Семейное воспитание в духе православной веры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 20:06, курсовая работа

Краткое описание

Так цель данной работы — раскрыть основные особенности православного воспитания в семье охарактеризовать задачи, способы и приемы такого воспитания.
Таким образом, проведение данной работы мы будем строить на доказательстве поставленной нами гипотезы: семейное воспитание в духе православной веры будет нести свою духовно-нравственную пользу и иметь свой положительный эффект в том случае, если сами родители будут знать и применять основополагающие принципы и средства такого воспитания.

Содержание

Введение……………………………………………………………….....................3-5
Глава I. Общие представления о воспитании, как о психолого-педагогическом и социальном феномене………………………………………………………………6
1.1. Что понимается под процессом воспитания…………………………7-12
1.2. Основные характеристики семейного воспитания………………...12-15
Глава II. Принципы организации семейного воспитания детей в духе православной веры:
2.1. Истоки православного воспитания в семье: воспитание детей первыми православными христианами…………………………………………….16-22
2.2 Семейное воспитание в духе православной веры: задачи, правила средства……………………………………………………………………22-31
Глава III. Опытно-педагогическая работа с родителя по использованию принципов православного воспитания в современной семье:
3.1. Диагностика отношения к воспитанию православием в современной молодой семье…………………………………………………………….32-35
3.2. Анализ результатов исследования состояния семейного православного воспитания………………………………………………………………...35-38
3.3. Программа семейного воспитания в русской православной культуре «Как передавать детям нашу веру или разговоры с детьми о Боге»…..38-43
Заключение……………………………………………………………………....44-45
Список литературы……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Соляник А. 21гр..doc

— 323.50 Кб (Скачать файл)

Вот, например, беседы с малыми детьми должны быть чужды всякой искусственности по содержанию и изложению, иметь вид самых простых обыденных разговоров старших с младшими, касающихся предметов веры. Необходимое условие благотворности бесед в том, чтобы они имели содержанием своим какое-либо соприкосновение с внутреннею духовною жизнью дитяти, с направлением его собственных чувств и мыслей и не превышал бы его детского разумения. Например, дитя пробуждаясь по утру и засыпая вечером, останавливает свой первый или последний взгляд на самом простом зрелище: его мать, близ него, на коленях, с глазами поднятыми к небу или к св. иконе, возносит свою усердную молитву к Господу. Она молится с умилением, горячо, потому что душа ее переполнена мыслями и чувствованиями о своем младенце и она выражает их милосердному Богу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Опытно-педагогическая работа с родителя по  использованию  

                   принципов православного воспитания в современной семье.

 

    1.  Диагностика отношения к воспитанию православием в современной молодой семье.

 

 

Теоретический анализ основных принципов семейного православного воспитания, освященный нами в первых двух главах данной работы составил фундамент для дальнейшей практической части, в которой мы раскроем свое виденье на то, как передавать детям  православную веру, тем самым, осуществляя их воспитание.

Поэтому итогом всей нашей исследовательской работы стала разработка программы семейного воспитания в православной вере по направлению улучшения эффективности воспитания детей  «Как передавать детям нашу веру или разговоры с детьми о Боге». 

Таким образом, была проведена диагностика отношения к воспитанию православием в современной молодой семье. Для чего мы воспользовались методикой и письменным опросом 100 родителей учащихся 1-4классов МОУ РСОШ № 10 села Развильного Песчанокопского района Ростовской области.

Итак, на данном этапе сделаем некоторые необходимые, на наш взгляд, пояснения: Во-первых, в качестве респондентов выступали родители учащихся начальных классов, так как (и это давно научный факт) воспитывать и прививать детям православную веру нужно, начиная с самого раннего возраста. И мы хотели исследовать религиозность об осведомленность молодых родителей в вопросах православной веры, которые находятся еще в начале пути воспитания своих детей.

Во-вторых, мы оказались в затруднительном положении в поиске опроса и методики диагностики  отношения к воспитанию православием в семье. Поэтому нам пришлось предлагать разработанный своими силами диагностический материал.

