Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 16:11, курсовая работа
В период школьного детства при благоприятных условиях жизни интенсивно развивается интеллектуальная и эмоционально-волевая сфера ребенка, закладываются основы правильного отношения к предметам и явлениям окружающей действительности. Важный фактор воздействия на детей - систематическая, целенаправленная воспитательно-образовательная работа, в которой особое место занимает процесс наблюдения, за природой развивая познавательную деятельность школьников, их интерес к окружающему миру.
Введение ……………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы применения метода наблюдения за природой как способ развития познавательного интереса учащихся в начальных классах ………………………………………………………….6
1.1 Наблюдательность как одна из психологических особенностей младшего школьного возраста …………………………………………….6
1.2 Наблюдения в природе как условие развития познавательных способностей учащихся младших школьников ……………………………………………………………………….9
1.3 Роль экскурсий в развитии наблюдательности у младших школьников ………………………………………………………………..16
2. Методические особенности формирования наблюдательности к природе через познавательный интерес при изучении окружающего мира младших школьников…………………………………………………22
2.1 Методика подготовки и проведения экскурсий изучения природы………………………………………………………………..22
2.2 Анализ программ познавательного интереса с точки зрения экскурсионного движения и формирования наблюдательности окружающего мира 1-4 классах……………………………………...26
2.3 Опытно-экспериментальная работа ……………………………...32
Заключение ……………………………………………………………….37
Список использованной литературы …………………………………….39
Приложения ……………………………………………………………….41
Сбор любых живых объектов должен быть целесообразным, а сами объекты должны быть использованы впоследствии для пополнения школьных пособий или подробного изучения в классе. В противном случае достаточно провести наблюдение на экскурсии. Это способствует выработке у школьников природоохранных навыков и экологическому воспитанию не на словах, а на деле.
Из собранных материалов и рисунков можно организовать выставку по теме экскурсии. Обработанные материалы экскурсии обсуждают в классе. Лучшие материалы передают в школьный кабинет для последующего использования в классной работе.
Экскурсия может считаться законченной, когда проведены все необходимые работы, наблюдения, а собранный материал в достаточной мере проработан и подведены итоги экскурсии. Учащиеся обрабатывают свои экскурсионные записи, рисунки, собранные материалы. Содержание записей, дневников оформляется в виде выводов или кратких сообщений.
В заключении необходимо оценить качество работы учащихся на экскурсии и при подведении итогов, выставить оценки.
Время проведения экскурсии с младшими школьниками не должно превышать 45 минут, т.к. более длительные экскурсии утомляют учащихся или требуют некоторого перерыва в работе и отдыха.
Итак, организуя наблюдения, учитель должен принимать во внимание следующие рекомендации:
Четко формулировать перед учащимися общую задачу наблюдения и более конкретные частные задачи.
Организовать условия для возможно более эффективного наблюдения: продумать место наблюдения, расположение объектов, рациональное размещение детей.
Намечать план и способы наблюдения, готовить вопросы которые будут заданы во время последовательного рассмотрения объекта, а также пот ходу диалога с детьми.
Кроме непосредственного рассматривания, которое на основе зрительного восприятия, использовать другие анализаторы - слух, вкус, обоняние.
Заранее наметить и продуктивную деятельность, которая будет использована в процессе наблюдения. Это прежде всего выполнение разнообразных зарисовок, схематических изображений предметов, моделирование их, сбор природного материала для дальнейшей работы в классе.
Анализ программ
проводится с целью выявления
экскурсионных форм образования
по различным вариативным
ПРИРОДА И ЛЮДИ Автор З.А. Клепинина
Основу содержания курса "Природа и люди" составляют естественно-научные знания и методы исследования. Поэтому ведущими методами преподавания являются непосредственные наблюдения предметов и явлений природы, моделирование, опыты и т.д. Видное место занимают и специфические формы организации учебной деятельности учащихся. Это экскурсии, учебные прогулки, фиксация результатов наблюдений и т.п. Наблюдения в природе ведутся по заданиям учебников и учителя. Порядок и конкретные объекты для наблюдений определяются особенностями природы и последовательностью изменений в природе данной местности.
Курс "Природа и люди" представляет единую систему, состоящую из двух подсистем: "Я и мир вокруг" (I и II классы) и "Природоведение" (III и IV классы). Содержание подсистемы "Я и мир вокруг" представлено в таблице 1 и содержание подсистемы "Природоведение" представлено в таблице 2.
