Содержание и методика сенсорного обучения дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 21:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: изучение содержания и методики сенсорного обучения с детьми раннего возраста.
Задачи курсовой работы:
1. Выявить особенности систем сенсорного воспитания;
2. Определить особенности сенсорного воспитания детей раннего возраста;
3. Охарактеризовать игры-занятия по сенсорному воспитанию детей 1 – 3 года жизни;
Структура и содержание курсовой работы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ……….7
1.1 Особенности систем сенсорного воспитания в зарубежной педагогике (М. Монтесори, Ф. Фребель)……………………………………………………......7
1.2 Сенсорное воспитание в отечественной дидактической системе детского сада(И.Тихеева, М. Маенасина)…………………………………………………...10
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ..14
2.1 Определение сенсорных процессов…………………………………………...14
2.2 Возникновение и развитие сенсорных процессов у детей раннего возраста……………………………………………………………………………...17
ГЛАВА 3. СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА…...20
3.1 Задачи сенсорного воспитания детей раннего возраста……………………..20
3.2 Содержание сенсорного воспитания детей раннего возраста……………….22
3.3 Методика сенсорного воспитания детей раннего возраста………………….27
ГЛАВА 4. ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА…………………………………………………...36
4.1 Игры-занятия по сенсорному воспитанию детей первого года жизни……..36
4.2 Игры-занятия по сенсорному воспитанию для детей второго года жизни…42
4.3 Игры-занятия по сенсорному воспитанию для детей третьего года жизни..43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………50

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по педагогике.doc

— 226.50 Кб (Скачать файл)

На этапе раннего детства  усвоение знаний, равно как и формирование умений, должно происходить систематически. Необходимо обращать внимание на повторяемость игр-занятий. Период раннего детства характеризуется необычайно быстрыми темпами развития, и к каждому возрастному микропериоду необходимо подходить дифференцированно.

Необходимо помнить о том, что  чем раньше начать с ребенком заниматься по воспитанию сенсорной культуры, тем более быстрыми темпами он будет развиваться после, тем лучше он будет учиться в школе.

Дошкольный возраст – период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время интенсивно развиваются познавательные силы и способности ребенка. Ребенок познает предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные наблюдению. Кроме того, он получает от взрослого сведения словесным путём: ему рассказывают, объясняют, читают. Оба эти пути познания тесно связаны между собой.

Хорошо известно, что знания, получаемые словесным путем и не подкрепленные чувственным опытом, неясны, неотчетливы и непрочны.

В настоящее время к услугам человека множество средств, которые позволяют ему, знакомится с явлениями не в их натуральном виде, а через фотографии, схемы, чертежи, рисунки, модели, с помощью литературы и кино. При этом действительность предстает пред нами в препарированном, расчлененном или, наоборот, в обобщенном виде.

Жизнь современного человека, его деятельность в области науки, искусства, техники, производства, сельского хозяйства требует хорошо развитой способности восприятия, во многих случаях быстрой реакции на впечатления, ответа действием на полученную информацию.

Хорошо развитая способность восприятия необходима современному человеку, и  ее нужно развивать, начиная с самого рождения.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Вартан, В.П. Сенсорное развитие дошкольников / В.П. Вартан. – Мн.:БрГУ, 2007. – 195 с.
  2. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет / Л.А. Венгер. – М.: Просвещение, 1988. – 144 с.
  3. Венгер, Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1978. – 96 с.
  4. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Кн.для твоспитателя дет.сада / Л.А. Венгер, Э.Г.Пилюгина. – М.: Просвещение, 1978. – С. 4–6.
  5. Гербова В.В. Воспитание детей во второй младщей группе детского сада / В.В. Гербова, Р.А. Иванкова, Р.Г. Казакова – М.: « Просвещение», 1981. – С. 11–23.
  6. Доронова, Т.Н. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования / Под ред. Т.Н. Дороновой., Т.И. Ерофеева. М.: Обруч, 2010. – 304с.
  7. Ерофеевой, Т.И. Современные образовательные программы для дошкольников. Учебное пособие для студентов пед. вузов и колледжей / Под ред. Т.И. Ерофеевой. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – С. 236–237.
  8. Запорожец, А.В. Восприятие и действие / А.В. Запорожец, Л.А. Венгер. – М.: Прогресс, 1966. – 394 с.
  9. Запорожец, А.В. Основы дошкольной педагогики. А.В. Запорожец, Т.А. Маркова. – М.: Просвещение, 1980. – 48 с.
  10. Запорожец, А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности // Хрестоматия по возрастной психологии: учебн. пос. для студ. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Международная педагогическая академия, 1994.
  11. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
  12. Кирпичникова, Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику / Н. Кирпичникова // Дошкольное воспитание. – 2005. – №2. – С. 76–78.
  13. Костюк, И. Гармоническая атмосфера Монтессори / И. Костюк // Дошкольное воспитание. – 2000. – №11. – С. 47–48.
  14. Курашова, Р.А. Соенсорное развитие дошкольников / Р.А. Курашова. – Мн.: Новое знание, 2006. – 345 с.
  15. Логинова, В.И. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. ин-ов по спец. дошкольная педагогика и психология. / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой, – М.: Просвещение, 1983. – С. 127.
  16. Любина, Г. Вербальные и невербальные средства коммуникации в Монтессори-группе / Г. Любина // Дошкольное воспитание. – 1998.- 7. –С. 7–12.
  17. Лямина, Г.М. Воспитание детей раннего возраста / Под ред. Г.М Ляминой. – М.: Педагогика, 1976. – 239 с.
  18. Морозова, О.Е. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание / О.Е. Морозова, И. Тихеева // Дошкольное воспитание. – 1993. – №5. – С. 54–55
  19. Муханова К., Сенсорное развитие дошкольников / К. Муханова, А. Колядина // Дошкольное воспитание. – 1994. – №4. – С. 3–9.
  20. Пилюгина, Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада / Э.Г. Пилюгина. – М., 1983.
  21. Плеханов, А. Педагогическая теория и практика Марии Монтессори / А. Плеханов // Дошкольное воспитание. – 1989. – №10. – С. 66–70
  22. Плеханов, А. Сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста / А. Плеханов, О.М. Морозова, М. Манасеина // Дошкольное воспитание. – 1995. – №7. – С. 31–35
  23. Плеханов, А. Создатель детского сада и основоположник дошкольной педагогики / А. Плеханов, О.М. Морозова // Дошкольное воспитание. – 1995. – №7. – С. 64–67
  24. Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Тербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
  25. Сенсорное воспитание в детском саду. / Под ред. Н.Н. Поддьякова и В.Н.Аванесовой. – М.: Новое время, 1981. – 414 с.
  26. Сенсорное воспитание дошкольников. / Под ред. А.В.Запорожца, А.П.Усовой. – М.: Просвящение, 1963.
  27. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996. – С. 76–77
  28. Сорокина, М.Г. Система М. Монтессори. Теория и практика. Учеб.пособие для студ.высш.пед.учебн.заведений / М.Г. Сорокина. – М.: Издательский центр «Академия», – 2003. – С. 32
  29. Фребель, Ф. Будем жить ради своих детей / Ф. Фребель. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2001 – С. 140.
  30. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 519 с.



Информация о работе Содержание и методика сенсорного обучения дошкольников