Система образования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 12:12, контрольная работа

Краткое описание

Цель нашей работы – изучить систему образования в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
Рассмотреть структуру системы образования в России;
Определить требования, предъявляемые к системе образования и к отдельным ее элементам;
Охарактеризовать образовательные уровни в России;
Рассмотреть органы управления образованием, их компетенцию;
Изучить социальные гарантии реализации прав граждан в сфере образования.
Контрольная работа включает в себя введение, пять глав, заключение и список использованной литературы. При решении данной контрольной работы были использованы как нормативные акты об образовании, так и учебные пособия (в том числе электронные), а также Интернет-ресурсы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Система образования в России……………………………………...4
1.1. Принципы государственной политики в области образования…………..4
1.2. Виды образовательных учреждений………………………………………..5
1.3. Учредитель образовательного учреждения………………………………..5
1.4. Платные образовательные услуги…………………………………………..6
1.5. Типы образовательных учреждений...........................................................7
1.6. Инновационные учреждения.......................................................................7
Глава 2. Требования, предъявляемые к системе образования России….10
2.1. Требования к содержанию образования...................................................10
2.2. Требования к содержанию и организации обучения в профильной школе……………………………………………………………………………..12
2.3. Требования к организации образовательного процесса..........................15
Глава 3. Образовательные уровни в России………………………………..16
3.1. Характеристика образовательных уровней..................................................16
3.2. Ступени общего образования………………………………………………18
3.3. Лицензирование образовательной деятельности…………………………21
3.4. Аккредитация образовательного учреждения……………………………22
Глава 4. Органы управления системой образования……………………...25
4.1. Система органов управления образованием………………………………25
4.2. Ответственность образовательного учреждения………………………….26
Глава 5. Социальные гарантии реализации прав граждан на образование……………………………………………………………………...29
5.1. Права и обязанности родителей……………………………………………29
Заключение……………………………………………………………………...30
Список использованной литературы………………………………………..33

Вложенные файлы: 1 файл

кр1.doc

— 181.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

Высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ  ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

Кафедра  Общей и социальной педагогики 
 
 

Контрольная работа

Система образования в России. Стратегия  развития и обновления российского  образования. 
 
 
 

                                                              Выполнила:

                                                              студентка гр. 25тд05 Рандымова М. А.

        Проверил:

                                                           к.м.н., д.п.н., профессор Н. Н. Малярчук 
 
 

Тюмень 2011 г.

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Система образования в России……………………………………...4

1.1. Принципы государственной политики в области образования…………..4

1.2. Виды образовательных учреждений………………………………………..5

1.3. Учредитель образовательного учреждения………………………………..5

1.4. Платные образовательные услуги…………………………………………..6

1.5. Типы образовательных учреждений...........................................................7

1.6. Инновационные учреждения.......................................................................7

Глава 2. Требования, предъявляемые  к системе образования России….10

2.1. Требования к содержанию образования...................................................10

2.2. Требования к содержанию и организации обучения в профильной школе……………………………………………………………………………..12

2.3. Требования к организации образовательного процесса..........................15

Глава 3. Образовательные  уровни в России………………………………..16

3.1. Характеристика  образовательных уровней..................................................16

3.2. Ступени  общего образования………………………………………………18

3.3. Лицензирование образовательной деятельности…………………………21

3.4. Аккредитация  образовательного учреждения……………………………22

Глава 4. Органы управления системой образования……………………...25

4.1. Система  органов управления образованием………………………………25

4.2. Ответственность  образовательного учреждения………………………….26

Глава 5. Социальные гарантии реализации прав граждан  на образование……………………………………………………………………...29

5.1. Права и обязанности родителей……………………………………………29

Заключение……………………………………………………………………...30

Список использованной литературы………………………………………..33 
 

Введение

     Понятие образования в педагогике – весьма сложное и многоаспектное. Образование – это  целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней. Именно в контексте системы образование в Российской Федерации имеет некоторые проблемы. Поэтому необходимо совершенствование системы образования путем ее гуманизации, гуманитаризации и, в целом, модернизации.

     Гуманизация образования всех уровней - это важнейшая задача, стоящая перед российским образованием в настоящее время. Обращение к этой проблеме во многом связано с эволюцией философских воззрений, в соответствии с которыми в центр научной картины мира выдвигается человек. Гуманизация образования требует пересмотра целей, содержания и технологии образования.

     Цель нашей работы – изучить систему образования в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:

  1. Рассмотреть структуру системы образования в России;
  2. Определить требования, предъявляемые к системе образования и к отдельным ее элементам;
  3. Охарактеризовать образовательные уровни в России;
  4. Рассмотреть органы управления образованием, их компетенцию;
  5. Изучить социальные гарантии реализации прав граждан в сфере образования.

     Контрольная работа включает в себя введение, пять глав, заключение и список использованной литературы. При решении данной контрольной  работы были использованы как нормативные акты об образовании, так и учебные пособия (в том числе электронные), а также Интернет-ресурсы.

Глава 1. Система образования  в России.

    1. Принципы государственной политики в области образования

     Право на образование  является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

     Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

     Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной (ст. 1 Закона РФ «Об образовании»).

     Государственная политика в области образования  основывается на следующих принципах (ст. 2 Закона РФ «Об образовании»):

     1. Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

     2. Единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

     3. Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

     4. Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

     5.  Свобода и плюрализм в образовании;

     6. Демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений. 
 

    1. Виды  образовательных  учреждений

     Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее  одну или несколько образовательных  программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников (ст. 12 п.1 Закона РФ «Об образовании»). Образовательное учреждение является юридическим лицом, создается и регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными учреждениями, в том числе учреждениями общественных объединений и религиозных организаций). Выделяют следующие виды образовательных учреждений:

  1. Государственное - образовательное учреждение, созданное Российской Федерацией (далее - федеральное государственное образовательное учреждение) или субъектом Российской Федерации (далее - государственное образовательное учреждение, находящееся в ведении субъекта Российской Федерации).
  2. Муниципальное - образовательное учреждение, созданное муниципальным образованием.
  3. Негосударственное - образовательное учреждение, созданное собственником (гражданином или юридическим лицом), за исключением Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
 
    1. Учредитель  образовательного учреждения

     В соответствии со ст. 11 Закона РФ «Об образовании» учредителем образовательного учреждения (далее - учредитель) могут быть:

     1) Российская Федерация,  субъекты Российской Федерации,  муниципальные образования;

     2) российские и  иностранные коммерческие организации, а также объединения указанных юридических лиц (ассоциации и союзы);

     3) российские и  иностранные некоммерческие организации,  в том числе общественные объединения  и религиозные организации, а  также объединения указанных  юридических лиц (ассоциации и союзы);

     4) физические лица.

     Допускается совместное учредительство негосударственных  образовательных учреждений. Учредителем специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением могут быть только Российская Федерация или субъекты Российской Федерации. 

    1. Платные образовательные  услуги

     Положения о платных образовательных услугах  государственных и муниципальных  образовательных учреждений закреплены в ст. 45 Закона РФ «Об образовании», негосударственных – в ст. 46.

     К платным образовательным услугам  государственных образовательных учреждений относятся услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами. К ним относятся:

    • обучение по дополнительным образовательным программам;
    • преподавание специальных курсов и циклов дисциплин;
    • репетиторство;
    • занятия с обучающимися углубленным изучением предметов;
    • иные услуги.

     Негосударственное образовательное учреждение вправе взимать плату с обучающихся, воспитанников за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований (п. 1 ст. 46 Закона РФ «Об образовании»). 

    1. Типы образовательных учреждений

    В соответствии с п. 4 ст. 12 Закона РФ «Об образовании» к образовательным относятся учреждения следующих типов:

      • дошкольные;
      • общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
      • учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
      • учреждения дополнительного образования взрослых;
      • специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
      • учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
      • учреждения дополнительного образования детей;
      • другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
 
    1. Инновационные учебные заведения

     Новшества могут применяться как к решению  отдельных вопросов, так и к  работе образовательных учреждений в целом. Различают функционирующий (пассивно-приспособительный) и инновационный (развивающий) типы развития учреждения. Исходя из этого, одни образовательные учреждения работают в режиме функционирования, другие - в режиме развития. Именно последние относятся к инновационным образовательным учреждениям, т.к. их педагогические системы находятся в постоянном приближении к удовлетворению все возрастающих запросов личности и общества. К инновационным образовательным учреждениям относятся:

  1. Авторская школа - это образовательное учреждение, деятельность

которого  основана на психолого-педагогической идее автора или авторского коллектива. Авторские школы различаются по имени их создателей, а также философской или психолого-педагогической концепции, лежащей в их основе. Они могут реализовывать как старые (например, идея школы Л.Н. Толстого, идея школы Монтессори, идея вальдорфской школы, идея школы Френе, идея школы дальтон-план, идея самоценности детства (школа Корчака), так и новые идеи (например, идея школы диалога культур, идея школы-парка, идея школы-клуба, идея школы обучения детей без отбора, идея школы свободы и сотрудничества, идея педагогической поддержки, идея разновозрастного коллектива, идея Диалектического обучения и др.).

Информация о работе Система образования в России