Таблица 1
Подсистема "Я и мир вокруг"
Класс; тема |
Место и цель проведения экскурсии |
Наблюдения |
I класс Мир людей |
По школе, по пришкольному участку, по микрорайону (селу) |
Наблюдение
за правилами поведения в |
Мир природы |
В окружающую природу |
Наблюдения за разнообразием растений и места их произрастания; за разнообразием животных и места их обитания; за природой осенью, зимой, весной, летом |
Здоровье |
Экскурсии в кабинет биологии Экскурсии в окружение школы (дороги) |
1. С целью уяснения роли зрения и слуха в познании окружающего мира 2. С целью наблюдения дорожных знаков, их содержания, размещения на улицах; с целью наблюдения выполнения правил в системе "дорожный знак - дорога - пешеход" и выработки у учащихся умения пользоваться советами дорожных знаков |
II класс Мир людей |
Экскурсии в одно из общественных учреждений, в учреждение культуры |
С целью наблюдения за трудом людей различных профессий |
Мир природы |
Экскурсии в
природу осенью, зимой, весной; в
кабинет биологии или оранжерею,
или зимний сад с целью ознакомления
с разнообразием комнатных |
Наблюдения в природе; за отношением людей к окружающей среде |
Таблица 2
Подсистема "Природоведение"
Класс; тема |
Место и цель проведения экскурсии |
Наблюдения |
III класс Введение: Что такое природа |
В заповедник (парк, лесопарк, лесопитомник, музей и т.п.) |
С целью наблюдения многообразия растений и животных, положительного и отрицательного отношения человека к природе, результатов этого отношения; с целью наблюдения положительной природоохранной деятельности человека в природе |
Неживая природа. Тела и вещества |
В музей, в природу, на выставку |
С целью наблюдения
за разнообразием веществ в |
Летние и осенние изменения в природе |
В лес, парк, сад |
С целью наблюдения за изменением состояния леса, парка или сада в период золотой осени, а затем поздней осени |
Зимние изменения в природе |
В лес, парк, сад |
С целью наблюдения состояния природы в начале и в конце зимы |
Весенние изменения в природе |
В лес, парк, сад |
С целью наблюдения за изменениями в природе ранней весной и в конце весны |
IV класс Природа нашего края |
Ознакомление с формами поверхности, полезными ископаемыми; ознакомление с особенностями местного водоема, его использованием |
С целью наблюдения за экологией, за растениями и животными около водоема |
Учебно-методический комплект "Окружающий мир" Автор О.Т. Поглазова
В курсе предусмотрены разнообразные задания по наблюдению природных и социальных объектов и явлений, в том числе по проведению фенологических наблюдений. Большое значение отводится выявлению изменений в природе, связанных с жизнедеятельностью человека, в том числе - в процессе непосредственных наблюдений объектов и явлений природы учащимися во время экскурсий.
Содержание программы представлено в таблице 3.
Таблица 3
Класс; тема |
Место и цель проведения экскурсии |
Наблюдения |
I класс Окружающий мир и его изучение |
По пришкольному участку, в пришкольный уголок живой природы |
Наблюдения за объектами живой природы |
Разнообразие и красота растений |
На пришкольный участок (в парк, в лес) |
Наблюдения многообразий растений |
Разнообразие и красота животных |
В зоологический музей (в зоопарк, в цирк зверей, в зоомагазин) |
Наблюдения за повадками домашних животных, диких птиц, за жизнью насекомых |
II класс Красота и разнообразие неживой природы |
На природу (к берегу реки, пруда, к холму) |
Домашнее наблюдение звездного неба и созвездием, за Луной; наблюдения за Солнцем, облаками, небом |
Человек-творец |
К достопримечательностям города, в исторический или краеведческий музей, в музей истории техники (архитектуры), в художественный музей |
Наблюдения за ближайшими объектами городского хозяйства: почты, магазинов, поликлиники, аптеки, библиотеки; наблюдения за источником загрязнением своего двора, своей улицы |
Красота и симметрия в окружающем мире |
По городу, в парк, музей архитектуры, в старинную усадьбу |
Наблюдения за домашним обиходом, городских сооружений, парковых ансамблей с целью выявления симметричных узоров |
III класс Осенние изменения в природе и в жизни человека |
В лес (в парк, к водоему) |
Наблюдения за осенними изменениями в природе и сбора природного материала для поделок; ведение дневника наблюдений за природой |
Почва и ее роль в природе |
По городу (селу) для выявления источников загрязнения воздуха, воды, почвы |
Наблюдения за изменениями состояния почвы |
Зимние изменения в природе и жизни человека |
В зимний лес (в парк, на пришкольный участок) |
С целью наблюдения состояния природы в начале и в конце зимы; ведение дневника наблюдений за природой |
Дерево в жизни человека |
В зимний лес (в парк, на пришкольный участок) |
Наблюдения изменений в жизни деревьев; исследования спилов |
Весна - утро года |
На пришкольный участок (в парк, в лес) |
Наблюдения первых признаков весны |
Жизнь цветкового растения |
На пришкольный участок (в парк, в лес) |
Наблюдения за распусканием почек, за развитием цветкового растения (фасоли или гороха) |
Удивительные превращения |
На пришкольный участок (в парк, в лес); в зоологический музей |
Продолжение наблюдений за развитием цветкового растения (фасоли или гороха); наблюдения за цветением трав и опыления деревьев |
IV класс Организм человека |
В кабинет биологии (в палеонтологический музей) |
Наблюдения за работой своих мышц; измерение пульса и наблюдения за его изменениями; наблюдения за работой своих легких, определение объема легких |
Земная поверхность и недра на географической карте |
В кабинет географии (в минералогический музей) |
Внимательное целенаправленное рассматривание горных пород и минералов |
Земля - планета |
В зоопарк, в кабинет биологии и географии |
Наблюдения за разнообразием растений и животных |
Природные зоны |
В биологический музей |
Наблюдения за приспособленностью растений, животных и человека к условиям природным зон |
Жизнь у воды |
К водоему для знакомства на месте с его состоянием и источниками загрязнениями |
Наблюдения за состоянием водоема, за растениями и животными водоема |
Из прошлого в будущее родного края |
В краеведческий музей |
Наблюдения за изменениями растительного и животного мира в разные периоды времени |
Таким образом, анализ различных программ по курсу естествознания в начальной школе показывает, что экскурсии включены во все программы и имеют сходную тематику.
