Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 10:41, курсовая работа
Ранний возраст период первоначального ознакомления с окружающим миром; вместе с тем в это время стремительно развиваются познавательные способности ребенка. Ребенок познает предметный мир, явления природы, события собственной жизни, доступные наблюдения. Кроме того, он получает от взрослого сведения словесным путем: ему рассказывают, объясняют, читают.Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Развитие ощущений и восприятий происходит очень интенсивно. При этом правильное представление о предметах легче формируются в процессе их непосредственного восприятия.
1. Введение
2. Сенсорное развитие детей третьего года жизни
2.1. 3адачи, виды, формы и содержание работы по развитию у детей предметной деятельности
2.2. Роль воспитателя в сенсорном воспитании
2.3. Развивающая предметная среда для сенсорного развития детей
2.4. Игры с игрушками, направленные на сенсорное развитие детей
2.5. Развитие речи
3. Работа с родителями
4. Заключение
5. Список литературы
6. Приложение к опыту
6.1. Приложение 1.Планирование игр-занятий с детьми третьего года жизни по сенсорному воспитанию.
6.2. Приложение 2.Игры-занятия с детьми третьего года жизни по сенсорному воспитанию.
6.3. Приложение 3.Игры, развивающие целенаправленное восприятие цвета.
6.4. Приложение 4.Игры, развивающие восприятие формы.
6.5. Приложение 5.Игры, развивающие восприятие качеств величины.
6.6. Приложение 6.Работа с родителями по проблеме «Сенсорное развитие ребенка»
1. Планирование игр-занятий с детьми третьего года жизни по сенсорному воспитанию.
2. Игры-занятия с детьми
3. Игры, развивающие целенаправленное восприятие цвета.
4. Игры, развивающие восприятие формы.
5. Игры, развивающие восприятие качеств величины.
6. Работа с родителями по
7. Фотоматериалы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Планирование игр-занятий с
№ Тема игры-занятия Основная дидактическая задача Количество занятий Минимальный возраст детей
1 Соотнесение предметов двух заданных форм и величин при выборе из четырех Соотнесение по величине и форме 1 2 года
2 Соотнесение предметов двух заданных форм при выборе из четырех Соотнесение по форме 1 2 года
3 Раскладывание однородных
4 Размещение грибков двух
5 Соотнесение предметов двух заданных цветов при выборе из четырех Соотнесение по цвету 1 2 года 2 месяц
6 Выкладывание цветной мозаики на тему «Курочка и цыплята» Обозначение с помощью цвета свойств предметов 1 2 года 2 месяц
7 Выкладывание мозаики на тему «Домики и флажки» Обозначение с помощью цвета свойств предметов 1 2 года 3 месяц
8 Рисование на тему «Огоньки
вечером» Обозначение с
9 Рисование красками на тему
«Апельсин» Изображение с помощ
10 Выкладывание мозаики на тему
«Елочки и грибочки»
11 Выкладывание мозаики на тему
«Гуси с гусятами» Изображение
с помощью цвета свойств
№ Тема игры-занятия Основная дидактическая задача Количество занятий Минимальный возраст детей
12 Рисование красками на тему
«Листья деревьев» Изображение
с помощью цвета свойств
13 Изготовление бус Группирование по цвету 1 2 года 1 месяц
14 Нанизывание больших и
15 Нанизывание бусин разной
16 Рисование красками по замыслу Изображение с помощью цвета свойств предметов 1 2 года 1 месяц
17 Нанизывание бусин разного цвета Чередование по цвету 1 2 года 1 месяц
18 Рисование красками на тему «Одуванчик и жук на лугу» Изображение с помощью цвета свойств предметов 1 2 года 1 месяц
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Игры-занятия с детьми третьего года жизни
по сенсорному воспитанию.
1.Соотнесение предметов двух заданных форм и величин
при выборе из четырех
На занятии дети учатся выбирать предметы двух заданных сенсорных свойств - величины и формы - из четырех возможных. Закрепляется умение соотносить разнородные предметы по форме и величине.
На занятии потребуется
Для выполнения задания детей объединяют по двое.
Составьте две решетки вместе большими сторонами. В одной решетке имеются 4 больших и 5 маленьких круглых отверстий, в другой - 4 больших и 5 маленьких квадратных отверстий. Присоединяются решетки одна к другой таким образом, чтобы от отверстия одной величины располагались по диагонали, а не рядом.
