Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 12:02, дипломная работа
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем выявить психолого-педагогические условия сенсорного развития младших дошкольников средствами дидактических игр.
Для проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить сенсорное развитие как психолого-педагогическую проблему.
2.Рассмотреть особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
3.Проанализировать специфику использования дидактических игр для сенсорного развития детей.
4. Изучить показатели и уровень сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
4.Реализовать экспериментальную работу по сенсорному развитию младших дошкольников посредством дидактических игр.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы проблемы сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр
1.1. Сенсорное развитие как психолого-педагогическая проблема ……….6
1.2. Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………………………..….11
1.3. Специфика использования дидактических игр для сенсорного развития детей…………………………………………………………………………….16
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр
2.1. Показатели и уровень сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста ………………………………………………………………………..24
2.2. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и экспериментальная проверка эффективности проведенной работы………………………………………………………….. 29
Заключение……………………………………………………………………41
Список литературы………………………………………………………..... 43
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования города Москвы
Педагогический колледж №18 «Митино»
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста
средствами дидактических игр
Выпускная квалификационная работа
Исполнитель: Поздоровкина Н.В.
Руководитель: Своротова Юлия Владимировна
Допустить к защите ______________________2013 г. ______________________ (подпись руководителя) |
Дата защиты __17.06.13______ Оценка____5________________ |
Москва, 2013
Рецензия
на выпускную квалификационную работу «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр»
студентки 602 группы заочного отделения ПК №18
Поздоровкиной Н.В.
Дипломная работа Поздоровкиной Н.В.посвящена актуальной для педагогической практики теме. Актуальность данной темы подтверждается пристальным вниманием ученых, педагогов - практиков и родителей к разным сферам психической организации дошкольников, а также к насущным вопросам условий и факторов их развития. Настоящая работа является практически значимой для опыта воспитания детей-дошкольников.
Цель, задачи, выделенный предмет дипломной работы, сформулированная гипотеза, подобранные методы сбора информации вполне адекватно направляют исследовательский поиск Поздоровкиной Н.В. Задачи, поставленные перед исследованием, студентка выполнила, продемонстрировав определенную психологическую грамотность, как теоретическую, так и практическую.
Подобранная студенткой литература в целом отражает тематику категорий «сенсорное развитие дошкольников» и «дидактические игры». Однако теоретический материал излагается в описательном ключе, отсутствуют ссылки на источники, заявленная в содержании первого параграфа «проблемность» не рассматривается, наблюдается смешение понятия «сенсорное развитие» и «сенсорное воспитание».
Экспериментальная часть построена на основе диагностического среза некоторых психологических знаний и умений детей и организации формирующего эксперимента. В результате сравнения показателей детей до и после развивающей работы была подтверждена гипотеза. В процессе анализа возникли следующие вопросы, ответы на которые рецензент в тексте не обнаружил.
4. На каких и чьих исследованиях основан комплекс развивающих занятий? Кем он составлен? Данный вопрос связан с отсутствием информации о практике психологической работы по данной проблеме, описанной в литературе, а также общим характером приводимых заданий.
Высказанные вопросы к дипломному исследованию Поздоровкиной Н.В. не снижают ее ценности и практической значимости. Работа соответствует требованиям, предъявляемым к дипломным исследованиям, допускается к защите и заслуживает положительной оценки.
Рецензент,
доцент, канд. психол. наук, доцент
кафедры психологии образования
ИППО ГБОУ ВПО МГПУ
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретические основы проблемы сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр
1.1. Сенсорное развитие как психолого-педагогическая проблема ……….6
1.2. Особенности сенсорного
развития детей младшего дошкольного
возраста…………………………………………………………
1.3. Специфика использования дидактических
игр для сенсорного развития детей…………………………………………………………………
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр
2.1. Показатели и уровень сенсорного
развития детей младшего дошкольного
возраста ………………………………………………………………………..
