Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 02:05, курсовая работа
Ранний возраст период первоначального ознакомления с окружающим миром; вместе с тем в это время стремительно развиваются познавательные способности ребенка. Ребенок познает предметный мир, явления природы, события собственной жизни, доступные наблюдения. Кроме того, он получает от взрослого сведения словесным путем: ему рассказывают, объясняют, читают.
Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Развитие ощущений и восприятий происходит очень интенсивно.
Введение
1. Сенсорное развитие детей третьего года жизни
1.1 3адачи, виды, формы и содержание работы по развитию у детей предметной деятельности
1.2 Роль воспитателя в сенсорном воспитании
1.3 Развивающая предметная среда для сенсорного развития детей
1.4 Игры с игрушками, направленные на сенсорное развитие детей
1.5 Развитие речи
2. Работа с родителями
Наиболее эффективными способами
развития у детей предметной деятельности
и познавательных способностей является
организация совместной предметной
деятельности взрослого и ребенка.
Воспитатель должен разумно сочетать
совместную деятельность с ребенком
и самостоятельные занятия
Взрослому необходимо развивать умение детей сравнивать, сопоставлять предметы по одному из признаков (цвет, форма, величина).
Сенсорное развитие ребенка происходит в ходе специальных игр - занятий, в процессе практических действий с предметами.
Обогащение сенсорного опыта происходит в процессе проведения специальных игр-занятий по группировке похожих предметов одного из восьми цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный, белый), а затем соотнесению их по величине или по форме путем размещения вкладышей в соответствующие гнезда; по выбору предметов по форме или цвету из двух, затем трех, четырех разновидностей.
В процессе игр-занятий по
сенсорному воспитанию у ребенка
оказываются сформированными
1.3 Развивающая предметная деятельность для сенсорного развития детей
Опыт работы с детьми раннего
возраста приводит к выводу: к организации
предметно-развивающей среды
При организации предметно-
Помещение группы должно быть зонировано. При зонировании нужно учитывать основные направления развития ребенка третьего года жизни:
· развитие двигательной активности;
· развитие речи;
· развитие процессуальной игры;
· развитие предметной деятельности.
Самостоятельная игра ребенка во многом зависит от того, как взрослые организуют предметно-игровую среду, подберут и расположат игрушки. Игровая среда должна быть наполнена разнообразным материалом и оборудованием. Это, прежде всего, игрушки-персонажи, ванночки для купания кукол, кроватки и коляски для кукол, кухонная мебель с набором кухонной игрушечной посуды, гладильная доска с утюгом и т.п. Игрушки должны быть эстетичны и привлекательны, вызывать эмоциональный отклик у детей, доставлять им радость и удовольствие, формировать верные представления об окружающем мире, побуждать к активной игровой деятельности, дети с удовольствием кормят игрушки, укладывают спать, ведь у каждой игрушки должно быть свое место в группе. И, что немаловажно, эти игрушки должны соответствовать нормам СанПиНа, легко мыться.
Для развития предметной деятельности
и сенсорных способностей, прежде
всего, необходимо обеспечить детей
соответствующими дидактическими пособиями.
Важен подбор игрушек и пособий,
различных по цвету, форме и материалу,
из которого они сделаны. Это пирамидки,
матрешки из двух-трех частей, вкладные
чашечки, бочонки с двумя-тремя
вкладышами. Очень хорошо подбирать
предметы контрастные по одному из
признаков и сходные по-
Стол, наполненный игровыми дидактическими материалами, имеет специальные ящики, открывающиеся створки, в которых располагаются игрушки. Например, объемные геометрические фигуры (шары, кубы, кольца), предметы-вкладыши, стержни для нанизывания колец, желобки для прокатывания шариков, коробочки для проталкивания фигур разной формы.
Так же необходимо формировать
интерес к конструированию. Детям
интересно действовать с
В групповой комнате должно
быть место для игр с водой
и песком. Это отдельные столики,
емкости которых наполнены
Необходимо также создать
условия для
Как утверждают специалисты, основной психологической потребностью детей раннего возраста является острая потребность в тесном общении с взрослыми. Учитывая это, в групповом помещении нужна зона отдыха, в которой ребенок может более тесно пообщаться с взрослыми. В этой зоне возможно разместить диван или пару кресел, мягкий коврик, книги для чтения. Малышам очень нравится, прижавшись к воспитателю, рассматривать иллюстрации, слушать любимые сказки.
Уголок ряженья с зеркалом - необходимый атрибут группы раннего возраста. Ребята смотрятся в зеркало и наряжаются с помощью взрослого в платочки, накидки, юбочки. Уголок ряженья наполняется в течение всего учебного года, постепенно вносятся новые атрибуты (шапочки, ленты и т.д.).
