Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 15:26, курсовая работа
Цель исследования – поиск эффективных педагогических условий организации опыта на освоение образовательной области «Здоровья» детьми 5 года жизни. Задачи исследования:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
Рассмотреть уровень освоения образовательной области «Здоровья» детьми 5 года жизни.
Проанализировать программы и пособия о содержании знаний о здоровом образе жизни.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы здоровья и здорового образа жизни. 8
1.1 Понятия и значение здоровья и здорового образа жизни 8
1.2 Современные подходы формирования здоровья и здорового образа жизни 14
1.3 Содержание знаний о здоровом образе жизни 18
1.4 Условия формирования представлений о здоровом образе жизни 31
1.5 Опыт работы дошкольных образовательных учреждений 36
Заключение 41
Используемая литература 43
Формирование представлений дошкольников о ЗОЖ тесно связано с охраной их жизни и здоровья. Правила по охране жизни и здоровья ребенка изложены в специальных инструкциях и методических письмах для дошкольных работников. В детском саду постоянно осуществляется медицинский контроль над состоянием здоровья детей, проводятся профилактические мероприятия для его укрепления.
Эффективное формирование представлений детей среднего дошкольного возраста о ЗОЖ может осуществляться только при точном соблюдении режимных моментов детского сад.
Область «Здоровье», в строгом смысле слова, не является образовательной, т.к. наряду с задачами психолого-педагогической работы по формированию культурно-гигиенических навыков и начальных представлений о ЗОЖ, данная образовательная область предусматривает решение оздоровительных и профилактических задач, направленных на укрепление здоровья детей.
Содержание
образовательной области «
-развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
-накопление
и обогащение двигательного
Таким образом, в формировании знаний о ЗОЖ у дошкольника воспитатель может использовать различные группы форм и методов. Используя их в построении воспитательного процесса, варьируя ими, однако наибольшей эффективности в воспитании можно ожидать лишь тогда, когда педагог будет сам являться примером для подражания, и когда работа будет проводиться в системе.
1.3 Анализ содержания образовательной области «Здоровье»
На основе
новых Федеральных
Для достижения такой цели необходимо решить следующие задачи:
Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить здание потребности в ЗОЖ. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.
Дети младшего дошкольного возраста понимают, что такое болезнь, но дать самую элементарную характеристику здоровью еще не могут. Вследствие этого никакого отношения к нему у маленьких детей практически не складывается.
В среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как «не болезни». Они рассказывают о том, как болели, у них проявляется негативное отношение к болезни на основании своего опыта. Но что, значит, быть здоровым и чувствовать себя здоровым, они объяснить еще не могут. Отсюда и отношение к здоровью, как к чему-то абстрактному. В их понимании быть здоровым — значит не болеть. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, многие дети отвечают, нужно не простужаться, не есть на улице мороженого, не мочить ноги и т.д. Из этих ответов следует, что в среднем дошкольном возрасте дети начинают осознавать угрозы здоровью со стороны внешней среды (холодно, дождь, сквозняк), а также своих собственных действиях (есть мороженое, мочить ноги и т.д.).
Но, несмотря на имеющиеся представления о здоровье и способах его сохранения, в целом отношение к нему у детей среднего дошкольного возраста остается достаточно пассивным. Причины такого отношения кроются в недостатке у детей необходимых знаний о нем, а также не осознании опасностей не здорового поведения человека для сохранения здоровья.
Нездоровое поведение в ряде случаев приносит удовольствие (как приятно съесть холодное мороженое, выпить целую бутылку охлажденного лимонада, пробежать по луже, поваляться подольше в постели и т.п.), а долговременные негативные последствия таких поступков кажутся ребенку далекими и маловероятными.
.
Рассмотрим различные программы и пособия и выясним, на что авторы акцентируют свое внимание на содержание знаний о здоровье и ЗОЖ.
Основной целью программы «От рождения до школы», разработанной на основе федеральных государственных требований, (Н. Е. Вераксы, Васильева М.А., Гербова В.В. Комарова Т.С.) является охрана жизни и укрепление здоровья детей, всестороннее воспитание и обучение, подготовка к школе.
В соответствии
с программой физическое воспитание
в дошкольном учреждении должно осуществляться
как на специальных физкультурных
занятиях, так и в повседневной
жизни. Во всех возрастных группах большое
внимание уделяется воспитанию у
детей культурно-гигиенических
Задачи, содержание работы по приобщению дошкольников к ЗОЖ представлены в ряде программ и методических пособий, которые содержат рекомендации по формированию здоровьесберегающего поведения.
Авторы программы «Радуга» (Доронова Т.Н., Гербова В.В., Гризик Т.И.) акцентирует внимание педагогов на взаимодействие взрослого и ребенка, в основу которого положена забота о физическом, психическом и эмоциональном благополучии ребенка. Они считают, что рекомендациям по организации ЗОЖ детей необходимо следовать неукоснительно. Двигаться ребенок должен на протяжении всего дня (2/3 длительности периода бодрствования). Обязательно целенаправленные ежедневные специально организованные занятия (классические физкультурные или музыкальные ритмические). В прогулки включаются занятия по физическому воспитанию как их составные части. Программа предусматривает активно-двигательный подъем после сна (утреннюю зарядку дома), а также гигиеническую разминку до завтрака как необходимый активизатор организма ребенка. В программе подчеркивается важность знания и умения воспитателя определять особенности физического развития ребенка для формирования у детей культуры движения.
Авторы
программы преследуют цель на протяжении
дошкольного детства
«Детство» — разработана авторским коллективом кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. Герцена (Логинова В.И., Бабаева Т.И. и др.). Это программа многогранного развития и воспитания личности ребенка, ее гуманистической направленности в разных видах деятельности.
Содержание программы
условно объединено вокруг четырех
основных блоков: «Познание», «Гуманное
отношение», «Созидание», «Здоровый
образ жизни». Блок «Здоровый образ
жизни» создает условия для
Необходимо обратить внимание на выделенные уровневые показатели физического развития детей (высокий, средний, низкий) для каждой возрастной группы, что позволяет педагогу правильно построить свою работу.
Программа решает следующие задачи:
Отличительные особенности раздела: в программу включены сложные упражнения. В частности, дошкольники осваивают лазанье по веревочной лестнице, канату, а также группировку, перекаты в положении группировки.
В программе отмечается, что, заботясь о физической нагрузке, взрослый не должен забывать о любознательности и пытливости, формирующемся познавательном интересе в этом возрасте. Поэтому, прежде чем приступить к физическим упражнениям или играм по воспитанию основ ЗОЖ, полезно поставить ребенка перед необходимостью решения задачи [15;99].
Косвенное отношение к рассматриваемой проблеме имеет программа Авдеевой Н., Князевой О. Стеркиной Р. «Основы безопасности детей дошкольного возраста» и учебно-методическое пособие этих же авторов по работе с детьми старшего дошкольного возраста «Безопасность глазами ребенка» В них даются рекомендации по выполнению физиологически целесообразного режима дня по обеспечению достаточной двигательной активности, воспитанию у детей активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, что достигается медико-гигиеническим воспитанием и обучением. Авторы подчеркивают, что знание основ гигиены и элементов медицины способствует повышению эффективности проводимых в дошкольных учреждениях и в семье физкультурно – оздоровительных мероприятий.
В данной программе выделен раздел «Эмоциональное благополучие ребенка». Основным условием работы по этому разделу авторы считают профилактику возникновения эмоционального дискомфорта у детей в ДОУ, создание благоприятной атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и доброжелательным общением. Кроме того, авторы предлагают методы и приемы обучения детей осознанному восприятию своих чувств и желаний, умению выражать их соответствующим образом, спокойно относиться к желаниям и суждениям других детей, а также способам выхода из конфликтной ситуации. Но в данной программе не рассматривается формирование здоровьесберегающего гигиенического и двигательного поведения как одного из способов приобщения к здоровому образу жизни [15;170].
В программе Ю. Ф. Змановского «Здоровый дошкольник» из сборника «Оздоровительные технологии XXI века» включены следующие разделы:
• организация рациональной двигательной активности детей;
• реализация системы эффективного закаливания;
• комплекс психогигиенических и психокоррекционных средств и методов;
• обеспечение полноценного питания;
• создание условий для оздоровительных режимов детей. Кроме того, в представленной программе отмечена важность создания условий для возникновения положительных эмоций, даются следующие задачи психогигиены:
– выявление факторов, способствующих возникновению и развитию дистрессовых невротических состояний у детей;
применение
психолого-педагогических приемов, направленных
на купирование и предупреждение
нежелательных аффективных
– обеспечение условий для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке дня детей;
– создание благоприятного психологического микроклимата в ДОУ и по возможности всемье;
– организация специальной игровой комнаты в ДОУ для проведения индивидуально-подгрупповой коррекционой работы [6;10].
Как видно из вышеописанного, в представленной программе не освещается вопрос развития осознанности и самостоятельности двигательного поведения, работа с детьми по выработке адекватного проявления тех или иных эмоций и чувств не рассматривается. Вся программа основывается на физиологии дошкольника.
Программа В. Г. Алямовской «Как воспитать здорового ребенка» выделяет специальный подраздел, связанный с воспитанием у дошкольников потребности в ЗОЖ, которое осуществляется по следующим направлениям:
• привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
• развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;
• обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
• формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;
• формирование элементарных представлений об окружающей среде;
• формирование привычки ежедневных физических упражнений.
Автор отмечает, что дети учатся приемам расслабления, аутотренингу, самомассажу, разминке в постели, проведению закаливающих и гигиенических процедур, оказанию элементарной медицинской помощи, обращению с инструментами и веществами, получают начальные познания о полезных и вредных растениях, правилах обработки овощей и фруктов, знакомятся с правилами гигиены жилища, ухода за одеждой и постелью.
В данной программе речь идет в основном о формировании у детей гигиенической культуры, ставится вопрос о формировании культурно– гигиенических навыков на основе осознания функционирования органов и систем. Вряд ли через аутотренинг, самомассаж, разминку в постели можно вызвать у дошкольников желание выполнять ежедневные физические упражнения [2;5].
В программе приобщения ребенка к социальному миру С. Я. Козловой «Я – человек», которую представляет Т. Е. Ерофеева в книге «Современные образовательные программы для дошкольных учреждений» содержатся концептуальные положения, на которых построена программа: