Содержание и методика сенсорного обучения дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 21:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: изучение содержания и методики сенсорного обучения с детьми раннего возраста.
Задачи курсовой работы:
1. Выявить особенности систем сенсорного воспитания;
2. Определить особенности сенсорного воспитания детей раннего возраста;
3. Охарактеризовать игры-занятия по сенсорному воспитанию детей 1 – 3 года жизни;
Структура и содержание курсовой работы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ……….7
1.1 Особенности систем сенсорного воспитания в зарубежной педагогике (М. Монтесори, Ф. Фребель)……………………………………………………......7
1.2 Сенсорное воспитание в отечественной дидактической системе детского сада(И.Тихеева, М. Маенасина)…………………………………………………...10
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ..14
2.1 Определение сенсорных процессов…………………………………………...14
2.2 Возникновение и развитие сенсорных процессов у детей раннего возраста……………………………………………………………………………...17
ГЛАВА 3. СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА…...20
3.1 Задачи сенсорного воспитания детей раннего возраста……………………..20
3.2 Содержание сенсорного воспитания детей раннего возраста……………….22
3.3 Методика сенсорного воспитания детей раннего возраста………………….27
ГЛАВА 4. ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА…………………………………………………...36
4.1 Игры-занятия по сенсорному воспитанию детей первого года жизни……..36
4.2 Игры-занятия по сенсорному воспитанию для детей второго года жизни…42
4.3 Игры-занятия по сенсорному воспитанию для детей третьего года жизни..43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………50

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по педагогике.doc

— 226.50 Кб (Скачать файл)

Цель занятия: научить ребенка  класть и вынимать из коробки игрушки, открывать ее.

Для занятия нужно подготовить  несколько красивых, хорошо отрывающихся и закрывающихся коробок двух размеров: одни – побольше, другие – поменьше. Они могут быть изготовлены из любого материала, исключая металл. Сначала воспитатель показывает ребенку коробку без крышки, дает подержать ее. Затем, оживленно общаясь с малышом, кладет в коробку игрушку и предлагает ребенку достать ее. Далее ребенок сам опускает одну или несколько игрушек в коробку. На последующих занятиях игрушки, помещенные в большую коробку, воспитатель прячет от ребенка, закрывая ее крышкой. «Крышку закрыли – шарик спрятался». «Крышку открыли - шарик нашелся». На последующих занятиях воспитатель побуждает малыша самостоятельно класть игрушки, шарики в большую и в маленькую коробки, закрывать и открывать коробки.

Игры и занятия с дидактическими игрушками для детей в возрасте от 9-10 мес. до 1 г.

Открой сам.

Цель занятия: научить детей  открывать различные разъемные  игрушки. Для этих занятий целесообразны  расписные деревянные бочоночки («бочата»), полые разъемные шары, яйца, матрешки.

Взрослый показывает ребенку способы  действия с игрушками, а затем  предоставляет ему возможность  действовать самостоятельно. Занятия  необходимо проводить в непринужденной игровой форме. Очень важно, чтобы  воспитатель использовал похвалу, поощрение. Прокатывание колесных игрушек. Цель игр: научить ребенка действовать с игрушкой в соответствии с ее свойствами. Для этих игр используются автомобильчики, тележки. Взрослый может не только показать ребенку, как прокатывать игрушку, но и предложить поместить в кузов грузовичка или тележки кубики, посадить птичку, медвежонка или др. В такой игре ребенок будет не только отображать свойства игрушки, но и знакомиться с ее назначением. Одна игрушка становится для него практическим средством результативных действий с другой игрушкой. Следует подчеркнуть, что данные игры требуют от взрослого постоянного участия в них.

Игра с пирамидкой.

Цель игры-занятия: научить ребенка  результативным действиям.

Ребенку показывают пирамидку в  собранном виде. Затем на его глазах снимают и вновь надевают все кольца. Воспитатель сопровождает свои действия словами: «Была пирамидка, кольца сняли — нет пирамидки. Сейчас опять соберем пирамидку — будем кольца на стержень надевать!» Далее он снова разбирает и собирает пирамидку. Наконец предлагает ребенку самому проделать все необходимые действия [12, 23].

 

4.2 Игры-занятия по  сенсорному воспитанию для детей  второго года жизни

 

Начиная со второй группы раннего  возраста, дети начинают осваивать  действия с разнообразными игрушками: разборными (пирамиды, матрёшки и другие), строительным материалом и сюжетными игрушками. Эти действия ребёнок воспроизводит после показа взрослого, и путём отсроченного подражания. Постепенно из отдельных действий складываются «цепочки», и малыш учится доводить предметные действия до результата, например, заполняет колечками всю пирамиду, подбирая их по цвету и размеру. На втором году жизни дети усваивают названия предметов, действий. Благодаря тому, что ребёнок начинает хорошо ходить, он сам может исследовать предметы, которые окружают его [24].

Нанизывание на стержень больших и  маленьких колец.

Цель: учить детей обращать внимание на величину предметов, учитывать её при выполнении действий с игрушками, формировать умение правильно ориентироваться на слова «большой», «маленький».

Дидактический материал: детские игрушки – пирамидки, состоящие из колец большого и маленького размера.

Взрослый показывает пирамидку, затем  начинает разбирать её, снимая маленькие кольца и объясняя: «Вот маленькое колечко и ещё маленькое колечко». Снятые кольца размещает справа от стержня. Затем привлекает внимание детей к большим кольцам, поясняет, что они не такие, как первые, они другие, вот какие: большое кольцо, ещё большое кольцо, ещё и ещё (размещает их справа от маленьких колец). Потом взрослый собирает пирамидку. Нанизав одно большое кольцо, предлагает ребёнку сделать то же самое. Сверху нанизывают маленькие кольца.

Группирование предметов по форме.

Возраст: от 1 года 4 месяцев и старше.

Цель: закреплять умение группировать однородные объекты, ориентируясь на слова  «такой», «не такой», продолжать учить  простейшим действиям с предметами.

Дидактический материал: пирамидки  разной формы.

Взрослый показывает пирамидку с кольцами, объясняет, что в ней все кольца вот такие – круглые. Разобрав пирамидку, раскладывает кольца в ряд справа от стержня. Затем предлагает ребёнку собрать круглую пирамидку. Аналогичные действия совершаются с пирамидкой квадратной формы.

Раскладывание однородных предметов, резко отличающихся по форме, на две группы.

Возраст: от 1 года 5 месяцев и старше.

Цель: учить фиксировать внимание на форме предметов, формировать  простейшие приёмы установления тождества  и различия однородных объектов.

Дидактический материал: круги и квадраты, прямоугольники и треугольники, одинаковые по цвету и фактуре.

Взрослый показывает кружок, сопровождая  его словами: «Вот какая игрушка». Затем показывает квадрат и поясняет, что есть ещё и такая игрушка. Обращает внимание ребёнка на то, что эти предметы разные. Затем раскладывает круги и квадраты в разные стороны на две группы. Сначала он выполняет действия сам, затем – с ребенком. Аналогичные действия проводятся с остальными парами предметов [4, 27].

 

4.3 Игры-занятия по сенсорному воспитанию для детей третьего года жизни

 

Красные штанги.

Материал: 10 красных деревянных штанг. Самая короткая штанга имеет длину 10 см. Каждая следующая штанга длиннее  предыдущей на 10 см. Самая длинная  штанга длиной 1 метр. Все штанги по 2,5 см шириной и высотой.

Прямая цель: Формирование понятий  «длинный – короткий».

Косвенная цель: развитие моторики, координации  движений, формирование порядковых структур, подготовка к работе с числовыми  штангами.

Как работать с материалом. Штанги лежат в беспорядке на ковре. Ковер должен достаточно отличаться по цвету от материала. Учитель берет самую длинную штангу, охватывает ее руками за концы и кладет у верхнего края ковра. Он проводит правой рукой по всей длине штанги. Затем от берет более короткую штангу и кладет ее перед первой. При этом обращает внимание на то, чтобы левые концы штанг лежали на одной прямой. Когда все штанги упорядочены, учитель проводит рукой по ступенькам получившейся лестницы. Так ребенок интуитивно постигает различие длин. Перед тем, как ребенок повторит упражнение, штанги нужно снова разложить поодиночке в беспорядке на ковре.

Контроль за ошибками: равномерность  ряда нарушена (визуальный контроль). Правильность промежутков между длинами ступеней «лестницы» проверяется самой короткой штангой (механический контроль).

Дальнейшие упражнения:

– упорядочивание штанг в виде ступенчатой фигуры;

– данное приращение длин штанг нужно измерить самой короткой штангой;

– упорядочивание штанг в обратной последовательности;

– штанги кладут друг за другом так, чтобы конец следующей более короткой штанги находился на середине предыдущей, попеременно то слева, то справа от нее; - штанги кладут друг на друга, чтобы получилась стена;

– штанги упорядочивают, складывая друг на друга «крестом». Стараясь сбалансировать штанги, ребенок обращает внимание на их центр;

– штанги упорядочивают с закрытыми глазами;

– заданный порядок 10-1 меняют, учитывая гармонию: 10-5-9-4-8-3-7-2-6-1 или 10-1-9-2-8-3-7-4-6-5. Через такую закономерность можно найти множество различных вариантов работы с материалом:

– из ряда, упорядоченного 10-1, вынимают одну штангу, а остальные сдвигают, закрывая промежуток. Ребенок должен указать место нарушения гармонии. Это упражнение проводится как игра партнеров; - если устный урок уже проведен, ребенок может объяснить соотношения между штангами

– упорядочить штанги, приставляя каждую следующую к правому углу предыдущей;

– упорядочивание штанг при измененной мере, то есть с измененным «шагом» лестницы при порядковой мере 2. Например: 2-4-6-8-10;

– ребенку показывают штангу. Он оценивает ее длину, касаясь штанги рукой через промежутки, тренируется глазомер;

– складывая друг с другом соответствующие штанги, получить соответствующие штанги одинаковой длины;

– построить равносторонний пятиугольник, используя все штанги;

– измерить штангами длину. Этим подготавливается дальнейшая работа

со стандартными единицами измерения.

Применение:

– перенос понятия «длинный – короткий» на другие предметы.

 

Клавишная доска.

Материал: Доска (24 см × 12 см), которая разделена на 2 квадрата. Один квадрат гладко отлакирован, другой обтянут шершавой бумагой. Доска (24 см × 12 см), которая разделена на 9 равных полос. Они попеременно отлакированы или обтянуты шершавой бумагой.

Прямая цель: развитие осязания. Узнать различные качества поверхностей.

Косвенная цель: развитие тонкой моторики, подготовка к письму.

Как работать с материалом. Учитель  берет первую доску. Он показывает, как пальцами одной руки с расслабленным  запястьем медленно и легко сверху вниз проводят сначала по одной, потом по другой поверхности. Делает это несколько раз. Ребенок повторяет упражнение. Затем учитель берет вторую доску, снова легко касается поверхности, но теперь уже только указательным и средним пальцами, так как промежуток очень узок. Начинает с одного края доски и переходит затем от одного к другому промежутку. Чувствительность концов пальцев можно повысить с помощью мытья рук в теплой воде. Касание должной быть легким, словно пальцы парят над поверхностью.

Контроль над ошибками: различные качества шершавой и гладкой поверхностей.

Дальнейшие упражнения. Прикоснуться сначала ко всем шершавым, затем  во всем гладким поверхностям.

Устный урок. Шершавый – гладкий. Учитель закрывает глаза, касается пальцами шершавой поверхности и говорит: «Шершавая». Лучшая концентрация при касании. Затем он касается гладкой поверхности и говорит: «Гладкая». Он делает это несколько раз и побуждает повторить ребенка (1-я ступень). «Покажи мне шершавую, покажи мне гладкую!» (2-я ступень). Учитель спрашивает ребенка: «Какая на ощупь эта поверхность?» Ребенок отвечает: «Шершавая». «Какая на ощупь другая поверхность?» – «Гладкая»(3-я ступень).

Применение. Учитель предлагает ребенку: «Найти в комнате что-нибудь шершавое!»; «Найди что-нибудь гладкое!»

 

Ящик с кусочками ткани.

Материал: в ящике находится  некоторое количество кусочков тканей, одинаковых попарно. Они отличаются по качеству ткани, по цвету или по рисунку. Повязка на глаза.

Прямая цель: развитие осязания.

Косвенная цель: развитие тонкой моторики.

Как работать с материалом. Учитель берет кусочки тканей из ящика и кладет их на стол, попарно упорядочивая. Он кладет перед ребенком две пары сильно отличных друг от друга тканей, берет поочередно кусочки в руку и ощупывает их большим и указательным пальцами. Предлагает ребенку поступить так же. Теперь он перемешивает кусочки, дает один из них в руки ребенку, ребенок должен его ощупать и выбрать такой же среди остальных кусочков. Постепенно одна за другой выводятся другие пары. Ткани также можно отличить визуально. ребенок должен быстро выполнить упражнение с

закрытыми глазами. Это приводит к  лучшей концентрации на осязании.

Контроль над ошибками: через  повторное сравнение кусочков тканей с помощью осязания и визуально.

Дальнейшие упражнения: – ребенку предлагают сложить вместе пары тканей, похожих на ощупь;

– ребенок упорядочивает ткани по типу их тканья.

Устный урок: гладкая ткань  – шершавая ткань, жесткая ткань – мягкая ткань, толстая ткань – тонкая ткань, грубой тканье – нежное тканье, рыхлое тканье – прочное тканье. Эти понятия сообщают на трехступенчатом уроке. Различение материалов, таких, как шелк, шерсть, хлопок и искусственное

волокно.

Применение:

– ребенок исследует свойства тканей, из которых сшита его одежда (гладкая - шершавая, толстая - тонкая и т. д.);

– ребенок проверяет, из какого материала сшита его одежда;

– ребенок пытается определить свойства других текстильных вещей в комнате [3, 5].

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Сенсорное воспитание – воспитание, направленное на развитие восприятия детей о внешних свойствах  предметов, – должно строиться с учетом изученных психологией закономерностей этого развития.

В своей многовековой практике человечество создало определенную эталонную систему величин, форм, цветовых тонов. Овладевая этой системой, ребёнок как бы получает набор мерок, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринимаемое свойство предмета и дать ему надлежащее определение.

В раннем возрасте еще нет возможности и необходимости знакомить детей с сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако занятия с детьми должны строится так, чтобы они могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усваивать общепринятые сходства и различия свойств предметов.

Информация о работе Содержание и методика сенсорного обучения дошкольников