Содержание и методика сенсорного обучения дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 21:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: изучение содержания и методики сенсорного обучения с детьми раннего возраста.
Задачи курсовой работы:
1. Выявить особенности систем сенсорного воспитания;
2. Определить особенности сенсорного воспитания детей раннего возраста;
3. Охарактеризовать игры-занятия по сенсорному воспитанию детей 1 – 3 года жизни;
Структура и содержание курсовой работы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ……….7
1.1 Особенности систем сенсорного воспитания в зарубежной педагогике (М. Монтесори, Ф. Фребель)……………………………………………………......7
1.2 Сенсорное воспитание в отечественной дидактической системе детского сада(И.Тихеева, М. Маенасина)…………………………………………………...10
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ..14
2.1 Определение сенсорных процессов…………………………………………...14
2.2 Возникновение и развитие сенсорных процессов у детей раннего возраста……………………………………………………………………………...17
ГЛАВА 3. СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА…...20
3.1 Задачи сенсорного воспитания детей раннего возраста……………………..20
3.2 Содержание сенсорного воспитания детей раннего возраста……………….22
3.3 Методика сенсорного воспитания детей раннего возраста………………….27
ГЛАВА 4. ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА…………………………………………………...36
4.1 Игры-занятия по сенсорному воспитанию детей первого года жизни……..36
4.2 Игры-занятия по сенсорному воспитанию для детей второго года жизни…42
4.3 Игры-занятия по сенсорному воспитанию для детей третьего года жизни..43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………50

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по педагогике.doc

— 226.50 Кб (Скачать файл)

Число занимающихся детей может  быть разным – от 3–4 до 6–8, в зависимости от возраста и степени обучаемости. Занятия с детьми первого года жизни проводятся индивидуально. Если в подгруппе будут заниматься двое маленьких детей в возрасте от 1 г. 3 мес., то одновременно можно объединить на занятии еще 2–4 детей постарше возрастом. Если же самыми маленькими в группе окажутся полуторагодовалые дети, то в подгруппе могут заниматься одновременно 6–8 детей.

Прежде чем провести первое занятие  по сенсорному воспитанию с детьми второго года жизни, малышей надо научить сидеть спокойно, слушать воспитателя, выполнять его указания, требования. Обучение маленьких детей на занятиях довольно сложный процесс, возможный при определенном уровне нервно-психического развития малышей.

На занятиях по сенсорному воспитанию каждым заданием предусмотрено решение сенсорных задач при наличии у детей различных умений и навыков. В свою очередь, на этих же занятиях дети приобретают новые знания, умения, которые используются ими в других видах деятельности.

Сенсорное воспитание планируется  в тесной взаимосвязи со всеми остальными разделами работы. Так, успешная организация занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов возможна при наличии определенного уровня физического развития ребенка. Прежде всего, это относится к развитию движений руки при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию, втыканию предметов, при работе с мозаикой, рисовании красками. На первом году жизни детей увлекают действия с яркими игрушками разной формы и величины: нанизывание колец, раскладывание предметов и так далее. Задачи сенсорного характера не являются на данном возрастном этапе ведущими [15].

Особого внимания требует вопрос о  повторности занятий: период раннего  детства характеризуется необычайно быстрыми темпами развития, и к  каждому возрастному микропериоду необходимо подходить дифференцированно. Занятие на повторение не должно быть полностью идентичным основному занятию. Простая повторность одних и тех же заданий может привести к механическому, ситуативному запоминанию, а не к поступательному развитию умственной активности на занятиях.

Первоначально малышам дают задания  на группировку предметов. Этому  посвящается ряд занятий на различном  материале с постепенным нарастанием  этого разнообразия. Дети группируют предметы по величине, потом по форме  и, наконец, по цвету. Но повторность и постепенность предусматривают и более тонкое усложнение. На одном занятии дети группируют предметы круглой и квадратной формы; на следующем они оперируют с предметами круглой и овальной формы, но при этом сохраняются цвет, величина, фактура предметов, то есть заданное сенсорное свойство выступает на данном занятии единственно новым.

