Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 12:02, дипломная работа
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем выявить психолого-педагогические условия сенсорного развития младших дошкольников средствами дидактических игр.
Для проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить сенсорное развитие как психолого-педагогическую проблему.
2.Рассмотреть особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
3.Проанализировать специфику использования дидактических игр для сенсорного развития детей.
4. Изучить показатели и уровень сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
4.Реализовать экспериментальную работу по сенсорному развитию младших дошкольников посредством дидактических игр.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы проблемы сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр
1.1. Сенсорное развитие как психолого-педагогическая проблема ……….6
1.2. Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………………………..….11
1.3. Специфика использования дидактических игр для сенсорного развития детей…………………………………………………………………………….16
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр
2.1. Показатели и уровень сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста ………………………………………………………………………..24
2.2. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и экспериментальная проверка эффективности проведенной работы………………………………………………………….. 29
Заключение……………………………………………………………………41
Список литературы………………………………………………………..... 43
Таблица 5
Задание 2. Определение цвета предметов
№ |
Ф.И. ребенка |
Результат |
1. |
Антон А. |
- |
2. |
Мария Б. |
+ |
3. |
Теймур Г. |
+ |
4. |
Арсений Д. |
+ |
5. |
Светлана Ж. |
+ |
6. |
Матвей И. |
+ |
7. |
Степан И. |
+ |
8. |
Стефания К. |
- |
9. |
Елизавета К. |
+ |
10. |
Максим К. |
+ |
11. |
Кирилл С. |
+ |
12. |
Ксения Ч. |
+ |
Количество детей, выполнивших задание самостоятельно (или после показа) |
10 | |
Количество детей, не выполнивших задание (или выполнившие с неточным соответствием). |
2 |
Таблица 6
Задание 3. Определение формы предметов
№ |
Ф.И. ребенка |
Результат |
1. |
Антон А. |
- |
2. |
Мария Б. |
+ |
3. |
Теймур Г. |
+ |
4. |
Арсений Д. |
+ |
5. |
Светлана Ж. |
+ |
6. |
Матвей И. |
+ |
7. |
Степан И. |
+ |
8. |
Стефания К. |
+ |
9. |
Елизавета К. |
- |
10. |
Максим К. |
- |
11. |
Кирилл С. |
- |
12. |
Ксения Ч. |
+ |
Количество детей, выполнивших задание самостоятельно (или после показа) |
8 | |
Количество детей, не выполнивших задание (или выполнившие с неточным соответствием). |
4 |
Сравнительный анализ контрольного эксперимента позволил сделать вывод о том, что планомерная и систематическая работа по сенсорному развитию посредством дидактических игр у детей младшего дошкольного возраста значительно влияет на сенсорное развитие детей, и на развитие личности дошкольника в целом. Это выразилось в количественных и качественных показателях. Дети лучше стали лучше различать цвета, выделять предметы по форме и величине. У 11 детей достаточный уровень сенсорного развития; у одного ребенка средний уровень, детей с низким уровнем сенсорного развития не наблюдается.
В ходе бесед с детьми, мы заметили, что у детей появился интерес к окружающему миру, они стали обращать внимание на свойства окружающих предметов и демонстрировать эти знания окружающим.
Таким образом, данные, полученные в ходе эксперимента, подтверждают, что дидактические игры повышают уровень сенсорного развития младших дошкольников при условии их планомерного и систематического использования в работе. Это способствует развитию личности дошкольника в целом, а именно благотворно влияет на познавательную активность ребенка в повседневной жизни. Результаты экспериментальной работы позволили сделать следующие выводы:
- в ходе первого констатирующего эксперимента нами было выявлено, что у большинства детей не достаточно сформировано сенсорное восприятие цвета, формы, величины, что подтвердило необходимость разработки форм, методов, средств, формирующих представления о сенсорных эталонах цвета, формы и величины.
- в ходе экспериментальной работы были выявлены и научно обоснованы условия сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста, если: подобрать комплекс дидактических игр, соответствующих по цели развитию сенсорных способностей у детей, с постепенным переходом от простого к сложному; просвещение педагогов и родителей в области сенсорного развития детей; создание развивающей среды в группе детского сада.
- в ходе использования дидактических игр нами установлено, что на каждом этапе развития сенсорных способностей изменялся их уровень в соответствии с определенными показателями, повышался интерес к дидактическим играм.
- после окончания эксперимента явилось характерным увеличение показателей уровня сенсорного развития детей.
Полученные положительные результаты в ходе экспериментальной работы подтверждают правильность и верность, выдвинутой нами гипотезы: сенсорное развитие младших дошкольников посредством дидактической игры будет идти эффективней, при организации определенных условий.
Заключение
В игровой деятельности происходит наиболее интенсивное развитие всех психологических функций, в том числе и сенсорное развитие. Значит, в учебно-воспитательный процесс необходимо включать дидактические игры, упражнения для развития сенсорной сферы ребенка, основная задача которых ознакомление младших дошкольников со свойствами предметов, что поможет обеспечить накопление представлений о цвете, форме и величине предметов.
На основе проанализированной психолого-педагогической литературы по данной проблеме сделаны следующие выводы:
- определена сущность понятия «сенсорного развития» дошкольника, под которым понимается развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.п. Установлено, что традиционно усвоение сенсорных эталонов включено в общую систему образования и воспитания детей в детском саду и осуществляется в ходе умственного, физического, трудового, эстетического воспитания, во время непосредственно организованной деятельности педагога с детьми по коммуникации, познанию, математике, изобразительной деятельности, физкультуре и т.д.
