Система образования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 12:12, контрольная работа

Краткое описание

Цель нашей работы – изучить систему образования в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
Рассмотреть структуру системы образования в России;
Определить требования, предъявляемые к системе образования и к отдельным ее элементам;
Охарактеризовать образовательные уровни в России;
Рассмотреть органы управления образованием, их компетенцию;
Изучить социальные гарантии реализации прав граждан в сфере образования.
Контрольная работа включает в себя введение, пять глав, заключение и список использованной литературы. При решении данной контрольной работы были использованы как нормативные акты об образовании, так и учебные пособия (в том числе электронные), а также Интернет-ресурсы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Система образования в России……………………………………...4
1.1. Принципы государственной политики в области образования…………..4
1.2. Виды образовательных учреждений………………………………………..5
1.3. Учредитель образовательного учреждения………………………………..5
1.4. Платные образовательные услуги…………………………………………..6
1.5. Типы образовательных учреждений...........................................................7
1.6. Инновационные учреждения.......................................................................7
Глава 2. Требования, предъявляемые к системе образования России….10
2.1. Требования к содержанию образования...................................................10
2.2. Требования к содержанию и организации обучения в профильной школе……………………………………………………………………………..12
2.3. Требования к организации образовательного процесса..........................15
Глава 3. Образовательные уровни в России………………………………..16
3.1. Характеристика образовательных уровней..................................................16
3.2. Ступени общего образования………………………………………………18
3.3. Лицензирование образовательной деятельности…………………………21
3.4. Аккредитация образовательного учреждения……………………………22
Глава 4. Органы управления системой образования……………………...25
4.1. Система органов управления образованием………………………………25
4.2. Ответственность образовательного учреждения………………………….26
Глава 5. Социальные гарантии реализации прав граждан на образование……………………………………………………………………...29
5.1. Права и обязанности родителей……………………………………………29
Заключение……………………………………………………………………...30
Список использованной литературы………………………………………..33

Вложенные файлы: 1 файл

кр1.doc

— 181.00 Кб (Скачать файл)

     Сущность педагогических поисков, экспериментальной работы в авторских школах может, например, состоять в поиске новых, отличных от существующей практики целей образования; нового содержания образования при сохранении его традиционных целей и содержания; новых форм организации учебного процесса и воспитательного коллектива и других направлений.

     В процессе работы авторская концепция  дополняется и нередко видоизменяется коллективом педагогов, реализующих эту концепцию. Авторская школа является одним из типов экспериментальной площадки, которая присваивается Министерством образования РФ и органами народного образования после проведения всесторонней экспертизы.

     Авторских школ в России - единицы.

  1. Гимназия реализует общеобразовательные программы основного

общего  и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам  гуманитарного профиля, и может  реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования.

  1. Лицей реализует общеобразовательные программы основного

общего  и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам  технического или естественно-научного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования.

  1. Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением

отдельных предметов реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Требования, предъявляемые к системе образования России.

2.1. Требования к содержанию образования

         Общие требования к  содержанию образования в России закреплены в ст. 14 Закона РФ «Об образовании».

  1. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:
    • обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
    • развитие общества;
    • укрепление и совершенствование правового государства.
  1. Содержание образования должно обеспечивать:
    • адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;
    • формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
    • интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
    • формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
    • формирование духовно-нравственной личности;
    • воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

   3. Профессиональное образование любого  уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации.

   4. Содержание образования должно  содействовать взаимопониманию  и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой,  национальной, этнической, религиозной  и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

   5. Содержание образования в конкретном  образовательном учреждении определяется  образовательной программой (образовательными  программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами или устанавливаемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательными стандартами.

   5.1. Уполномоченные  федеральные государственные органы  обеспечивают разработку на основе федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований примерных основных образовательных программ с учетом их уровня и направленности.

   5.2. Примерные основные  образовательные программы с  учетом их уровня и направленности могут включать в себя базисный учебный план и (или) примерные

   5.3. Примерные основные образовательные  программы должны учитывать региональные, национальные и этнокультурные  особенности.

   6. Образовательное  учреждение в соответствии со  своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ.

   7. В образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, осуществляется получение обучающимися начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретение обучающимися навыков в области гражданской обороны, а также подготовка обучающихся - граждан мужского пола, не прошедших военной службы, по основам военной службы.

   8. Образовательное  учреждение при реализации образовательных  программ использует возможности учреждений культуры. 

    1. Требования  к содержанию и организации обучения в профильной школе

     Приоритетами государственной образовательной политики является повышение доступности качественного образования, переход к профильному обучению в старшей школе.

     Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильная школа есть институциональная форма реализации этой цели. Это основная форма, однако перспективными в отдельных случаях могут стать иные формы организации профильного обучения, в том числе, выводящие реализацию соответствующих образовательных стандартов и программ за стены отдельного общеобразовательного учреждения.

     Профильное  обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

     Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:

    • обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
    • создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
    • способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
    • расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

     Таким образом, можно выделить несколько  вариантов (моделей) организации профильного обучения.

    1) Модель внутришкольной  профилизации.

     Общеобразовательное учреждение может быть однопрофильным (реализовывать только один избранные профиль) и многопрофильным (организовать несколько профилей обучения).

     Общеобразовательное учреждение может быть в целом  не ориентировано на конкретные профили, но за счет значительного увеличения числа элективных курсов предоставлять школьникам (в том числе, в форме многообразных учебных межклассных групп) в полной мере осуществлять свои индивидуальные профильные образовательные программы, включая в них те или иные профильные и элективные курсы.

     2) Модель сетевой  организации.

     В подобной модели профильное обучение учащихся конкретной школы осуществляется за счет целенаправленного и организованного  привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений. Оно может строиться в двух основных вариантах.

     Первый  вариант связан с объединением нескольких общеобразовательных учреждений вокруг наиболее сильного общеобразовательного учреждения, обладающей достаточным  материальным и кадровым потенциалом, которое выполняет роль «ресурсного центра». В этом случае каждое общеобразовательное учреждение данной группы обеспечивает преподавание в полном объеме базовых общеобразовательных предметов и ту часть профильного обучения (профильные предметы и элективные курсы), которую оно способно реализовать в рамках своих возможностей. Остальную профильную подготовку берет на себя «ресурсный центр».

     Второй  вариант основан на кооперации общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования и привлечении дополнительных образовательных ресурсов. В этом случае учащимся предоставляется право выбора получения профильного обучения не только там, где он учится, но и в кооперированных с общеобразовательным учреждением образовательных структурах (дистанционные курсы, заочные школы, учреждения профессионального образования и др.).

     Предложенный  подход не исключает возможности  существования и дальнейшего  развития универсальных (непрофильных) школ и классов, не ориентированных на профильное обучение и различного рода специализированных общеобразовательных учреждений (хореографические, музыкальные, художественные, спортивные школы, школы-интернаты при крупных вузах и др.).

     Решение об организации профильного обучения в конкретном образовательном учреждении принимает его учредитель по представлению администрации образовательного учреждения и органов его общественного самоуправления. 

    1. Требования  к организации  образовательного процесса

     Общие требования к организации образовательного процесса закреплены в ст. 15 Закона РФ «Об образовании». Организация образовательного процесса в образовательном учреждении осуществляется в соответствии с образовательными программами и расписаниями занятий. Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся.

     Освоение образовательных  программ основного общего, среднего (полного) общего образования и профессиональных образовательных программ завершается  обязательной итоговой аттестацией обучающихся. В образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, освоение указанных образовательных программ завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией обучающихся.

     Государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, проводится в форме единого государственного экзамена.

     Лицам, сдавшим единый государственный экзамен (далее - участники  единого государственного экзамена), выдается свидетельство о результатах единого государственного экзамена. Срок действия такого свидетельства истекает 31 декабря года, следующего за годом его получения.

Информация о работе Система образования в России