После общего показа и объяснения воспитатель предлагает выполнить  под его непосредственным руководством фрагмент из всего задания отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь. В третьей части занятия при самостоятельном выполнении задания каждым ребенком педагог дает единичные указания, оказывает периодическую помощь и в отдельных случаях проводит систематическое индивидуальное обучение. Изменение методов обучения от занятия к занятию происходит в плане использования более или менее развернутой инструкции. На начальных этапах обучения подробно развернутая инструкция используется воспитателем довольно часто [20].

Особый такт должен проявляться  при планировании индивидуальной работы с детьми. Важно помнить, чтобы  эта работа не превратилась в дополнительные занятия. Педагог должен лишь заинтересовать и вызвать у малыша желание  поиграть с дидактическим материалом. Нельзя ради дополнительных занятий отрывать ребенка от интересных для него дел. Так, например, если ребенок отказывается идти на занятие, то не стоит заставлять его заниматься ни с первой, ни со второй подгруппой. После окончания занятий со всеми детьми взрослый предлагает малышу сесть за стол вместе с машинкой, с которой он увлеченно играл, показать машинку, а затем погрузить в нее палочки одного цвета. Ребенок охотно выбирает предметы заданного цвета и складывает их в кузов машины (задание на группировку предметов по цвету).

Особого внимания требует анализ проведенных  занятий. Критерием может служить  оценка уровня самостоятельности их выполнения. Некоторые дети выполняют  задания быстро, без ошибок. Основная часть детей выполняет индивидуальные задания с периодической помощью педагога. Они могут допускать ошибки, исправлять их либо самостоятельно, либо при вопросе воспитателя «Что у тебя неправильно?», либо при непосредственном участии взрослого, когда тот отбирает неправильно размещенные предметы и предлагает ребенку снова посмотреть, куда их надо положить. При этом дети проявляют большую активность, производя многократные сравнения, сопоставления, что позволяет качественно усвоить задания. Некоторым детям требуется постоянная помощь в виде поэлементного диктанта. Для малышей, находящихся на таком уровне выполнения задания, материал занятий оказывается завышенным. Надо знать причину их отставания (дети могли болеть или просто мало посещать детское учреждение). Воспитателю важно проследить успехи детей от занятия к занятию [26].

Методика работы с детьми раннего возраста – это поэтапный процесс, который включает в себя тематическое планирование, систематичность и повторяемость пройденного материала. И оборвать этот процесс – значит оборвать сенсорное развитие и воспитание ребенка. Основным методом сенсорного воспитания детей является обследование. Способы обследования, применяемые в сенсорном воспитании, разнообразны и зависят, во-первых, от обследуемых свойств, а во-вторых, от целей обследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 4. ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО  ВОЗРАСТА

 

4.1 Игры-занятия по  сенсорному воспитанию детей  первого года жизни

 

Игры-занятия с дидактическими игрушками для детей от первых дней жизни до 3-4 мес. Наблюдение за большой яркой игрушкой.

Цель занятия: вызвать у ребенка  фиксацию игрушки взглядом.

Над малышом, лежащим в кроватке, укрепляют на фоне светлого потолка  большую яркую игрушку, которую  он может рассматривать, останавливая на ней свой взгляд. Взрослый ласково говорит с ребенком об этой игрушке («Ах, какие шарики!»). Ребенок замирает, сосредоточивается на предмете. У более старших детей эта реакция может переходить в «комплекс оживления». Слежение за движущейся игрушкой.

Цель занятия: побудить ребенка  следить глазами за перемещением игрушки.

