Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Здоровье»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 15:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – поиск эффективных педагогических условий организации опыта на освоение образовательной области «Здоровья» детьми 5 года жизни. Задачи исследования:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
Рассмотреть уровень освоения образовательной области «Здоровья» детьми 5 года жизни.
Проанализировать программы и пособия о содержании знаний о здоровом образе жизни.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Теоретические основы здоровья и здорового образа жизни. 8
1.1 Понятия и значение здоровья и здорового образа жизни 8
1.2 Современные подходы формирования здоровья и здорового образа жизни 14
1.3 Содержание знаний о здоровом образе жизни 18
1.4 Условия формирования представлений о здоровом образе жизни 31
1.5 Опыт работы дошкольных образовательных учреждений 36
Заключение 41
Используемая литература 43

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (7).docx

— 71.89 Кб (Скачать файл)

Формирование представлений дошкольников о ЗОЖ тесно связано с охраной их жизни и здоровья. Правила по охране жизни и здоровья ребенка изложены в специальных инструкциях и методических письмах для дошкольных работников. В детском саду постоянно осуществляется медицинский контроль над состоянием здоровья детей, проводятся профилактические мероприятия для его укрепления.

Эффективное формирование представлений детей среднего дошкольного возраста о ЗОЖ может осуществляться только при точном соблюдении режимных моментов детского сад.

Область «Здоровье», в строгом смысле слова, не является образовательной, т.к. наряду с задачами психолого-педагогической работы по формированию культурно-гигиенических навыков и начальных представлений о ЗОЖ, данная образовательная область предусматривает решение оздоровительных и профилактических задач, направленных на укрепление здоровья детей.

Содержание  образовательной области «Физическая  культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической   культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:

-развитие  физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

-накопление  и обогащение двигательного опыта  детей (овладение основными движениями).

Таким образом, в формировании знаний о ЗОЖ у дошкольника воспитатель может использовать различные группы форм и методов. Используя их в построении воспитательного процесса, варьируя ими, однако наибольшей эффективности в воспитании можно ожидать лишь тогда, когда педагог будет сам являться примером для подражания, и когда работа будет проводиться в системе.

1.3 Анализ содержания образовательной области «Здоровье»

На основе новых Федеральных государственных  требованиях,  общей целью при разработке содержания к формированию представлений о ЗОЖ у детей дошкольного возраста является следующее: сформировать у дошкольников представление о здоровом образе жизни, привить навыки осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.

Для достижения такой цели необходимо решить следующие задачи:

  1. сформировать у детей адекватное представление об окружающих людях (о строении собственного тела);
  2. помочь ребенку создать целостное представление о своем теле,
  3. научить  «слушать» и «слышать» свой организм;
  4. осознать самоценность своей и ценность жизни другого человека;
  5. формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни;
  6. привить навыки профилактики и гигиены, первой медицинской помощи, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников;
  7. развивать охранительное самосознание, воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли;
  8. ознакомить с правилами поведения на улице, в быту;
  9. научить ребенка обращаться с опасными для здоровья веществами;
  10. ознакомить детей с травмирующими ситуациями, дать представления о правилах ухода за больным (заботиться, не шуметь, выполнять просьбы и поручения).
  11. формировать правильное поведение ребенка в процессе выполнения всех видов деятельности.

Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить здание потребности в ЗОЖ. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.

Дети младшего дошкольного возраста понимают, что такое болезнь, но дать самую элементарную характеристику здоровью еще не могут. Вследствие этого никакого отношения к нему у маленьких детей практически не складывается.

В среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как «не болезни». Они рассказывают о том, как болели, у них проявляется негативное отношение к болезни на основании своего опыта. Но что, значит, быть здоровым и чувствовать себя здоровым, они объяснить еще не могут. Отсюда и отношение к здоровью, как к чему-то абстрактному. В их понимании быть здоровым — значит не болеть. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, многие дети отвечают, нужно не простужаться, не есть на улице мороженого, не мочить ноги и т.д. Из этих ответов следует, что в среднем дошкольном возрасте дети начинают осознавать угрозы здоровью со стороны внешней среды (холодно, дождь, сквозняк), а также своих собственных действиях (есть мороженое, мочить ноги и т.д.).

Но, несмотря на имеющиеся представления о здоровье и способах его сохранения, в целом отношение к нему у детей среднего дошкольного возраста остается достаточно пассивным. Причины такого отношения кроются в недостатке у детей необходимых знаний о нем, а также не осознании опасностей не здорового поведения человека для сохранения здоровья.

Нездоровое поведение в ряде случаев приносит удовольствие (как приятно съесть холодное мороженое, выпить целую бутылку охлажденного лимонада, пробежать по луже, поваляться подольше в постели и т.п.), а долговременные негативные последствия таких поступков кажутся ребенку далекими и маловероятными.

.

Рассмотрим различные программы и пособия и выясним, на что авторы акцентируют свое внимание на содержание знаний о здоровье и ЗОЖ.

Основной  целью программы «От рождения до школы», разработанной на основе федеральных государственных требований,  (Н. Е. Вераксы, Васильева М.А., Гербова В.В. Комарова Т.С.) является охрана жизни и укрепление здоровья детей, всестороннее воспитание и обучение, подготовка к школе.

В соответствии с  программой физическое воспитание в дошкольном учреждении должно осуществляться как на специальных физкультурных  занятиях, так и в повседневной жизни. Во всех возрастных группах большое  внимание уделяется воспитанию у  детей культурно-гигиенических навыков, правильной осанки.

Задачи, содержание работы по приобщению дошкольников к ЗОЖ представлены в ряде программ и методических пособий, которые содержат рекомендации по формированию здоровьесберегающего поведения.

Авторы программы «Радуга» (Доронова Т.Н., Гербова В.В., Гризик Т.И.) акцентирует внимание педагогов на взаимодействие взрослого и ребенка, в основу которого положена забота о физическом, психическом и эмоциональном благополучии ребенка. Они считают, что рекомендациям по организации ЗОЖ детей необходимо следовать неукоснительно. Двигаться ребенок должен на протяжении всего дня (2/3 длительности периода бодрствования). Обязательно целенаправленные ежедневные специально организованные занятия (классические физкультурные или музыкальные ритмические). В прогулки включаются занятия по физическому воспитанию как их составные части. Программа предусматривает активно-двигательный подъем после сна (утреннюю зарядку дома), а также гигиеническую разминку до завтрака как необходимый активизатор организма ребенка. В программе подчеркивается важность знания и умения воспитателя определять особенности физического развития ребенка для формирования у детей культуры движения.

Авторы  программы преследуют цель на протяжении дошкольного детства сформировать такие качества личности как воспитанность, самостоятельность, целеустремленность, умение поставить перед собой  задачу и добиться ее решения и др. [15;32]. 

«Детство» —  разработана авторским коллективом кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. Герцена (Логинова В.И., Бабаева Т.И. и др.). Это программа многогранного развития и воспитания личности ребенка, ее гуманистической направленности в разных видах деятельности.

Содержание программы  условно объединено вокруг четырех  основных блоков: «Познание», «Гуманное  отношение», «Созидание», «Здоровый  образ жизни». Блок «Здоровый образ  жизни» создает условия для полноценного физического и психического здоровья ребенка в детском саду, помогает ему освоить гигиеническую культуру, приобщить к здоровому образу жизни, сформировать привычку к закаливанию  и физической культуре.

Необходимо обратить внимание на выделенные уровневые показатели физического развития детей (высокий, средний, низкий) для каждой возрастной группы, что позволяет педагогу правильно  построить свою работу.

Программа решает следующие  задачи:

  • укрепление здоровья детей;
  • воспитание потребности в здоровом образе жизни;
  • развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;
  • создание условий для реализации потребности в двигательной активности в повседневной жизни;
  • выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы.

Отличительные особенности  раздела: в программу включены сложные  упражнения. В частности, дошкольники  осваивают лазанье по веревочной лестнице, канату, а также группировку, перекаты в положении группировки.

В программе отмечается, что, заботясь о физической нагрузке, взрослый не должен забывать о любознательности и пытливости, формирующемся познавательном интересе в этом возрасте. Поэтому, прежде чем приступить к физическим упражнениям или играм по воспитанию основ ЗОЖ, полезно поставить ребенка  перед необходимостью решения задачи  [15;99].

Косвенное отношение к рассматриваемой  проблеме имеет программа Авдеевой Н., Князевой О. Стеркиной Р. «Основы безопасности детей дошкольного возраста» и учебно-методическое пособие этих же авторов по работе с детьми старшего дошкольного возраста «Безопасность глазами ребенка» В них даются рекомендации по выполнению физиологически целесообразного режима дня по обеспечению достаточной двигательной активности, воспитанию у детей активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, что достигается медико-гигиеническим воспитанием и обучением. Авторы подчеркивают, что знание основ гигиены и элементов медицины способствует повышению эффективности проводимых в дошкольных учреждениях и в семье физкультурно – оздоровительных мероприятий.

В данной программе выделен раздел «Эмоциональное благополучие ребенка». Основным условием работы по этому разделу авторы считают  профилактику возникновения эмоционального дискомфорта у детей в ДОУ, создание благоприятной атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и доброжелательным общением. Кроме того, авторы предлагают методы и приемы обучения детей осознанному восприятию своих чувств и желаний, умению выражать их соответствующим образом, спокойно относиться к желаниям и суждениям других детей, а также способам выхода из конфликтной ситуации. Но в данной программе не рассматривается формирование здоровьесберегающего гигиенического и двигательного поведения как одного из способов приобщения к здоровому образу жизни [15;170].

В программе  Ю. Ф. Змановского «Здоровый дошкольник» из сборника «Оздоровительные технологии XXI века» включены следующие разделы:

• организация рациональной двигательной активности детей;

• реализация системы эффективного закаливания;

• комплекс психогигиенических и психокоррекционных средств и методов;

• обеспечение полноценного питания;

• создание условий для оздоровительных режимов детей. Кроме того, в представленной программе отмечена важность создания условий для возникновения положительных эмоций, даются следующие задачи психогигиены:

– выявление факторов, способствующих возникновению и развитию дистрессовых невротических состояний у детей;

применение  психолого-педагогических приемов, направленных на купирование и предупреждение нежелательных аффективных проявлений, прежде всего у гиперактивных детей;

– обеспечение условий для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке дня детей;

– создание благоприятного психологического микроклимата в ДОУ и по возможности всемье;

– организация специальной игровой комнаты в ДОУ для проведения индивидуально-подгрупповой коррекционой работы [6;10].

Как видно  из вышеописанного, в представленной программе не освещается вопрос развития осознанности и самостоятельности двигательного поведения, работа с детьми по выработке адекватного проявления тех или иных эмоций и чувств не рассматривается. Вся программа основывается на физиологии дошкольника.

Программа В. Г. Алямовской «Как воспитать здорового ребенка» выделяет специальный подраздел, связанный с воспитанием у дошкольников потребности в ЗОЖ, которое осуществляется по следующим направлениям:

• привитие стойких культурно-гигиенических навыков;

• развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;

• обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;

• формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;

• формирование элементарных представлений об окружающей среде;

• формирование привычки ежедневных физических упражнений.

Автор отмечает, что дети учатся приемам расслабления, аутотренингу, самомассажу, разминке в постели, проведению закаливающих и гигиенических процедур, оказанию элементарной медицинской помощи, обращению с инструментами и веществами, получают начальные познания о полезных и вредных растениях, правилах обработки овощей и фруктов, знакомятся с правилами гигиены жилища, ухода за одеждой и постелью.

В данной программе речь идет в основном о  формировании у детей гигиенической  культуры, ставится вопрос о формировании культурно– гигиенических навыков на основе осознания функционирования органов и систем. Вряд ли через аутотренинг, самомассаж, разминку в постели можно вызвать у дошкольников желание выполнять ежедневные физические упражнения [2;5].

В программе  приобщения ребенка к социальному  миру С. Я. Козловой «Я – человек», которую представляет Т. Е. Ерофеева в книге «Современные образовательные программы для дошкольных учреждений» содержатся концептуальные положения, на которых построена программа:

Информация о работе Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Здоровье»