- проанализированы психологические особенности детей младшего дошкольного возраста и определены этапы формирования сенсорных процессов, на каждом из которых решаются свои задачи: дети учатся отождествлять и идентифицировать предметы; обучаются находить идентичные предметы по цвету, форме, величине учатся соотносить их с эталонами; выбирать предметы определенного цвета, формы, величины по словесной инструкции взрослого, учатся самостоятельно называть цвета; обучаются приемам обобщения и классификации предметов по признаку; обучаются передавать цвета предмета в продуктивной деятельности (травка зеленая и т.д.).
- рассмотрены средства, методы и формы сенсорного развития у детей младшего дошкольного возраста. Основными методами являются обследование предмета, в качестве основных форм формирования выступают: дидактические игры. Выделены условия обеспечивающие эффективность проведения дидактических игр и формирования представлений о сенсорных эталонах. Этими условиями являются: последовательность и систематичность их проведения с постепенным переходом от простого к сложному; индивидуальный подход с учетом возрастных особенности детей, развивающая среда.
Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию сенсорных способностей младших дошкольников подтвердили выдвинутую гипотезу и позволяют сделать следующие выводы:
1. Проведенная работа
показала, что именно дошкольный
возраст чрезвычайно важен для
развития сенсорных
2. Развитие сенсорных способностей посредством дидактических пособий и игр способствовало накоплению у детей сенсорного опыта. Это позволило детям действовать не только под руководством педагога, но и самостоятельно.
3. По ходу изложения
теоретического и экспериментал
Список литературы:
1. Безруких М.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству / Безруких М.М. – М.: Владос, 2001.
2. Бейлина А. Игры и игровые средства. // Дошкольное воспитание, 1995. – №3. – с. 16 – 19.
3. Белкина В.Л. Психология раннего и дошкольного детства. – М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2005.
4. Вайнерман С.М. Сенсомоторное развитие дошкольников / Вайнерман С.М., Большов А.С. , Силкин Ю.Р. и др. - М.: Владос,- 2001.
5. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада / Венгер Л.А., Пилюгина Е.Г. - М.: Просвещение , 1998.
6. Венгер Л.А., Мухина В.С. Сенсорное воспитание дошкольников// Дошкольное воспитание, 2004. - № 13. – с.14.
7. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников.— М.: Просвещение, 2008.
8. Веракса Н.Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
9. Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
10. Гербова В.В. Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / Гербова В.В., Р.Г. Казакова, И.М. Кононова и др. / Под ред. Г.М. Ляминой. - М.: Просвещение, 2000.
11. Глушкова, Г. Игра или упражнение // Дошкольное воспитание, – 2008. – №12. – с.29 – 34.
12. Григорьева Л.П. Развитие восприятия у ребенка. - М.: Школа Пресс. -2001.
13. Гризик Т.И. Ловкие пальчики: пособие для воспитателей.- М: Просвещение, 2007.
14. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
15. Дворова И.В. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни / Дворова И.В., Рожков О.П. - М.: Модэк, 2007.
16. Дубровская Н.В. Цвет и особенности его восприятия детьми дошкольного возраста // Дошкольная педагогика, – 2003. – №6. – с. 21 – 26.
17. Ефремова Н. Учимся различать цвета и запоминать их названия // Дошкольное воспитание, – 2002. – №12. – с. 20 – 21.
18.Жичкина А. Значимость игры в развитии человека // Дошкольное воспитание. 2002. - №4. - с 2-6.
19. Запорожец А.В.
Сенсорное воспитание дошкольников / Запорожец
А.В., Усова А.П. -М.: Академия педагогических
наук, 2003.
20. Ильина М.Н. Развитие ребёнка от первого
дня жизни до шести лет: тесты и развивающие
упражнения. – СПб. : Дельта, 2001.
21. Каралашвили Е. А. Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада / Каралашвили Е. А., Антоненкова О. В., Малахова Н. Е. // Справочник старшего воспитателя, -2008. -№5. –с.13
22. Кирпичникова Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику // Дошкольное воспитание, 2005. - №2. - с.76-78.
23. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учебн. заведений. – 3-е изд., исправ. и доп. / Козлова С.А., Куликова Т.А. - М.: Академия, 2001.
24. Краснощёкова Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.
25. Кузнецова Л.В. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Кузнецова Л.В., Переслени Л.И., Солнцева Л.И. и др. - М.: Академия, 2002.
26. Никитина Е. Сенсорные уголки для диагностики // 0бруч, -2006.-№2. с 15.
27. Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж.: Учитель, 2006.
28. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Игры на воспитание цвета, формы, величины у младших дошкольников. - М.: Просвещение, 1996.
29. Поддьяков Н. Н. Сенсорное воспитание ребенка в процессе конструктивной деятельности // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. -М.: Просвещение, 2001.
30. Поддъяков Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду// Пособие для воспитателей – 2-е изд./ Поддъяков Н.Н., Аванесова В.Н. – М.: Просвещение, 2001.
31. Сольцева О.Г. Наши помощники - органы чувств // Ребёнок в детском саду, -2007. -№3. – с.4.
32. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание пятое переработанное.