Для этого занятия нужны игрушки, сомасштабные по величине размерам человеческого  лица, а также помельче (но не совсем мелкие). Взрослый должен сначала эмоционально подготовить малыша, ласково поговорив  с ним, ласково похлопав легонько по ручке, спинке. Вызвав у ребенка хорошее настроение, ему показывают игрушку. Заметив, что малыш смотрит на предмет, который следует держать над ним на расстоянии 50-60 см (иногда можно поднимать и выше), взрослый начинает медленно перемещать его, побуждая ребенка следить за игрушкой глазами до ее исчезновения из поля зрения. Упражнение следует повторить несколько раз. На первых занятиях ребенок находится в горизонтальном положении (лежа на спине), на последующих – в вертикальном (на руках у воспитателя).

Поиск звучащей игрушки.

Цель занятия: научить ребенка  прислушиваться к различным звукам, отыскивать источник звука.

Ребенку показывают звучащую игрушку, затем прячут, продолжая вызывать ее звучание. Взрослый оживленно спрашивает: «Где погремушка? (Куда улетела птичка? и т.п.)». Хотя ребенок и не понимает слов взрослого, но в этой игровой ситуации начинает прислушиваться к звучанию исчезнувшей погремушки, ищет ее глазами. При правильной ориентировке или для активизации поиска взрослый показывает игрушку малышу, а затем снова прячет ее, но уже с другой стороны.

«Подержи игрушку!» 

Цель игры: вызывать у ребенка  ощущение различных свойств поверхности  игрушек. Взрослый вкладывает ребенку  в руки небольшие объемные предметы продолговатой формы, выполненные  из яркой ткани разной фактуры: атласной, махровой, шерстяной и пр. Помимо тканевых, можно использовать пластмассовые, деревянные округлые предметы. Вложив игрушку в руки ребенка, взрослый говорит с ним, эмоционально активизирует, его, отбирает вкладыши и дает их вновь. Нужно следить, чтобы тканевые вкладыши были чистыми. Их нельзя давать ребенку вновь после падения на пол или на землю – сначала нужно постирать.

Игры-занятия с дидактическими игрушками для детей в возрасте от 3-4 мес. до 6-7 мес.

Рассматривание красочных игрушек.

Цель занятия: способствовать формированию у ребенка ориентировочных реакций  на игрушки, различающиеся своим  внешним видом.

Взрослый показывает ребенку различные  игрушки: на первом занятии одну, на повторных две, затем не более  трех сразу. Игрушки могут быть резиновыми, пластмассовыми, латексными, тканевыми или деревянными типа погремушек, колец, с шаром, разнообразных крупных подвесок, фигурок различных животных и др. Демонстрируя предмет, воспитатель выполняет с ним те же действия, что на описанных выше занятиях: добивается, чтобы ребенок увидел игрушку; поводит ею над малышом или около него; касается ею ребенка, заигрывая с ним; прячет предмет и побуждает младенца, ориентируясь на его звучание, отыскивать спрятанное. В конце занятия можно вложить ту или иную игрушку в руки ребенка.

Возьми игрушку.

Цель игры-занятия: побуждать ребенка  брать игрушку и удерживать ее. Сначала взрослый дает ребенку игрушки  из рук в руки и помогает удерживать. Если это не вызывает у малыша затруднений, можно усложнить игру: подвешивать игрушки над грудью ребенка на специально устроенном кронштейне. Игрушки должны быть удобными для захвата, удерживания и манипулирования ими (кольца, вкладыши цилиндрической формы, шарики с выпуклостями, с дырочками и т. п.).

Возьми игрушку с другой стороны.

Цель занятия: побуждать ребенка  брать игрушку из разных положений.

На этом занятии воспитатель  использует два взаимодополняющих  приема: неоднократно дает ребенку  игрушку, протягивая ее то прямо, то сверху, то сбоку, то снизу; дает малышу возможность взять предмет из разных положений: лежа на спине, лежа на животе, сидя на руках у другого взрослого, сидя на руках у педагога. При этом взрослый эмоционально общается с ребенком, сопровождая свои действия речью.

Возьми две игрушки.

