Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 10:41, курсовая работа
Ранний возраст период первоначального ознакомления с окружающим миром; вместе с тем в это время стремительно развиваются познавательные способности ребенка. Ребенок познает предметный мир, явления природы, события собственной жизни, доступные наблюдения. Кроме того, он получает от взрослого сведения словесным путем: ему рассказывают, объясняют, читают.Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Развитие ощущений и восприятий происходит очень интенсивно. При этом правильное представление о предметах легче формируются в процессе их непосредственного восприятия.
1. Введение
2. Сенсорное развитие детей третьего года жизни
2.1. 3адачи, виды, формы и содержание работы по развитию у детей предметной деятельности
2.2. Роль воспитателя в сенсорном воспитании
2.3. Развивающая предметная среда для сенсорного развития детей
2.4. Игры с игрушками, направленные на сенсорное развитие детей
2.5. Развитие речи
3. Работа с родителями
4. Заключение
5. Список литературы
6. Приложение к опыту
6.1. Приложение 1.Планирование игр-занятий с детьми третьего года жизни по сенсорному воспитанию.
6.2. Приложение 2.Игры-занятия с детьми третьего года жизни по сенсорному воспитанию.
6.3. Приложение 3.Игры, развивающие целенаправленное восприятие цвета.
6.4. Приложение 4.Игры, развивающие восприятие формы.
6.5. Приложение 5.Игры, развивающие восприятие качеств величины.
6.6. Приложение 6.Работа с родителями по проблеме «Сенсорное развитие ребенка»
Условие 3
Наблюдая за игрой ребенка, взрослый
проявляет интерес к его
Условие 4
Игровым смыслом следует наделять даже самые простые, манипулятивньие действия малыша (если ребенок просто катает машинку, то можно попросить его покатать игрушку).
Условие 5
В игру даже с самыми маленькими детьми можно включать условные действия с отсутствующим предметом. Воображение детей раннего возраста находится пока еще у самых истоков развития, но даже в этом возрасте они способны понять, как можно угостить куклу понарошку, поднося к ее рту пустую щепотку.
Условие 6
Игровые действия взрослого могут быть обращены на игрушку, могут адресоваться взрослому, сверстнику, самому ребенку. Малыши очень любят, когда взрослые просят покормить их, уложить спать и т.д.
Условие 7
Благоприятное влияние на формирование у детей интереса к игре, принятие ими воображаемых ситуаций оказывает включение игрушек в режимные моменты. Во время приема пищи, взрослый может посадить на стул рядом с детьми собачку, сову или другую игрушку, которая будет «кушать». Во время укладывания спать, сборов на прогулку и т.п. можно также организовать участие игрушек в этом процессе.
2.5 Развитие речи
Основное место в сенсорном воспитании занимает ознакомление детей с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их употребления. Учитывая резкий скачок в развитии речи, необходимо учитывать стремление детей к воспроизведению – вслед за взрослым – слов-названий формы, цвета и самостоятельному их употреблению.
На третьем году жизни малыш характеризуется бурным развитием речи. Ребенок начинает понимать все большее количество названий предметов, действий, многих обращений к нему. Достаточно два – три раза показать предмет и назвать его, чтобы малыш усвоил его название и по заданию взрослого мог показать на него пальцем или принести его. Поэтому совместную со взрослым игру надо как можно активнее использовать для развития речи.
Одним из условий развития речи ребенка является воспитание потребности в речевом общении со взрослым. Это во многом зависит от умения педагога активизировать ребенка, организовать живое, доступное его пониманию общения, используя различные поводы для его возникновения, прежде всего ситуации действий с предметами обихода и игрушками.
Наиболее часто встречающиеся проблемы развития речи детей раннего возраста.
1. Недостаточно использует речь, а слова заменяет жестами. Не вступает в речевой контакт со взрослыми или с другими детьми.
Чтобы решить данную проблему следует постепенно развивать внимание к слушанию речи взрослого и сверстников, к выполнению какого-либо действия по предложению взрослого, воспитывать умение подчинять свои действия по предложению взрослого, воспитывать умение подчинять свои действия определенным правилам.
