Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 16:11, курсовая работа
В период школьного детства при благоприятных условиях жизни интенсивно развивается интеллектуальная и эмоционально-волевая сфера ребенка, закладываются основы правильного отношения к предметам и явлениям окружающей действительности. Важный фактор воздействия на детей - систематическая, целенаправленная воспитательно-образовательная работа, в которой особое место занимает процесс наблюдения, за природой развивая познавательную деятельность школьников, их интерес к окружающему миру.
Введение ……………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы применения метода наблюдения за природой как способ развития познавательного интереса учащихся в начальных классах ………………………………………………………….6
1.1 Наблюдательность как одна из психологических особенностей младшего школьного возраста …………………………………………….6
1.2 Наблюдения в природе как условие развития познавательных способностей учащихся младших школьников ……………………………………………………………………….9
1.3 Роль экскурсий в развитии наблюдательности у младших школьников ………………………………………………………………..16
2. Методические особенности формирования наблюдательности к природе через познавательный интерес при изучении окружающего мира младших школьников…………………………………………………22
2.1 Методика подготовки и проведения экскурсий изучения природы………………………………………………………………..22
2.2 Анализ программ познавательного интереса с точки зрения экскурсионного движения и формирования наблюдательности окружающего мира 1-4 классах……………………………………...26
2.3 Опытно-экспериментальная работа ……………………………...32
Заключение ……………………………………………………………….37
Список использованной литературы …………………………………….39
Приложения ……………………………………………………………….41
возможности использования исследуемых материалов как методическое пособие для написания курсовой работы по использованию познавательных интересов, с целью развития наблюдательности у младших школьников.
Приложения
Приложение 1
Конспект экскурсии по программе Плешакова А.А. "Природоведение" III класс.
Тема: Разнообразие животных.
Задачи:
1. Обобщить знания детей о разнообразии животных;
2. Понаблюдать за группами животных и их признаками;
3. Развивать у детей наблюдательность;
4. Развивать
умение анализировать и
Место проведения: Краеведческий музей г. Благовещенска.
Время проведения: Вторая декада ноября.
Подготовительная работа:
Учитель за 2-3 дня до проведения экскурсии выезжает на место и определяет:
Маршрут от школы до краеведческого музея;
Объекты наблюдений на экскурсии;
Основные экспонаты животных, которые дети увидят в музее.
Затем учитель составляет план проведения экскурсии, где учитывает: какие объекты знакомы детям и они сами смогут рассказать о них; а с какими объектами необходимо обязательно познакомить детей.
Ход экскурсии:
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Изучение нового материала
Закрепление материала
Домашнее задание |
- Мы с вами
находимся в краеведческом Когда вы слышите слово "животные", то кого вы представляете? Какие группы животных вы знаете? Посмотрите на экспонаты, к какой группе относятся эти животные? А кошка, собака, корова? Наука о животных называется зоологией. Это еще один из разделов биологии. Ученые зоологи делят царство животных на большое число групп. Одноклеточные и многоклеточные. В свою очередь, многоклеточные делятся на беспозвоночные и позвоночные. Вспомните представителей беспозвоночных животных. Посмотрите на экспонаты и назовите представителей позвоночных животных пресмыкающихся или рептилий. Посмотрите на тело этих животных. Что вы можете сказать об этих животных? Да, вы совершенно правы. Еще эти животные ползают. А чем пресмыкающиеся отличаются от амфибий (земноводных)? Какие представители относятся к этой группе? Обратите внимание на экспонаты. У этих животных кожа голая, нежная. А чем рыбы отличаются от амфибий? Еще известная вам группа - это птицы. Посмотрите на экспонаты и назовите, каких птиц вы узнали. Что вы можете сказать о них? Что у них есть, чего нет у других животных? Какую группу мы еще не назвали? Покажите экспонат и назовите представителей этой группы. Посмотрите внимательно на этих животных и назовите их отличительные признаки. Молодцы ребята, мы с вами назвали представителей группы позвоночных животных. А скажите можно ли медведя назвать домашним животным? А черепаху, попугая? Молодцы ребята. Итак, как называется наука о животных? На какие группы ученые делят всех животных? Чем дикие животные отличаются от домашних? Молодцы. Дома нарисовать любого животного, можно какого мы не рассматривали, и подготовить о нем дополнительный материал. |
Собаку, кошку, медведя, зайца, тигра и т.д. Дикие и домашние. К дикой. К домашним.
Черви, моллюски, иглокожие, раки, паукообразные, насекомые. Ящерицы, черепахи, змеи. У этих животных тело покрыто сухими чешуйками, а у черепахи, например, панцирем. Они пресмыкаются, поэтому их назвали пресмыкающимися. Лягушки, жабы, тритоны. Эти животные проводят часть жизни на воде, а часть - в воде. Рыбы - это водные животные. Тело покрыто чешуей. Они передвигаются при помощи плавников. У них есть жабры, при помощи них рыбы дышат кислородом, растворенным в воде. Дятел, сова, орел. Тело у них покрыто перьями. Они летают с помощью крыльев. Зверей. Тигр, медведь, волк, лось, белка, лиса. Тело у них покрыто шерстью, своих детенышей они выкармливают молоком. Нет, потому что человек не приручит его к себе. Это хищное животное. Можно, человек может приручить их к себе, они не навредят людям. Зоология. Диких и домашних. Домашние животные - за ними ухаживает человек. Он их кормит. А дикие живут в лесу, человек не приручит их к себе. |
На экскурсии в краеведческий музей, мы учим школьников бережно относится к животным как диким, так и домашним, заботится о животных.
Приложение 2
Конспект экскурсии по программе Плешакова А.А. "Природоведение" III класс.
Тема: Берегите воду.
Задачи:
1. Уточнить и дополнить представления об огромной роли воды в быту и хозяйственной деятельности человека;
2. Понаблюдать за состоянием воды;
3. Развивать у детей наблюдательность;
4. Развивать
умение анализировать и
Место проведения: Река Амур г. Благовещенска.
Время проведения: Октябрь.
Подготовительная работа:
Учитель за 2-3 дня до проведения экскурсии выезжает на место и определяет:
Маршрут от школы до реки Амур;
Объекты наблюдений на экскурсии за изменением состояния воды.
Затем учитель составляет план проведения экскурсии, где учитывает: какие объекты знакомы детям и они сами смогут рассказать о них; а с какими объектами необходимо обязательно познакомить детей.
Важное условие проведения экскурсии: сопровождать детей должно не менее 2 взрослых.
Ход экскурсии:
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Изучение нового материала
Закрепление материала Домашняя работа |
- Мы с вами на реке Амур. Тема нашего урока "Берегите воду". Мы поговорим о воде, ее значении для растений, животных и человека. О том, как надо охранять и беречь воду. Беречь воду - значит беречь жизнь. Ваша задача на экскурсии понаблюдать за источниками загрязнения воды, быть внимательными. Огромное значение имеет вода и для животных. Какое? Какую роль вода играет для человека? Вода содержится в крови, входит в состав слюны и желудочного сока, помогает переварить пищу и удаляет из организма вредные вещества. Кажется, что воды на земле много и ее должно хватить. Но это не так. С каждым годом чистой воды становится все меньше, так как люди загрязняют ее. Обратите внимание на реку Амур, чистая ли она? Назовите источники загрязнения воды.
