Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 15:26, курсовая работа
Цель исследования – поиск эффективных педагогических условий организации опыта на освоение образовательной области «Здоровья» детьми 5 года жизни. Задачи исследования:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
Рассмотреть уровень освоения образовательной области «Здоровья» детьми 5 года жизни.
Проанализировать программы и пособия о содержании знаний о здоровом образе жизни.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы здоровья и здорового образа жизни. 8
1.1 Понятия и значение здоровья и здорового образа жизни 8
1.2 Современные подходы формирования здоровья и здорового образа жизни 14
1.3 Содержание знаний о здоровом образе жизни 18
1.4 Условия формирования представлений о здоровом образе жизни 31
1.5 Опыт работы дошкольных образовательных учреждений 36
Заключение 41
Используемая литература 43
По нашему мнению, здоровье – это состояние, при котором осуществляется полноценная реализация биологических, психических, социальных, экономических, духовных функций человека и общества, а также оптимальной трудоспособности и активности при максимальной продолжительности жизни, которые определяются уровнем освоенности общечеловеческих, государственных, региональных и национальных ценностей культуры.
Понятие «здоровье» неотделимо от понятия «образ жизни», который определяется как устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экономических условиях способ жизнедеятельности людей, проявляющийся в их труде, досуге, удовлетворении материальных и духовных потребностей, нормах общения и поведения [1;13].
Образ жизни предопределяет механизмы адаптации организма человека к условиям окружающей среды, гармоничное взаимодействие всех органов и систем органов, способствующее полноценному выполнению им социальных функций и достижению продолжительной жизни. Образ жизни является также плодом культурного творчества человека и результатом его свободного выбора [10;60].
Понятие образа жизни по своему составу является сложным. Оно позволяет выявить ценностные ориентации людей, причины их поведения, стиля жизнедеятельности, обусловленные укладом и уровнем жизни. Образ жизни относится к факторам, непосредственно влияющим на здоровье. Существуют несколько определений понятия «здоровый образ жизни» (Ю.П. Лисицина, Г.И. Царегородцева и Казначеева В.П), в основу которых заложены такие отправные суждения, как поведение человека, способы жизнедеятельности, поддержание здоровья, отсутствие вредных привычек и др. [7;27].
Под образом
жизни понимается система поведения
человека в процессе его жизнедеятельности,
которая основана на личном опыте, традициях
и принятых нормах поведения. От того,
какой образ жизни ведет
В международном
терминологическом словаре
Перечислены и основные аспекты здорового образа жизни:
Один из ведущих исследователей факторов здорового образа жизни Степанов А. Д. пишет о следующих аспектах здорового образа жизни:
Заметная роль, которую имеют наследственные факторы в обеспечении здоровья человека. Недоучет типологических особенностей человека делает его беззащитным и уязвимым для действия неблагоприятных условий и обстоятельств жизни.
К факторам внешней среды, оказывающим влияние на организм, ученые относят: энергетические воздействия (включая физические поля), динамический и химический характер атмосферы, водный компонент; физические, химические и механические характеристики воздействия поверхности Земли, характер биосистем местности и их ландшафтных сочетаний; сбалансированность и стабильность климатических и пейзажных условий и ритма природных явлений и др.
Значительная
зависимость человека от природных
факторов и их непредсказуемость
предопределили стремление человека сделать
себя более защищенными, независимым
от превратностей природы, для чего
он создавал и изобретал все новое,
облегчающие его жизнь, все более
благоприятные условия
Отсюда следует, что ЗОЖ – это стиль жизнедеятельности, соответствующий наследственным особенностям организма, условиям существования человека, ориентированный на культуру сохранения, укрепления и восстановления здоровья, необходимого для выполнения личностно и общественно значимых функций.
По нашему мнению, в определении этого понятия, необходимо учитывать: наследственность, функционирование организма, стиль жизни и состояние окружающей среды.
Проблема формирования здорового образа жизни последние десятилетия является объектом изучения таких исследователей как Ю. П. Лисицин, Г. А. Бутко, И. В. Журавлева, А. И. Антонов. Ими сделаны выводы о том, что у старших дошкольников:
Понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни» образуют между собой связи, обозначение которых позволяет обобщенно выразить их содержание и использовать его в педагогической практике.
Итак, понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни» являются сложными. Первое из них отражает смысл сохранения и развития биологических, социальных, духовных функций человека и общества и определяется уровнем освоенности общечеловеческих, государственных и национально-региональных ценностей культуры.
Второе характеризует стиль жизнедеятельности, обусловленный особенностями организма человека, условиями его существования и ориентированный на сохранение, укрепления и восстановления здоровья, необходимого для выполнения человеком личностно и общественно значимых функций.