На современном этапе целью проанализированных программ по естествознанию является общее и специфическое развитие личности школьника. Эта цель определяет следующие задачи обучения:
-формировать
и развивать элементарные
-развивать положительные личностные качества: мышление, речь, наблюдательность, любознательность и творческие способности и т.д.;
-совершенствовать теоретическую и практическую учебную деятельность (например, наблюдение, распознавание, исследование, обобщение, охрана природы и т.д.).
Для каждого класса в программах определены темы экскурсий с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся. В начале изучения курса природоведения - это в основном проведения наблюдения за явлениями природы. По мере накопления знаний тематика усложняется, изучаются взаимоотношения организмов в сообществах, связь живой и неживой природы, но при этом наблюдения в природе сохраняются.
Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что большое место в процессе преподавания природоведения в начальной школе отводится экскурсии.
Экскурсия - одна
из форм организации учебной
Взаимоотношения человека с окружающим миром находятся в прямой зависимости от постоянной и исправной работы органов чувств. Процесс познания мира начинается с ощущений - человек должен с помощью органов чувств выделить предмет и сравнить его с другими.
Для младших школьников экскурсии всегда способствовали проявлению интереса, любознательности, эмоциональности. Они любят экскурсии, где приходится наблюдать за реальными процессами в окружающем мире. Находясь в природе, наблюдая природные объекты в естественных условиях, ребенок изучает то, что видит.
Экскурсии могут применяться и в начале рассмотрения нового блока вопросов (цель - заинтересовать учащихся) и при закреплении пройденных тем, и даже при изучении новых отдельных тем. Их содержание непосредственно связано с изучением на предшествующих уроках материала, а полученные в ходе экскурсии представления, понятия, собранные натуральные предметы широко используются на последующих уроках.
Педагогическая эффективность наблюдений на экскурсиях существенно возрастает, если проводить их не от случая к случаю, а целенаправленно, систематически. На экскурсиях у младших школьников формируются и развиваются умения и навыки выполнения наблюдений, закрепляются приемы производства работ, стимулируется любознательность [41, С.82].
Организуя наблюдения, учитель должен принимать во внимание следующие рекомендации:
Четко формулировать перед учащимися общую задачу наблюдения и более конкретные частные задачи.
Организовать условия для возможно более эффективного наблюдения.
Намечать план и способы наблюдения, готовить вопросы, которые будут заданы во время последовательного рассматривания объекта, а также по ходу диалога с детьми.
Кроме непосредственного рассматривания, которое проходит на основе зрительного восприятия, использовать другие анализаторы - слух, вкус, обоняние.
Заранее наметить и продуктивную деятельность, которая будет использована в процессе наблюдения.
Тематика экскурсий определяется программой по естествознанию. По тематике все экскурсии можно разделить на следующие группы:
-ознакомление с разнообразием органического мира, наблюдения за явлениями природы в различное время года;
-ориентирование
на местности, ознакомление с
формами земной поверхности,
-экологические
экскурсии по изучению
-экскурсии в
краеведческий музей, на
Итак, значение экскурсий в том, что они связывают учебный материал с местными природными и общественными явлениями, которые непосредственно наблюдают школьники. Ученик приближается к первоисточнику человеческих знаний - реальной окружающей действительности.
Проведенный анализ учебных программ, методических рекомендаций и их использование убеждает в актуальности данного исследования, доказывает необходимость создания новых методик по использованию экскурсий в развитии наблюдательности у младших школьников.
Научное исследование было проведено с целью подтверждения значения прямых контактов с природой на уровень природоведческих знаний и умений детей, на получение эмпирических подтверждений (или опровержений) целесообразности использования экскурсий в развитии наблюдательности у младших школьников.