Система высшего образования в Кыргызской Республике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 18:41, курсовая работа

Краткое описание

После обретения независимости наступил период, когда Кыргызстан начал проводить эксперименты в образовательном секторе с целью внедрения системы, основанной на демократических принципах и плюрализме мнений. Ключевыми направлениями реформ были качество, эффективность и доступность.
В 2002 была принята Концепция Образования в Кыргызской Республике. Из основных приоритетов данного документа особенно были выделены аспекты равенства, доступности и качества начального образования.

Вложенные файлы: 1 файл

Система высшего образования в Кыргызской Республике.docx

— 120.35 Кб (Скачать файл)

Система высшего  образования в Кыргызской Республике

I. Общее описание 
 
 
1. Основные характеристики трехуровнего образования в стране  
 
Законодательная база трехуровнего образования

 
 
После обретения независимости наступил период, когда Кыргызстан начал проводить  эксперименты в образовательном  секторе с целью внедрения  системы, основанной на демократических принципах и плюрализме мнений. Ключевыми направлениями реформ были качество, эффективность и доступность.

В 2002 была принята Концепция  Образования в Кыргызской Республике. Из основных приоритетов данного  документа особенно были выделены аспекты  равенства, доступности и качества начального образования.

В 2003 была принята новая  Конституция Кыргызской Республики.  
Деятельность высших учебных заведений, вне зависимости от юридической формы собственности и институциональной принадлежности, регулируется единым законом, Законом об Образовании от 30 апреля 2003 года. Согласно данному закону, система образования базируется на следующих основных принципах:

  • свободный доступ к начальному, среднему и высшему образованию в государственных учреждениях в пределах, установленных государственными стандартами образования;
  • возможность получения образования на коммерческой основе, включая государственные высшие учебные заведения;
  • гуманный характер образования;
  • независимость образования от политических и религиозных учреждений; светский характер образования;
  • академическая свобода образовательных учреждений, академическая целостность.

 

В 2008 былa разработана Программа Развития Секторальной Стратегии Министерства Образования и Науки Кыргызской Республики.

 
Типы учреждений трехуровнего образования

 
Система высшего образования в  Кыргызской Республике представлена сетью 50 высших учебных заведений, в том  числе 34 государственных и 16 частных  учреждений. Частные высшие учебные  заведения (ВУЗы) последовательно повысили свою роль и в 2008-2009 годах они обучили 10.5% от общего количества студентов.  
Система высшего образования Кыргызстана состоит из четырех типов ВУЗов: университеты, академии, специализированные ВУЗы - училища (например, Кыргызская Национальная Консерватория, Бишкекская высшая военная школа), институты.  
Университет- это высшее учебное заведение, которое предоставляет программы высшего образования и аспирантуры с широким спектром специализаций; академия- это высшее учебное заведение, которое предоставляет программы высшего образования и аспирантуры в области научной деятельности; институт - это высшее учебное заведение или филиал университета, или академии, которое предоставляет программы высшего образования и аспирантуры; специализированное высшее учебное заведение - это узко-профильное высшее учебное заведение, которое предоставляет программы высшего образования и аспирантуры. Они предоставляют программы высшего образования и аспирантуры с широким спектром специализаций. Они также проводят исследования теоретического и прикладного характера, проводят тренинги, переобучение специалистов, а также обучают научный и педагогический персонал (кандидатов и докторов науки).

 
Виды программ трехуровнего образования и квалификации

 
Следующие учебные программы предоставляются  высшими учебными заведениями в  Кыргызстане: бакалавриат, магистратура, выпуск специалистов, а также аспирантура и докторантура. 
Бакалавриат- это признанная академическая степень начального высшего образования, которая дает доступ к обучению в магистратуре и соответствующей занятости на рынке труда. Магистратура- это признанная академическая степень, которая дает доступ к обучению в аспирантуре (лиценциат) и соответствующей занятости на рынке труда.  
В Кыргызстане система Профессионального Образования (ПО) состоит из трех уровней, начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование и высшее профессиональное образование. С 1994 года начальное профессиональное образование (НПО) находится под юрисдикцией Министерства Труда и Социальной Защиты Кыргызской Республики, в то время как среднее профессиональное образование и высшее профессиональное образование находятся под юрисдикцией Министерства Образования. ПО является одной из основ социального и экономического развития и улучшения, а также является неотъемлемой частью системы непрерывного обучения. Министерство Образования вовлечено в НПО в той мере, когда это имеет отношение к определению требований к обще-образовательным предметам, необходимым для включения в учебный план ПО. Система начального профессионального образования состоит из сети центров, расположенных во всех регионах страны. В настоящее время существуют 112 учреждений профессионального образования. Из них 93 профессиональных лицеев, 10 профессиональных училищ, 7 специализированных профессиональных школ для пенитенциарных учреждений, одна детская школа для заключенных несовершеннолетних и один Производственно-Педагогический техникум в Токмоке. Из 112 учреждений профессионального образования, 64 находятся в сельской местности. 73 школы ПО финансируются из национального бюджета и 39 из региональных бюджетов.