А что нужно делать, для того чтобы не загрязнять воду. Какие меры предотвращения загрязнения воды люди используют на заводах? Вы правы, закон об охране природы требует строить на всех фабриках и заводах специальные установки для очистки воды. Реки и озера сильно мелеют, когда вокруг них вырубают леса. Закон об охране природы запрещает спускать в водоемы вредные отбросы и сточные воды, вырубать леса вокруг водоемов. А откуда вода берется в нашем кране? Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в речке, потом человек направил их в трубы. Да, и поэтому ее специально очищают, и после очистки она попадает в кран. Молодцы, ребята. Итак, нужно ли нам беречь воду? Почему? Дома, найти занимательный материал о реках, загрязнении рек. |
Например, для рыб, вода - естественное место обитания и если вода будет загрязненной или ее не будет, рыбы будут погибать. Вода нужна и растениям. Человек может прожить без еды, но без воды он не проживет. По водным путям человек передвигается на лодках, теплоходах, перевозит грузы. Вода нужна для питья и приготовления пищи, для поддержки чистоты в жилищах Мы не можем прожить без воды. Без воды не может быть жизни. Нет. Воду загрязняют нечистотами промышленные предприятия, большой вред может приносить отравление нефтяными продуктами. От них погибают рыбы и другие животные, которые служат им кормом. Люди, которые отдыхают возле реки, могут мусор выбросить в реку. Они моют машины, выкидывают бутылки, осколки от бутылок, потом другие люди, когда купаются, режут ноги. Люди не должны выкидывать мусор в воду. Они должны его забрать с собой, а дома в мусорное ведро выкинуть его. Должны создаваться специальные очистные сооружения. Проходя через очистные сооружения, вода оставляет вредные примеси и возвращается в реку очищенной.
Она попадает к нам из речки или скважины в земле. Но воду из реки пить нельзя, она не очень чистая. Да. Вода нужна не только человеку, но и животным, растениям. Без воды на земле все погибнет и даже человек не сможет долго прожить без воды. |
Приложение 3.
Конспект экскурсии по теме "Изменения в природе под влиянием человека".
Цель: укрепить знания детей об изменениях в природе под влиянием человека.
Задачи:
1. обобщить знания детей о природе;
2. показать влияние
человека на окружающую
Место проведения: территория вокруг школы.
Ход экскурсии:
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Изучение нового материала |
- Мы с вами на экскурсии вокруг школы. Сравним воздух на улицах города и в лесу. Где воздух чище? Как вы это определили, объясните на примере листочка на дереве города? Какие причины загрязнения воздуха в городе существуют? Какие вы знаете причины загрязнения воды? Как же деятельность людей влияет на растения? Найдите подтверждение в природе. На грибы? А за чем нам несъедобные грибы, ну и пусть люди уничтожают. На животных человек воздействует? Приведите примеры. Если мы приходим в лес, как мы можем навредить животным, птицам?
А в городе как мы вредим птицам? |
В городе воздух загрязненный, в лесу чище. По запаху, в лесу деревья очищают воздух, там пахнет свежестью. В городе на деревьях листья в пыли и деревья не дышат. Выхлопные газы машин, дым из труб предприятий. Люди моют машины, мотоциклы, кидают бутылки, выкидывают мусор и т.д. Повреждения и вырубка деревьев. Сейчас много людей, которые ходят по газонам, вытаптывают растения, рвут цветы. При вырубке деревьев воздух не очищается, он загрязненный. А загрязненный воздух влияет на другие деревья (пыль на листьях, усыхание деревьев и т.д.). Неправильный сбор грибов. Уничтожение несъедобных грибов. Ими питаются животные. Да, животных становится меньше, они погибают от пожаров, которые устраивает человек, когда уходит и не тушит костер после похода, или человек убивает животных на мясо, из-за шкуры и т.д. Еще отлавливает их. Уничтожение лягушек, жаб, которые помогают людям на огородах; разорение муравейников. Вырубка дуплистых деревьев, которые служат убежищем для ряда животных. Шум распугивает животных, заставляет покидать привычные места обитания. Разорение гнезд птиц. При пожарах, которые возникают по причине не тушении костров, животные покидают свои места обитания, спасая свою жизнь, в поисках пищи. Также гибнут животные из-за загрязнения окружающей среды. Вырубка деревьев, некоторые ребята разоряют гнезда, стреляют из рогаток в птиц, убивают их. |
Во время экскурсии, мы учим школьников беречь природу, наблюдать за изменениями в природе по вине человека.