Сказка в развитии диалогической речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: разработать и обосновать приемы развития диалогической белорусской речи средствами белорусской народной сказки у русскоязычных дошкольников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа (Автосохраненный) (Автосохраненный).docx

— 136.38 Кб (Скачать файл)

Степень развития речи неизбежно  сказывается на самоощущении ребенка, когда умение высказывать свои мысли  и понимать речь окружающих влияет на его место и роль в обществе (круг друзей и оценки в школе, возможность  стать лидером в коллективе и  т. д.). Уровень использования языка  зависит от разнообразия, глубины  и правильности речевых впечатлений, которые ребенок получает с раннего  детства. Поэтому так важно дать малышу полноценное языковое развитие в том возрасте, когда формируются  основы личности, пробуждается интеллект. На наш взгляд этот момент наступает  сразу после рождения малыша.

Билингвизм развивается  стихийно, если родители не планируют  заранее языков общения с ребенком, смешивают их сами, не контролируют речь ребенка, не обращают внимания на ее недостатки. Иногда стихийный билингвизм развивается в том случае, если на улице дети разговаривают на языке, ином, чем дома, либо «домашний» и  «уличный» языки смешиваются  без всякого внимания к такому речевому развитию со стороны родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Роль народной  сказки в развитии речи дошкольника

"Народные сказки способствуют  усвоению всех форм языка, которые  дают возможность выработки у  детей собственных речевых навыков  при рассказывании" - писал Культура Беларуси имеет богатую историю, отмеченую многобразием форм и глубиной содержания. В ее основе всегда было богатое наследие народного творчества.

 Белорусские сказки - это настоящая  сокровищница мудрости, бережно  переданная предыдущими поколениями  своим потомкам.

 Хочется отметить позитивность  белорусских сказок - они очень  добродушные, успокаивающие. Читать их детям - одно удовольствие :))

Сказка - весьма популярный жанр устного народного творчества, жанр эпический, прозаический, сюжетный. Она не поется, как песня, а рассказывается. Предметом повествования в ней  служат необычные, удивительные, а нередко  таинственные и странные события: действие же имеет приключенческий характер. Сюжет отличается многоэпизодичностью, законченностью, драматической напряженностью, четкостью и динамичностью развития действия. Сказка отличается строгой  формой, обязательностью определенных моментов и также традиционными  зачинами и концовками. Зачин уводит слушателей в мир сказки из действительности, а концовка возвращает их обратно. Она  шутливо подчеркивает, что сказка - вымысел.

От других прозаических жанров сказка отличается более развитой эстетической стороной. Эстетическое начало проявляется  в идеализации положительных  героев, и в ярком изображении "сказочного мира", и романтической  окраске событий. В дошкольном детстве речь ребёнка приобретает новые качественные особенности. Наряду с быстрым ростом словаря идёт практическое овладение более сложными формами предложения, грамматическим строем родного языка. Развитие речи происходит в процессе общения ребёнка с окружающими, которое становится в дошкольном возрасте богаче и разнообразнее благодаря накопленным знаниям и участию детей в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками. Всё это побуждает ребёнка овладевать средствами языка, переходить к новым, более сложным формам словесных высказываний.

 На протяжении дошкольного  возраста, при правильной организации  воспитательной работы, дети практически  усваивают основные правила грамматики  родного языка и пользуются  ими в устной речи. Развитие  связной монологической речи  рассматривается как центральная  задача.

 Ведущая идея педагога  – всестороннее развитие ребёнка.  Работа над сказкой как нельзя  лучше даёт возможность решать  поставленные задачи, потому что  сказка, «как образное отображение  мира – близка и интересна  детям». «Сказка – это активное  эстетическое творчество, захватывающее   все сферы духовной жизни ребёнка,  его ум, чувства, воображение»…  Сказочные сюжеты требуют особых  качеств восприятия, творческого  воображения, развитой наблюдательности, чувства образного слова, понимания  внутренних мотивов поведения  героев. Эти качества в своей  совокупности составляют особый  тип восприятия – эстетический.

 Дети речевой группы  часто бывают закрепощёнными, испытывают  трудности в общении. Актуальность  данной работы в обеспечении  душевного комфорта детей и  облегчении их перехода из  детского сада в школу.

  Цели:

 ·                   Развитие речи детей

 ·                   Раскрытие творческого потенциала

 ·                   Приобщение к русской культуре

 Задачи:

 ·                   Развивать связную речь

 ·                   Обогащать словарный запас

 ·                   Совершенствовать звуковую культуру  речи

 ·                   Развивать творческие способности  у детей

 ·                   Знакомить детей с устным народным  творчеством, авторскими сказками

 ·                   Знакомить воспитанников с произведениями  русских художников

 ·                   Дать представление о самобытной  культуре русского народа

 Целенаправленную работу  по развитию речи посредством  эстетического воспитания, следует  начинать с наполнения пространственно-развивающей  среды, при подборке материала  учитывается «зона ближайшего  развития», т.е. учитывается то, что близко и понятно детям.

Наполнение пространственно-развивающей  среды:

 ·                   яркий иллюстративный материал;

 ·                   репродукции картин художников, работавших в жанре сказки;

 ·                   различные виды театра (настольный, плоскостной, пальчиковый, теневой,  «Би-ба-бо»);

 ·                   режиссёрские игры («Театр», «Цирк», «Концерт»);

 ·                   фонотека (аудиозаписи сказок, песен,  стихов в исполнении мастеров  художественного слова);

 ·                   видеотека (мультфильмы, спектакли,  художественные фильмы по мотивам  сказок);

 ·                   картотеки (сказок, фольклорных игр,  подвижных игр, аудио и видеозаписей);

 ·                   словарики (сказочные герои, виды  театра, названия произведений русских  художников);

 ·                   шапочки-маски, уголок ряженья;

 ·                   многофункциональное панно;

 Накопление художественно-речевого  опыта

 Рассматривание иллюстраций,  чтение сказок, совместный пересказ  небольших сюжетов, отображение  их в рисунках. На этом этапе  работы целесообразно использовать  аудиозаписи различных произведений  в музыкальном сопровождении.  Такие прослушивания развивают  внимание, память, обогащают речь  детей, прививают музыкальный  вкус. Воспитанники подражают голосом  мастерам художественного слова,  их речь становится образной. Лучше начинать работать над  знакомыми и любимыми сказками, которые доступны детям по  возрасту  и соответствуют программе.  Вместе с ребятами можно выяснить:

Так, постепенно у детей  происходит накопление  художественно-речевого опыта, усвоение содержания, запоминание  образов сказочных героев. С приобретением  первого опыта, дети начинают рисовать сказки. Сначала воспитанники рисуют знакомые образы: (колобка, зайчика, медведя), различные теремки, сказочные домики, волшебные деревья. Работа над сказочными сюжетами требует внимательного изучения русской культуры. Дети с удовольствием узнают об обрядах и традициях, учатся любить и беречь свою культуру, быть толерантными.

 Дети очень любят  рассказывать сказки от имени  одного из героев. Традиционный  пересказ в этом случае модифицируется, благодаря возможности  проигрывать  различные роли. Во время совместной  деятельности можно использовать  такой прием, как «Машина времени»  или «Волшебное зеркало». Персонажи  сказок переносятся в современную  обстановку и реагируют на  всё происходящее в соответствии  со своим характером. Этот приём  развивает речь, фантазию и чувство  юмора. На этом же этапе можно  создать «сказочное бюро находок», в котором хранятся вещи сказочных  героев: аленький цветочек, туфелька  Золушки, перо Жар-птицы, лучше,  если это игрушки-самоделки, выполненные  детьми совместно с родителями. Это большая творческая работа, в которую с удовольствием  включаются и взрослые и дети, игрушки можно использовать в  играх-драматизациях, викторинах, придумывании  новых сюжетов.

 Для достижения лучших  результатов можно использовать  различные дидактически игры:

На развитие пластики: «Пугливый, хитрый да сердитый», «Лиса-краса», «Угадай  кто?»

На развитие эмоциональной  сферы: «Сердитка», «Ласка», «Ой, ой, помоги!»

На развитие навыков по изобразительной деятельности: «Семь  королей», «Холодно-горячо», «Создай сюжет сказки», «Построй композицию», «Далеко-близко».

