Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 00:08, методичка
Мы, просвещенные и образованные современные люди, уже знаем, что большинство
наших проблем родом из детства. Родители, воспитывая нас, говорили как нужно себя вести,
как поступать, чтобы быть хорошими, от чего-то предостерегали. И все это исключительно из
добрых побуждений и для нашего блага
Про "это".
Согласитесь, что нет, наверное, более щекотливой темы, чем обсуждение с ребенком взаимоотношений полов. Но сами понимаете поговорить нужно, иначе просветят на улице.
Отношение к сексу в различных культурах проявляется по-разному. В Европе - секс - дело интимное. В Африке, в некоторых племенах, взрослые предаются любовным утехам на глазах у детей. Но мы с Вами живем все-таки в Европе. Следовательно, и разговоры о сексе у нас будут цивилизованными. При обсуждении следует иметь в виду, что сексуальные отношения между мужчиной и женщиной - это не только техника. В основе этих отношений лежит любовь, влечение друг к другу. Также нужно учитывать и возраст ребенка.
Начнем с того, что ребенок с самого раннего детства (приблизительно с 1,5 лет), с интересом изучает свое тело. Естественно и любопытство малышей к своим гениталиям. Собственное тело также удивительно, как все остальное, и в какой-то момент приковывает внимание. Наша реакция - не ужасаться и не в коем случае не одергивать, не наказывать, не "давать по рукам". Это большой риск дальнейших осложнений, неврозов, так как все откладывается в бессознательной памяти. Главное на этом этапе - не пугать ребенка, не стыдить и не выслеживать. Также желательна свободная одежда, больше движения, активности, разнообразия.
Изучение собственного тела продолжаются и в 2-3 года. В этом возрасте ребенок изучает уже не только свое тесло, но и отличия своего тела от других. Некоторые для этого начинают подглядывать в детском саду в туалете. Психологи считают это любопытством, а не извращением. Но в данной ситуации лучше купить ребенку книжку с картинками, соответствующими возрасту. Можно описать (не вдаваясь в подробности) разницу в строении половых органов и объяснить, что с возрастом тело меняет свои формы. Когда дети подрастают - по строению тела они становятся похожими на маму и папу.
В более старшем возрасте ребенок задумывается: "Как я появился на свет?". С этим вопросом он подходит к родителям. И что же он получает в ответ? Предлагаю вашему вниманию несколько типичных ответов наших родителей:
Первый вариант: "Отстань. Не приставай с дурацкими вопросами. Мне сейчас некогда. Не видишь - я занята (занят)?"
Реакция ребенка: "Хорошо отстану. Нужно будет узнать у кого-нибудь другого".
Второй вариант: "Тебе еще рано это знать. Вырастешь - узнаешь. Много будешь знать - скоро состаришься"
Реакция ребенка: "Долго ждать. Узнаю сам".
Третий вариант: "А почему тебя это вдруг заинтересовало? Такая ерунда. Гадость какая-то. И кто тебя надоумил?"
Реакция ребенка: "Ах, вот оно что. Нужно будет разузнать?"
Четвертый вариант: "Рад за тебя. Приветствую. Очень своевременный вопрос. В нынешнее время - потребность во всесторонних знаниях. Хвалю. Как известно - знание - сила. Ну, рассмотрим для начала нравственные аспекты...
Реакция ребенка: "Господи! Какое же нудное вранье..."
В каждом из вариантов ответов вы вынуждаете ребенка действовать самостоятельно и искать истину на стороне.
В определенном возрасте ребенок еще слишком наивен и может поверить в сказку про аиста. "Ну и, слава богу!" - говорите вы себе. На этот раз пронесло. Дальше видно будет. Но в том то и дело, что дальше видно не будет. Объясните, что малыш девять месяцев растет в животе у мамы, а потом выходит наружу. Ряд психологов считают, что можно сказать о специальном проходе для ребеночка в организме у женщин. Не стоит говорить о том, что маме резали живот, чтобы достать малыша. В последствии у ребенка может развиться комплекс вины. Расскажите, как вы ждали младенца, покупали одежду и т.д. Дети любят такие сентиментальные истории.
Некоторым детям будет достаточно той информации, которую они получили. Но есть категория особо пытливых. Им наверняка нужно узнать, как малыш "залез" в живот. Ситуация не из легких. Можно позавидовать религиозным семьям, в которых, объяснение "бог дал" помогает выйти из затруднительного положения. А остальным стоит сказать правду. Вернее часть правды. Обойдемся без подробностей. Можно объяснить, что когда муж и жена вместе ложатся спать и крепко обнимаются, то в животике у женщины может появиться ребенок. В дальнейшем можно сказать, что ребенок появился в животе из-за того, что в организм попали специальные папины клетки, из которых и развился малыш.
Ближе к 10-11 годам словарный запас ребенка сильно расширяется. Нередко появляются такие словечки, обозначающие половой акт, что взрослые приходят в ужас. На этом возрастном этапе у ребенка уже имеются смутные представления о межполовых отношениях. Многие родители считают, что позаботились о просвещении ребенка. Они подсовывают им книги "про это". Большинство взрослых испытывают неловкость при таких разговорах со своими детьми. А в книге дана масса исчерпывающей информации. Единственный и значимый минус книги в том, что она не объяснит духовной составляющей интимных отношений. Главное, чтобы взрослый донес до ребенка истину - секс прекрасен, когда мужчина и женщина любят друг друга. Но он неприятен, если люди мало знакомы и никаких теплых чувств друг к другу не испытывают. Секс - это не животное удовольствие, и не приключение.
Также нужно рассказать ребенку о физиологических изменениях в организме. Девочкам - про менструации, мальчикам - про поллюции. Нужно объяснить нашим детям - что такие перемены происходят со всеми ребятами в определенном возрасте. У кого-то раньше, у кого-то позже. Все индивидуально. Но эти процессы - естественны и говорят о взрослении человека.
К 14-15 годам наши детки знают о сексе уже не меньше нас. А нам так хочется, чтобы они подольше оставались детьми. Но мы продолжаем беседовать об интимной жизни. И уже на равных. Не надо пугать детей. О болезнях, передаваемых половым путем беседовать, конечно, нужно. Но проинформировать нужно так, чтобы нашим взрослым детям захотелось самим предохраняться, а не действовать нам наперекор. Ведь в этом возрасте сильно развито чувство противоречия.
Если вы являетесь родителями девушки - то ознакомьте ее с современными методами контрацепции. Лучше если это сделает специалист. Если вы находитесь в доверительных отношениях с дочерью - посоветуйте ей "не терять голову" если представитель противоположного пола будет склонять ее к интиму. Во-первых, девушка должна быть готова к таким отношениям. Во-вторых, в нынешнее время, как и в прошлые века мужчины больше ценят тех женщин, за которых им пришлось изрядно побороться. Также нужно обратить внимание на то, что не все девушки, начавшие половую жизнь, испытывают оргазм. Это нормально. С опытом и с возрастом придут новые ощущения.
Если вы являетесь родителями юноши, то развенчайте миф о длине полового члена. Нужно объяснить, что размер в данном случае не имеет значения. В журналах иногда печатают нелепые цифры. Эта информация не стоит вашего внимания. Для того чтобы доставить удовольствие девушке не нужно иметь больших размеров. Также нужно проинформировать сына о том, что заразиться венерическим заболеванием или сделать девушку беременной можно и после первой близости. Следовательно, нужно не забывать о презервативе. Исследования показывают, что подростки более охотно используют презерватив при первом сексуальном контакте, если родители говорили им об этом. С кем родители не вели таких бесед, о презервативе и не вспоминали. Делайте выводы!
Убедите вашего ребенка не "быть как все". Если ребята из его окружения уже занимались сексом, то вовсе необязательно следовать их примеру. Стадное чувство здесь неприемлемо, и каждый решает этот вопрос индивидуально.
Проблемы одаренного ребенка
Ярлык «одаренности» — вердикт или диагноз?
Когда задумывалась эта статья, мои дети спросили: «Почему психологи обычно пишут про каких-то девочек и мальчиков, а о собственных детях — ни слова?» А старший сын, который в прошлом году, учась в 10-м классе, стал лауреатом в области физики на Конкурсе научно-исследовательских работ школьников Москвы, добавил: «Лучше напиши, как меня не хотели брать в 1-й класс районной школы и назвали умственно отсталым».
По первому пункту мои дети ошиблись. Психологи очень любят писать про своих детей. И, следуя традиции, заложенной Н.Н. Ладыгиной-Котс, которая растила своего ребенка вместе с детенышем шимпанзе и написала про это замечательную книгу, В.С. Мухиной, отразившей в своих книгах этапы взросления сыновей-близнецов, я давно вставляю в различные отчеты и статьи истории собственных детей. Что же касается поступления в школу — это правда. И беда не в том, что педагог не смог за 20 минут в сложном по развитию дошкольнике, в не желающем читать левше, страдающем дисграфией (это, правда, выяснилось немного позже), распознать интеллектуальный потенциал. И даже не в том, что свой вердикт: «Он не сможет у нас учиться: ребенок умственно отсталый», — был высказан в присутствии самого ребенка. Беда в том, что все мы подвержены влиянию ярлыков. И ярлык «умственно отсталый» точно так же, как и ярлык «одаренный», которыми мы вскользь наделяем детей, могут в одном случае сломать веру родителей в собственного ребенка, а в другом — породить повышенные требования к его успеху и изменить всю жизнь маленького человека.
