Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 12:12, контрольная работа
Цель нашей работы – изучить систему образования в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
Рассмотреть структуру системы образования в России;
Определить требования, предъявляемые к системе образования и к отдельным ее элементам;
Охарактеризовать образовательные уровни в России;
Рассмотреть органы управления образованием, их компетенцию;
Изучить социальные гарантии реализации прав граждан в сфере образования.
Контрольная работа включает в себя введение, пять глав, заключение и список использованной литературы. При решении данной контрольной работы были использованы как нормативные акты об образовании, так и учебные пособия (в том числе электронные), а также Интернет-ресурсы.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Система образования в России……………………………………...4
1.1. Принципы государственной политики в области образования…………..4
1.2. Виды образовательных учреждений………………………………………..5
1.3. Учредитель образовательного учреждения………………………………..5
1.4. Платные образовательные услуги…………………………………………..6
1.5. Типы образовательных учреждений...........................................................7
1.6. Инновационные учреждения.......................................................................7
Глава 2. Требования, предъявляемые к системе образования России….10
2.1. Требования к содержанию образования...................................................10
2.2. Требования к содержанию и организации обучения в профильной школе……………………………………………………………………………..12
2.3. Требования к организации образовательного процесса..........................15
Глава 3. Образовательные уровни в России………………………………..16
3.1. Характеристика образовательных уровней..................................................16
3.2. Ступени общего образования………………………………………………18
3.3. Лицензирование образовательной деятельности…………………………21
3.4. Аккредитация образовательного учреждения……………………………22
Глава 4. Органы управления системой образования……………………...25
4.1. Система органов управления образованием………………………………25
4.2. Ответственность образовательного учреждения………………………….26
Глава 5. Социальные гарантии реализации прав граждан на образование……………………………………………………………………...29
5.1. Права и обязанности родителей……………………………………………29
Заключение……………………………………………………………………...30
Список использованной литературы………………………………………..33
Государственная аккредитация проводится в отношении образовательных учреждений всех типов и видов (за исключением дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей), реализующих образовательные программы, к которым установлены федеральные государственные образовательные стандарты или федеральные государственные требования (за исключением основной общеобразовательной программы дошкольного образования).
Целями государственной аккредитации образовательного учреждения являются подтверждение соответствия качества образования по образовательным программам, реализуемым образовательным учреждением, федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям и, если иное не предусмотрено статьей 12 настоящего Закона, установление его государственного статуса.
Государственная аккредитация образовательной программы, реализуемой в образовательном учреждении, научной организации или их филиалах, проводится при наличии обучающихся, завершающих обучение по этой образовательной программе в текущем учебном году.
Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений, научных организаций утверждается Правительством Российской Федерации.
Государственная аккредитация образовательного учреждения или научной организации проводится аккредитационным органом - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области образования.
При проведении государственной аккредитации основных общеобразовательных программ и (или) дополнительных профессиональных образовательных программ аккредитационный орган принимает решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации в отношении каждой заявленной для государственной аккредитации образовательной программы.
Проведению
государственной аккредитации предшествует
проведение образовательным учреждением
самообследования. Материалы самообследования
рассматриваются при проведении аккредитационной
экспертизы.
Глава 4. Органы управления системой образования
4.1. Система органов управления образованием
Управление системой образования в России осуществляется на трех уровнях:
Первые два уровня являются уровнями государственного управления в сфере образования.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, опеки и попечительства над детьми, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, является Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России).
Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по науке и инновациям и Федерального агентства по образованию.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки является Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).
В каждом из субъектов Российской Федерации имеется орган исполнительной власти, осуществляющий управление в сфере образования (министерство, департамент, главное управление и т.п.) в границах соответствующего региона.
Контрольно-надзорные функции в рамках полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации действующим законодательством, могут осуществляться как самим органом управления образованием, так и отдельным специализированным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В
муниципальных районах и
Как
уже было указано, каждый из уровней
обладает своими полномочиями в части
управления системой образования.
4.2. Ответственность образовательного учреждения
Ст. 32 Закона РФ «Об образовании» закрепляет ответственность образовательного учреждения.
Образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения.
Образовательное учреждение
несет в установленном
1)
невыполнение функций,
2)
реализацию не в полном объеме
образовательных программ в
3)
жизнь и здоровье обучающихся,
воспитанников и работников
4)
нарушение прав и свобод
5) иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Образовательное учреждение обеспечивает открытость и доступность следующей информации:
1) сведения:
2) копии:
3)
отчет о результатах
4)
порядок оказания платных
Глава 5. Социальные гарантии реализации прав граждан на образование.
5.1. Права и обязанности родителей
В соответствии со ст. 52 родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними общего образования имеют право выбирать формы получения образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением.
Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования.
Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны выполнять устав образовательного учреждения.
Родители (законные представители) имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в образовательном учреждении.
Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими общего образования.
Родители (законные
представители) детей, посещающих образовательные
организации, реализующие основную
общеобразовательную программу
дошкольного образования, имеют
право на получение в установленном
настоящим Законом порядке компенсации
части платы (далее - компенсация), взимаемой
за содержание детей в указанных организациях.
Заключение
Развитие системы образования Российской Федерации напрямую связано с проводимой социальной политикой в соответствии с «Основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу», в которых первейшим направлением отмечается реформирование развитие сферы образования.
Конкретное же видение состояния и перспектив развития всей системы образования РФ и ее отдельных уровней отражено в документе «Федеральная программа развития образования», во введении которой подчеркивается: «Федеральная программа развития образования … в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" является организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования. Программа определяет стратегию приоритетного развития системы образования и меры ее реализации.
На современном этапе стратегического развития российского образования приоритетными направлениями государственной политики в сфере образования признаны:
Значительную роль в развитии системы образования играет решение следующих задач, сопровождающих реализацию приоритетных направлений развития образования:
1. Дальнейшая информатизация системы образования, создание условий для наращивания информационно-технологической базы образовательных учреждений, роста числа образовательных учреждений, имеющих выход в Интернет, повышения информационных компетенции работников образования, развития современных методов обучения на базе информационных технологий.
2. Оснащение современным научным оборудованием высших учебных заведений через центры коллективного пользования совместно с Российской академией наук.
3. Создание институциональных механизмов совершенствования системы оказания образовательных услуг на территории России для иностранных учащихся, в первую очередь из стран СНГ и Балтии.