Система высшего образования в Кыргызской Республике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 18:41, курсовая работа

Краткое описание

После обретения независимости наступил период, когда Кыргызстан начал проводить эксперименты в образовательном секторе с целью внедрения системы, основанной на демократических принципах и плюрализме мнений. Ключевыми направлениями реформ были качество, эффективность и доступность.
В 2002 была принята Концепция Образования в Кыргызской Республике. Из основных приоритетов данного документа особенно были выделены аспекты равенства, доступности и качества начального образования.

Вложенные файлы: 1 файл

Система высшего образования в Кыргызской Республике.docx

— 120.35 Кб (Скачать файл)

Процедуры назначения и отставки руководителей государственных  ВУЗов проводятся Правительством Кыргызской Республики, за исключением ВУЗов, имеющих  статус «Национальных». Руководители ВУЗов со статусом «Национальный» назначаются  и снимаются с должности Президентом Кыргызской Республики.

После истечения срока  полномочий руководителя государственного ВУЗа, руководитель оставляет за собой  право быть назначенным на должность  исполнителя (или эквивалентной) вне конкурса на трехлетний период, и до срока не превышающий того, который назначенное лицо работал в данном учебном заведении до назначения.

Руководители негосударственных  ВУЗов и их департаментов назначаются  среди академических экспертов с ученой степенью соответствующей дисциплины и квалификации. Процедуры назначения и полномочия руководителя определяются соответствующим лицом, согласно Закону об Образовании и другим законодательным актам Кыргызской Республики, указанным в Уставе Университета.

Начальники департаментов  государственных университетов  назначаются среди академического персонала, соответствующих дисциплин и квалификаций, на контрактной и конкурсной основе, согласно Уставу Университета.

Университет состоит из факультетов  и департаментов.

Факультет университета- это структурный образовательный и научный, административный департамент, который реализует профессиональные образовательные программы высшего образования, включая аспирантуру и дополнительное профессиональное образование по специальным дисциплинам или по нескольким определенным специальностям. Он также проводит исследования в соответствующих областях науки.

Факультет может состоять из департаментов, школ и исследовательских  лабораторий, которые проводят образовательные и исследовательские работы по дисциплине факультета и других департаментов.

Факультет занимается общим  руководством образовательной и  исследовательской деятельности департаментов, лабораторий и других отделов.

Деятельность факультета определяется каждым ВУЗом на основании  имеющихся фондов у университета.

Непосредственное управление факультетом ведется деканом  факультета, назначенным на контрактной  и конкурсной основе и по приказу  руководителя университета на 5-летний срок. Выборы декана проводятся на основании  тайного голосования на всеобщем собрании факультета университета и из соответствующего квалифицированного академического персонала, имеющего необходимый опыт и квалификацию.

 
4. Финансирование

 
 
Из 217 000 студентов государственных ВУЗов только 13.5% получают государственную стипендию, хотя этот процент начал расти.

В 2008-09 годах было выделено 5 705 стипендий, что составляет 17.8% стипендий для поступивших студентов. Из них, 5 040 (88%) были присуждены через МОН, а половина была выделена для подготовки педагогов (Стратегия Развития Образования 2011-2020). Таким образом, на данный момент преобладающая часть дохода государственных учреждений остается за студентами, оплачивающих за свое обучение. Согласно данным ОЕСР (Образование на Первый Взгляд 2008) и другим источникам, в Кыргызской Республике имеются одни из наиболее крупные частные финансовые источники в области высшего образования в мире.

Государственные ВУЗы финансируются  из национального бюджета. Высшее образование  представляет 5.9% из общего государственного бюджетного финансирования, выделенного для сектора образования.

Согласно данным Национального  Статистического Комитета, динамика последних пяти лет показывает, что  соотношение расходов образовательного сектора в национальном бюджете  очень значительное и составляет 20-23%. Согласно данным Министерства Финансов, эти расходы составили 3.9% от ВВП в 2001 году, 5% в 2005 году и 6.5% в 2007 году. Расходы ВУЗов составили 1 135 миллионов кыргызских сомов в 2006 году (0.99% от ВВП).

Два управления в структуре  Министерства Образования отвечают за финансовую деятельность – Управление финансов и управление бухгалтерского учета.

Управление финансов отвечает за планирование и расчет расходов и бюджетных средств, разработку законопроектов, сбор статистических данных со своих отделений. Управление бухучета отвечает за всю бухгалтерию  и учет во всем министерстве. Оно  получает и производит все выплаты из государственного бюджета, оплачивает налоги и другие государственные пошлины, контролирует бюджетное исполнение, собирает отчеты со своих отделений, проводит финансовый анализ на основе учетных данных.