Пользоваться ярлыком «одаренный ребенок» в последнее время стало очень модно — даже тогда, когда для этого нет достаточных оснований. То, что этим грешат родители, — понятно. И отношение к такому «диагнозу» может быть снисходительное. Когда же это исходит от психолога — это уже вердикт, на который будут ориентироваться другие специалисты и родители.
О природе детской одаренности
Какими же должны быть основания, чтобы ребенок считался одаренным? Ответ не так прост, как кажется.
В психологии до сих пор нет общего представления о природе одаренности, а есть альтернативные подходы к решению проблемы.
Первый подход: все дети талантливы. Каждый человек по-своему одарен. Этот подход отражает гуманистические тенденции в науке и является идеологической базой всеобщего образования и права каждого ребенка на развитие своих способностей. Однако такой подход размывает специфику понятия «одаренность». Акцент смещается в сторону поиска «ключика» к способностям ребенка и методам их развития. С этой точки зрения вопрос о выявлении одаренных детей выглядит нелепым. Но при этом неясно, почему дети, блиставшие в детстве, далеко не всегда сохраняют свой талант.
Второй подход понимает одаренность как дар «свыше» (Богом, родителями и т.п.), которым наделены единицы, избранные. Если следовать второму подходу, становится актуальной проблема выявления одаренных детей, но ставится под сомнение возможность развития одаренности.
На рубеже веков в нашем обществе возник интерес к одаренным детям как к будущей интеллектуальной и творческой элите, от которой будет зависеть «коридор возможностей» дальнейшего развития страны. Это делает необходимым широкое обсуждение проблем, связанных с выявлением и развитием одаренных детей; с возможностью построения грамотных прогнозов и эффективных способов коррекции проблем, которые возможны у одаренных детей.
Это становится возможным только при наличии единого научно обоснованного представления о том, что представляет собой феномен одаренности и, в частности, детской одаренности. Чем, например, одаренный ребенок отличается от способного, имеющего так называемую «высокую норму»? Каковы виды одаренности и какими методами они могут выявляться? В чем преимущества и ограничения конкретных диагностических методик? Какова природа проблем, возникающих у одаренных детей? Всегда ли они являются следствием одаренности? Как помочь ребенку их преодолеть?
«Рабочая концепция одаренности» под редакцией Д.Б. Богоявленской
В 1998 году вышла в свет «Рабочая концепция одаренности», подготовленная авторским коллективом психологов под руководством доктора психологических наук, профессора, действительного члена РАЕН Дианы Борисовны Богоявленской.
Представление об одаренности, изложенное в «Концепции», в значительной степени расходится с привычным представлением об одаренности как высоком уровне развития конкретных (прежде всего умственных) способностей ребенка: одаренность трактуется как системное качество, характеризующее психику ребенка в целом. При этом именно личность, ее направленность, система ценностей ведут за собой развитие способностей и определяют, как будет реализован ее потенциал.
Такой подход делает приоритетной задачу воспитания одаренного ребенка. Этим определяется и гуманистическая направленность Концепции, в которой особое внимание уделено бережному отношению к одаренному ребенку, предполагающему понимание не только преимуществ, но и трудностей, которые несет с собой его одаренность.
Однако более 50% практиков имеют только поверхностные представления о том, с какими проблемами сталкиваются одаренные дети. Поэтому конкретная работа с одаренным ребенком на местах подчас базируется лишь на эмпирическом опыте конкретного специалиста и на многочисленных мифах об одаренности, бытующих в массовом сознании.
Одаренный ребенок — трудный ребенок?
Одним из таких распространенных мифов является мнение, что одаренный ребенок — это трудный ребенок. Считается, что их боятся педагоги, ими озадачены родители, к ним недоброжелательно присматриваются сверстники.
Однако, если по отношению ко всем «обычным» детям при возникновении у них трудностей в учебе, поведении, общении, педагог, психолог и родитель ищут пути помощи и коррекции через выявление их причин, то принципиально иначе обстоит дело с «одаренными». Налет фатализма — «Таков дар!» — определяет глобальную стратегию работы с ними лишь через поиски форм организации их обучения: отдельные классы, специальные школы, индивидуальные программы. Однако, чтобы работа с одаренными детьми была эффективной, необходим анализ и выявление подлинных механизмов, порождающих эти проблемы, и понимание того, что одаренность — это не просто результат высоких способностей ребенка, но в первую очередь — проблема становления его личности.
Информация о работе Сила слова или о чем не стоит говорить детям