Система наблюдений за природой как способ развития познавательного интереса учащихся 1 – 4 классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 16:11, курсовая работа

Краткое описание

В период школьного детства при благоприятных условиях жизни интенсивно развивается интеллектуальная и эмоционально-волевая сфера ребенка, закладываются основы правильного отношения к предметам и явлениям окружающей действительности. Важный фактор воздействия на детей - систематическая, целенаправленная воспитательно-образовательная работа, в которой особое место занимает процесс наблюдения, за природой развивая познавательную деятельность школьников, их интерес к окружающему миру.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы применения метода наблюдения за природой как способ развития познавательного интереса учащихся в начальных классах ………………………………………………………….6
1.1 Наблюдательность как одна из психологических особенностей младшего школьного возраста …………………………………………….6
1.2 Наблюдения в природе как условие развития познавательных способностей учащихся младших школьников ……………………………………………………………………….9
1.3 Роль экскурсий в развитии наблюдательности у младших школьников ………………………………………………………………..16
2. Методические особенности формирования наблюдательности к природе через познавательный интерес при изучении окружающего мира младших школьников…………………………………………………22
2.1 Методика подготовки и проведения экскурсий изучения природы………………………………………………………………..22
2.2 Анализ программ познавательного интереса с точки зрения экскурсионного движения и формирования наблюдательности окружающего мира 1-4 классах……………………………………...26
2.3 Опытно-экспериментальная работа ……………………………...32
Заключение ……………………………………………………………….37
Список использованной литературы …………………………………….39
Приложения ……………………………………………………………….41

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая (2).doc

— 351.00 Кб (Скачать файл)

Предполагаемые  задания для самостоятельной  работы учащихся по группам на осенней  экскурсии.

 

1. Измерьте температуру  воздуха на месте экскурсии,  сравните с летними измерениями. Как повлияла температура воздуха на жизнь растений?

2. Соберите опавшие  листья, и определите: с каких  деревьев они опали? 

 

1. Как изменился  цвет неба по сравнению с  летом? Почему?

2. Какие изменения  с деревьями произошли? Почему? Соберите листья  различной окраски, опавшие с деревьев.

 

1. Отметь, как  светит солнце по сравнению  с летом? Почему?

2. Проведите  наблюдения за кустарниками. Какие  на них (по окраске) листья, на каких кустарниках есть  плоды? Соберите опавшие плоды,  а также листья кустарников различной окраски.

 

1. Понаблюдайте, какой дует ветер в день  экскурсии  (холодный, тёплый; слабый, сильный).

2. Каких птиц  вы встретили на экскурсии?  Чем они заняты? Почему?

 

1. Посмотрите, что  стало с почвой с приходом  осени? Почему? 

2. Как изменилось поведение насекомых с приходом осени? Почему? Много их или мало? Где они чаще встречаются – на солнце или в тени? 

 

1. Проведите  наблюдения за облаками. Какие  они? Чем отличаются от летних  облаков?

2. На каких  травянистых растениях созрели семена? Рассмотрите их внешний вид, соберите в пакеты для подкормки птиц зимой.

 

1. Понаблюдайте, какие растения остались зелёными, на каких много жёлтых, красных  листьев. Почему?

2. Соберите листья  травянистых растений различной  окраски и формы. Положите их в папку и сделайте гербарий.

 

В ходе наблюдений по этим заданиям дети приходят к каким-то своим выводам. Безусловно, в процессе работы появляются различные точки  зрения, возникают противоречия. Эти  коллизии помогают лучше понять материал, разрешить спорные вопросы.

Школьникам  не даются готовые знания, они их добывают сами, доказывают, отстаивают свою точку зрения, спорят. А в  споре, как известно, рождается истина. Ребята не боятся ошибиться, знают, что  ошибиться может каждый. Но общими усилиями в процессе дискуссии они найдут правильное решение вопроса. Иногда бывают и такие случаи, когда эти выводы оказываются ошибочными. В таких случаях я даю дополнительные задания для наблюдения, которые помогают получить достоверные знания. Например, на одной из экскурсий учащиеся знакомились с отличительными признаками деревьев, кустарников и трав. Ребята отметили лишь такие отличительные признаки этих групп растений: деревья высокие, кустарники поменьше, а трава совсем маленькая. Тогда я показала на молодое маленькое деревце. Дети знают, что это дерево, но оно оказалось ниже кустарника. Среди травянистых растений я нашла деревце первого года жизни, оно было ниже даже некоторых трав. Так путём дополнительных заданий и сравнений самими  ребятами были опровергнуты неверные предположения и сделаны правильные выводы. Добытые таким образом знания отличаются большей прочностью, доказательностью, чем полученные при простом рассказе учителя об отличиях этих групп растений.

Рассказы-задачи также  помогают воспитывать у  детей  активную жизненную позицию, целостно-ориентировочное отношение к окружающему природному миру. Они позволяют дать детям правильные понятия «почему и как всё происходит в природе», как животные и растения «удовлетворяют свои потребности», решают те жизненные задачи, которые стоят у них на пути. Например:

«Как муравей  гусеницу нашёл»

Сидит кузнечик, смотрит вниз – тени мелькают, а  это не тени, а большие рыжие  муравьи в муравейнике «копошатся». Видит невдалеке от муравейника  гусеница лежит, и около неё муравей бегает. Потом он отправился к муравейнику и всех муравьёв, которые встречались на его пути, он усиками ощупывал.

Понаблюдайте  за муравьями, объясните эту ситуацию.

- Почему муравьи  ощупывают друг друга усиками? 

- Почему, найдя  гусеницу, он побежал к муравейнику?

- Зачем муравью  сообщать собратьям, где лежит  гусеница?

- Как узнать  собратьям, откуда муравей-разведчик  бежит?

(Муравей на  бегу выделяет пахучую жидкость  и таким образом метит свой  путь. И все, кого он усиками  ощупал, и кому про гусеницу  рассказал, по его пахучим следам бегут и  находят гусеницу).

Давая задания  для самостоятельных наблюдений, не следует упускать их экологическую  направленность. Детям необходимо напомнить  об отношении к наблюдаемым объектам, при необходимости оказать им посильную помощь, следует указать объекты, занесённые в Красную книгу и особо охраняемые на территории нашей местности.

Сбор природного материала должен быть строго ограничен  – ровно столько, сколько нужно  для последующей работы в классе. Корме того, должны быть строго определены объекты для сборов. Дети знают, что без ущерба для природы можно собирать опавшие плоды растений и листья, шишки,  растения-сорняки, ветки деревьев и кустарников после обрезки и расчистки посадок, кусочки коры засохших деревьев, насекомых-вредителей (которые не опасны для жизни).

Необходимо  напомнить и о правилах безопасного  поведения во время наблюдений и  о культуре поведения в природе. Мы с ребятами даже составили памятку  «Правила поведения в природе»:

Памятка «Правила поведения в природе»

-    Никогда  не наноси вред природе.

- Не убивай  зверей и птиц, сохраняй жизнь  всем, кто                               попадается в природе.

- Не трогай  домиков животных, их детёнышей.

- Не трогай  птичьи яйца.

- Не губи  деревья, не ломай, не делай  надписей.

- Не разжигай  костров в лесу, не делай новых  кострищ. Береги почву.

- Оказывай помощь  животным и растениям, попавшим  в беду.

- Подкармливай  зверей и птиц зимой.

- Не разоряй  муравейники. 

- Не мусори  на местах своего отдыха.

- В меру бери  дары природы.

- Учись наблюдать  в природе.

- Учись слушать  голоса природы. 

- Не засоряй  родников и речек.

- Не шуми  на прогулках, не пугай животных.

По материалам проведённых наблюдений обязательно  организуется беседа. Она может проводиться  одновременно с наблюдениями: дается задание, а ребята выполняют его и сразу говорят о результатах своих наблюдений. Иногда дается сразу несколько заданий, учащиеся сначала выполняют их, а затем через определённое время по сигналу учителя собираются в указанном месте, где и проводится беседа. В ходе, которой,  обобщаются результаты выполненной учащимися самостоятельной работы, раскрываются причинно-следственные связи в неживой и живой природе, и  выделяются те основные сведения, которые дети узнали на экскурсии.

Свои впечатления  об экскурсии дети передают в рисунках, поделках, сделанных из природных материалов, небольших сочинениях, творческих работах. Эта работа обобщается на КВН, утренниках, праздниках.

1.3 Роль экскурсий в развитии наблюдательности у младших школьников

 

Попадая в природную среду со всем ее многообразием предметов и явлений, учащиеся учатся разбираться в этом многообразии, устанавливать связи организмов друг с другом и с неживой природой. Экскурсии в природу представляют способ конкретного изучения природы, т.е. изучение подлинных объектов и явлений природы, а не рассказов или книг о ней. Здесь открываются широкие возможности для организации творческой работы учащихся, инициативы и наблюдательности. На экскурсиях у учащихся формируются навыки самостоятельной работы. Планомерное проведение экскурсий развивает у учащихся навыки изучения своего края.

Экскурсии в  природу - классическая форма изучения окружающей среды. На экскурсиях создаются  благоприятные условия для выявления  эстетической ценности мира природы, ее научно-познавательного значения, формирование грамотного поведения в природной среде. Ведущий метод изучения природы на экскурсиях - наблюдение. Именно наблюдение позволяет формировать у ребенка полное и четкое представление об объектах природы, выявлять связи, существующие между ними [1, С.84].

К специфическим  признакам экскурсии относятся:

быстрое усвоение знаний учащимися при помощи передвижения в пространстве;

экскурсионность объекта;

способ синтетического изучения мира, преимущественно посредством  анализа;

способ предметного  изучения;

эмоциональность.

Таким образом, экскурсия развивает: умение смотреть и точно воспринимать внешний  вид наблюдаемого объекта ("острота  и точность взора"); сообразительность  суждения; инициативность и любознательность; искусство предвидеть явления и ускорять деятельность конструирующего воображения; а также способствует развитию тонкого и чуткого внимания [25, С.173].

Наблюдая по специальным заданиям предметы и  явления в природе, дети не только накапливают определенный запас  конкретных представлений, но и исследует объекты природы органами чувств. Тем самым они убеждаются, что предметы и явления природы действительно существуют, что окружающий мир объективен.

Процесс наблюдения на экскурсиях можно условно разделить  на четыре этапа, каждый из которых служит достижению общей цели всего наблюдения.

Любые наблюдения начинаются с постановки цели, определения  объекта и сообщения задания. На этапе начального обучения цели могут быть самые простые.

Первый этап - подготовительный. Важным условием успешности ведения наблюдений является разумный отбор объектов. Цель его - вызвать у детей интерес к объекту наблюдения. Во время экскурсий это достигается различными приемами:

краткая беседа ориентирует на новое (что дети узнают о предмете, на что обратить внимание). Например, во время экскурсии в парк учитель дает задание определить цвет, величину и форму, запах отдельных частей растения;

обращение к  имеющемуся личному опыту детей (вспомнить, видели ли они это растение раньше, где видели, каким оно  было тогда, что знаете о нем).

На данном этапе  учитель указывает цель и задачи наблюдения и дает задание к предстоящему наблюдению.

Второй этап. В начале наблюдения произвольное внимание требуется направить и сосредоточить  на наблюдаемом объекте, поддержать интерес, вызванный еще на первом этапе.

Известный прием  возбуждения произвольного внимания у младших школьников - использование загадочности, неожиданности. Но этого не всегда достаточно. С этой целью хорошо использовать художественный образ, загадку, поговорку, стихотворение, вопросы и указания. Все эти приемы направлены, в первую очередь, на постановку перед ребенком умственной задачи. Поиски решения этой задачи организуют, направляют и удерживают внимание ребенка на наблюдаемом объекте.

Например, на экскурсии в парк можно встретить белку обыкновенную. Детям предлагается прослушать стихотворение о белке:

В сказке белочка "поет

Да орешки все  грызет".

А в лесу у  белочки

Много дел, забот!

Надо домик  строить ей

Для себя и для  детей,

От врага  укрыться:

Ястреба, куницы.

Надо и грибочки

Развесить на сучки,

На зиму орешки

Спрятать в "сундучки".

Пока учитель  читает стихотворение, учащиеся наблюдают  за белкой, ищут дупло белки.

Третий этап - основной момент всего процесса наблюдения. Он самый длительный по времени. В результате обследования предмета у ребят должно сформироваться точное и четкое представление о нем. Этот этап можно условно разделить на три части [20, С.38-39].

Обследование  предмета или явления в целом.

Как правило, дети обращаются к обследованию отдельных деталей и частей предмета. Учитывая эту особенность восприятия, целесообразно подобрать предмету такую характеристику, которая сразу бы направляла внимание ребят к целостному восприятию объекта.

Рассматривая  предмет, ребенок имеет возможность  высказать о нем то, что знает. Важно уделять этому моменту ровно столько внимания, сколько необходимо, а именно: с одной стороны, удовлетворить желание детей показать, что предмет им знаком, а с другой - не дать возможности отвлечься от темы наблюдения, распылить свое внимание, погасить интерес к объекту.

Анализ обследуемого предмета.

Учитель направляет внимание детей на особенности предмета. Младшие школьники сравнительно легко выделяют части предмета и  несколько затруднены в выделении  его свойств. Части и свойства предмета являются его признаками, которые ребенок должен вычленить, понять и на этой основе сформировать представление о предмете в целом.

Сам процесс  наблюдения начинается с того, что  учитель предлагает детям осмотреть  объект в целом, чтобы у ребенка  сложилось целостное представление. Затем следует организовать рассмотрение предмета по частям. Необходимо ограничить внимание, сосредоточив его лишь на некоторых частях, иногда всего на одной. При появлении объекта ребенок сразу направляет свое внимание именно на указанную учителем часть. При таком подходе к наблюдениям ученик привыкает концентрировать внимание только на том, что ему нужно для решения данной задачи.

Однако посмотреть на предмет или его часть - не значит увидеть и запомнить его образ. Здесь и помогут учителю специальные приемы, способные задержать на некоторое время внимание детей на том или ином предмете, явлении или их деталях, полнее запечатлеть образ последних. Можно предложить ученику после однократного рассмотрения предмета или его части закрыть глаза и мысленно представить только что увиденное. С первого раза образы зачастую бывают нечеткими, расплывчатыми. В этом случае возможны повторные наблюдения. Этот прием наблюдения можно повторить несколько раз, пока не будет у ребенка отчетливого представления о предмете. Повторные наблюдения предметов и явлений полезно проводить, сравнивая наблюдаемый предмет с аналогичным предметом, находящимся рядом. Не всегда дети могут долго выдерживать такую кропотливую работу. В этом случае полезно переключить учащихся на другой вид деятельности, вернувшись к описанному приему через некоторое время в ходе этих или последующих наблюдений.

Информация о работе Система наблюдений за природой как способ развития познавательного интереса учащихся 1 – 4 классов