Система наблюдений за природой как способ развития познавательного интереса учащихся 1 – 4 классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 16:11, курсовая работа

Краткое описание

В период школьного детства при благоприятных условиях жизни интенсивно развивается интеллектуальная и эмоционально-волевая сфера ребенка, закладываются основы правильного отношения к предметам и явлениям окружающей действительности. Важный фактор воздействия на детей - систематическая, целенаправленная воспитательно-образовательная работа, в которой особое место занимает процесс наблюдения, за природой развивая познавательную деятельность школьников, их интерес к окружающему миру.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы применения метода наблюдения за природой как способ развития познавательного интереса учащихся в начальных классах ………………………………………………………….6
1.1 Наблюдательность как одна из психологических особенностей младшего школьного возраста …………………………………………….6
1.2 Наблюдения в природе как условие развития познавательных способностей учащихся младших школьников ……………………………………………………………………….9
1.3 Роль экскурсий в развитии наблюдательности у младших школьников ………………………………………………………………..16
2. Методические особенности формирования наблюдательности к природе через познавательный интерес при изучении окружающего мира младших школьников…………………………………………………22
2.1 Методика подготовки и проведения экскурсий изучения природы………………………………………………………………..22
2.2 Анализ программ познавательного интереса с точки зрения экскурсионного движения и формирования наблюдательности окружающего мира 1-4 классах……………………………………...26
2.3 Опытно-экспериментальная работа ……………………………...32
Заключение ……………………………………………………………….37
Список использованной литературы …………………………………….39
Приложения ……………………………………………………………….41

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая (2).doc

— 351.00 Кб (Скачать файл)

Сбор любых  живых объектов должен быть целесообразным, а сами объекты должны быть использованы впоследствии для пополнения школьных пособий или подробного изучения в классе. В противном случае достаточно провести наблюдение на экскурсии. Это способствует выработке у школьников природоохранных навыков и экологическому воспитанию не на словах, а на деле.

Из собранных  материалов и рисунков можно организовать выставку по теме экскурсии. Обработанные материалы экскурсии обсуждают в классе. Лучшие материалы передают в школьный кабинет для последующего использования в классной работе.

Экскурсия может  считаться законченной, когда проведены  все необходимые работы, наблюдения, а собранный материал в достаточной мере проработан и подведены итоги экскурсии. Учащиеся обрабатывают свои экскурсионные записи, рисунки, собранные материалы. Содержание записей, дневников оформляется в виде выводов или кратких сообщений.

В заключении необходимо оценить качество работы учащихся на экскурсии и при подведении итогов, выставить оценки.

Время проведения экскурсии с младшими школьниками  не должно превышать 45 минут, т.к. более  длительные экскурсии утомляют учащихся или требуют некоторого перерыва в работе и отдыха.

Итак, организуя  наблюдения, учитель должен принимать  во внимание следующие рекомендации:

Четко формулировать  перед учащимися общую задачу наблюдения и более конкретные частные  задачи.

Организовать  условия для возможно более эффективного наблюдения: продумать место наблюдения, расположение объектов, рациональное размещение детей.

Намечать план и способы наблюдения, готовить вопросы  которые будут заданы во время  последовательного рассмотрения объекта, а также пот ходу диалога с детьми.

Кроме непосредственного  рассматривания, которое на основе зрительного восприятия, использовать другие анализаторы - слух, вкус, обоняние.

Заранее наметить и продуктивную деятельность, которая  будет использована в процессе наблюдения. Это прежде всего выполнение разнообразных зарисовок, схематических изображений предметов, моделирование их, сбор природного материала для дальнейшей работы в классе.

2.2 Анализ программ познавательного интереса с точки зрения экскурсионного движения и формирования наблюдательности окружающего мира 1-4 классах

 

Анализ программ проводится с целью выявления  экскурсионных форм образования  по различным вариативным программам в современной начальной школе, и анализ их возможностей в процессе формирования наблюдательности у младших школьников.

ПРИРОДА И ЛЮДИ Автор З.А. Клепинина

Основу содержания курса "Природа и люди" составляют естественно-научные знания и методы исследования. Поэтому ведущими методами преподавания являются непосредственные наблюдения предметов и явлений природы, моделирование, опыты и т.д. Видное место занимают и специфические формы организации учебной деятельности учащихся. Это экскурсии, учебные прогулки, фиксация результатов наблюдений и т.п. Наблюдения в природе ведутся по заданиям учебников и учителя. Порядок и конкретные объекты для наблюдений определяются особенностями природы и последовательностью изменений в природе данной местности.

Курс "Природа  и люди" представляет единую систему, состоящую из двух подсистем: "Я  и мир вокруг" (I и II классы) и "Природоведение" (III и IV классы). Содержание подсистемы "Я и мир вокруг" представлено в таблице 1 и содержание подсистемы "Природоведение" представлено в таблице 2.

Таблица 1

Подсистема "Я  и мир вокруг"

Класс;

тема

Место и цель проведения экскурсии

Наблюдения

I класс

Мир людей

По школе, по пришкольному участку, по микрорайону (селу)

Наблюдение  за правилами поведения в общественных местах

Мир природы

В окружающую природу

Наблюдения  за разнообразием растений и места  их произрастания; за разнообразием животных и места их обитания; за природой осенью, зимой, весной, летом

Здоровье

Экскурсии в  кабинет биологии

Экскурсии в  окружение школы (дороги)

1. С целью  уяснения роли зрения и слуха  в познании окружающего мира

2. С целью  наблюдения дорожных знаков, их содержания, размещения на улицах; с целью наблюдения выполнения правил в системе "дорожный знак - дорога - пешеход" и выработки у учащихся умения пользоваться советами дорожных знаков

II класс

Мир людей 

Экскурсии в  одно из общественных учреждений, в учреждение культуры

С целью наблюдения за трудом людей различных профессий 

Мир природы

Экскурсии в  природу осенью, зимой, весной; в  кабинет биологии или оранжерею, или зимний сад с целью ознакомления с разнообразием комнатных растений, раннецветущими растениями; ознакомление с жизнью грачей весной; с трудом людей весной (сад, поле, парк, сквер)

Наблюдения  в природе; за отношением людей к  окружающей среде


 

Таблица 2

Подсистема "Природоведение"

Класс;

тема

Место и цель проведения экскурсии

Наблюдения

III класс

Введение: Что  такое природа

В заповедник (парк, лесопарк, лесопитомник, музей и  т.п.)

С целью наблюдения многообразия растений и животных, положительного и отрицательного отношения  человека к природе, результатов  этого отношения; с целью наблюдения положительной природоохранной деятельности человека в природе

Неживая природа. Тела и вещества

В музей, в природу, на выставку

С целью наблюдения за разнообразием веществ в природе (на примере полезных ископаемых при  наличии условий)

Летние и  осенние изменения в природе

В лес, парк, сад

С целью наблюдения за изменением состояния леса, парка  или сада в период золотой осени, а затем поздней осени

Зимние изменения  в природе

В лес, парк, сад

С целью наблюдения состояния природы в начале и  в конце зимы

Весенние изменения  в природе

В лес, парк, сад

С целью наблюдения за изменениями в природе ранней весной и в конце весны

IV класс

Природа нашего края

Ознакомление  с формами поверхности, полезными  ископаемыми; ознакомление с особенностями  местного водоема, его использованием

С целью наблюдения за экологией, за растениями и животными  около водоема


Учебно-методический комплект "Окружающий мир" Автор О.Т. Поглазова

В курсе предусмотрены  разнообразные задания по наблюдению природных и социальных объектов и явлений, в том числе по проведению фенологических наблюдений. Большое значение отводится выявлению изменений в природе, связанных с жизнедеятельностью человека, в том числе - в процессе непосредственных наблюдений объектов и явлений природы учащимися во время экскурсий.

Содержание  программы представлено в таблице 3.

Таблица 3

Класс;

тема

Место и цель проведения экскурсии

Наблюдения

I класс

Окружающий  мир и его изучение

По пришкольному участку, в пришкольный уголок живой  природы

Наблюдения  за объектами живой природы

Разнообразие  и красота растений

На пришкольный  участок (в парк, в лес)

Наблюдения  многообразий растений

Разнообразие  и красота животных

В зоологический  музей (в зоопарк, в цирк зверей, в  зоомагазин)

Наблюдения  за повадками домашних животных, диких птиц, за жизнью насекомых

II класс

Красота и разнообразие неживой природы

На природу (к  берегу реки, пруда, к холму)

Домашнее наблюдение звездного неба и созвездием, за Луной; наблюдения за Солнцем, облаками, небом

Человек-творец

К достопримечательностям города, в исторический или краеведческий музей, в музей истории техники (архитектуры), в художественный музей

Наблюдения  за ближайшими объектами городского хозяйства: почты, магазинов, поликлиники, аптеки, библиотеки; наблюдения за источником загрязнением своего двора, своей улицы

Красота и симметрия  в окружающем мире

По городу, в  парк, музей архитектуры, в старинную  усадьбу

Наблюдения  за домашним обиходом, городских сооружений, парковых ансамблей с целью выявления  симметричных узоров

III класс

Осенние изменения в природе и в жизни человека

В лес (в парк, к водоему)

Наблюдения  за осенними изменениями в природе  и сбора природного материала  для поделок; ведение дневника наблюдений за природой

Почва и ее роль в природе

По городу (селу) для выявления источников загрязнения воздуха, воды, почвы

Наблюдения  за изменениями состояния почвы

Зимние изменения  в природе и жизни человека

В зимний лес (в  парк, на пришкольный участок)

С целью наблюдения состояния природы в начале и  в конце зимы; ведение дневника наблюдений за природой

Дерево в  жизни человека

В зимний лес (в  парк, на пришкольный участок)

Наблюдения  изменений в жизни деревьев; исследования спилов

Весна - утро года

На пришкольный  участок (в парк, в лес)

Наблюдения  первых признаков весны 

Жизнь цветкового растения

На пришкольный  участок (в парк, в лес)

Наблюдения  за распусканием почек, за развитием  цветкового растения (фасоли или гороха)

Удивительные  превращения

На пришкольный  участок (в парк, в лес); в зоологический  музей

Продолжение наблюдений за развитием цветкового растения (фасоли или гороха); наблюдения за цветением трав и опыления деревьев

IV класс

Организм человека

В кабинет биологии (в палеонтологический музей)

Наблюдения  за работой своих мышц; измерение  пульса и наблюдения за его изменениями; наблюдения за работой своих легких, определение объема легких

Земная поверхность  и недра на географической карте

В кабинет географии (в минералогический музей)

Внимательное  целенаправленное рассматривание горных пород и минералов

Земля - планета

В зоопарк, в  кабинет биологии и географии

Наблюдения  за разнообразием растений и животных

Природные зоны

В биологический  музей

Наблюдения  за приспособленностью растений, животных и человека к условиям природным  зон

Жизнь у воды

К водоему для  знакомства на месте с его состоянием и источниками загрязнениями

Наблюдения  за состоянием водоема, за растениями и животными водоема

Из прошлого в будущее родного края

В краеведческий  музей

Наблюдения  за изменениями растительного и  животного мира в разные периоды времени


 

Таким образом, анализ различных программ по курсу  естествознания в начальной школе  показывает, что экскурсии включены во все программы и имеют сходную  тематику.

На современном  этапе целью проанализированных программ по естествознанию является общее и специфическое развитие личности школьника. Эта цель определяет следующие задачи обучения:

-формировать  и развивать элементарные представления  и первоначальные понятия об  окружающей природе, об изменении  и взаимосвязи ее компонентов,  о природе как едином целом (на экскурсиях);

-развивать положительные  личностные качества: мышление, речь, наблюдательность, любознательность  и творческие способности и  т.д.;

-совершенствовать  теоретическую и практическую  учебную деятельность (например, наблюдение, распознавание, исследование, обобщение, охрана природы и т.д.).