Составьте решетки вместе, возьмите соответствующие вкладыши и обратите внимание детей на то, что сегодня дом (решетки) большой, новый и есть много игрушек (вкладышей). Далее поясните, что все окна в доме можно закрыть, но сначала надо найти большие и маленькие. Обведя жестом разные отверстия, объясните, что окна разные не только по величине, но и по форме:
«Вот такие, круглые». Продемонстрировав квадратные гнезда, подчеркните: «Эти окошки вот такие, они другой формы».
Подозвав к своему столу двух
детей, предложите им взять по любому
большому предмету, отыскать соответствующие
окошки и закрыть их, а затем
маленькими вкладышами этой же формы
закрыть соответствующие отверс
После того как вы объясните задание
и выясните, как дети поняли его
можно раздать материал для самостоятельной
работы. Важным оказывается подбор
пар детей для выполнения задания.
Успешно справляющихся с
Объединив детей по двое, нужно обеспечить активность более слабого ребенка, проследить, чтобы сильный ребенок не подавлял его инициативу и не выполнял бы все задания один за двоих.
Сажать детей за стол лучше всего так, чтобы они находились не на противоположных, а на смежных сторонах стола. Все вкладыши размещаются на углу стола, ближайшего к детям.
Предложите вначале одному из детей закрывать все круглые отверстия, а второму - только квадратные. Каждому ребенку надо показать вкладыши и ту часть общей решетки, где их надо разместить. Малыши сами отбирают себе нужные вкладыши из общего материала.
После того как дети разместят вкладыши в соответствующих гнездах, воспитатель вынимает их, поворачивает обе решетки на 90° и предлагает снова выполнить задание, но уже с другим сочетанием формы и величины предметов. Решетки поворачивать лучше всего в одном и том же направлении например по часовой стрелке.
Так, если в первом случае один из детей размещал круглые вкладыши разной величины, то при повороте решеток на 90° он будет оперировать с большими кругами и маленькими квадратами. При очередном повороте решеток этот же ребенок будет размещать малые и большие квадраты. И наконец, последний поворот решеток позволит ему выполнить задание с большими квадратами и малыми кругами.
Занятие длится 10-12 минут и проводится с детьми один раз.
2. Соотнесение предметов двух заданных форм
при выборе из четырех
Дидактическая задача занятия прежняя - учить детей выбирать предметы двух заданных форм из четырех возможных, закреплять умение соотносить разнородные предметы по форме, а также формировать навык выполнения задания вместе с другим ребенком.
Раздайте детям по одному комплекту решеток с вкладышами соответствующей формы. Комплекты включают следующие сочетания форм круг - квадрат, круг - треугольник, круг - прямоугольник, квадрат - треугольник, квадрат - овал, треугольник - прямоугольник, треугольник - овал.
Покажите детям две решетки, сложенные вместе большими сторонами, обращая их внимание на разную форму отверстий. Затем покажите разные вкладыши, поясняя, что ими можно закрыть все «окна». Фиксируя внимание детей на форме вкладыша, возьмите один из них и, отыскав необходимое гнездо, закройте его. Показывая предметы, пользуйтесь словами такой, разные.
После объяснения и показа пригласите к своему столу двух детей, дайте им по круглому вкладышу, предложите рассмотреть предметы найти в решетке отверстия такой же формы и закрыть их. Аналогичная работа проводится с другой формой. Остальные дети также по двое выполняют задания на столе педагога.
Затем каждой паре детей раздается индивидуальный материал для самостоятельного выполнения задания: две решетки, составленные большими сторонами, и соответствующее количество вкладышей 3 - 4 форм.
Размещаются дети за столом так же,
как и на предыдущем занятии. Более
умелого ребенка можно
По мере выполнения парой детей задания воспитатель вынимает вкладыши, поворачивает по часовой стрелке решетки на 90° и предлагает выполнить задание снова с другим сочетанием форм. Так, если сначала один из детей размещал вкладыши круглой и квадратной формы, то при повороте решеток он выполняет задание с предметами круглой и треугольной формы; при очередном повороте этот ребенок оперирует с треугольниками и овальными предметами. И наконец, при последнем повороте ребенок может разместить овальные и квадратные вкладыши.
