Система наблюдений за природой как способ развития познавательного интереса учащихся 1 – 4 классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 16:11, курсовая работа

Краткое описание

В период школьного детства при благоприятных условиях жизни интенсивно развивается интеллектуальная и эмоционально-волевая сфера ребенка, закладываются основы правильного отношения к предметам и явлениям окружающей действительности. Важный фактор воздействия на детей - систематическая, целенаправленная воспитательно-образовательная работа, в которой особое место занимает процесс наблюдения, за природой развивая познавательную деятельность школьников, их интерес к окружающему миру.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы применения метода наблюдения за природой как способ развития познавательного интереса учащихся в начальных классах ………………………………………………………….6
1.1 Наблюдательность как одна из психологических особенностей младшего школьного возраста …………………………………………….6
1.2 Наблюдения в природе как условие развития познавательных способностей учащихся младших школьников ……………………………………………………………………….9
1.3 Роль экскурсий в развитии наблюдательности у младших школьников ………………………………………………………………..16
2. Методические особенности формирования наблюдательности к природе через познавательный интерес при изучении окружающего мира младших школьников…………………………………………………22
2.1 Методика подготовки и проведения экскурсий изучения природы………………………………………………………………..22
2.2 Анализ программ познавательного интереса с точки зрения экскурсионного движения и формирования наблюдательности окружающего мира 1-4 классах……………………………………...26
2.3 Опытно-экспериментальная работа ……………………………...32
Заключение ……………………………………………………………….37
Список использованной литературы …………………………………….39
Приложения ……………………………………………………………….41

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая (2).doc

— 351.00 Кб (Скачать файл)

Ясно, что такое умение является весьма ценным качеством личности. Мир наблюдательного человека всегда богат яркими впечатлениями и представлениями. Такой человек отличается более широким кругозором. Характерным признаком наблюдательности является быстрота, с которой воспринимается что-либо малозаметное. Для развития наблюдательности необходимо активное и целенаправленное восприятие. Наблюдательность приобретается в жизненном опыте, предполагает любознательность, пытливость. Развитие наблюдательности - важная задача формирования адекватного восприятия действительности [27, С. 195].

Наблюдательность  развивается постепенно в процессе направленной деятельности ребенка, постоянных, систематических упражнений. Все  это имеет немаловажное значение для развития мыслительной деятельности ребенка, выработки у него логического мышления, желания познавать окружающий мир [51, С. 19].

Задача развития наблюдательности особенно успешно  решается, если при организации наблюдений до учащихся доводятся цель и способы (приемы) наблюдений, указывается их последовательность в виде конкретных заданий и формы фиксирования результатов наблюдений. Именно с учетом этих требований и рекомендуется использовать наблюдения.

Наблюдательность  необходима человеку в любом виде деятельности. Наблюдательный человек видит в окружающей природе больше, точнее, а значит, и отличается более широким кругозором [2, С.9].

Такое качество личности у детей развивается  постепенно. Учителя нередко ожидают, что маленький школьник уже обладает необходимой для обучения наблюдательностью, и строят работу на уроке в расчете на это. Тем не менее, не только первоклассники, но и школьники постарше зачастую не умеют наблюдать, замечать и выделять существенное в объектах и явлениях окружающего мира. Отсутствие наблюдательности снижает продуктивность и качество учебной работы школьника, уменьшает эффективность труда учителя. Это качество у школьников можно и нужно развивать, используя различные методы и приемы учебной работы.

Развитие наблюдательности - это одна из важных задач формирования познавательной установки и адекватной действительности.

Критерии развитости наблюдательности: способность к  самостоятельному нахождению новых  свойств, объектов, явлений в окружающей природной и социальной среде; восприятие не только отдельных объектов, чаще всего представителей животного и растительного мира, но и как можно большего числа объектов и, в конечном счете, целостное восприятие природного и социального окружения.

Таким образом, наблюдение - это восприятие, тесно  связанное с деятельностью мышления: сравнением, синтезом, анализом. Развитие у детей способности к целенаправленному наблюдению может быть естественным образом вплетено в повседневную жизнь и учебную деятельность школьников. Наблюдение развивает у детей наблюдательность.

1.2 Наблюдения в природе как условие развития познавательных способностей учащихся младших школьников

 

«Надо обязательно  формировать у детей умение зорко  наблюдать, правильно сводить наблюдения в одну мысль и верно выражать эту мысль словами»                                                                                 К. Д. Ушинский. 

Действительно, наблюдение – один из наиболее доступных  и эффективных для младших  школьников практических методов получения  знаний об окружающей природе, так как  он прост сам по себе. Доступен и объект для наблюдений. В самом деле, полученные в ходе наблюдений знания для ученика конкретны, убедительны. Он добывает их сам. Только тогда, когда дети своими органами чувств воспринимают и запечатлевают образцы предметов и явлений природы, накапливается достоверный фактический материал, который в процессе  последующего его обобщения может дать прочные, осознанные знания. При этом образовательная эффективность наблюдений тем выше, чем больше число органов чувств участвует в восприятии.

В начальной школе дети должны получить определённую систему знаний о живой и неживой природе. Поскольку основным методом изучения природы, являются непосредственные наблюдения её различных компонентов, во-первых, содержание этих наблюдений должно быть систематизировано. Во-вторых, все наблюдения должны  быть доступны учащимся. В-третьих, наблюдения от класса к классу должны усложняться, углубляться, не теряя вместе с тем характера целостности.  В-четвёртых, объекты для наблюдений отбираются учителем в зависимости от природных условий, особенностей изменений в природе в текущем году, степени физической доступности объекта природы.

Важнейшими  формами организации обязательных наблюдений в природе, проводимых младшими школьниками, являются уроки-экскурсии  и внеурочные наблюдения. В обоих случаях руководство наблюдениями осуществляет учитель. В каждой из этих форм наблюдения могут проводиться индивидуально, группами учащихся, всем классом одновременно.

Значительный  объём наблюдений учащиеся выполняют  во время обязательных экскурсий. Хотя в разных классах экскурсии по своему содержанию и различны, в них есть много общих моментов.

Экскурсии проводятся во всех случаях, когда предметы или  явления природы должны быть рассмотрены  в естественной обстановке. Они могут  быть организованы в процессе работы по определённой теме: наблюдение за состоянием деревьев и кустарников  зимой и за жизнью животных (II кл.); изучение поверхности своего края (III кл.). На таких экскурсиях проверяются старые и приобретаются новые знания. В ряде случаев экскурсии могут завершать работу по теме. Например, экскурсия в природу с целью наблюдения за весенними изменениями в жизни растений, птиц, зверей (III кл.), весенняя экскурсия в лес, поле, на луг, в растительные сообщества характерные для расположения школы (III кл.). Эти экскурсии осуществляются весной, в конце учебного года. На них обобщается и повторяется пройденный материал.

Каждая экскурсия  имеет три этапа: подготовка к  экскурсии, её проведение, обработка  материалов и использование их на последующих уроках.

Готовясь к  экскурсии, определяя её задачи, объём  и содержание материала, который  надо проработать на ней, место экскурсии  в общей системе программных  вопросов. Очень важно хорошо изучить  место проведения экскурсии. Это  надо делать даже в тех случаях, когда оно знакомо учителю. В процессе ознакомление с местностью, я намечаю маршрут, остановки, объекты для наблюдений, обращаю внимание и на такую деталь с какого места и на каком расстоянии лучше рассмотреть объект.

В структуре  самой экскурсии выделяются следующие основные моменты: вводная беседа, самостоятельная работа детей по выполнению заданий, беседа по материалам самостоятельных работ, подведение итогов экскурсии.

Вводную беседу к экскурсии в основном проводится на месте самой экскурсии или  в зимний период -  в классе. В ходе её сообщаю цель экскурсии, выясняю готовность детей к восприятию содержания экскурсии, сообщаю задания для работы на экскурсии. Например:

Предполагаемые  вопросы для вводной  беседы на осенней экскурсии:

- Какое сейчас  время года?

- Какой месяц?

- Сколько месяцев  длится осень?

- Чем отличается  погода сегодня  от летней  погоды?

- Почему?

- Какие признаки  осени вы знаете?

- Как изменился  внешний вид леса по сравнению  с летом?

- Каких птиц  ещё можно увидеть осенью?

- Какие птицы уже улетели на юг?

- Какие изменения  произошли в жизни животных  и в труде людей?

(далее идут  вопросы в соответствии с целями  и задачами данной экскурсии)

Важнейшая часть  каждой экскурсии – самостоятельная  работа учащихся по изучению намеченных объектов. В младших классах это изучение ведётся в процессе наблюдений по вопросам-заданиям. При подготовке к экскурсиям я тщательно продумываю задания, которые должны направить внимание детей на нужный объект или явление, помочь детям провести сравнение изучаемых объектов, рассмотреть объект по частям, обнаружить и дать характеристику некоторым качествам предмета, явления и т. п..  При этом я включаю в задания только тот материал, который вполне конкретно можно изучить на экскурсии в данной местности т. е. содержание заданий строится на краеведческом принципе. Нужно установить и факт отсутствия  в природе в данный момент каких-то объектов и постараться, чтобы дети объяснили это. Например, на экскурсии поздней осенью и зимой обращаем внимание детей на отсутствие в природе насекомых.

Сам процесс  наблюдения начинается с того, что  предмет рассматривается  сначала  в целом, это для того, чтобы  у ребёнка сложилось целостное  представление о  предмете. Затем - по частям, сосредоточив внимание на отдельных деталях, моментах. Наблюдения за подвижными объектами будут более продолжительными. При первом появлении объекта надо постараться провести общий его обзор. Затем, я предлагаю детям заранее наметить для рассматривания часть тела, например, голову, потом хвост и т. д., чтобы при последующем появлении объекта ребёнок направил свое внимание именно на эту часть.

При таком подходе  к наблюдениям ученик привыкнет  к концентрации внимания, привыкнет  смотреть только на то, что нужно  ему видеть для решения поставленной перед ним задачи.

Однако смотреть на предмет или его часть –  не значит видеть его, запомнить его  образ. Именно это, и является  важнейшим в обучении. Поэтому принимаются некоторые приёмы, чтобы задержать внимание детей на том или ином явлении, предмете, полнее запечатлеть их образ.  Предлагается ученикам после однократного рассматривания предмета или его части закрыть глаза и представить себе его. Образ зачастую бывает нечётким, расплывчатым. Также предлагаем детям снова открыть глаза и уточнить то, что не удалось рассмотреть в первый раз. Этот приём рассматривания  можно повторить несколько раз, до тех пор, пока не будет отчётливого представления о предмете.

Хороший прием  закрепления образа предмета, явления  – зарисовки. Выполнять рисунки  можно по памяти или с натуры. При этом я требую, чтобы рисунок был как можно ближе к оригиналу. Это заставляет детей внимательно наблюдать предмет, всматриваться в его детали, подмечать подробности, проводить повторные наблюдения. Иногда слышим возражения против использования зарисовок наблюдаемого. Одним из аргументов этих возражений выдвигается то, что дети плохо рисуют. Этого обстоятельства не следует бояться. Надо стремиться к тому, чтобы рисунок был верен, по возможности точно передавал особенности наблюдаемого объекта.