Цель занятия: побуждать ребенка брать в каждую руку по игрушке, одновременно удерживая их.

Данное занятие, как и все  предыдущие, требует неоднократного повторения. На первых занятиях взрослый вкладывает ребенку в каждую руку по игрушке. Они должны быть удобными для удерживания. Лучше всего использовать нетолстые кольца, тканевые вкладыши, погремушки с ручкой, выполненной из плотного, негибкого материала. Следует заметить, что погремушки на гибкой петле вообще неудобны ребенку и применять их нецелесообразно. Игрушки, которые малыш зажал в обоих кулачках, взрослый может шутливо отнимать у него и давать вновь. Этим приемом обеспечивается отработка навыков захватывания и удерживания предметов. Игру можно усложнить, подвесив игрушки на кронштейне. Если две игрушки закрепить на тесьме так, что при взятии одной из них другая будет ускользать, го малыш сначала под воздействием взрослого, а потом и самостоятельно будет пытаться взять оба предмета одновременно в обе руки. Вначале можно подвешивать два кольца, различающихся по цвету, или два шарика, удобных для захвата, в дальнейшем это могут быть и две разные игрушки: шарик и кольцо, фигурка и кольцо (шарик) и т. п.

Дотянись до игрушки, возьми ее.

Цель занятия: привлекать внимание ребенка к игрушке, вызывать у  него стремление дотянуться до нее  и взять из положения «лежа  на животе».

Для этого занятия нужны игрушки, особенно привлекательные своим  внешним видом, хорошо заметные на фоне той поверхности, на которой лежит ребенок, удобные для захвата рукой. Например, мягкие латексные шарики, обшитые махровой яркой тканью; крупные погремушки; надувные игрушки; блестящие цилиндры, различные толстые кольца. Взрослый активно побуждает ребенка достать игрушку. Если малыш тянется с видимым усилием, ему можно помочь, пододвинув предмет или даже дав его в руки. На повторном занятии следует добиваться, чтобы у ребенка возникало стремление к игрушке и его попытки достать ее были все более самостоятельными и успешными.

Возьми игрушку.

Цель занятия: побуждать ребенка  самостоятельно подползти к игрушке  и, взяв ее в руки, действовать с  нею.

Занятие проводится по тому же принципу, что и предыдущее, но взрослый не приближает к ребенку предмет, а время от времени легонько отодвигает его, стимулируя таким образом активное передвижение малыша по направлению к игрушке. Взяв игрушку, малыш нередко отталкивает ее и вновь ползет к ней. Взрослый, используя положительный эмоциональный настрой ребенка, не только добивается двигательной активности (ползания), но и побуждает малыша действовать активно с игрушкой, перемещать ее, ориентироваться на ее местонахождение.

Игры-занятия для детей в возрасте от 6-7 до 9-10 мес.

Делай, как я.

Цель игры: научить ребенка сначала на основе подражания действиям взрослого, а затем по его словесной просьбе самостоятельно производить действия с игрушками.

Воспитатель убирает все игрушки, кроме двух одинаковых по назначению (погремушек, мячей и др.). Одну из них он дает ребенку, а другую оставляет в своей руке. Затем воспитатель демонстрирует малышу различные действия с предметом: трясет погремушку, катает мяч, сжимает в руке птичку-пищалку и т. п., ласково, но настойчиво побуждая ребенка следовать его примеру. Более сложный вариант этого занятия: взрослый показывает действия с игрушкой, затем передает ее ребенку для воспроизведения образца: «Я покатала шарик, а теперь ты покатай... Я позвенела колокольчиком, теперь Саша позвенит». В дальнейшем это же занятие проводится с ребенком таким образом: воспитатель словом побуждает ребенка к определенному действию с игрушкой: «Саша, потряси погремушку! Брось мячик!» и т. п.

Что мы спрятали в коробку?

Информация о работе Содержание и методика сенсорного обучения дошкольников