2.2. Сенсорное развитие
детей младшего дошкольного
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложение
Введение
В соответствии с действующими федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ №655 от 23 ноября 2009г.) в программе нового поколения «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребёнка от рождения до школы. Отдельным разделом в содержании образовательной области «Познание» представлено «Сенсорное развитие», которое направлено на формирование у детей всех возрастных групп познавательных интересов и на их интеллектуальное развитие.
Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. В этот период при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности, обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.
Актуальность проблемы
исследования заключается в
Исследованиям в области сенсорного развития дошкольника уделяли внимание многие отечественные и зарубежные ученые. Наиболее важный вклад в этом направлении внесли такие отечественные авторы как: А.П.Усова, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко, Э.Г.Пилюгина, Е.И.Тихеева и многие другие, а также зарубежные педагоги: Я.А.Коменский, Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли.
Однако и на сегодняшний день
существует необходимость
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем выявить психолого-педагогические условия сенсорного развития младших дошкольников средствами дидактических игр.
Объект исследования: сенсорное развитие младших дошкольников.
Предмет исследования: процесс сенсорного развития младших дошкольников средствами дидактических игр.
В ходе работы над темой была выдвинута гипотеза исследования: мы предположили, что сенсорное развитие младших дошкольников посредством дидактической игры будет идти эффективней при организации следующих психолого-педагогических условий:
- подбор комплекса дидактических игр, соответствующих по цели развитию сенсорных способностей у детей, с постепенным переходом от простого к сложному;
- просвещение педагогов и родителей в области сенсорного развития детей;
- создание развивающей среды в группе детского сада.
Для проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить сенсорное развитие как психолого-педагогическую проблему.
2.Рассмотреть особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
3.Проанализировать специфику использования дидактических игр для сенсорного развития детей.
4. Изучить показатели и уровень сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
4.Реализовать
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
- беседа с детьми и наблюдение за их деятельностью в процессе занятий по сенсорному воспитанию;
- педагогический эксперимент.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Глава I. Теоретические основы проблемы сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр
как психолого-педагогическая проблема
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Сенсорное развитие дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.п.
Под сенсорной организацией
личности понимается
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсорное развитие является важнейшей частью единого планомерного развития и воспитания дошкольников.
На этапе раннего детства
Рассматривая психолого-педагогические подходы к сенсорному развитию детей, отметим некоторых деятелей, оказавших значительное влияние на исследование этой проблемы.
Великий педагог Фридрих Фребель следовал принципу «Будем жить ради наших детей» и сегодня является побудительным мотивом к поиску и созданию новых путей и методов воспитания детей. Знакомство с системой Пестолоцци, произведения великого Яна Амоса Коменского «Материнская школа» подтолкнула Фребеля к созданию собственной теории. Фридрих Фребель стремился построить свою теорию на прочной методической основе.
- Мир един и одновременно многообразен, а многообразие предполагает наличие отдельных элементов, единых по сущности.
- Проявление многообразия и единства, выявление их, приспособление их для познания окружающего мира.
- Движущие силы развития: внутренние и внешние.
- Совместное действие равных и противоположных условий (факторов) и путем уравнения, связи их в жизни.
В 1919 году известным философом Рудольфом Штейнером было создано международное культурно-образовательное движение под названием Вольдорфская педагогика. Развитие проходит через подражание. Подход к человеку, как к единому целому, является главным педагогическим принципом на всех стадиях Вольдорфской школы. Цель Вольдорфской педагогики – привести ребенка в контакт с миром, развить его скрытые способности и свойства.
Глубокий гуманизм воспитательной работы, отсутствие авторитаризма выдающегося педагога Марии Монтессори привлекают к себе внимание уже 100 лет. Ряд ее идей положен в основу сенсорного воспитания, разработанного Л.А. Венгером и его учениками. Педагогика Монтессори удивительно технологична и продумана. Она позволяет ребенку развиваться в его собственном темпе, соответствующим его способностям. В результате самостоятельной работы с автодидактическим материалом в развивающей предметной среде дети становятся более независимые, самостоятельные, адаптированные и счастливые.