Для каждого  класса в программах определены темы экскурсий с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся. В начале изучения курса природоведения - это в основном проведения наблюдения за явлениями природы. По мере накопления знаний тематика усложняется, изучаются взаимоотношения организмов в сообществах, связь живой и неживой природы, но при этом наблюдения в природе сохраняются.

Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что большое место в процессе преподавания природоведения в начальной школе отводится экскурсии.

Экскурсия - одна из форм организации учебной деятельности младших школьников. Основная дидактическая  цель экскурсий - формирование новых  знаний главным образом путём  непосредственных наблюдений за природными, социальными, производственными объектами и явлениями. На экскурсиях дети имеют возможность наблюдать изучаемые объекты и явления под непосредственным руководством учителя.

Взаимоотношения человека с окружающим миром находятся в прямой зависимости от постоянной и исправной работы органов чувств. Процесс познания мира начинается с ощущений - человек должен с помощью органов чувств выделить предмет и сравнить его с другими.

Для младших  школьников экскурсии всегда способствовали проявлению интереса, любознательности, эмоциональности. Они любят экскурсии, где приходится наблюдать за реальными процессами в окружающем мире. Находясь в природе, наблюдая природные объекты в естественных условиях, ребенок изучает то, что видит.

Экскурсии могут применяться и в начале рассмотрения нового блока вопросов (цель - заинтересовать учащихся) и при закреплении пройденных тем, и даже при изучении новых отдельных тем. Их содержание непосредственно связано с изучением на предшествующих уроках материала, а полученные в ходе экскурсии представления, понятия, собранные натуральные предметы широко используются на последующих уроках.

Педагогическая  эффективность наблюдений на экскурсиях существенно возрастает, если проводить  их не от случая к случаю, а целенаправленно, систематически. На экскурсиях у младших школьников формируются и развиваются умения и навыки выполнения наблюдений, закрепляются приемы производства работ, стимулируется любознательность [41, С.82].

Организуя наблюдения, учитель должен принимать во внимание следующие рекомендации:

Четко формулировать  перед учащимися общую задачу наблюдения и более конкретные частные  задачи.

Организовать  условия для возможно более эффективного наблюдения.

Намечать план и способы наблюдения, готовить вопросы, которые будут заданы во время последовательного рассматривания объекта, а также по ходу диалога с детьми.

Кроме непосредственного  рассматривания, которое проходит на основе зрительного восприятия, использовать другие анализаторы - слух, вкус, обоняние.

Заранее наметить и продуктивную деятельность, которая  будет использована в процессе наблюдения.

Тематика экскурсий  определяется программой по естествознанию. По тематике все экскурсии можно  разделить на следующие группы:

-ознакомление  с разнообразием органического мира, наблюдения за явлениями природы в различное время года;

-ориентирование  на местности, ознакомление с  формами земной поверхности, топонимикой,  полезными ископаемыми своей  местности;

-экологические  экскурсии по изучению приспособленности  организмов к среде обитания, различных видов природных сообществ, ознакомлению с природным богатством своего края и проблемам охраны окружающей среды;

-экскурсии в  краеведческий музей, на выставки, производства.

Итак, значение экскурсий в том, что они связывают учебный материал с местными природными и общественными явлениями, которые непосредственно наблюдают школьники. Ученик приближается к первоисточнику человеческих знаний - реальной окружающей действительности.

2.3 Опытно-экспериментальная работа

 

Проведенный анализ учебных программ, методических рекомендаций и их использование убеждает в актуальности данного исследования, доказывает необходимость создания новых методик по использованию экскурсий в развитии наблюдательности у младших школьников.

Научное исследование было проведено с целью подтверждения значения прямых контактов с природой на уровень природоведческих знаний и умений детей, на получение эмпирических подтверждений (или опровержений) целесообразности использования экскурсий в развитии наблюдательности у младших школьников.

Информация о работе Система наблюдений за природой как способ развития познавательного интереса учащихся 1 – 4 классов