Таким образом, нами был разработана методика измерения религиозности «Отношение к христианству» (см. Приложение №1), в которой содержалось 10 вопросов, подразумевающих ответы: - ежедневно; - каждую неделю; - ежемесячно; - изредка; - никогда. Интерпретация результатов проводилась по шкале «Религиозность родителей», способствующей определению отношения православному воспитанию в современной молодой семье, в которой за каждый ответ давалось по 2балла (после чего баллы суммировались и переводились в проценты). Оценить религиозные чувства родителей и их уровень предрасположенности к воспитанию православием позволяет сравнительная диаграмма №1. по-каждому из вариантов ответов.

Диаграмма №1.

 «Религиозность  родителей»

Опрос мы проводили с целью подтвердить и расширить полученные ранее результаты, так как родители должны были дать развернутый ответ по каждому из 2 предложенных вопросов:

1.  Занимаетесь  ли вы воспитанием детей в православной вере?

2. Сейчас при  многих церквях открыты воскресные  школы для детишек. Как, вообще, вы относитесь к православному воспитанию?

В итоге нами были получены следующие ответы, которые во многом выражали одну и туже суть поднимающегося вопроса, но давались и совершенно противоположные суждения. А так как опрос проводился на совместном родительском собрании родителей учащихся первых четырех классов, то между родителями возникали даже спорные моменты, которые живо обсуждались там же на месте.  Вот некоторые наиболее яркие примеры:

  • Думается, что с православной церковью у нас в стране еще рановато, поспешили.. Уж чересчур рьяно взялись за восстановление религии, дети же понимают что нет такого чувства, как надо, много «показушности».
  • Пожалуй, в этом вопросе я с вами не соглашусь! Если у родителей нет веры, то тогда ребенок, действительно, будет чувствовать фальш. А если родители верующие люди, то никакой неправды нет. Более того, если вы сами не очень верующий человек, но хотели бы воспитать ребенка более религиозным или осведомленным в вопросах религии, то есть смысл отвести его в воскресную школу.
  • Думаю, что иногда бывает полезно детям походить в Воскресную школу. Более спокойны они становятся, более ответственны. Главное, чтобы им нравилось! Заставлять, конечно, не стоит!
  • Безусловно, что ни в коем случае заставлять не надо. Но вот такое дополнительное образование ребенку никогда не помешает. По крайней мере будет знать о законе Божьем!
  • Дети, как губка впитывают все очень быстро! Если ребенок посещает воскресную школу, можно только порадоваться - давая понятия о православии, мы воспитаем достойного человека.
  • Дочь у нас крещеная, носит нательный крестик постоянно, не снимает даже в бане, настолько привыкла к нему! А вот толком, кто изображен на кресте, не понимает. Хотелось бы поводить ее в Воскресную школу, чтобы ей объяснили все толково. Сама-то я не очень могу так объяснить ребенку, чтобы он понял все верно!
  • У нас нет воскресной школы, но мы имеем желание воспитывать ребенка в православии, поэтому приобрели в церкви детские книжки и читать. Конечно, некоторые моменты все равно приходится объяснять самой.
  • Прежде всего, нам самим надо чему-то научиться, что бы действительно правильно объяснить все ребенку. Жаль, что не существует воскресных школ для родителей, я думаю, мы для себя, многое бы там узнали, учитывая наше “атеистическое” воспитание!
  • Сегодня семьей на службе в церкви были, так с удовольствием замечаю, что с каждым годом все больше молодежи приходит в церковь. И дети уже раскованно ведут себя в церкви. Раньше стояли и испуганно как-то озирались, а сейчас полноправные участники. А это уже радует!

Здесь нужно заметить, что для примера мы выбирали ответы более или менее положительно настроенных родителей, но были и такие папы и мамы, и их большинство, которые вообще не отвечали и обходились нейтральными фразами.

Результаты данного опроса нашли свое отражение на диаграмме №2.  В ней мы наглядно представили отношение современных родителей к воспитанию в духе православной веры. Для чего мы все рассуждения свели к 3 возможным кратким вариантам ответов: «За», «Против», «Допускается».