Нецелесообразно отказываться от зарисовок и ещё по одной причине: рисование тренирует руку и благоприятно сказывается на формировании навыка письма. Ещё один приём – это имитация учеником движений, звуков предметов и явлений природы. Например, можно повторить движение крыльев птицы во время полёта, звук сильного ветра и т. п. Первая попытка таких имитаций заставляет ученика внимательно всматриваться, вслушиваться в явления, улавливать такие тонкости, которые при первом наблюдении прошли мимо внимания.

Интересен и  ещё один приём, заставляющий ребёнка внимательно смотреть на предмет: не надо подсказывать результаты наблюдений, ученик сам должен добиться этих результатов, исследовать объект, сделать для себя «открытие». Например, дети наблюдают весной за изменениями в жизни растений, в частности за распусканием листьев. Сам процесс наблюдений и вывод по нему можно построить по-разному. Можно так: дети видят набухшие почки, отмечают, что по сравнению с зимой они стали толще. Учитель замечает, что о таком состоянии почек говорят «почки набухли», что через некоторое время почечные чешуйки лопнут. Появятся сначала маленькие скрученные листочки, затем листья совсем распустятся. А можно это же самое наблюдение провести по-другому. Не нужно рассказывать детям, что же будет дальше, а предложить им самим увидеть дальнейшее изменение почки. Они станут наблюдать за почками каждый день и отметят, как они изменились, а затем сами расскажут об этих изменениях. В этом случае, когда ребёнок сам «открывает» что-то новое, он вынужден внимательно всматриваться в предмет.

Наблюдения  за природой ранней весной – это  целый мир новых чудесных впечатлений  и открытий для ребёнка. Они видят  распушившиеся «барашки» на вербе, подбирают слова для их описания, сравнивают их с цыплятами. Радуются первым зелёным травинкам, наблюдают за набухшими почками и появлением первых клейких листочков. Вдыхают запах весны.

Наблюдая на экскурсиях за сезонными изменениями  в жизни живой и неживой  природы, ребята выявляют и её причинно-следственные связи. Например, наблюдая за снегом, ученики установили, что в солнечную морозную погоду снег рыхлый, пушистый, а в оттепель он тяжёлый, влажный, плотный, липкий и из него можно лепить разные фигуры.

Вот так наблюдая, сравнивая, высказывая свои мысли, учащиеся всё глубже и глубже изучали природу.

Практика показала, что необходима не только  памятка-инструкция к наблюдениям, но и в ряде случаев  – конкретный план-ориентир для  наблюдения за объектами. Например:

План-ориентир изучения внешнего вида растений.

Как называется растение или к какой группе относится?

Внимательно рассмотри  и определи органы растения: корень  (у травянистых растений),  стебель,  листья, цветок, плоды, семена, если есть.

Опиши внешний  вид органов растения: окраска, величина, форма, твёрдость стеблей, коры  (у  деревьев, кустарников). Определи количество стеблей, цветков.

Составь рассказ  о внешних признаках растений.

План-ориентир изучения внешнего вида животных.

Как называется животное или к какой группе относится?

Рассмотри внимательно  внешний вид по плану: окраска тела, величина, форма, чем покрыто тело, определи части тела и внимательно рассмотри их.

Понаблюдай, чем  питается, как передвигается, как  добывает пищу.

Составь рассказ  о внешних признаках изучаемого животного.

Если на начальных  этапах познавательная деятельность школьников в процессе применения приёмов наблюдения носит репродуктивный характер, то в дальнейшем  может включать в себя элементы частично-поисковой и поисковой деятельности. А план-ориентир приобретёт всё более свёрнутый вид. Таким образом, предоставление всё большей степени самостоятельности при наблюдении, постепенное усложнение мыслительной деятельности при выполнении заданий приближает учащихся к познавательной творческой деятельности.

Чаще всего  на экскурсии всем учащимся даются одинаковые задания, но иногда класс разбивается на группы, и каждая группа получает особое задание. Например:

Информация о работе Система наблюдений за природой как способ развития познавательного интереса учащихся 1 – 4 классов