Студенты обучаются более  чем 3 500 учителями и мастерами, работающих в системе начального профессионального образования (НПО) и почти столько же учителей задействовано в системе среднего профессионального образования. 74.5% педагогического состава работают на основе полной ставки, а остальные 25.5% на основе не полной занятости.  
Возраст для обучения в НПО обычно определяется требованием о наличии законченного 9- или 11-летнего общего образования. Ученики в возрасте 16 лет, кто закончил 9-летнюю общеобразовательную школу обычно проходят двух- или трехлетнюю учебную программу. Те, кто закончил 11-летнюю общеобразовательную школу, обычно проходят годовую учебную программу.

Школы НПО предлагают учебные  программы, охватывающие более 155 специальностей. Введение рыночной экономики, которая  отразилась на повышении уровня самозанятости и предпринимательства, а также на скрытой безработице в сельскохозяйственном секторе, потребовало пересмотра списка предложенных специальностей в целях большего соответствия изменениям спроса на рынке труда.

Следующие специальности  были определены Министерством Образования  как приоритетные: предприниматели малого бизнеса, импортеры/экспортеры, менеджеры, офис-менеджеры, секретари, фермеры, администраторы гостиниц, агенты бюро путешествий, специалисты по ИТ и машинистки с навыками работы на компьютере.

С начала академических 2003 и 2004 годов, средние профессиональные школы предлагают программы, охватывающие 25 специальностей. Негосударственные средние профессиональные школы проводят тренинги по ограниченному количеству специальностей, таких как: педагогика, экономика и менеджмент, перерабатывающие технологии, гуманитарные и социальные науки. Только 2.4% от общего количества студентов обучаются в этих учреждениях.

Профессиональное образование  также предоставляется частными тренерами посредством неформальных образовательных программ. Например, негосударственные организации (НГО), частные учебные организации, специализированные профессиональные организации и индивидуальные тренера, включая иностранных экспертов, действуют как провайдеры тренингов. Министерство Образования имеет систему регистрации частных провайдеров тренингов. Продолжительность обучения по программам НГО составляет от одного дня до недели, в то время как специализированные учебные организации проводят обучение от нескольких недель до нескольких месяцев. Обучение в секторе неформального образования проводится с целью приобретения рыночных навыков и знаний (управление бизнесом, включая фермерство и агробизнес) и профессиональных навыков (навыки традиционного ремесла, навыки сектора услуг и производства).

Система профессионального  образования в настоящее время  находится в процессе реформирования. Основой для реформ начального профессионального образования является «План Действий реформы системы профессионального образования Кыргызской Республики до 2010 года», «Государственная Программа развития среднего профессионального образования и обучения в Кыргызской Республике на 2005-2010 годы» и «План Действий реформы системы среднего профессионального образования и обучения в Кыргызской Республике на 2005-2010 годы. Результатом реформ должно быть создание современной системы профессионального образования с помощью, которой увеличится занятость взрослого населения, сократится бедность и безработица социально-уязвленных групп населения, а также возрастет производительность труда и конкурентоспособность.

 

2. Распределение обязанностей

 
Министерство Образования и Науки  Кыргызской Республики отвечает за разработку национальной образовательной политики и ее реализацию, установление стандартов для каждого уровня формального  образования, разработку учебного плана  и внедрение инновационной практики, обучение учителей, аккредитацию ВУЗов и международное сотрудничество.  
В течение последних 20 лет приоритет был отдан развитию региональных ВУЗов в стране. В 1991 году большинство студентов (80%) обучались в столице, а в настоящее время их количество сократилось до 53%, в то время как остальные 47% обучаются в регионах.

На данный момент ВУЗы имеют  высокий уровень автономии в  определении своих академических программ (в рамках государственных стандартов образования), форм и методов преподавания и развития международного сотрудничества.

Предоставление автономии  ВУЗам стало основным инструментом реформы системы высшего образования  и ее адаптации изменяющимся социальным и экономическим условиям.

Существуют также различные  общественные и негосударственные  организации, работающие в сфере высшего образования: ассоциации (ассоциация негосударственных ВУЗов, Образовательная сеть ассоциаций (EdNet), ассоциация ректоров ВУЗов, ассоциация студентов), независимые компании по тестированию студентов, студенческие профсоюзы в ВУЗах.

Студенческое правление- это форма объединения студентов ВУЗов, через которое осуществляется их участие в управлении и развитии высшего образования.  
В сентябре 2005 года была одобрена новая структура ВУЗов (за исключением ВУЗов национального и регионального статуса). Кроме того, новая государственно-общественная форма управления университетом была ведена советом управляющих.  
 
Министерство Образования и Науки является главным ведомством, отвечающим за качество образования и управление сектором образования.

Несколько ведомств находятся  под управлением двух министерств, Министерства Образования и другого министерства. Так, например, Кыргызская Медицинская Академия относится к Министерству Образования и Министерству Здравоохранения, Кыргызская Академия (Министерство внутренних дел), Дипломатическая Академия (Министерство иностранных дел), Академия Управления (Администрация Президента КР). 
В дополнение, восемь университетов являются межгосударственными и подчиняются Министерствам образования различных государств (например, Кыргызско-Российский Славянский университет, Кыргызско-Узбекский университет, Кыргызско-Турецкий университет «Манас», или некоторые негосударственные университеты такие как, Американский университет в Центральной Азии, Кыргызско-Российская Академия Образования, Кыргызско-Кувейтский (Восточный) Университет, Международный университет «Ала-Тоо», Университет Ага-хана.

Кроме того, 10 филиалов университетов  различных стран СНГ также  действуют в Кыргызстане.

 

3. Органы управления  Высшими Учебными Заведениями

 
 
МОН (Министерство Образования и  Науки) отвечает за определение политики, стандартов и программ, установление приоритетов, проведение стратегического планирования и регулирование деятельности 31 государственных ВУЗов, включая их филиалы и учреждения на региональном уровне. МОН также отвечает за распределение финансовых ресурсов, мониторинг качества с помощью своего департамента лицензирования и аттестации, ведет статистический учет и сотрудничает с Академией Наук по определению приоритетов для исследовательских работ.

Государственный Экзаменационный  Совет присуждает профессиональную квалификацию или ученую степень  и выдает государственный сертификат образования по результатам экзаменов. Совет Ректоров тесно работает с  множеством менеджеров организаций  и сотрудничает в целях улучшения качества, интернационализации и проведения исследований по всему сектору образования.

Государственные ВУЗы имеют  более ограниченную автономию. Учреждения подотчетны МОН в отношении программ обучения, которые должны быть в  рамках государственных стандартов, и соответствующего администрирования  стипендий, согласно установленным  критериям. Их деятельность регулируется Законом об образовании, согласно которого они вправе создавать филиалы  и передавать им часть своих активов (Закон: ст. 37). Ректора государственных  ВУЗов назначаются на пять лет  МОН, сопровождающиеся выборами на основе тайного голосования на всеобщем собрании факультета. Ректора частных  ВУЗов назначаются учредителями, согласно уставу организации (Закон: ст. 38).

Каждый ВУЗ имеет Совет  Управляющих, который отвечает за политику трудовых ресурсов на организационном уровне, включая набор персонала. В Законе ничего не говориться о составе Совета, и вследствие чего, невозможно определить количественное участие работодателя.

Академический Совет руководит  академическими и исследовательскими программами.

Государство определяет количество стипендий (бюджетное финансирование) для студентов, тогда как учебное заведение определяет количество студентов, оплачиваемых за обучение. Финансовый комитет отвечает за организационный бюджет, включая управление дополнительными бюджетными (частными) фондами. ВУЗы оценивают успеваемость студентов и отвечают за организацию и предоставление дистанционных учебных курсов.

Формами управления университетами являются всеобщие собрания, собрания учредителей, академические и другие советы или комитеты. Отборочные процедуры организаций и их компетенции, распределение полномочий между советом и руководителем учебного заведения определяются законодательством Кыргызской Республики и Уставом организации. Общее руководство университетом ведется Ректором.

Информация о работе Система высшего образования в Кыргызской Республике