Диаграмма №2.

«Отношение  к воспитанию православием»

Таким образом, диагностируя молодых родителей, мы изучили реальную картину состояния православного семейного воспитания и сделали давно напрашивающиеся сами собой выводы.

 

3.2. Анализ результатов исследования состояния семейного православного воспитания.

 

К  интерпретации и  анализу полученных результатов  мы подошли очень осторожно и  не ставили никаких диагнозов, то есть нами была предпринята попытка  адекватно оценить  нынешнее состояние семейного православного воспитания. Это состояние, складывающееся из наличия религиозных чувств и представлений самих родителей и их отношении к воспитанию православием, и подтолкнуло нас на создание программы семейного воспитания в русской православной культуре «Как передавать детям нашу веру или разговоры с детьми о Боге».

Но в начале предлагаем обсудить результаты методики и опроса.

Итак, как видно из диаграммы №1. «Религиозность родителей» только 3,7% родителей указали вариант «ежедневно», тогда как 58,9% родителей написали «никогда». Вот эта катастрофическая разница и стала поводом всего нашего исследования. Ведь очевидно, что во многих современных семьях не обращаются к православному воспитанию или очень мало внимания уделяют ему, так как сами молодые родители не испытывают религиозных чувств и более того не хотят просвещаться в знаниях своей веры.

Получается, что эти большинство людей не читали Библии, не знают молитв, не посещают церковь и вообще склонны считать: чтобы прожить хорошую жизнь, не обязательно быть верующим человеком? Конечно, на то поколение оставили свой след всем известные исторические обстоятельства: с одной стороны, всеобъемлющий запрет на вероисповедание, а с другой, процветающий атеизм.

Но несколько спасает  это безрадостное положение распределение  процентов между вариантами ответов: «каждую неделю» - 5,2%, «ежемесячно» - 10,4% и «изредка» - 31,8%.

Следовательно, иногда родители обращаются к православной культуре, но слишком формально и сухо преподносят своим детям религиозные знания. Получается чисто внешнее внедрение некоторых фактов, правил и привычек, не согретых ни искренней верой в Бога, ни любовью к Богу и ближним. Другие семьи страдают половинчатым и поверхностным отношением к Православию. Например, в многие люди вспоминают о посещении церкви и молитвах только по большим праздникам или при особых семейных событиях: крестинах, свадьбах и похоронах. Вся же их остальная жизнь проходит без всякой связи с Церковью и без внимания к ее требованиям. Естественно, что такое пренебрежительное отношение к вере эти люди передают своим детям.

Итак, выявленные результаты методики подтвердились опросом, данные по которому наглядно представлены на диаграмме №2. «Отношение к воспитанию православием».

Так на вопрос: Занимаетесь ли вы воспитанием детей в православной вере? – четко «Да» или «Нет» почти никто из родителей не отвечал. В основном взрослые рассуждали о желательности или нежелательности, о необходимости или ненужности такого воспитания, его значении для подрастающего поколения. К сожалению, многие родители еще считают, что религиозный способ воспитания «не вписывается в контекст современного общественного устройства». И таких родителей преобладающее большинство – 58,4% - «Против». Остается только надежда, что из тех, кто не проявил желание вообще отвечать, но кого мы отнесли к этому проценту, есть люди, хотя бы задумывающиеся о воспитании православием. Отвечающие не в пользу религиозного воспитания, чаще всего даже не удосуживались аргументировать свой ответ и только изредка указывали причину, например, «нет возможности» или «ему это не нужно». Опять же такие объяснения походят на отговорки и нежелание узнать самим о православной вере и дать знания своим детям.