 Хорошим приёмом является  рассматривание репродукций картин  великих художников – «вхождение  в картину». Рассматривая картины,  ребята приобщаются к искусству  живописи, развивают художественный  вкус, учатся видеть детали. Приобщаясь к миру прекрасного воспитанники замечают поэтичность природы, рассуждают о том, что видят.

 Придумывание собственных  сказок 

 

 

 На последнем этапе  дети приобретают достаточный  опыт, могут решать более сложные  задачи, например, домысливание судьбы  героя. Ребята «вживаются» в  образ, сопереживают персонажу  сказки, действуют от его имени,  придумывают, как изменить сюжет.  Вершина работы над сказкой  – это придумывание детьми  собственных сказок, создание книжек, запись сюжетов на аудио носители, иллюстрирование собственных сказок. Интересный приём в работе  - создание игры «Дом сказок».  В игре участвуют все дети. Они являются авторами сказок, художниками – декораторами, оформителями, режиссёрами, актёрами. У всех  участников появляется возможность  проявить свои творческие способности,  фантазию, инициативу, организаторские  способности. Дети учатся общению,  умению договариваться, вести диалог, находить согласованный подход  в решении творческих проблем.

 Персонажи в «Доме  сказок» селятся по желанию  детей. Дом может быть «пряничным  домиком», царскими палатами, теремком, соответственно и герои могут  быть разными. Ребята придумывают,  что будет расти около строения (аленький цветочек, репка, яблонька), какие водоёмы будут рядом  (ручей с живой и мёртвой  водой, море–океан, молочная речка  с кисельными берегами). С помощью  этой игры можно придумать  новую сказку (коллективное рассказывание), придумать к сказке другой  конец, перенести персонажи в  другую сказку и изменить сюжет.  Такая совместная деятельность  похожа на маленький праздник. Дети становятся более раскрепощённые, их сближает совместное творчество, они искренне радуются своим  успехам и успехам друзей, ощущают  себя героями сказок, попавшими  в волшебный мир.

 

 Родители с удовольствием  участвуют в таком совестном  проекте. Они оказывают помощь  в создании выставок, книжек, в  изготовлении костюмов к спектаклям. Отношения с родителями в группе становятся на качественно новый уровень, они становятся доверительными. Ни один праздник не обходится без их участия.

 Спектакли по сказкам

 Спектакли по сказкам  готовятся достаточно долго и  проигрываются не один раз,  например, для родителей и детей  других групп. При этом маленькие  актёры по своему желанию могут  выбрать ту роль, в которой  им комфортно. Дети становятся  дружными, раскрепощёнными, уверенными  в себе. В постановках решается  важная проблема: детям предстоит  идти в школу. Опыт публичных  выступлений поможет им уверенно  чувствовать себя при ответах  у доски, они будут легко  вступать в контакт со сверстниками. До постановки спектакля воспитанники  группы выходят к ребятам младших  групп, для которых будет показан  спектакль. Они играют с ними  в народные игры, инсценируют  небольшие сказки. Маленькие зрители  и актёры учатся общению. Дети  приобретают опыт наставничества, ответственности и желание проявлять  заботу о малышах.

 Когда хочется поэкспериментировать, можно придумать тематические  сказки. Например, «Космическое путешествие». Создаем с родителями выставку работ о космосе, фотовыставку «Я – космонавт», придумываем весёлую сказку, в которой актёры – взрослые, а дети – активные участники в познавательно – развлекательном процессе.

 

Выводы:

 ·             Работа даёт положительные результаты

 ·             Речь детей становится образной, выразительной

 ·             Дошкольники приобщаются к богатейшему  культурному наследию

 ·             Дети учатся общению, раскрепощаются

 ·             Устанавливаются доверительные  отношения между детьми и родителями

 ·             Обогащение опыта посредством  сказки заложит основы воспитания  детей и облегчит переход в  школу          

 

Ребенка может занимать только внешнее повествование, связанное  с героем - радость, переживание, страх. Но сама такая возможность сопереживания  при столкновении с условным миром  сказки имеет место потому, что  сказка переносит самые невероятные  события так, как будто они постоянно имеют место в действительности. И ребенок охотно верит сказке, доверчиво следует за ней. Но при таком сопереживании неизбежно и более углубленное постижение сказки, извлечение из нее своей детской мудрости, что способствует четкому эмоциональному различию доброго и злого начал.

Информация о работе Сказка в развитии диалогической речи