Такая организация предметной развивающей среды группы раннего возраста является наиболее рациональной, так как она учитывает основные направления развития ребенка и способствует его благоприятному развитию.
1.4 Игры с игрушками,
направленные на сенсорное
Игрушка располагает большими
возможностями для ознакомления
детей с разнообразными свойствами
предметов: величиной, формой, цветом,
что очень важно для сенсорного
развития малыша. С одной стороны,
сенсорное воспитание составляет фундамент
общего умственного развития малыша;
с другой стороны сенсорное воспитание
имеет самостоятельное
Чтобы привлечь внимание ребенка
к свойствам предметов, выработать
у него правильное представление
об этих свойствах, от педагогов и
родителей требуются
Прием 1 «Наложение»
Зрительно сопоставить предметы по форме, величине и устанавливать их совпадение или несовпадение дети не могут, поэтому им предлагается накладывать предметы друг на друга, чтобы сравнить их по форме и величине.
Прием 2 «Приложение»
Определить цветовое соответствие или несоответствие на глаз детям также сложно. Но если они располагают возможностью приложения и наложения, то эта задача под руководством взрослого решается успешно. Например, всем игрушкам принесли в подарок красивые бантики. Необходимо, чтобы бантик соответствовал окраске животного: зеленой лягушке нужен зеленый бантик, белому зайчику - белый и т.п. Педагог показывает малышу, как правильно выбрать бантик - приложив его к игрушке.
Подбор и группировка
предметов по каким-либо свойствам
требует от малышей большой
С целью накапливания представлений о цвете и форме, величине проводится рассматривание игрушек, а затем предлагаются цветные изображения этих же игрушек и дети учатся узнавать их.
Побуждение детей сопоставлять
предметы по величине и понимать слова
«большой» и «маленький»
Вначале взрослый вносит коробку
с маленькой дверью и создает
проблемную ситуацию. Маленькие игрушки
легко проходят в дверь, а большим
игрушкам в нее протиснуться невозможно.
Тогда педагог говорит детям,
что дом с маленькой дверью
для маленьких животных, а для
больших нужен другой дом - большой
с большой дверью. Затем педагог
вносит большую коробку с большой
дверью и помогает детям организовать
вход больших игрушек в домик.
После этого достает все
Интерес представляют игры с пирамидками. Задача подбора колец пирамидки в значительной степени облегчается, если проводить игру, в процессе которой все игрушки «строятся по росту». Чтобы «построить» игрушки, взрослые могут найти множество игровых поводов, поэтому делать это нужно как можно чаще.
Детям нравятся и такие действия с игрушками, когда дети надевают на них «украшения». Побуждать детей фиксировать внимание на форму предмета помогут игры с использованием украшений разной формы.
Научить детей обращать внимание на цвет игрушек, устанавливать тождество и различия цветов и понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные» помогут игры, при проведении которых игрушкам могут «предлагаться» предметы посуды (тарелки, чашки и др.) или билеты для поездки по железной дороге, соответствующие их окраске. Например, среди нескольких тарелок есть три зеленые: для лягушки, рыбки с зеленым хвостом и попугая с зелеными перьями; белые же достаются гусю и зайчикам и т.п.
Сюжетная игра малышей длится недолго - от 5 до 7 минут. Но эти минуты бесценны для развития ребенка, поэтому взрослые должны сделать все возможное, чтобы не упустить этот возрастной период и решить следующие задачи:
· вызвать интерес к игровой деятельности;
· сформировать умение принимать воображаемую ситуацию;
· способствовать овладению
простейшими игровыми действиями, отражающими
известные детям жизненные
· побуждать к осуществлению переноса игровых действий с одной игрушки на другие;
· подводить к осуществлению первых замещающих действий (покормить игрушку не ложкой, а палочкой).
После двух лет малыш начинает обобщать имеющиеся у него представления об игровых действиях, дети «кормят» не только то животное которое «кормил» взрослый, они совершают это игровое действие по отношению ко всем игрушкам.
В этом возрасте развитие игры идет в направлении расширения круга изображаемых игровых действий и установления элементарных первичных связей между ними. Например, ребенок покормил белочку, а затем уложил ее спать; при этом он уже способен использовать в игре сразу несколько предметов: белочку укладывает спать на кровать, ее голову кладет на подушку, укрывает одеялом, качает.
Известный детский психолог Л.Н. Галигузова выделила ряд условий, которые способствуют развитию игры у детей раннего возраста.
Условие 1
Прежде чем взрослый начинает игру с ребенком, он должен установить с ним эмоционально положительный контакт.
Условие 2
Знакомя ребенка с сюжетом
игры, показывая ему игровые
Информация о работе Сенсорное развитие у детей третьего года жизни