Напротив небольшой  процент – 15,7% родителей высказались  «За» православное воспитание в семье и воскресных школах. При этом со всей серьезностью они подошли к вопросу собственного религиозного просвещения, так как считают,  и это правильно,  когда родители, сознавая свою неопытность и слабость в деле воспитания детей, обращаются к Богу за руководством и помощью, то Бог действительно помогает им, и семейная жизнь течет благополучно под кровом Всевышнего. Так при всех трудностях, с которыми сталкиваются родители в деле воспитания своих детей, есть одна, безусловно, положительная сторона: стараясь направить детей на правильный путь, родители одновременно с этим сами учатся и духовно растут. В этом, собственно, и заключается по мысли Творца, настоящая цель семьи - научить людей заботиться друг о друге и духовно расти.

 И наконец, порадовали те родители, которые, по-нашему мнению, «Допускают» православное воспитание, проявляют интерес, и что самое главное, не воспротивятся, если их ребенок захочет больше знать о вере. Более того, многие посодействуют такому стремлению и сами примут участие в обогащении себя и детей в православной культурой.

Таким образом, анализ состояния  семейного православного воспитания показал нам, что в первую очередь  необходимо направить всю свою деятельность на практическую реализацию основных принципов православного воспитания на молодые семьи, которые не против религиозного воспитания, но не знают с чего им начать. 

 

3.3. Программа семейного воспитания в русской православной культуре «Как передавать детям нашу веру или разговоры с детьми о Боге»

 

С пробуждеием в ребенке сознания и дара слова, средства религиозного воспитания расширяются. Теперь забота родителей и воспитателей будет состоять в том, чтобы все, что по части религиозного воспитания заложено в душу ребенка, как семя и зародыш, озарить сознанием дитяти, дать ему возможность осмыслить свои непосредственные благочестивые чувствования, возвести их на степень более или менее ясных понятий, которые бы стали впоследствии разумным началом его жизни. Этой цели служат беседы.

Беседы с малыми детьми должны быть чужды всякой искусственности по содержанию и изложению, иметь вид самых простых обыденных разговоров старших с младшими, касающихся предметов веры. Необходимое условие благотворности бесед в том, чтобы они имели содержанием своим какое-либо соприкосновение с внутреннею духовною «жизнию дитяти», с направлением его собственных чувств и мыслей и не превышал бы его детского разумения. Например, дитя пробуждаясь по утру и засыпая вечером, останавливает свой первый или последний взгляд на самом простом зрелище: его мать, близ него, на коленях, с глазами поднятыми к небу или к св. иконе, возносит свою усердную молитву к Господу. Она молится с умилением, горячо, потому что душа ее переполнена мыслями и чувствованиями о своем младенце и она выражает их милосердному Богу (см Приложение №2. «Молитва о детях»). Трогательная фигура матери и в особенности ее глаза, с глубокою верою и любовию устремленные горе, приковывают внимание дитяти. Дитя пристально смотрит на мать и понимает ее по своему: в глубине его души пробуждается чувство, сродное чувствованиям молящейся матери. Это чувство и есть религиозное чувство, влечение к Богу. При виде своей матери, благоговейно беседующей с Богом, дитя угадывает, так сказать, Бога. Оно не знает еще, кто Он, но его сердце и его душа смутно, но сладостно уже стремятся к Нему; дитя чувствует, что там—в Боге источник всякого блага и защита от всякого зла. После этого, когда мать укажет дитяти, например, на небо и скажет: там Бог-Отец наш небесный, дитя узнает Бога, потому что Бог уже обитает в его сердце; оно узнает и никогда не забудет, что там, на высоте, бодрствует над ним Отец, — Отец его отца, матери и всех людей. Родители суть первое божество для дитяти. Понимать это выражение нужно в том смысле, что родная семья служит сферою, где чувства, из которых слагается религиозность, имеют применение, упражнение и развитие.

Указать определенно, что именно и  в каком порядке может быть предметом бесед с тем или  другим дитятею, едва ли возможно, это  обуславливается общим развитием  ребенка, богатством его внутреннего опыта, теми или другими индивидуальными особенностями ребенка, а также направлением религиозной мысли и чувства воспитателей. Однако, чтоб помочь разобраться в массе материала неопытным родителям, считаем не лишним представить программу минимальных сведений для означенных бесед.

Информация о работе Семейное воспитание в духе православной веры