Второй ребенок размещает
Дети могут выполнять задания в ходе занятия двумя способами. Первый, более простой способ заключается в отборе 5 предметов одной формы и размещают их в соответствующих отверстиях. Затем ребенок отбирает 5 предметов другой формы и размещает их в соответствующих гнездах. В этом случае дети один раз соотносят форму объекта с отверстиями. Потом, как бы автоматически, без постоянного сопоставления каждого вкладыша с соответствующим гнездом по принципу группировки отбирают остальные вкладыши этой же формы и, уже в большей степени ориентируясь на место, размещают их в соответствующих отверстиях.
Более сложный способ - это полное
обследование сенсорных свойств
и качеств предметов при
Занятие длится 10 - 12 минут и проводится один раз.
3. Раскладывание однородных
разного цвета на две группы
Цель занятия - закреплять у детей умение группировать однородные объекты по цвету.
Дидактическим материалом послужат палочки восьми цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного, белого. Каждый ребенок получает десять палочек (5 одного и 5 другого цвета).
Покажите детям 5 палочек синего и 5 палочек красного цвета, перемешанных произвольно. Внимание детей фиксируется на том, что палочки разные. Показывая детям палочку красного цвета, объясните, что у вас еще есть палочки такого же цвета, Продемонстрирован палочку синего цвета, скажите, что и такие игрушки тоже есть. Затем сгруппируйте предметы, откладывая палочки одного цвета в одну, а другого в другую сторону. Показывая каждый предмет, сопровождайте его словами такой, цвет, разные. Приложив одну палочку красного цвета к другой такой же, поясните, что предметы одинакового цвета, и положите их вместе.
Таким же образом детям показывается подбор палочек другого цвета. После общего объяснения и показа выясните, как каждый ребенок понял задание, Подзовите к столу кого-либо из детей и предложите взять любую палочку, рассмотреть ее и две группы предметов, уже рассортированных, определить, куда надо положить данный предмет. Когда ребенок найдет одинаковую по цвету группу и присоединит к ней свою палочку, ему можно предложить взять палочку другого цвета и выполнить задание еще раз.
Затем воспитатель приглашает к своему столу остальных детей и предлагает им по очереди выполнить задание таким же образом, как это делал первый ребенок. Затрудняющимся ребятам он помогает словом.
Дальше в ходе занятия воспитатель раздает малышам индивидуальный материал для самостоятельного выполнения задания. Дети оперируют с предметами следующих цветовых сочетаний: красный - синий, желтый - зеленый, черный - белый, оранжевый - фиолетовый.
После того как дети рассортируют
палочки предложенного цвета
им дается возможность выполнить
задание еще 1-2 раза, но уже с новыми
сочетаниями более близких
Если кто-либо из детей будет употреблять названия цветов неправильно, поправьте ребенка, но не требуйте от него обязательного их запоминания и употребления. Так, если ребенок оранжевый цвет называет красным, скажите: «Нет, это не красный, это оранжевый. Такого цвета бывают морковка и апельсин». Пояснение должно быть кратким не отвлекающим от выполнения задания ни данного ребенка, ни остальных детей.
Занятие длится 10 - 12 минут и проводится один раз.
4. Размещение грибков двух цветов
в отверстиях столиков соответствующего цвета
На занятии закрепляется умение детей группировать и соотносить по цвету разнообразные предметы.
Используйте 8-10 двухцветных столиков с грибочками, резко различающихся цветовых сочетаний: красный - синий, желтый - зеленый, черный - белый, оранжевый - фиолетовый; а также и более близкие: красный - оранжевый, оранжевый - желтый, желтый - белый, фиолетовый - синий и т. д.
Воспитатель демонстрирует столик, выкрашенный красным и синим цветом и поясняет, что часть столика одного цвета, а другая часть другого цвета. Затем показывает грибки красного и синего цвета и объясняет, что часть столика и некоторые грибки одинакового цвета. Так, «посадив» красный грибок, воспитатель подчеркивает, что грибок «спрятался» его почти не видно. Далее размещает синий грибок на части столика, окрашенной в синий цвет.
Педагог приглашает по очереди к столу детей и предлагает каждому разместить два грибка разного цвета на части столика такого же цвета.
Информация о работе Сенсорное развитие у детей третьего года жизни