2. Не принимает участие в беседе
или не повторяет слова при
разучивании стихотворного
Необходимо создавать условия для бодрого, эмоционально-положительного состояния детей. Формировать и обогащать положительные чувства и предупреждать негативные переживания детей. Проводить игры по развитию речи и расширению круга представлений: организованное наблюдение, показы-инсценировки, рассказы по картинкам, беседы. Поддерживать самостоятельную деятельность детей.
Итак, речевая активность детей третьего года жизни развивается в процессе игр-занятий. Занятия носят проблемный характер, что, во-первых, обеспечивает их развивающий характер, во-вторых, имеет не только обучающее, но и воспитательное воздействие и, в-третьих, создает особый интерес к приобретению знаний.
3. Работа с родителями.
Важнейшими условиями
В большинстве семей родители стремятся правильно воспитывать детей, но не у всех хватает для этого жизненного опыта и педагогических знаний. В одних семьях родители понимают и учитывают возрастные и индивидуальные особенности своих детей и соответственно стремятся применять методы воспитания. Такие родители с первых дней могут стать помощниками воспитателя и примером для других. В иных считают, что воспитывать систематически в этом возрасте еще рано. Таким родителям воспитатели стремятся подробнее показать повседневную работу детского сада. Встречаются, к сожалению, и такие семьи, где не только не умеют, но и не хотят воспитывать детей, считая, что этим должен заниматься детский сад. Обязанность воспитателя разъяснить им ошибочность таких взглядов, подсказать, что нужно сделать дома, чтобы ре6бенок рос и развивался правильно.
Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников представляет собой взаимную деятельность ответственных взрослых, направленную на введение детей в пространство культуры, постижения ее ценностей и смысла. Взаимодействие позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы сенсорного воспитания детей. Педагоги взаимодействуют с семьей, используя разнообразные методы и формы работы.
Беседа – это метод получения и корректировки информации на основе общения. Беседа, проходящая в атмосфере доброжелательности, позволяет воспитателю прикоснуться к внутреннему миру родителя (ребенка), увидеть успехи и затруднения как во взаимодействии с окружающими, так и в семейном воспитании.
Успех беседы зависит от предварительно установленного контакта, степени подготовленности беседы, умения ее вести.
Если беседа возникла стихийно (ее
инициаторами явились родители) и
воспитатель не может уделить
родителям необходимое
Если инициатором беседы стал педагог, он заранее продумывает, с чего начнет ее, какие вопросы задаст родителям, чтобы выявить их понимание обсуждаемых вопросов, отношение к ним.
Консультации – одна из форм индивидуальной работы с семьей. Консультации для родителей по своему характеру близки к беседам. Основная разница состоит в том, что проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей (поставленные вначале консультации), педагог стремится дать им квалифицированный совет, чему-то научить.
Консультации – плановые и неплановые – бывают индивидуальными и групповыми. Неплановые консультации возникают нередко во время общения педагогов и родителей по инициативе обеих сторон. О сроке проведения неплановой консультации педагог заранее договаривается с родителями.
Плановые консультации проводятся в соответствии с планом воспитательной работы. Консультация позволяет обсудить достаточно глубоко какой-то конкретный вопрос, проанализировать его, познакомиться с опытом воспитания других родителей и сделать выводы для воспитания своего ребенка.
Часто консультации посвящаются трудностям воспитания детей. Работая над проблемой сенсорного развития можно провести консультации на следующие темы:
- «Карандаш - массажер»
- «Создание условий для игровой деятельности ребенка дома»
- «Игры и игрушки в развитии предметной деятельности ребенка»
- «Роль игры с детьми раннего возраста, в развитии познавательных способностей»
- «Сенсорные способности малыша»
- «Развивающие игры с детьми»
Родительское собрание – форма работы воспитателя с коллективом родителей, организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста.
Темы родительских собраний могут быть разнообразны. Например, она включает: доклад воспитателя по теме, наиболее важной для воспитания детей данного возраста.
