Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 18:41, курсовая работа
После обретения независимости наступил период, когда Кыргызстан начал проводить эксперименты в образовательном секторе с целью внедрения системы, основанной на демократических принципах и плюрализме мнений. Ключевыми направлениями реформ были качество, эффективность и доступность.
В 2002 была принята Концепция Образования в Кыргызской Республике. Из основных приоритетов данного документа особенно были выделены аспекты равенства, доступности и качества начального образования.
Процедуры назначения и отставки руководителей государственных ВУЗов проводятся Правительством Кыргызской Республики, за исключением ВУЗов, имеющих статус «Национальных». Руководители ВУЗов со статусом «Национальный» назначаются и снимаются с должности Президентом Кыргызской Республики.
После истечения срока полномочий руководителя государственного ВУЗа, руководитель оставляет за собой право быть назначенным на должность исполнителя (или эквивалентной) вне конкурса на трехлетний период, и до срока не превышающий того, который назначенное лицо работал в данном учебном заведении до назначения.
Руководители
Начальники департаментов
государственных университетов
назначаются среди
Университет состоит из факультетов и департаментов.
Факультет университета- это структурный образовательный и научный, административный департамент, который реализует профессиональные образовательные программы высшего образования, включая аспирантуру и дополнительное профессиональное образование по специальным дисциплинам или по нескольким определенным специальностям. Он также проводит исследования в соответствующих областях науки.
Факультет может состоять из департаментов, школ и исследовательских лабораторий, которые проводят образовательные и исследовательские работы по дисциплине факультета и других департаментов.
Факультет занимается общим руководством образовательной и исследовательской деятельности департаментов, лабораторий и других отделов.
Деятельность факультета определяется каждым ВУЗом на основании имеющихся фондов у университета.
Непосредственное управление факультетом ведется деканом факультета, назначенным на контрактной и конкурсной основе и по приказу руководителя университета на 5-летний срок. Выборы декана проводятся на основании тайного голосования на всеобщем собрании факультета университета и из соответствующего квалифицированного академического персонала, имеющего необходимый опыт и квалификацию.
4. Финансирование
Из 217 000 студентов государственных ВУЗов
только 13.5% получают государственную стипендию,
хотя этот процент начал расти.
В 2008-09 годах было выделено 5 705 стипендий, что составляет 17.8% стипендий для поступивших студентов. Из них, 5 040 (88%) были присуждены через МОН, а половина была выделена для подготовки педагогов (Стратегия Развития Образования 2011-2020). Таким образом, на данный момент преобладающая часть дохода государственных учреждений остается за студентами, оплачивающих за свое обучение. Согласно данным ОЕСР (Образование на Первый Взгляд 2008) и другим источникам, в Кыргызской Республике имеются одни из наиболее крупные частные финансовые источники в области высшего образования в мире.
Государственные ВУЗы финансируются из национального бюджета. Высшее образование представляет 5.9% из общего государственного бюджетного финансирования, выделенного для сектора образования.
Согласно данным Национального Статистического Комитета, динамика последних пяти лет показывает, что соотношение расходов образовательного сектора в национальном бюджете очень значительное и составляет 20-23%. Согласно данным Министерства Финансов, эти расходы составили 3.9% от ВВП в 2001 году, 5% в 2005 году и 6.5% в 2007 году. Расходы ВУЗов составили 1 135 миллионов кыргызских сомов в 2006 году (0.99% от ВВП).
Два управления в структуре Министерства Образования отвечают за финансовую деятельность – Управление финансов и управление бухгалтерского учета.
Управление финансов отвечает за планирование и расчет расходов и бюджетных средств, разработку законопроектов, сбор статистических данных со своих отделений. Управление бухучета отвечает за всю бухгалтерию и учет во всем министерстве. Оно получает и производит все выплаты из государственного бюджета, оплачивает налоги и другие государственные пошлины, контролирует бюджетное исполнение, собирает отчеты со своих отделений, проводит финансовый анализ на основе учетных данных.