Финансовое планирование государственных ВУЗов, включая  закупки, рассматривается Экономическим  Отделом и Отделом Реконструкции, Мониторинга и ГосЗакупок (ОРМГЗ) Министерства Образования и Науки. Планирования должны быть подготовлены в соответствии со стратегическим планом для высшего образования и должны быть обновлены и одобрены ежегодно.

Не смотря на тот факт, что в 2007 году особое внимание было уделено сектору образования, 86% всех расходов для образования были израсходованы на зарплаты, отчисления в социальный фонд, оплату за коммунальные услуги, продовольствие и т.д., и только 14% этих ресурсов были израсходованы непосредственно на образование. В 2007 году средняя расходная ставка на студента ВУЗа составляла 12 569 кыргызских сомов.

 
 
5. Вклад и финансовая  поддержка студентов

  
Система государственного финансирования улучшилась с момента введения Национальной Системы Тестирования в 2002 году. Идея заключается в том, что Система администрирует вступительные экзамены в университеты во всех регионах страны на бесплатной и доступной основе для всех перспективных студентов (выпускников высших школ), желающих получить государственную стипендию для своего обучения. Получившим наивысший бал предоставляется государственное финансирование (в том числе стипендия). В прошлые годы, университетам выделялись государственные квоты и независимо распределялись государственные стипендии. Бывшая система была сильно подвержена критике за дискриминацию, коррупцию и неэффективность. Национальная система тестирования улучшила доступ к бесплатному образованию для молодых людей из дальних регионов. Государственная финансовая поддержка включает оплату за обучение по программам бакалавриата и специалиста и стипендии, но государство не предоставляет финансовую поддержку для студентов по программам Магистратуры. Государство также поддерживает студентов-сирот.

Оплата за обучение в Кыргызской Республике варьируется. Это связано  с тем, что некоторые ВУЗы когда-то предлагали низкую ставку за обучение для привлечения студентов, как дополнительный источник дохода. МОН установил базовую ставку в 15 000 сомов в год для студентов дневного обучения и 13 000 сомов для студентов дистанционного обучения в государственных ВУЗах. Однако, некоторые ВУЗы имеют свободу в выборе своей системы оплаты, например, говорят, что в одном региональном университете максимальная оплата за обучение составляет 15 000 сомов, тогда как изучение экономики в большом Бишкекском ВУЗе стоит около 29 000 сомов. Заочное и дистанционное обучение являются платными и средняя ставка оплаты ниже, чем на очном обучении. Плата за обучение в частных ВУЗах выше, чем в государственных примерно на 25% (14 300 сомов против 11 500 сомов). Некоторые наиболее престижные ВУЗы используют более высокие ставки, например, Американский университет применяет ставку в сумме 2 000 долларов США в год (около 80 000 сомов) и Профессиональный институт Ыраим применяет ставку в сумме примерно 900 долларов США – хотя оба этих частных заведений также имеют комплексную систему стипендий и поддерживающих грантов. Оплата за обучение иностранных студентов выше во всех учебных заведениях.

В год насчитывается более  чем 32 000 выпускников школ.

Комиссия по предоставлению грантов готовит список рекомендуемых  абитуриентов на основании отборочных результатов.

Они группируются согласно социальным категориям, как следует  ниже:

  1. Абитуриенты города Бишкек;
  2. Абитуриенты региональных центров и городов;
  3. Сельские Абитуриенты;
  4. Выпускники школ высокогорных районов страны;
  5. Абитуриенты, имеющие права на пособия (инвалиды различных категорий, сироты, отставной военный персонал).

 
Конкурс на получение гранта проводится отдельно по каждой категории, с целью  обеспечения равного доступа к высшему образованию для различных групп абитуриентов.

Другим источником финансирования ВУЗов являются иностранные инвестиции в образование. Однако, за последние годы иностранные инвестиции сократились. В 2007 году иностранные инвестиции в образовании сократились в три раза по сравнению с 2004 годом и составили 4 миллиона сомов.

В настоящее время, МОН  разрабатывает механизм по предоставлению займов студентам при поддержке  ОБСЕ.

 
 
6. Лицензирование, гарантия качества и аккредитация  учебных заведений и/или программ.

 
 
Система гарантии качества (ГК) в Кыргызской Республике отстает от быстроразвивающейся системы высшего образования. Большой рост студентов, необходимость структуры с новыми уровнями и усовершенствование предоставления программ, появление новых институтов все это привело к ослаблению потенциала существующей системы централизованного лицензирования и аттестации МОН, которая охватывает профессиональное образование и ВУЗы.

Согласно существующей системе  ГК, лицензия является простым механизмом ГК, в то время как, все квалификации учителей, здания, оборудование и учебные  ресурсы рассматриваются как соответствующие требованию. Аттестация- это процесс, где программы ВУЗов проверяются на соответствие государственным стандартам с использованием вводных данных/ индикаторов, таких как, количество профессоров, студентов, виды и количество оборудования и т.д. Процесс осуществляется через МОН, которое создает Аттестационную Комиссию, состоящую из одного или двух представителей МОН и нескольких академических представителей других ВУЗов. Аттестационные проверки обычно проводятся в течение 3-5 дней. В идеале, каждый ВУЗ должен сам проводить самооценку перед визитом Комиссии. В случае, когда проводимые программы или новые учебные курсы отвечают требованиями аттестации, они могут быть продолжены. В ином случае, программы должны быть приостановлены. Каждый ВУЗ должен проходить аттестацию каждые 5 лет.  
 
Существует соглашение, что функции действующего департамента по лицензированию и аттестации МОН должны быть усовершенствованны в целях достижения полной и независимой аттестационной службы, фокусирующейся на институциональные, а не на индивидуальные курсы. Эта новая аккредитационная система будет более строгая, чем существующая аттестационная служба, так как она будет базироваться на лучшей практике стандартов качества США и Европы. Сотрудники МОН полагают, что только примерно 20% университетов готовы к такому аттестационному процессу на данный момент. Департамент Лицензирования и Аттестации насчитывает 10 сотрудников, примерно пять из них имеют послевузовскую квалификацию. Такое количество персонала будет недостаточно для удовлетворения потребностей такого большого количества учреждений и программ. МОН потребуется значительное последующее усиление в целях реализации предложенной новой системы. Это одна из сфер, где помощь доноров была бы очень полезна.

На данный момент внешняя  система гарантии качества включает процедуры лицензирования и государственной аккредитации (аттестации). Государственный департамент лицензирования и аттестации учебных заведений был создан в 1994 году при Министерстве Образования и Науки.

Департамент отвечает за реализацию государственной политики в области  лицензирования и государственной аккредитации (аттестации) всех учебных заведений, включая ВУЗы.

Лицензирование высшего  образования было введено в 1993 году. С 1998 года лицензирование стало обязательной процедурой каждые пять лет для всех ВУЗов и образовательных программ. В 2001 году лицензирование государственных учебных заведений было отменено, что привело к неподдающемуся контролю росту учебных заведений без необходимого ресурсного потенциала. В 2003 году процедуры лицензирования были возобновлены и создание новых учреждений, департаментов и отделов было сокращено.

В настоящее время, ВУЗ  имеет право начать образовательную  деятельность с момента выдачи лицензии Государственным департаментом  по лицензированию и аттестации КР на основании заключения экспертной комиссии. Цели и задачи проверки установлены согласно государственным стандартам образования для высшего образования. Затраты, связанные с проверкой, несет университет.

Государственная аккредитация (аттестация) разрешает учебным заведениям выдавать дипломы и степени в соответствии с Государственными стандартами образования. Такая процедура аккредитации проводится каждые пять лет. Решение об аккредитации принимается коллегиальным органом при МОН и включает представителей МОН, представителей ВУЗов и т.д.

Государственные требования и ожидания общества в отношении  знаний, потенциала, способностей выпускников отражены в государственных стандартах образования для высшего образования.

МОН КР создало комиссию для выполнения аттестации и утвердило сотрудников.

Эксперт, проверяющий качество учебной деятельности, должен основывать свою оценку на следующих критериях:

  • структура департаментов, которая выпускает студентов, и система управления;
  • динамика студентов;
  • качество знаний выпускника;
  • учебная организация в программах;
  • результаты последних экзаменов выпускников;
  • спрос на выпускников;
  • внутренняя процедура ВУЗа по гарантии качества процесса завершения обучения студентами;
  • уровень преподавательского состава;
  • оценка уровня методологического, информативного потенциала и библиотечной оснащенности образовательных программ;
  • уровень научно-исследовательской деятельности;
  • уровень технической оснащенности.

Информация о работе Система высшего образования в Кыргызской Республике