В течение родительского собрания важно соблюдать законы диалога, не нарушая права родителей на обратную связь с ведущим собрание педагогом.
Хотелось бы порекомендовать следующие темы родительских собраний:
- «Раннее детство: познавательное развитие ребенка»
- «Игра не забава»
- «Роль семьи в познавательно-речевом развитии детей»
Анкетирование – метод сбора информации путем письменных ответов на поставленные вопросы. Анкетирование – самый популярный метод изучения отношений, предпочтений, ожиданий родителей. При составлении анкеты следует определить тип задаваемых вопросов: закрытые и открытые. Закрытый вопрос включает в себя ряд возможных вариантов ответов, и опрашиваемый выберет один из них. Открытый вопрос позволяет родителям самостоятельно, в произвольной форме сформулировать ответ.
Сочинение – метод исследования,
позволяющий увидеть точку
Стенды (уголок родителей) – это
наглядная форма предъявления информации.
На стендах целесообразно
Памятки – это хорошо структурированный короткий текст, напоминающий о чем-либо, а также призывающий родителей к осознанному воспитанию детей в семье и сотрудничеству с детским садом в решении различных образовательных задач. Чаще всего родители получают памятки в рамках проводимых в детском саду мероприятий для детей и родителей: консультациях, беседах, родительских собраниях.
Подборка и рекомендация методической литературы по проблеме «Сенсорное развитие детей третьего года жизни» размещена в приложении 6 и 7.
Только единые педагогические воздействия воспитателей и родителей на маленьких детей способствуют успешной подготовке к переходу их на следующую возрастную ступень.
Заключение
Итак, в
результате систематической работы
по сенсорному воспитанию детей раннего
возраста у них оказывается
- дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий;
- группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам;
- соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине, фактуре при выборе из четырех разновидностей (либо четыре разновидности цвета, либо четыре разновидности формы и т.п.);
- узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы или явления, имеющие характерный цветовой признак (снег, трава, апельсин и т.п.), в пятнах разной величины медведя и медвежонка, кошку и котенка;
- обозначают различные предметы в соответствии с их характерными сенсорными признаками: лес, море, солнце, листья, огоньки и т.п.;
- активно используют «опредмеченные» слова-названия для обозначения формы (кирпич, мяч, шар, крыша, яйцо, огурец), цвета (трава, апельсин, помидор, цыпленок, небо и др.);
- отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину бруски - «кирпичи» или кубики определенного цвета подбирают детали нарядов для кукол в соответствии с цветом их одежды);
- начинают активно пользоваться общепринятыми словами-названиями цвета, часто в отрыве от конкретного предмета.
Таким образом, своевременное сенсорное
воспитание на данном возрастном этапе
- главное условие
Список литературы
1. Богуславская З.М., Смирнова Е.Ю.
«Развивающие игры для детей
младшего дошкольного возраста»
2. Волосова Е.Б. «Развитие
3. Доронова Т. Н., Веннецкая О.
Е.,Двуреченская Т. В. «
4. Доронова Т.Н., Доронов С.Г. «Ранний возраст: планирование работы с детьми» - М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2007г.
5. Евдокимова Е. С., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. «Детский сад и семья» - М.: Мозаика-Синтез 2007г
6. Дошкольное воспитание №1 2009г.
7. Дошкольное воспитание №4 2009г.
8. Дошкольное воспитание №7 2009г.
9. Максаков А. И. «Развитие правильной речи ребенка в семье» - М.: Мозаика-Синтез 2005г.
10. Маркова Т. А., Загик Л. В., Иванова В. М. «Детский сад и семья» - М.: Просвещение,1981г
11. Павлова Л.Н., Пилюгина Э.Г., Волосова
Е.Б. «Раннее детство:
12. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные
13. Смирнова Е.О., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. «Развитие предметной деятельности и познавательных способностей» - М.: Мозаика-Синтез 2008г.
14. Фонарев А. М, Новоселова
С. Л, Каплан Л. И. «
Приложения
Информация о работе Сенсорное развитие у детей третьего года жизни