Финансовое планирование
государственных ВУЗов, включая
закупки, рассматривается Экономическим
Отделом и Отделом
Не смотря на тот факт, что в 2007 году особое внимание было уделено сектору образования, 86% всех расходов для образования были израсходованы на зарплаты, отчисления в социальный фонд, оплату за коммунальные услуги, продовольствие и т.д., и только 14% этих ресурсов были израсходованы непосредственно на образование. В 2007 году средняя расходная ставка на студента ВУЗа составляла 12 569 кыргызских сомов.
5. Вклад и финансовая
поддержка студентов
Система государственного финансирования
улучшилась с момента введения Национальной
Системы Тестирования в 2002 году. Идея заключается
в том, что Система администрирует вступительные
экзамены в университеты во всех регионах
страны на бесплатной и доступной основе
для всех перспективных студентов (выпускников
высших школ), желающих получить государственную
стипендию для своего обучения. Получившим
наивысший бал предоставляется государственное
финансирование (в том числе стипендия).
В прошлые годы, университетам выделялись
государственные квоты и независимо распределялись
государственные стипендии. Бывшая система
была сильно подвержена критике за дискриминацию,
коррупцию и неэффективность. Национальная
система тестирования улучшила доступ
к бесплатному образованию для молодых
людей из дальних регионов. Государственная
финансовая поддержка включает оплату
за обучение по программам бакалавриата
и специалиста и стипендии, но государство
не предоставляет финансовую поддержку
для студентов по программам Магистратуры.
Государство также поддерживает студентов-сирот.
Оплата за обучение в Кыргызской Республике варьируется. Это связано с тем, что некоторые ВУЗы когда-то предлагали низкую ставку за обучение для привлечения студентов, как дополнительный источник дохода. МОН установил базовую ставку в 15 000 сомов в год для студентов дневного обучения и 13 000 сомов для студентов дистанционного обучения в государственных ВУЗах. Однако, некоторые ВУЗы имеют свободу в выборе своей системы оплаты, например, говорят, что в одном региональном университете максимальная оплата за обучение составляет 15 000 сомов, тогда как изучение экономики в большом Бишкекском ВУЗе стоит около 29 000 сомов. Заочное и дистанционное обучение являются платными и средняя ставка оплаты ниже, чем на очном обучении. Плата за обучение в частных ВУЗах выше, чем в государственных примерно на 25% (14 300 сомов против 11 500 сомов). Некоторые наиболее престижные ВУЗы используют более высокие ставки, например, Американский университет применяет ставку в сумме 2 000 долларов США в год (около 80 000 сомов) и Профессиональный институт Ыраим применяет ставку в сумме примерно 900 долларов США – хотя оба этих частных заведений также имеют комплексную систему стипендий и поддерживающих грантов. Оплата за обучение иностранных студентов выше во всех учебных заведениях.
В год насчитывается более чем 32 000 выпускников школ.
Комиссия по предоставлению грантов готовит список рекомендуемых абитуриентов на основании отборочных результатов.
Они группируются согласно социальным категориям, как следует ниже:
Конкурс на получение гранта проводится
отдельно по каждой категории, с целью
обеспечения равного доступа к высшему
образованию для различных групп абитуриентов.
Другим источником финансирования ВУЗов являются иностранные инвестиции в образование. Однако, за последние годы иностранные инвестиции сократились. В 2007 году иностранные инвестиции в образовании сократились в три раза по сравнению с 2004 годом и составили 4 миллиона сомов.
В настоящее время, МОН разрабатывает механизм по предоставлению займов студентам при поддержке ОБСЕ.
6. Лицензирование,
гарантия качества и
Система гарантии качества (ГК) в Кыргызской
Республике отстает от быстроразвивающейся
системы высшего образования. Большой
рост студентов, необходимость структуры
с новыми уровнями и усовершенствование
предоставления программ, появление новых
институтов все это привело к ослаблению
потенциала существующей системы централизованного
лицензирования и аттестации МОН, которая
охватывает профессиональное образование
и ВУЗы.
Согласно существующей системе
ГК, лицензия является простым механизмом
ГК, в то время как, все квалификации
учителей, здания, оборудование и учебные
ресурсы рассматриваются как соответствующие
требованию. Аттестация- это процесс, где
программы ВУЗов проверяются на соответствие
государственным стандартам с использованием
вводных данных/ индикаторов, таких как,
количество профессоров, студентов, виды
и количество оборудования и т.д. Процесс
осуществляется через МОН, которое создает
Аттестационную Комиссию, состоящую из
одного или двух представителей МОН и
нескольких академических представителей
других ВУЗов. Аттестационные проверки
обычно проводятся в течение 3-5 дней. В
идеале, каждый ВУЗ должен сам проводить
самооценку перед визитом Комиссии. В
случае, когда проводимые программы или
новые учебные курсы отвечают требованиями
аттестации, они могут быть продолжены.
В ином случае, программы должны быть приостановлены.
Каждый ВУЗ должен проходить аттестацию
каждые 5 лет.
Существует соглашение, что функции действующего
департамента по лицензированию и аттестации
МОН должны быть усовершенствованны в
целях достижения полной и независимой
аттестационной службы, фокусирующейся
на институциональные, а не на индивидуальные
курсы. Эта новая аккредитационная система
будет более строгая, чем существующая
аттестационная служба, так как она будет
базироваться на лучшей практике стандартов
качества США и Европы. Сотрудники МОН
полагают, что только примерно 20% университетов
готовы к такому аттестационному процессу
на данный момент. Департамент Лицензирования
и Аттестации насчитывает 10 сотрудников,
примерно пять из них имеют послевузовскую
квалификацию. Такое количество персонала
будет недостаточно для удовлетворения
потребностей такого большого количества
учреждений и программ. МОН потребуется
значительное последующее усиление в
целях реализации предложенной новой
системы. Это одна из сфер, где помощь доноров
была бы очень полезна.
На данный момент внешняя система гарантии качества включает процедуры лицензирования и государственной аккредитации (аттестации). Государственный департамент лицензирования и аттестации учебных заведений был создан в 1994 году при Министерстве Образования и Науки.
Департамент отвечает за реализацию государственной политики в области лицензирования и государственной аккредитации (аттестации) всех учебных заведений, включая ВУЗы.
Лицензирование высшего образования было введено в 1993 году. С 1998 года лицензирование стало обязательной процедурой каждые пять лет для всех ВУЗов и образовательных программ. В 2001 году лицензирование государственных учебных заведений было отменено, что привело к неподдающемуся контролю росту учебных заведений без необходимого ресурсного потенциала. В 2003 году процедуры лицензирования были возобновлены и создание новых учреждений, департаментов и отделов было сокращено.
В настоящее время, ВУЗ имеет право начать образовательную деятельность с момента выдачи лицензии Государственным департаментом по лицензированию и аттестации КР на основании заключения экспертной комиссии. Цели и задачи проверки установлены согласно государственным стандартам образования для высшего образования. Затраты, связанные с проверкой, несет университет.
Государственная аккредитация (аттестация) разрешает учебным заведениям выдавать дипломы и степени в соответствии с Государственными стандартами образования. Такая процедура аккредитации проводится каждые пять лет. Решение об аккредитации принимается коллегиальным органом при МОН и включает представителей МОН, представителей ВУЗов и т.д.
Государственные требования и ожидания общества в отношении знаний, потенциала, способностей выпускников отражены в государственных стандартах образования для высшего образования.
МОН КР создало комиссию для выполнения аттестации и утвердило сотрудников.
Эксперт, проверяющий качество учебной деятельности, должен основывать свою оценку на следующих критериях:
Информация о работе Система высшего образования в Кыргызской Республике