Таким образом, формирование культуры здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья человека через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний для организации правильного питания, стиля жизни, в борьбе с гиподинамией (пониженная подвижность), стрессом, вредными привычками. Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о ЗОЖ играет система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребенка, как отмечает ряд авторов (А.Ф. Аменд, С.Ф. Васильев, М.Л. Лазарев, О.В.Морозова, Т.В. Поштарева, О.Ю. Толстова, З.И. Тюмасева и др.), - проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и ЗОЖ. На образование, как социальный способ обеспечения наследования культуры, социализации и развития личности, возложена надежда государственной политики по формированию индивидуальной культуры ЗОЖ подрастающего поколения, как одной из основных составляющих национальной культуры здорового образа жизни.
1.2 Приобщение детей 5 года жизни к ЗОЖ
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.
Формирование ЗОЖ во многом обусловлено процессом социализации индивида. Развитие и социализация ребенка происходит в определенной социальной среде, которая является важным фактором регуляции его поведения. В исследованиях Н.В. Бордовской, В.П.Озерова, СЮ. Толстовой, О.Л. Трещевой, С.О. Филипповой подчеркивается роль социума как среды формирования у детей определенного образа жизни. Социальное направление в решении проблемы формирования здорового образа жизни также прослеживается в работах В.П. Петленко и Н.Г.Веселова. Проблеме формирования здоровье сберегающей культуры работников ДОУ, педагогического процесса посвящены труды С.В.Васильева, Г.К. Зайцева, Н.Б. Захаревич, Е.Е. Луниной.
Любое общеобразовательное учреждение (и в первую очередь детский сад) должно стать «школой здорового стиля жизни» детей, где любая их деятельность (познавательная, двигательная, коммуникативная, а также прием пищи и др.) будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.
Во всех документах регламентирующие деятельность современного дошкольного образовательного учреждения задача сохранения и укрепления здоровья ребенка стоит на первом месте (Федеральные государственные требования (23.11.2009) , Типовое положение о ДОУ (1.07.1995), Концепция дошкольного воспитания (1989) и тд.).
Так, например, в концепции дошкольного воспитания говориться, что «сверху донизу должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии. Если забота о физическом здоровье ребенка в том или ином виде отражается во всех документах, регламентирующих работу воспитателя, то требование «психологического благополучия ребенка» звучит как бессмысленное словосочетание. На самом деле это требование по отношению к задачам его развития является очень важным».
Поэтому охрана здоровья детей, не достигших 18 лет является заботой взрослых (участников образовательного процесса).
В Федеральных государственных требованиях утверждены приказом Министерства образования и науки РФ 23 ноября 2009 года №655 (зарегистрированы 8 февраля 2010 года), задача здоровья обозначена в разделе физическое развитие ребенка, раздел включает две образовательные области:
1. «физическая культура»
2. «здоровье»
Содержание образовательной области «Здоровье»:
Данная область направлена на достижение цели охраны здоровья детей и формировании основы культуры здоровья, через решение следующих задач:
- сохранение и укреплении физического и психического здоровья детей;
- воспитание культурно гигиенических навыков;
- формирование
начальных представлений о
Задачи и содержание воспитания детей дошкольного возраста многогранны. Особое место среди них занимают проблемы охраны здоровья детей и их физического воспитания, т.к. от эффективности решения этих проблем зависит полноценное развитие ребенка.
У детей среднего дошкольного возраста есть все предпосылки для стойкого формирования представлений о здоровом образе жизни:
- активно
развиваются психические
- заметны
положительные изменения в
- дети
способны самостоятельно
На физиологическое состояние детей среднего дошкольного возраста большое влияние оказывает их психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от ментальных установок. Для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания. Для этого ежедневно в группах детского сада проводится утренняя гимнастика, цель которой – создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Утренняя гимнастика и специальные занятия физкультурой в спортивном зале сопровождаются музыкой, что «благоприятно влияет на эмоциональную сферу дошкольника, способствует хорошему настроению детей, формирует их представления о здоровом образе жизни» [14;6].
Большое значение на формирование представлений детей среднего дошкольного возраста о ЗОЖ оказывают подвижные игры. Проводятся они в группе, на специальных занятиях, во время прогулок и в промежуточные интервалы между занятиями. Подвижные игры обязательно включаются и в музыкальные занятия. Игры детей среднего дошкольного возраста организует воспитатель, но чаще всего сами дети. Как правило, дети играют небольшими группами. Чувство радости, самостоятельности в игре стимулирует дошкольников стремиться к еще большей физической активности и к организации ЗОЖ [14;15].