Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 12:02, дипломная работа
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем выявить психолого-педагогические условия сенсорного развития младших дошкольников средствами дидактических игр.
Для проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить сенсорное развитие как психолого-педагогическую проблему.
2.Рассмотреть особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
3.Проанализировать специфику использования дидактических игр для сенсорного развития детей.
4. Изучить показатели и уровень сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
4.Реализовать экспериментальную работу по сенсорному развитию младших дошкольников посредством дидактических игр.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы проблемы сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр
1.1. Сенсорное развитие как психолого-педагогическая проблема ……….6
1.2. Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………………………..….11
1.3. Специфика использования дидактических игр для сенсорного развития детей…………………………………………………………………………….16
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр
2.1. Показатели и уровень сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста ………………………………………………………………………..24
2.2. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и экспериментальная проверка эффективности проведенной работы………………………………………………………….. 29
Заключение……………………………………………………………………41
Список литературы………………………………………………………..... 43
9.Подводя итоги игры с детьми младшего дошкольного возраста, воспитатель отмечает только положительные стороны: играли дружно, научились делать (указывает конкретно что), убрали на место игрушки.
10.Интерес к игре усиливается, если воспитатель предлагает детям поиграть с теми игрушками, которые использовались во время игры (если это посуда, то поиграть в детский сад, в повара и др.).
Можно сделать вывод, что с помощью использования дидактических игр в образовательном процессе, осуществляется сенсорное воспитание детей, развиваются познавательные процессы: мышление, речь, воображение, память, расширяются и закрепляются представления об окружающей жизни. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и с взрослыми, учатся преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из – за неудачного результата.
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр
2.1. Показатели и уровень сенсорного развития детей
младшего дошкольного возраста
Эффективность применения дидактических игр для развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста может быть проверена при проведении опытно-экспериментальной работы.
Опытно-экспериментальная работа велась на базе ГБОУ СОШ №1285 подразделение детский сад г. Москвы с детьми младшего дошкольного возраста с разным уровнем сенсорных способностей и возможностей. Экспериментальное исследование проводилось с 12 детьми и в ходе этой работы были выявлены их уровень развития практической ориентировки на форму, величину, умения выделять цвет как признак предмета. Возраст детей колеблется от 2 лет одного месяца до 3 лет двух месяцев.
Эксперимент проходил по трем этапам:
- этап констатирующий. На этом этапе была проведена первичная диагностика сенсорного развития детей,
- этап формирующий. На этом этапе проводилась образовательная деятельность, направленная на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр по составленному перспективному плану.
- этап контрольный. На этом этапе была осуществлена повторная диагностика развития детей, проведен анализ полученных результатов.
Обучение дошкольников в процессе этих этапов осуществлялось с учетом требований программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. В работу вошли дидактические игры на закрепление у младших дошкольников представлений о форме, цвете, величине окружающих предметов. Данная система дидактических игр была составлена из системы дидактических игр Л.А.Венгера по сенсорному воспитанию младших дошкольников от 0 до шести лет.
Образовательная деятельность педагога с детьми проходила в естественных условиях в группе детского сада, оснащенном необходимым оборудованием, позволяющем проводить дидактические игры на развитие всех сенсорных способностей. Развитию сенсорных способностей способствовала атмосфера доброжелательности, сотрудничества, взаимопонимания, которая устанавливалась между педагогом и детьми.
Констатирующий эксперимент
Цель: Выявить уровень развития младших дошкольников в области сенсорных эталонов цвета, формы, величины посредством дидактического материала на начало эксперимента.
Дата проведения: октябрь 2012 г.
Задачи:
- провести диагностический опрос младших
дошкольников на восприятие
цвета, формы, величины;
- зафиксировать полученные данные в таблицу.
Приемы: Сенсорное обследование
предметов с наглядным объяснением.
Оборудование: Набор геометрических
плоскостных фигур (круг, квадрат, треугольник)
4 основных цвета (красный, синий, зеленый,
желтый), двух
разных величин (большой, маленький).
Форма организации: групповая (по шесть человек в подгруппе).
Знаком «+» отмечены задания, которые ребенок выполнил самостоятельно (или после показа).
Знаком «–» отмечены задания, не выполненные ребенком (или выполненные с неточным соответствием).
Таблица 1
Задание 1. Определение величины предметов
№ |
Ф.И. ребенка |
Результат |
1. |
Антон А. |
- |
2. |
Мария Б. |
- |
3. |
Теймур Г. |
+ |
4. |
Арсений Д. |
- |
5. |
Светлана Ж. |
+ |
6. |
Матвей И. |
+ |
7. |
Степан И. |
+ |
8. |
Стефания К. |
- |
9. |
Елизавета К. |
- |
10. |
Максим К. |
- |
11. |
Кирилл С. |
- |
12. |
Ксения Ч. |
+ |
Количество детей, выполнивших задание самостоятельно (или после показа) |
5 | |
Количество детей, не выполнивших задание (или выполнившие с неточным соответствием). |
7 |
Некоторые дети показали низкий уровень в умении ориентироваться в двух и трех контрастных величинах и в отношениях по величине между плоскими предметами и объемными предметами. Возникли некоторые трудности в складывании трех матрешек. Дети, выполняя задание, допускали ошибки. Семь детей с заданием не справились, несмотря на помощь педагога.
Таблица 2
Задание 2. Определение цвета предметов
№ |
Ф.И. ребенка |
Результат |
1. |
Антон А. |
- |
2. |
Мария Б. |
+ |
3. |
Теймур Г. |
- |
4. |
Арсений Д. |
- |
5. |
Светлана Ж. |
- |
6. |
Матвей И. |
+ |
7. |
Степан И. |
+ |
8. |
Стефания К. |
- |
9. |
Елизавета К. |
- |
10. |
Максим К. |
- |
11. |
Кирилл С. |
- |
12. |
Ксения Ч. |
+ |
Количество детей, выполнивших задание самостоятельно (или после показа) |
4 | |
Количество детей, не выполнивших задание (или выполнившие с неточным соответствием). |
8 |
Исходя из результатов, видно, что дети недостаточно владеют практическими действиями по отбору и группировки предметов по цвету, не видят сходства и различия основных цветов, размещая цвета по наглядному образцу, дети путают названия цветов, в активном словаре некоторых детей отсутствуют названия некоторых основных цветов. Дети, выполняя задание, допускали ошибки. Из таблицы №2 видно, что восемь детей с заданием не справились, несмотря на помощь педагога. Задания выполнили 4 человека, 4 человека назвали не все основные цвета (затруднения вызвали синий и зеленый цвета), 4 – испытывали большие затруднения при назывании основных цветов.
Таблица 3
Задание 3. Определение формы предметов
№ |
Ф.И. ребенка |
Результат |
1. |
Антон А. |
- |
2. |
Мария Б. |
+ |
3. |
Теймур Г. |
- |
4. |
Арсений Д. |
- |
5. |
Светлана Ж. |
- |
6. |
Матвей И. |
- |
7. |
Степан И. |
+ |
8. |
Стефания К. |
- |
9. |
Елизавета К. |
- |
10. |
Максим К. |
- |
11. |
Кирилл С. |
- |
12. |
Ксения Ч. |
- |
Количество детей, выполнивших задание самостоятельно (или после показа) |
2 | |
Количество детей, не выполнивших задание (или выполнившие с неточным соответствием). |
10 |
У большинства детей не достаточно сформировано восприятие формы предметов; наибольшие затруднения вызывают треугольник и квадрат. Трудности также вызывают умения соотносить объемные геометрические фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец, группировать однородные по форме предметы и соотносить разные предметы.
На основе исследований, проведенных в ходе констатирующего этапа эксперимента, направленного на выявление уровня сформированности сенсорных способностей, мы определили, что у многих детей сенсорные способности развиты не достаточно. Можно предположить, что при активном использовании дидактических игр результаты детей станут лучше.
2.2. Сенсорное развитие
детей младшего дошкольного
средствами дидактических игр и экспериментальная проверка
эффективности проведенной работы
В ходе констатирующего эксперимента были зафиксированы данные, которые стали исходными для следующего, формирующего этапа эксперимента. Главная цель на этом этапе – проверка эффективности применения дидактических игр для развития сенсорных способностей младших дошкольников. При поиске оптимальных методов и средств по повышению сенсорных способностей детей была целенаправленно преобразована экспериментальная педагогическая ситуация в соответствии с предварительно выдвинутой гипотезой для проверки её эффективности. Формирующий этап длился в течение двух месяцев, проводился в виде игр-занятий, концентрированных по своему целевому содержанию, систематизированных в своей последовательности и был направлен на развитие сенсорных способностей. С этой целью мы избрали индивидуальные и групповые занятия, беседы, самостоятельную игровую деятельность и совместную с воспитателем. Совместная со взрослым игровая деятельность – основная база сенсорного развития детей раннего возраста. Активно использовались дидактические пособия и игры, постепенно становясь разнообразнее и сложнее. Каждая последующая степень трудности выполнения заданий включала в себя материал предыдущей с обязательным ее усложнением.
К основным линиям сенсорного развития детей дошкольного возраста можно отнести: усвоение сенсорных эталонов. Что такое сенсорные эталоны? Как отмечает Л.А. Венгер, В.С. Мухина, это наглядные представления об основных образцах внешних свойств предметов, основные из которых сенсорные эталоны цвета – цвета спектра и их оттенки, формы – геометрические фигуры и их разновидности, величины – единицы метрической системы линейных мер. Поэтому цель педагогического эксперимента: способствовать сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста в частности усвоению сенсорных эталонов цвета, формы и величины средствами дидактических игр по составленному перспективному плану.
Время проведения: ноябрь 2012 г. – февраль 2013 г.
Приемы: Сенсорное обследование
с одновременным наглядным объяснением.
Оборудование: дидактические игры на развитие
восприятия детьми цвета, формы, величины. (Приложение
1)
Дидактические игры на развитие восприятия цвета:
1. Спрячь мышку. Дидактическая задача: закрепить
у младших дошкольников представления
о 4 цветах (красный, синий, желтый, зеленый).
2. Подбери по цвету. Дидактическая задача:
закрепить у младших дошкольников представления
о 4 основных цветах (красный, синий, желтый,
зеленый), научить классифицировать предметы
по форме.
3. У кого какое платье. Дидактическая задача:
закрепить умение детей выбирать по слову,
обозначающему цвет, различать основные
4 цвета.
Дидактические игры
на развитие восприятия формы: