Система высшего образования в Кыргызской Республике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 18:41, курсовая работа

Краткое описание

После обретения независимости наступил период, когда Кыргызстан начал проводить эксперименты в образовательном секторе с целью внедрения системы, основанной на демократических принципах и плюрализме мнений. Ключевыми направлениями реформ были качество, эффективность и доступность.
В 2002 была принята Концепция Образования в Кыргызской Республике. Из основных приоритетов данного документа особенно были выделены аспекты равенства, доступности и качества начального образования.

Вложенные файлы: 1 файл

Система высшего образования в Кыргызской Республике.docx

— 120.35 Кб (Скачать файл)

 
ВУЗы, успешно прошедшие аттестацию могут выдавать дипломы и степени  в течение 5 лет. В некоторых случаях (недостаток, перерывы), аттестация может  быть выдана на более короткий период (от одного до трех лет).

 
Слабые стороны действующего процесса:

  • большое внимание уделяется количественным параметрам (количество кв. метров на студента, количество сотрудников и т.д.) вместо качественных параметров;
  • статический подход, который не показывает будущую динамику (нет долгосрочного сравнительного анализа с предыдущими периодами);
  • недостаток объективности во время оценки экспертами;
  • внешние участники не принимают участие в процессе;
  • результаты оценки систематически не публикуются для общественности.

 
Добровольная аккредитация другими  профессиональными органами, включая  международные организации, позволяется Законом. Тем не менее, такой подход используется достаточно редко из-за недостатка таких организаций в стране и дорогостоящих процедур.

В 2005 году, два университета – Академия Управления при Администрации  Президента КР и Бишкекская Академия Финансов и Экономики - прошли международную аккредитацию CAMEQ, проведенную Фондом развития управления в Центральной Азии (ФРУЦА).

Создание независимого аккредитационного агентства предусматривается в рамках проекта ТЕМПУС «Сеть Гарантии Качества в Центральной Азии».

 
7. Зачисление

 
В настоящее время, количество студентов  в ВУЗах составляет 243 000 человек. Количество студентов, поступивших в частные ВУЗы, удвоилось по сравнению с 2002г. и достигло 25 600 человек в 2009г. Несмотря на то, что количество частных ВУЗов почти не изменилось, их популярность значительно возросла за последние годы.

Государство гарантирует  равноправный доступ к высшему образованию. В 2007г. распределение студентов по дисциплинам было следующим: Бизнес и экономика – 24%, Юриспруденция – 14%, Технические науки – 18%, Управление – 6%, Педагогика и образование – 30%, Здравоохранение и смежные науки – 5%, Междисциплинарные науки и сельское хозяйство – 1%.

Студент зачисляется на первый курс обучения при условии сдачи  вступительных экзаменов и наличия аттестата о получении среднего образования или среднего профессионального образования, либо диплома о начальном профессиональном образовании. Каждый абитуриент получает свидетельство с указанием количества набранных балов.

50 лучших абитуриентов, получивших  наивысшие баллы (как правило,  более 220 баллов из 240) получают  свидетельство, которое дает право  на зачисление в любой ВУЗ  и на любую специальность по своему выбору без необходимости участия в дальнейшем конкурсе.

Остальные абитуриенты могут  участвовать в конкурсах на получение  образовательных грантов, проводимых в школах.

В этих целях, каждый ВУЗ  имеет комитет по предоставлению грантов, состоящий из представителей учебных заведений и представителей ВУЗов.

Нормативные документы предусматривают  присутствие независимых наблюдателей на всех заседаниях комитетов по предоставлению грантов, которые однако не могут вмешиваться или воздействовать на процесс отбора и зачисления претендентов.  
 
Процедура зачисления включает три этапа и дает абитуриентам возможность участия в нескольких конкурсах в разных ВУЗах с тем, чтобы повысить свои шансы на поступление в высшее учебное заведение.

Абитуриенты имеют право  на зачисление в ВУЗ по результатам  национального тестирования и вступительных экзаменов. ВУЗы проводят вступительные экзамены для:

  • абитуриентов, не участвовавших в национальном тестировании или получивших низкие баллы, но желающих обучаться в программах, оплачиваемых студентами;
  • абитуриентов, подавших заявления на заочное, дистанционное и вечернее обучение;
  • абитуриентов, являющихся гражданами иностранных государств.

 
Национальное тестирование проводится в конце мая каждого года, отбор  и зачисление по грантовым позициям производится в период с 10 по 23 июля. Прием заявлений начинается с 10 июля, вступительные экзамены на дневное обучение проводятся до 20 августа, на заочное обучение – до 30 августа.

 
 
8. Организация  академического года

 
 
Организация учебного процесса происходит с учетом государственных стандартов образования. ВУЗы имеют право свободного выбора систем оценок, форм и методов обучения.

Как правило, продолжительность  учебных семестров составляет 17-18 недель в зависимости от ученой степени, а длительность учебных семестров для аспирантуры - 15-16 недель. Недельная нагрузка для студентов составляет примерно 54 часа. Продолжительность одного курса не может превышать 30 часов в неделю.

В конце 90-х во многих ВУЗах  была введена модульная система. Она предусматривает промежуточную  и заключительную оценку в каждом семестре.

Во многих ВУЗах академический  год начинается 1 сентября и завершается  в июне. Годовой график (экзаменационных сессий, каникул и т.д.) готовится деканами факультетов и контролируется департаментом учебного процесса.

С 2004г. в некоторых ВУЗах  осуществляются пилотные проекты, направленные на внедрение ЕСНПК. При Министерстве образования и науки было создано национальное координационное бюро по ЕСНПК.

ВУЗы обязаны информировать  всех абитуриентов и студентов об организации обучения на базе ЕСНПК. Подобная информация должна публиковаться  в печатном виде в рекламных проспектах и на вебсайтах ВУЗов. Один кредит ЕСНПК равен 30 академическим часам. Каждый академический час длится 50 минут.

При поддержке академического куратора разрабатывается индивидуальная траектория студента на базе индивидуального  плана обучения, в котором предусматривается  количество и последовательность курсов обучения на период академического года или семестра.

Количество кредитов ЕСНПК  в индивидуальном плане обучения студента должно составлять 60 кредитов в год (30 в семестр). Для студентов, обучающихся за счет государственного бюджета и получающих стипендию, годовое количество кредитов должно быть не менее 60. Для студентов, оплачивающих за свое обучение, минимальное количество кредитов ЕСНПК должно составлять 15 за семестр и 30 – за год.

 
9. Содержание учебного  плана

 
В настоящее время содержание учебных  программ по высшему образованию  в Кыргызской Республике определяется государственными стандартами образования второго поколения. В соответствии с этими документами каждая учебная программа имеет обязательный компонент (список обязательных предметов, их объем). Обязательные экзамены составляют примерно 60-70% общей учебной программы.

Действующие государственные  стандарты затрудняют академическую  мобильность студентов и не позволяют быстро реагировать на изменения, происходящие на рынке труда. В этой связи, в настоящее время в Кыргызской Республике разрабатываются новые государственные стандарты, которые будут регламентировать ожидаемые результаты обучения только для образовательных программ. B новые государственные стандарты образования внедряется метод оценки компетентности (методология ТЮНИНГ). Результаты учебных программ уровней бакалавриата и магистратуры основаны на дублинских дескрипторах (по Болонскому процессу).

 
 
10. Оценка, успеваемость, аттестация и степень

  
 
В соответствии с Законом об образовании Кыргызской Республики, выпускники ВУЗов должны получить заключительную аттестацию об окончании программы высшего образования.

Список обязательных аттестационных тестов по академическим дисциплинам  определяется государственными стандартами высшего образования.

Заключительная диссертационная  работа выполняется на определенных этапах высшего образования. Для  получения степени бакалавра  – это диссертация или проект бакалавра, для получения степени  магистра – это магистерская диссертация.

Существующая система  оценки может осуществляться различными способами в зависимости от результатов обучения учебного модуля. Как правило, она включает тестирование, решение задач/проблем, учебные примеры, проекты, эссе и ролевые игры.

 
11. Преподавательский  состав

 
Уровень преподавательского состава  в Кыргызской Республике неуклонно  рос до 2007г., который, однако снизился до уровня 2002г., составив 18:1 в общем  соотношении ‘студент-учитель’. В  среднем, преподавательская нагрузка в государственных ВУЗах довольно высокая; к примеру, 850 часов для преподавателей, 800 часов для старших преподавателей и 750 часов для профессоров; примерно 70% времени рассчитано на занятия в аудиториях. Из общего числа 13025 преподавателей в 2008/2009гг., около 1/3 преподает в более чем одном ВУЗе. Заработные платы довольно низкие. В 2006г. заработная плата преподавателя государственного ВУЗа составляла около 82 долларов США в месяц, в то время как заработная плата преподавателя частного ВУЗа составляла 112 долларов США. Многие преподаватели государственных ВУЗов преподают в частных ВУЗах для получения дополнительного заработка.

Требования к преподавательскому составу устанавливаются государственными стандартами высшего образования.

Минимальные требования к  преподавательскому составу определяются государственными стандартами образования, в частности: базовым образованием, академической степенью, профессиональным опытом и т.д.

Лицензия устанавливает  процентное соотношение преподавательского состава к степеням (кандидат наук, доктор наук). Пропорциональное соотношение  преподавательского состава к соответствующим ученым степеням зависит от типа ВУЗа (университет, академия, институт), а также от вида учебной программы (бакалавр, специалист, магистр). Основные функции преподавательского состава заключаются в чтении лекций, разработке учебных материалов (учебников, рекомендаций, материалов для чтения, программ обучения и т.д.) и разработке программ оценки успеваемости студентов. Часть преподавателей занимается организацией дополнительной работы со студентами и организационными процессами ВУЗа.

Прием преподавателей на работу в высшие учебные заведения осуществляется на конкурсной и контрактной основе.

 
 
12. Исследовательская  деятельность

 
В соответствии со Стратегией развития образования на 2009-2011гг. особое внимание уделяется поддержке исследовательской  деятельности в ВУЗах. В настоящее  время лишь 12% преподавательского состава  в национальных ВУЗах занимаются исследовательской деятельностью. За последние годы, ВУЗы Кыргызстана  существенно сократили бюджет на исследования

Существуют две отдельные  и независимые структуры по координации  исследовательской деятельности в  республике – Министерство образования  и науки Кыргызской Республики (МОиН), Национальная академия науки Кыргызской Республики (НАН КР), а также академические учреждения, которые осуществляют координацию секторальных наук и наук ВУЗов.

Доля затрат на научные  исследования остается низкой с 2004г. на уровне 0.12% ВВП. В 2008г. она составила  около 5 миллионов долларов США. Данный бюджет на научные исследования расходуется следующим образом: 65% - на Национальную академию наук Кыргызской Республики (НАН), 24% - на Министерство образования и науки и 9%- на учреждения, специализирующиеся в секторальных научных исследованиях.

Физика, химия и прикладные науки являются приоритетными областями  для финансирования исследований, за которыми следуют сельское хозяйство, здравоохранение и бионауки. Приоритетными секторами являются горная промышленность; энергетическая промышленность; лесное хозяйство и окружающая среда. Сотрудничество с отраслями осуществляется в рамках ‘заказов’ на исследования. В 2008г. Институты НАН получили 9.37 миллионов сомов на исследования от промышленности.

Существует множество  Научных факультетов, где исследования проводятся преподавателями и инженерами в ВУЗах. Список научных работников МОН состоит приблизительно из 5000 человек, из которых 650 являются докторами наук и 3000 – кандидатами наук (равноценен степени лиценциата).

 
13. Сотрудничество  между ВУЗами и предприятиями

  
 
В настоящее время работодатели играют весьма скромную роль в области высшего образования, в частности в разработке учебного плана.  
 
В 2007г. была внесена рекомендация по усовершенствованию государственных стандартов образования, и этот процесс усовершенствования, который бы начат в 2009г., все еще продолжается.  
 
^ 14. Международное сотрудничество 
 
Система высшего образования в Кыргызстане расширяет свои международные связи, как со странами СНГ, так и со странами дальнего зарубежья. Были подписаны около двадцати международных договоров со странами СНГ и около пятидесяти институциональных соглашений со странами дальнего зарубежья. Более трех тысяч молодых граждан Кыргызстана обучаются в настоящее время в ВУЗах России, США, Германии, Франции, Турции, Малайзии и т.д. в рамках аккредитованных программ по обмену студентами. 
 
Предполагается, что реализация Болонского процесса сблизит местные и европейские ВУЗы, и будет способствовать партнерству и проведению реформ в области образования.  
 
Существующая политика направлена, в основном, на расширение международных связей, обмен преподавателей и международное признание высшего образования Кыргызской Республики, а также расширение связей с международным сообществом доноров. 
 
Кыргызстан получает огромную пользу от таких международных программ по поддержке студентов и преподавательского состава, как ЭРАСМУС МУНДУС, ТЕМПУС, ЮНЕСКО, ПРООН, ДААД, Фонд Сороса, АЙРЕКС (Международный совет по исследованиям и обмену), АКСЕЛС (Американский Совет по международному образованию). Более того, национальная инициатива под названием ‘Кадры 21 века’ также способствует этой мобильности. Благодаря этим мероприятиям, академическая мобильность значительно повысилась.  
 
В основном, в ВУЗах Кыргызстана обучаются студенты из стран СНГ (Казахстан, Таджикистан и Туркменистан), а также таких стран, как Турция, Индия, Сирия, Афганистан, Пакистан, Китай, Монголия, Непал и т.д.  
 
Основными направлениями международной деятельности ВУЗов являются установление и развитие международных отношений с международными ВУЗами, международными образовательными фондами и организациями; работа с международными студентами; сотрудничество и партнерство с иностранными научно-исследовательскими программами, а также разработка программ в области образования; участие специалистов ВУЗов в международных конференциях и прием зарубежных специалистов.  

Информация о работе Система высшего образования в Кыргызской Республике