игры на сцене. А если чувство одного лица передается другому, то может передаться и чувство благоговения в храме от молящихся душе ребенка. Таким образом, есть в храме Божием средства воздействия на душу ребенка и помимо смысла и содержания Богослужения. Ими и нужно пользоваться, тем более, что дожидаться развития смысла и разумения ребенка приходится долго.

Ребенок, растущий в христианской семье, дышит христианскими идеями и усваивает себе эти идеи в  том виде, в каком находит их вокруг себя. Пример старших увлекающим образом действует на детские души. Благочестивое настроение отца и матери, проявляющееся в искренней молитве, или в других действиях религиозного характера, благотворно влияет на религиозную настроенность, детей.

Названные факты показывают, что  требуется в образ жизни взрослых, окружающих дитя, внесение таких особенностей поведения, которые бы содействовали насаждению в детях начатков веры и нравственности. Среди этих особенностей первое место должна занять молитва родителей о детях, как их единичная и семейная, так вместе с ними и, по их инициативе, молитва всей церкви.

Благочестивые родители смотрят на привитие детям добрых обычаев веры и нравственности, как на священнейшую свою обязанность, возложешиую на них  Богом, Церковию и людьми и примером собственной благочестивой жизни стараются учить детей страху Господню от колыбели, ибо они разделяют мнение одного учителя Церкви, что душе, с первых лет получающей впечатления Слова Божия, трудно забыть страх Божий. В этот нежный возраст дети легко воспринимают и, как печать на воске, напечатлевают в душе то, что слышат; преимущественно с этого времени жизнь детей наклоняется к добру или злу. Если, начиная от самых дверей жизни, отводить детей от зла и наводить на путь правый, то добро обращается у них в господствующее свойство и природу; потом им не так легко перейти на сторону зла, когда сама привычка будет влечь их к добру.

Возможно, частое причащение детей  Телом и Кровию Христовою составляет новое и при том самое могущественное средство религиозного воспитания в  рассматриваемый период. Воспитатель должен твердо помнить, что как растение получает главные свои свойства не от желания, ухода или искусства садовника, а от всемогущего слова Того, Кто раз и навсегда заключил эти свойства в семени, сказав: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя по роду и по подобию ее и древо плодовитое, приносящее по роду своему плод, так и богоподобные свойства духа человеческого поддерживаются и развиваются не усилиями только, учением и человеческим искусством воспитателя, а помощию свыше, благодатию Божиею, низводимою на детей в таинстве св. Причащения. Отсюда возможно частое повторение этого таинства над детьми.

Православные родители не разделяют  заблуждения, будто бы от приступающего  к сему таинству необходимо требуется  сознательная подготовка и не откладывают первого причащения до пробуждения сознания в ребенке, а обыкновенно причащают на другой день после крещения, во дни знаменательные в жизни ребенка и семьи и непременно в день рождения, именин, в праздник Пасхи и Рождества Христова, а также во время заболеваний ребенка. Жития святых полны рассказами о чудодейственной силе причащения над больными.

Другой неиссякаемый источник, откуда черпается религиозными родителями материал для бесед, есть окружающая и неотразимо действующая на ребенка природа. Не даром же ее называют раскрытою пред глазами человека книгою. Поэтому с пробуждением в ребенке сознания и дара слова, средства религиозного воспитания расширяются. Теперь забота родителей будет состоять в том, чтобы все, что по части религиозного воспитания заложено в душу ребенка, как семя и зародыш, озарить сознанием дитяти, дать ему возможность осмыслить свои непосредственные благочестивые чувствования, возвести их на степень более или менее ясных понятий, которые бы стали впоследствии разумным руководительным началом его жизни. Этой цели служат: 1) беседы, 2) молитва домашняя и церковная, 3) пение духовное, 4) упражнения детей в делах благочестия и 5) наставление от духовных лиц.

Информация о работе Семейное воспитание в духе православной веры